Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОММЕНТА́РИИ

Com­men­ta­rii или так­же com­men­ta­ria, сло­во, про­ис­хо­дя­щее от com­men­ta­ri. Этим озна­ча­ет­ся вся духов­ная дея­тель­ность, кото­рая пред­ше­ст­ву­ет пред­став­ле­нию пред­ме­та в пись­мен­ном изло­же­нии, таким обра­зом у ора­то­ра, напр., заготов­ле­ние мате­ри­а­ла посред­ст­вом обду­мы­ва­ния (me­di­ta­tio) или запи­сы­ва­ние заме­ток, начер­та­ние пла­на, изло­же­ние и дик­тов­ка отдель­ных частей (Cic. Brut. 87, 301). Отсюда com­men­ta­tio озна­ча­ет тако­го рода дея­тель­ность, а com­men­ta­rium — эскиз речи (Brut. 164. de or. 1, 23, 108). Это выра­же­ние ста­ло столь общим, что пере­не­се­но было на вся­кую при­гото­ви­тель­ную работу, даже на при­готов­ле­ния учи­те­ля фех­то­ва­ния. Далее оно ста­ло при­ме­нять­ся ко вся­ко­му слег­ка набра­сы­вае­мо­му изло­же­нию. Запис­ки Цеза­ря назы­ва­ют­ся com­men­ta­rii в про­ти­во­по­лож­ность тому, что назы­ва­ет­ся scri­be­re his­to­riam (Cic. Brut. 262). Потом этим име­нем назы­ва­лись запис­ки, кото­рые пре­по­да­ва­те­ли состав­ля­ли для сво­их лек­ций (Mad­vig к Cic. fin. p. 621), как это дока­зал Dernburg (Hal­le, 1869) отно­си­тель­но insti­tu­tio­nes Гая, и сочи­не­ние Квин­ти­ли­а­на insti­tu­tio ora­to­ria так­же выра­бота­лось из запи­сок. В таком же смыс­ле употреб­ля­ют гре­ки ὑπομ­νή­ματα и σχο­λικὰ ὑπομ­νή­ματα (Lehrs de Aris­tar­hi stud. Hom. p. 24). В рим­ской лите­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся com­men­ta­rii re­gum (запис­ки о пра­вах и обя­зан­но­стях царей), com­men­ta­rii pon­ti­fi­cum, com­men­ta­rii augu­rum, cen­so­rum, con­su­lum и дру­гих долж­ност­ных лиц; все эти запис­ки отно­сят­ся к кру­гу дея­тель­но­сти каж­до­го из назван­ных долж­но­стей.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 314.
См. по теме: ЭНКИКЛИЯ • ЭПИТАЛАМИЙ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА