Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХАЛДЕ́И

Chaldæi, Χαλ­δαῖοι, соб­ст­вен­но были жите­ли вави­лон­ской стра­ны меж­ду Евфра­том и Тиг­ром, по всей веро­ят­но­сти, вышед­шие из гор­ных стран Арме­нии. Xen. Cyr. 3, 1, 34. Strab. 12. p. 549. От них назва­на была хал­де­я­ми каста жре­цов в Вави­лоне. Лукул­лом они были поко­ре­ны под власть рим­лян (Plut. Luc. 19)[1], и так как они отли­ча­лись зна­ни­ем аст­ро­но­мии, то после того как нача­ли раз­ли­чать аст­ро­но­мию от аст­ро­ло­гии (ср. Astro­lo­gia), хал­де­я­ми назы­ва­ли в Риме всех тех, кото­рые буд­то зна­ли искус­ство — по поло­же­нию звезд опре­де­лять буду­щее. Дру­гие назва­ния их были: Ba­by­lo­nii, astro­lo­gi, mathe­ma­ti­ci, ge­neth­lia­ci, pla­ne­ta­rii, ἀπο­τελεσ­μα­τικοί; их искус­ство назы­ва­лось: mathe­sis, ἀστρο­λογία πι­νακι­κή (ср. ниже), γε­νεθ­λιαλο­γία, με­τεωρο­λογία, ἀπο­τελεσ­μα­τική. По их уче­нию, звезда­ми бла­го­при­ят­ны­ми и озна­чав­ши­ми сча­стье (ἀγα­θοποιοὶ ἀστέ­ρες) были: Ve­nus, Iupi­ter, Lu­na, Vir­go, Lib­ra, Tau­rus; пред­ве­щав­ши­ми несча­стье (κα­κοποιοί, ma­le­fi­ci) счи­та­лись: Sa­tur­nus, Mars, Scor­pio, Cap­ri­cor­nus; напро­тив, Mer­cu­rius мог озна­чать и сча­стье и несча­стье, смот­ря по поло­же­нию дру­гих звезд (ἐπί­κοινος ἀστήρ). В осно­ва­ние пред­ска­за­ний пола­гал­ся час рож­де­ния, и затем дела­лось срав­не­ние гос­под­ст­во­вав­шей в дан­ный час звезды с поло­же­ни­ем про­чих. При этом поль­зо­ва­лись извест­ны­ми кален­дар­ны­ми таб­ли­ца­ми (πί­νακες, поче­му это искус­ство и назы­ва­лось πι­νακι­κή, в про­ти­во­по­лож­ность κα­νονι­κή, т. е. аст­ро­но­мии), в кото­рых на каж­дый отдель­ный день пока­зы­ва­лись вос­хож­де­ние и захож­де­ние, дви­же­ние и рас­сто­я­ние све­тил небес­ных (po­si­tus ac spa­tia. Tac. ann. 6, 21). Но чтобы под­ве­сти это к часу рож­де­ния, для это­го опять суще­ст­во­ва­ли счет­ные таб­ли­цы, из кото­рых они, кро­ме того, исчис­ля­ли так­же вре­мя, бла­го­при­ят­ное для нача­ла како­го-нибудь пред­при­я­тия; отсюда выра­же­ния: nu­me­ri Ba­by­lo­nii, и Thra­syl­li, Chal­dai­cae ra­tio­nes (Hor. od. 1, 11, 2. Iuv. 6, 576. Cic. div. 2, 47). Даль­ней­шее нам неиз­вест­но. Хотя хал­деи ока­зы­ва­лись неред­ко обман­щи­ка­ми, кото­рые с корыст­ной целью поль­зо­ва­лись лег­ко­ве­ри­ем и есте­ствен­ным стрем­ле­ни­ем людей при­под­нять заве­су буду­ще­го, и хотя древ­ние авто­ры часто гово­рят о ничтож­но­сти и нена­деж­но­сти их зна­ния, тем не менее рядом с этим даже у людей, отли­чав­ших­ся серь­ез­ным направ­ле­ни­ем мыс­лей, заме­ча­ет­ся склон­ность к вере в это искус­ство. На этом осно­ва­нии сте­че­ние к ним наро­да было уди­ви­тель­ное и вли­я­ние их для каж­до­го вла­сти­те­ля было опас­но, чем опять объ­яс­ня­ют­ся посто­ян­но воз­об­нов­ляв­ши­е­ся гоне­ния про­тив них, изгна­ние их из Рима и Ита­лии и даже смерт­ная казнь их. Все это, одна­ко, не мог­ло иско­ре­нить ни это­го направ­ле­ния, ни веры в аст­ро­ло­гию и поль­зо­ва­ния ею, тем более что импе­ра­то­ры, под­чи­ня­ясь воз­зре­ни­ям и поня­ти­ям сво­его вре­ме­ни, пер­вые нару­ша­ли свои соб­ст­вен­ные пове­ле­ния. (Боль­шой, напри­мер, извест­но­стью поль­зо­вал­ся хал­дей Thra­syl­lus, друг Тибе­рия, Tac. ann. 6, 21). Поэто­му они до позд­ней­ших вре­мен рим­ско­го язы­че­ства то и дело появ­ля­лись опять, и, таким обра­зом, сбы­лись сло­ва Таци­та (hist. 1, 22): mathe­ma­ti­ci, ge­nus ho­mi­num po­ten­ti­bus in­fi­dum, spe­ran­ti­bus fal­lax, quod in ci­vi­ta­te nostra et ve­ta­bi­tur sem­per et re­ti­ne­bi­tur.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Ссыл­ка добав­ле­на по RE. В тек­сте непо­нят­ная ссыл­ка: Liv. 97. 46.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 276—277.
    См. по теме: ДРИОПЫ • КУРИОСОЛИТЫ • ЭЛЕВТЕТЫ • ЭЛИСИЙЦЫ, ЭЛИЗИЙЦЫ •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА