Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ГЛАША́ТАЙ

Κή­ρυξ, герольд, гла­ша­тай, уже у Гоме­ра име­ет осо­бен­ное зна­че­ние и в силу важ­но­сти его обя­зан­но­сти счи­та­ет­ся непри­кос­но­вен­ным. Как посред­ник меж­ду раз­лич­ны­ми государ­ства­ми, он сто­ял под защи­той меж­ду­на­род­но­го пра­ва (ср. Hdt. 7, 133 слл.). Спар­тан­цы бро­си­ли в коло­дезь вест­ни­ка пер­сид­ско­го царя, тре­бо­вав­ше­го у них покор­но­сти. Но потом они почув­ст­во­ва­ли угры­зе­ния сове­сти, и двое из их сограж­дан доб­ро­воль­но про­си­ли отдать их пер­сид­ско­му царю в воз­мездие за совер­шен­ное зло­де­я­ние. Царь одна­ко ото­слал их назад (см. Bu­lis, 2). Из-за уби­е­ния героль­да (Plut. Pers. 30) воз­ник­ла непри­ми­ри­мая враж­да меж­ду Афи­на­ми и Мега­ра­ми.

Героль­ды, все­гда сво­бод­ные люди, отправ­ля­ли обще­ст­вен­ные и част­ные обя­зан­но­сти: они были посла­ми вождей, в геро­и­че­ское вре­мя они пек­лись о сто­ле, раз­ли­ва­ли вино, при­слу­жи­ва­ли гостям, при­во­ди­ли пев­цов, запря­га­ли колес­ни­цу и т. д. Их обще­ст­вен­ные обя­зан­но­сти отно­си­лись к собра­ни­ям, судо­про­из­вод­ству, рели­ги­оз­ным про­цес­си­ям в боль­шие празд­ни­ки, к жерт­во­при­но­ше­ни­ям, они участ­во­ва­ли при объ­яв­ле­нии вой­ны и при заклю­че­нии мира. В каче­стве гла­ша­та­ев в Афи­нах, где толь­ко незна­чи­тель­ные люди посвя­ща­ли себя этой служ­бе, они под­вер­га­лись неко­то­ро­му экза­ме­ну, состо­яв­ше­му, веро­ят­но, глав­ным обра­зом в испы­та­нии силы голо­са, и содер­жа­лись за счет государ­ства. Их жезл из лав­ра или мас­ли­ны, обви­тый дву­мя зме­я­ми, назы­вал­ся κη­ρυκεῖον; как послы мира, они носи­ли олив­ко­вую ветвь, пере­ви­тую шер­стя­ны­ми повяз­ка­ми. У рим­лян этот посох назы­вал­ся ca­du­ceus (из κα­ρύκιον). Носив­ший его назы­вал­ся то ca­du­cea­tor, то prae­co, le­ga­tus или ora­tor; этим рим­ляне отли­ча­ли послан­ни­ков мира от воен­ных героль­дов или fe­tia­les (см. это сло­во).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 273—274.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА