КЛЕРУХИ́Я
A) Греческие колонии были основаны отчасти по причинам политическим, отчасти для коммерческих целей. По политическим причинам: 1) когда побежденное племя оставляло свою родину, как это в больших размерах случилось после похода дорян и гераклидов; масса греческого населения отхлынула в Малую Азию и основала там вдоль берегов ряд эолийских, ионийских и дорийских колоний, которые на этом прибрежье победоносно защищали греческую культуру против варваров, шедших с востока; из исторических времен могут служить примерами подобных колоний Мессена и Массалия; 2) когда одна политическая партия должна была уступить место другой (Тарент и Сиракузы); или, наконец, 3) когда слишком увеличивалось население (Регий). Более, однако, обыкновенной причиной выселения было расширение коммерческих связей. Для этой цели выбирались преимущественно прибрежные страны, в которых можно было устроить удобные гавани и открыть мореплавание. Это стремление повело к самым обширным поселениям в прибрежных странах азиатских, на берегах Понта и фракийского Босфора и на окраинах Италии, Сицилии и Галлии. В этом отношении колонии обнаружили еще бо́льшую деятельность, чем метрополии их в Елладе. Позже присоединилось к тому еще стремление приобрести сильные стратегические пункты, из которых можно было охранять торговые сообщения. Со времен Александра даже желание обеспечить инвалидов служило побуждением к основанию новых городов.
Повод к отправлению колонии и указание на выбор места давал обыкновенно дельфийский оракул (редко какой-нибудь другой). В руководители выселения, οἰκιστής или κτίστης, назначался обыкновенно человек, отличавшийся высокими качествами. Отправиться мог всякий, кто только заявлял об этом свое желание, даже иностранцы, впрочем, иногда при вызовах к выселению, которые делались посредством герольдов, определялся известный класс людей. Οἰκιστής должен был размерить и раздать занятую землю, положить основание городу, если такового раньше не было, и т. п. (Поселенцы, отправляемые в существующие уже города, назывались особенным именем ἔποικοι, см. это слово). После смерти он пользовался почестями, какие оказывали героям.
[2] Метрополией (μητρόπολις) колонии было то государство, которое именно давало так называемого οἰκιστής и основную часть поселенцев. Обязанности колоний по отношению к метрополиям были лишь такие, какие налагало на них чувство постоянной родственной связи. Учредительная грамота содержала в себе первые определения как об этом, так и об устройстве колонии. Хотя следует полагать, что колонии сохраняли обычное устройство своих метрополий, однако в политическом отношении они были вполне независимы от них. Это было только исключением, когда они должны были платить подати метрополии или получали оттуда свои высшие должностные лица. Но главное божество и религиозные культы метрополии, равно как и священный огонь из ее пританея, переносились поселенцами в новую родину. Колонии отправляли также посольства (θεωρίαι) с дарами на главные праздники метрополии и чеканили монеты свои с гербом ее. Они представляли гражданам метрополии право почетного места (προεδρία) на общественных зрелищах и при новом выселении испрашивали иногда у нее так называемого οἰκιστής. [3] От этих колоний отличаются: 1) торговые фактории, устраивавшиеся обществами в чужих государствах, напр. в Египте (Hdt. 2, 178), и 2) клерухии, служившие, вероятно, образцом римских колоний. При учреждении последних действовало право победителя, состоявшее в том, чтобы занять землю побежденных и раздать ее победителям, в виде наследственных владений или участков (κλῆροι). В этом смысле могут быть как клерухи уже рассматриваемы доряне в Пелопоннесе и фессалийцы по отношению к пенестам. Впоследствии это отношение было особенно развито афинянами, начиная с 506 по 388 г. до Р. Х., и служило, вместе с разоружением союзников (σύμμαχοι), главнейшим средством к распространению афинского могущества. Древнейшим примером подобной колонизации служит Халкида, где гиппоботы были выгнаны из своих владений и земля их разделена была на
[4] B) Римляне основывали колонии свои не так, как греки, в местах ненаселенных, но посылали их в города уже существовавшие, первоначально для того, чтобы они, в качестве гарнизона новопокоренного города, наблюдали за неприятелем и укрепляли за Римом новое приобретение, а также для того, чтобы они служили базисом для новых завоеваний, как, напр., Венузия. Рядом с этой военной целью выступила вскоре и другая цель, а именно, пристроить этим способом недовольных и бедных граждан и, таким образом, сохранить спокойствие в Риме. Наконец, со времен Суллы стали учреждать военные колонии, для того только, чтобы выслужившимся воинам дать постоянное местопребывание и прочные средства к жизни (что сопряжено было с величайшими насилиями и жестокостями по отношению к прежним обитателям). Это учреждение служило главным средством к тому, чтобы распространить во всех странах римскую национальность и утвердить победу за римским языком и господством. [5] Колонии выводились с особенными церемониями, особенными, на этот случай назначенными лицами (Triumviri coloniae deducendae, также Septemviri, даже Vigintiviri) и получали устройство и магистратуру наподобие римских, см. Magistratus municipalis. По правам своим, жители колоний были нескольких разрядов: a) coloniae civium Romanorum, b) coloniae Latinae, см. Latium, 7. Последние совершенно оттеснили на задний план колонии граждан римских. Наконец, были еще c) coloniae juris Italici, т. е. колонии, находившиеся в провинциях и, в виде исключения, пользовавшиеся правом, какое имели колонии, находившиеся в Италии, относительно освобождения от податей и т. п., см. Ius Italicum. И во времена империи основывались также coloniae militares. Последней колонией этого рода была Верона, выведенная императором Галлиеном в 265 г. от Р. Х.