Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КЛЕРУХИ́Я

[1] Κλη­ρουχία, co­lo­nia.

A) Гре­че­ские коло­нии были осно­ва­ны отча­сти по при­чи­нам поли­ти­че­ским, отча­сти для ком­мер­че­ских целей. По поли­ти­че­ским при­чи­нам: 1) когда побеж­ден­ное пле­мя остав­ля­ло свою роди­ну, как это в боль­ших раз­ме­рах слу­чи­лось после похо­да дорян и герак­лидов; мас­са гре­че­ско­го насе­ле­ния отхлы­ну­ла в Малую Азию и осно­ва­ла там вдоль бере­гов ряд эолий­ских, ионий­ских и дорий­ских коло­ний, кото­рые на этом при­бре­жье победо­нос­но защи­ща­ли гре­че­скую куль­ту­ру про­тив вар­ва­ров, шед­ших с восто­ка; из исто­ри­че­ских вре­мен могут слу­жить при­ме­ра­ми подоб­ных коло­ний Мес­се­на и Мас­са­лия; 2) когда одна поли­ти­че­ская пар­тия долж­на была усту­пить место дру­гой (Тарент и Сира­ку­зы); или, нако­нец, 3) когда слиш­ком уве­ли­чи­ва­лось насе­ле­ние (Регий). Более, одна­ко, обык­но­вен­ной при­чи­ной высе­ле­ния было рас­ши­ре­ние ком­мер­че­ских свя­зей. Для этой цели выби­ра­лись пре­иму­ще­ст­вен­но при­бреж­ные стра­ны, в кото­рых мож­но было устро­ить удоб­ные гава­ни и открыть море­пла­ва­ние. Это стрем­ле­ние пове­ло к самым обшир­ным посе­ле­ни­ям в при­бреж­ных стра­нах ази­ат­ских, на бере­гах Пон­та и фра­кий­ско­го Бос­фо­ра и на окра­и­нах Ита­лии, Сици­лии и Гал­лии. В этом отно­ше­нии коло­нии обна­ру­жи­ли еще бо́льшую дея­тель­ность, чем мет­ро­по­лии их в Елла­де. Поз­же при­со­еди­ни­лось к тому еще стрем­ле­ние при­об­ре­сти силь­ные стра­те­ги­че­ские пунк­ты, из кото­рых мож­но было охра­нять тор­го­вые сооб­ще­ния. Со вре­мен Алек­сандра даже жела­ние обес­пе­чить инва­лидов слу­жи­ло побуж­де­ни­ем к осно­ва­нию новых горо­дов.

Повод к отправ­ле­нию коло­нии и ука­за­ние на выбор места давал обык­но­вен­но дель­фий­ский ора­кул (ред­ко какой-нибудь дру­гой). В руко­во­ди­те­ли высе­ле­ния, οἰκισ­τής или κτίσ­της, назна­чал­ся обык­но­вен­но чело­век, отли­чав­ший­ся высо­ки­ми каче­ства­ми. Отпра­вить­ся мог вся­кий, кто толь­ко заяв­лял об этом свое жела­ние, даже ино­стран­цы, впро­чем, ино­гда при вызо­вах к высе­ле­нию, кото­рые дела­лись посред­ст­вом героль­дов, опре­де­лял­ся извест­ный класс людей. Οἰκισ­τής дол­жен был раз­ме­рить и раздать заня­тую зем­лю, поло­жить осно­ва­ние горо­ду, если тако­во­го рань­ше не было, и т. п. (Посе­лен­цы, отправ­ля­е­мые в суще­ст­ву­ю­щие уже горо­да, назы­ва­лись осо­бен­ным име­нем ἔποικοι, см. это сло­во). После смер­ти он поль­зо­вал­ся поче­стя­ми, какие ока­зы­ва­ли геро­ям.

[2] Мет­ро­по­ли­ей (μητ­ρό­πολις) коло­нии было то государ­ство, кото­рое имен­но дава­ло так назы­вае­мо­го οἰκισ­τής и основ­ную часть посе­лен­цев. Обя­зан­но­сти коло­ний по отно­ше­нию к мет­ро­по­ли­ям были лишь такие, какие нала­га­ло на них чув­ство посто­ян­ной род­ст­вен­ной свя­зи. Учреди­тель­ная гра­мота содер­жа­ла в себе пер­вые опре­де­ле­ния как об этом, так и об устрой­стве коло­нии. Хотя сле­ду­ет пола­гать, что коло­нии сохра­ня­ли обыч­ное устрой­ство сво­их мет­ро­по­лий, одна­ко в поли­ти­че­ском отно­ше­нии они были вполне неза­ви­си­мы от них. Это было толь­ко исклю­че­ни­ем, когда они долж­ны были пла­тить пода­ти мет­ро­по­лии или полу­ча­ли оттуда свои выс­шие долж­ност­ные лица. Но глав­ное боже­ство и рели­ги­оз­ные куль­ты мет­ро­по­лии, рав­но как и свя­щен­ный огонь из ее при­та­нея, пере­но­си­лись посе­лен­ца­ми в новую роди­ну. Коло­нии отправ­ля­ли так­же посоль­ства (θεω­ρίαι) с дара­ми на глав­ные празд­ни­ки мет­ро­по­лии и чека­ни­ли моне­ты свои с гер­бом ее. Они пред­став­ля­ли граж­да­нам мет­ро­по­лии пра­во почет­но­го места (προεδ­ρία) на обще­ст­вен­ных зре­ли­щах и при новом высе­ле­нии испра­ши­ва­ли ино­гда у нее так назы­вае­мо­го οἰκισ­τής. [3] От этих коло­ний отли­ча­ют­ся: 1) тор­го­вые фак­то­рии, устра­и­вав­ши­е­ся обще­ства­ми в чужих государ­ствах, напр. в Егип­те (Hdt. 2, 178), и 2) кле­ру­хии, слу­жив­шие, веро­ят­но, образ­цом рим­ских коло­ний. При учреж­де­нии послед­них дей­ст­во­ва­ло пра­во победи­те­ля, состо­яв­шее в том, чтобы занять зем­лю побеж­ден­ных и раздать ее победи­те­лям, в виде наслед­ст­вен­ных вла­де­ний или участ­ков (κλῆ­ροι). В этом смыс­ле могут быть как кле­ру­хи уже рас­смат­ри­вае­мы доряне в Пело­пон­не­се и фес­са­лий­цы по отно­ше­нию к пене­стам. Впо­след­ст­вии это отно­ше­ние было осо­бен­но раз­ви­то афи­ня­на­ми, начи­ная с 506 по 388 г. до Р. Х., и слу­жи­ло, вме­сте с разору­же­ни­ем союз­ни­ков (σύμ­μα­χοι), глав­ней­шим сред­ст­вом к рас­про­стра­не­нию афин­ско­го могу­ще­ства. Древ­ней­шим при­ме­ром подоб­ной коло­ни­за­ции слу­жит Хал­кида, где гип­по­боты были выгна­ны из сво­их вла­де­ний и зем­ля их разде­ле­на была на 4000 участ­ков (κλῆ­ροι) и розда­на афин­ским граж­да­нам (Hdt. 5, 77; поз­же, одна­ко, отно­ше­ния в Хал­киде изме­ни­лись). То же самое слу­чи­лось впо­след­ст­вии, по побуж­де­нию Кимо­на, на ост­ро­ве Ски­ро­се, а при Перик­ле — на Лес­бо­се, в Хер­со­не­се, на Анд­ро­се и др. После сра­же­ния при Эгос­пото­мах все кле­ру­хии были поте­ря­ны; вско­ре, одна­ко, учреж­де­ны были новые; в 380 г. опять все уни­что­же­ны, вслед­ст­вие неудо­воль­ст­вия, какое они воз­буж­да­ли. Одна­ко уже в 356 г. опять встре­ча­ют­ся подоб­ные кле­ру­хии, так как учреж­де­ние их было слиш­ком удоб­ным сред­ст­вом для дема­го­гов при­об­ре­сти себе рас­по­ло­же­ние бед­ней­ших клас­сов. Из доб­ро­воль­но являв­ших­ся выби­ра­лось, посред­ст­вом жре­бия, опре­де­лен­ное чис­ло кле­ру­хов; бед­ней­шие снаб­жа­лись ору­жи­ем и путе­вы­ми день­га­ми. Они оста­ва­лись афин­ски­ми граж­да­на­ми и мог­ли во вся­кое вре­мя явить­ся в Афи­ны и там поль­зо­вать­ся все­ми пра­ва­ми граж­дан; они мог­ли даже иметь посто­ян­ное житель­ство в Афи­нах и свои участ­ки отда­вать в арен­ду пер­во­на­чаль­ным вла­дель­цам или вооб­ще посто­рон­ним лицам. Но, конеч­но, посе­лен­ные кле­ру­хи обра­зо­ва­ли меж­ду собой отдель­ные общи­ны, нахо­див­ши­е­ся в тес­ней­шей зави­си­мо­сти от мет­ро­по­лии, кото­рая часто в самой кле­ру­хии име­ла государ­ст­вен­ное иму­ще­ство. Они были обя­за­ны к воен­ной служ­бе и к дру­гим повин­но­стям в Афи­нах (хал­кид­ские кле­ру­хи снаб­ди­ли эки­па­жем 20 афин­ских кораб­лей у Арте­ми­сии и Сала­ми­на). Несмот­ря на то, что они сво­бод­но выби­ра­ли себе началь­ство, они нахо­ди­лись под кон­тро­лем Афин; сло­вом, они слу­жи­ли глав­ным обра­зом для рас­ши­ре­ния афин­ско­го могу­ще­ства. Дань пла­ти­ли толь­ко немно­гие из них. Выс­ший суд над ними при­над­ле­жал Афи­нам. Ср. Boeckh, Staatsha­us­hal­tung, I, стр. 555 слл.

[4] B) Рим­ляне осно­вы­ва­ли коло­нии свои не так, как гре­ки, в местах нена­се­лен­ных, но посы­ла­ли их в горо­да уже суще­ст­во­вав­шие, пер­во­на­чаль­но для того, чтобы они, в каче­стве гар­ни­зо­на ново­по­ко­рен­но­го горо­да, наблюда­ли за непри­я­те­лем и укреп­ля­ли за Римом новое при­об­ре­те­ние, а так­же для того, чтобы они слу­жи­ли бази­сом для новых заво­е­ва­ний, как, напр., Вену­зия. Рядом с этой воен­ной целью высту­пи­ла вско­ре и дру­гая цель, а имен­но, при­стро­ить этим спо­со­бом недо­воль­ных и бед­ных граж­дан и, таким обра­зом, сохра­нить спо­кой­ст­вие в Риме. Нако­нец, со вре­мен Сул­лы ста­ли учреж­дать воен­ные коло­нии, для того толь­ко, чтобы выслу­жив­шим­ся вои­нам дать посто­ян­ное место­пре­бы­ва­ние и проч­ные сред­ства к жиз­ни (что сопря­же­но было с вели­чай­ши­ми наси­ли­я­ми и жесто­ко­стя­ми по отно­ше­нию к преж­ним оби­та­те­лям). Это учреж­де­ние слу­жи­ло глав­ным сред­ст­вом к тому, чтобы рас­про­стра­нить во всех стра­нах рим­скую нацио­наль­ность и утвер­дить победу за рим­ским язы­ком и гос­под­ст­вом. [5] Коло­нии выво­ди­лись с осо­бен­ны­ми цере­мо­ни­я­ми, осо­бен­ны­ми, на этот слу­чай назна­чен­ны­ми лица­ми (Tri­um­vi­ri co­lo­niae de­du­cen­dae, так­же Sep­tem­vi­ri, даже Vi­gin­ti­vi­ri) и полу­ча­ли устрой­ство и маги­ст­ра­ту­ру напо­до­бие рим­ских, см. Ma­gistra­tus mu­ni­ci­pa­lis. По пра­вам сво­им, жите­ли коло­ний были несколь­ких раз­рядов: a) co­lo­niae ci­vium Ro­ma­no­rum, b) co­lo­niae La­ti­nae, см. La­tium, 7. Послед­ние совер­шен­но оттес­ни­ли на зад­ний план коло­нии граж­дан рим­ских. Нако­нец, были еще c) co­lo­niae juris Ita­li­ci, т. е. коло­нии, нахо­див­ши­е­ся в про­вин­ци­ях и, в виде исклю­че­ния, поль­зо­вав­ши­е­ся пра­вом, какое име­ли коло­нии, нахо­див­ши­е­ся в Ита­лии, отно­си­тель­но осво­бож­де­ния от пода­тей и т. п., см. Ius Ita­li­cum. И во вре­ме­на импе­рии осно­вы­ва­лись так­же co­lo­niae mi­li­ta­res. Послед­ней коло­ни­ей это­го рода была Веро­на, выведен­ная импе­ра­то­ром Гал­ли­е­ном в 265 г. от Р. Х.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 303—304.
См. по теме: ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • КОВАРСТВО, ОБМАН • АКТУАРИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА