Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХЕРСОНЕС

Cher­sonēsus, ἡ Χερ­σό­νησος, в атти­че­ском диа­лек­те Χερ­ρό­νησος. Так назы­ва­лись сле­дую­щие полу­ост­ро­ва:

1) Фра­кий­ский Хер­со­нес, Cher­so­ne­sus Thra­ci­ca, часто назы­вав­ший­ся про­сто Хер­со­не­сом; он про­сти­рал­ся в юго-запад­ном направ­ле­нии меж­ду Фра­кий­ским морем и Гел­лес­пон­том и при Кар­дии посред­ст­вом пере­шей­ка (ἰσθμός) в 36 ста­дий шири­ны, защи­щен­но­го сте­ной, соеди­нял­ся с мате­ри­ком. Запад­ный мыс при вхо­де в Гел­лес­понт назы­вал­ся Масту­си­ей, ныне Ca­po Gre­co. Гре­ки (афи­няне) осно­ва­ли здесь коло­нии, но потом они были вытес­не­ны пер­са­ми, а затем коло­ни­я­ми вла­де­ли македо­няне, Антиох сирий­ский и нако­нец рим­ляне. Hdt. 6, 33—36. Теперь он назы­ва­ет­ся Дар­да­нель­ским пор­том или Гал­ли­по­ли;

2) Таври­че­ский или Скиф­ский Хер­со­нес, ныне Крым, в Евк­син­ском Пон­те, соеди­ня­ет­ся узким пере­шей­ком Τάφ­ρος или Τάφ­ραι (ныне Пере­коп) с зем­лею ски­фов-нома­дов. Вдоль южно­го бере­га с запа­да на восток тяну­лась цепь гор, самым южным мысом на запа­де был Κριοῦ Μέ­τωπον, ныне Кара­дже или Ага-Бурун; еще несколь­ко далее на запад нахо­дил­ся мыс Пар­фе­ний, извест­ный хра­мом и куль­том Арте­ми­ды (Ἄρτε­μις Ταυ­ροπό­λος), кото­рой при­но­си­лись чело­ве­че­ские жерт­вы. Полу­ост­ров отде­лял­ся от восточ­но­го бере­га Пон­та Ким­ме­рий­ским Бос­фо­ром. Он был богат соля­ны­ми озе­ра­ми. Запад­ная часть его назы­ва­лась так­же Герак­лей­ским Хер­со­не­сом, куда из Пон­та пере­се­ли­лись герак­лей­цы и осно­ва­ли город Хер­со­нес (раз­ва­ли­ны близ Шур­шей);

3) Cher­so­ne­sus mag­na — мыс и гавань в Афри­ке (Mar­ma­ri­ca), ныне Рак­са­тин;

4) самая южная око­неч­ность ост­ро­ва Сар­ди­нии, ныне Ca­po Teu­la­da;

5) город на ост­ро­ве Крит при мысе Зефи­рии;

6) Ким­вр­ский Хер­со­нес, ныне Ютланд­ский полу­ост­ров, см. Cimbri.

Кро­ме того, это назва­ние име­ли мысы близ Сино­пы, Афон­ской горы, Тео­са, Кар­фа­ге­на и др.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 280.
См. по теме: ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА • ДЕРТОЗА, ДЕРТОССА • ДИКЕАРХИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА