Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КЛИМЕ́НТ

Cle­mens,

1) Cle­mens Ro­ma­nus, Кли­мент рим­ский, один из отцов апо­столь­ской церк­ви и древ­ней­ших епи­ско­пов рим­ских, по всей веро­ят­но­сти, тот самый, на кото­ро­го ука­зы­ва­ет св. апо­стол Павел (фил. 4, 3) как на σύ­νερ­γος ἐν Κυ­ρίῳ[1]; автор посла­ния к корин­фя­нам, кото­рое в те вре­ме­на поль­зо­ва­лось боль­шим ува­же­ни­ем. Он умер в 101 г.;

2) Cle­mens Ale­xandri­nus, Кли­мент алек­сан­дрий­ский, соб­ст­вен­но Ti­tus Fla­vius Cle­mens, сна­ча­ла был языч­ни­ком, но, не най­дя удо­вле­тво­ре­ния в мир­ской муд­ро­сти и, несмот­ря на все­воз­мож­ные путе­ше­ст­вия, не уто­лив жаж­ды к зна­нию, он, как уче­ник Пан­те­на, в 189 г. посту­пил учи­те­лем в его кате­хи­зи­че­скую шко­лу в Алек­сан­дрии, но спу­стя 12 лет, от гоне­ния Сеп­ти­мия Севе­ра дол­жен был бежать в Иеру­са­лим, где осно­вал хри­сти­ан­скую шко­лу, а впо­след­ст­вии при­был в Антио­хию. Он умер, веро­ят­но, меж­ду 207 и 220 гг. Он напи­сал доволь­но тяже­лым и напы­щен­ным язы­ком сочи­не­ние, состо­я­щее из трех частей: προτ­ρεπτι­κός, где пред­став­ля­ет пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ства над гре­че­ской фило­со­фи­ей; παι­δαγω­γός, где пока­зы­ва­ет боже­ст­вен­ное вос­пи­та­ние чело­ве­че­ства и раз­ви­ва­ет пре­вос­ход­ное уче­ние о нрав­ст­вен­но­сти, и нако­нец, 8 книг στρω­ματεῖς или στρώ­ματα (ков­ры, раз­но­цвет­ные изо­бра­же­ния), где ста­вит и ста­ра­ет­ся решить важ­ней­шие вопро­сы чело­ве­че­ско­го позна­ния и опро­вер­га­ет вся­кое лож­ное зна­ние (γνῶ­σις). Из его хри­сти­ан­ских гим­нов дошел до нас толь­ко один. В нем явля­ет­ся он и хри­сти­ан­ским мыс­ли­те­лем, и чело­ве­ком с бла­го­род­ным теп­лым чув­ст­вом. Изд. Vic­to­rius (1550 г.), Syl­burg (1592 г.), Pot­ter (1715), Klotz (1831, в 4 тт.).

См. также:
КЛИМЕНТ (Античные писатели)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Помощ­ни­ка в Гос­по­де (пер. О. В. Люби­мо­вой).

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 298.
    Купить набор Себе можно верить. Обнимательные метафорические карты https://www.chitai-gorod.ru/
    См. по теме: АПОЛЛИНАРИС • АРАТОР • ЕВСТАФИЙ • АРНОБИЙ •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА