Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КРО́НОС

Κρό­νος, по-лат. Sa­tur­nus, сын Ура­на и Геи (Γαῖα), млад­ший из Тита­нов (He­siod. theg. 137), оско­пив­ший и низ­верг­ший отца сво­его и вме­сте с про­чи­ми Тита­на­ми при­сво­ив­ший себе гос­под­ство над миром. Он соче­тал­ся с сест­рою сво­ею Реей, от кото­рой роди­лись Гестия, Демет­ра, Гера, Гадес, Посей­дон и Зевс (He­siod. theog. 452 слл.). Так как, одна­ко, Гея пред­ска­за­ла ему, что он будет низ­верг­нут с пре­сто­ла одним из детей сво­их, то он погло­щал их тот­час после рож­де­ния, за исклю­че­ни­ем Зев­са (см. Ζεύς, 5), кото­ро­го спас­ла Рея. Зевс низ­верг сво­его отца и при­нудил его при помо­щи искус­ства Геи, или же боги­ни Μῆ­τις, изрыг­нуть погло­щен­ных им детей. Кро­нос, низ­верг­ну­тый вме­сте с Тита­на­ми (см. Ti­ta­nes) и лишен­ный гос­под­ства, по одно­му пре­да­нию, заклю­чен, как и осталь­ные Тита­ны, в Тар­тар, по дру­го­му, цар­ст­ву­ет, после при­ми­ре­ния с Зев­сом, на ост­ро­вах бла­жен­ных вме­сте с Рада­ман­фи­ем. He­siod. opp. et d. 169. Pind. ol. 2, 76. Кро­нос, кажет­ся, пер­во­на­чаль­но был бог зем­леде­лия (κρό­νος от κρά­νω, κραίνω, делать зре­лым), кото­ро­му покло­ня­лись в неко­то­рых местах Гре­ции; поэто­му отож­де­ст­ви­ли его с ита­лий­ским богом посе­вов Сатур­ном (Sa­tur­nus), и обра­зо­ва­лось пре­да­ние, буд­то он, после низ­вер­же­ния сво­его Зев­сом, бежал в Ита­лию и там полу­чил власть от Яна (Ianus). Ov. fast. 1, 233. В его цар­ст­во­ва­ние был золо­той век. Ov. fast. 1, 193. 293 слл. met. 1, 89 слл. Ti­bull. 1, 3, 35 слл. По име­ни Сатур­на Ита­лия назва­на Sa­tur­nia и ита­лий­цы — Sa­tur­nia gens. Ov. fast. 5, 625. 1, 237. С 17 декаб­ря, после окон­ча­ния жат­вы, празд­но­ва­лись в честь его в Риме в про­дол­же­ние 7 дней Sa­tur­na­lia. В этом празд­ни­ке ста­ра­лись как бы вос­кре­сить память о золотых днях его цар­ст­во­ва­ния: пре­кра­ща­ли вся­кую работу и при кли­ках: Io Sa­tur­na­lia, io bo­na Sa­tur­na­lia, пре­да­ва­лись необуздан­но­му весе­лью; пиро­ва­ли, игра­ли, дела­ли друг дру­гу подар­ки, уго­ща­ли рабов за сво­им сто­лом в знак того, что в цар­ст­во­ва­ние Сатур­на не было ника­ко­го раз­ли­чия меж­ду сосло­ви­я­ми. Древ­ний храм бога нахо­дил­ся у подош­вы Капи­то­лия, в нем хра­ни­лась государ­ст­вен­ная каз­на. У гре­ков были подоб­ные же празд­не­ства в честь Кро­но­са, как и в Ита­лии, т. наз. Κρό­νια; впро­чем, покло­не­ние ему не было так рас­про­стра­не­но и не име­ло тако­го зна­че­ния. В Афи­нах был посвя­щен ему храм у подош­вы Акро­по­ля и празд­ник в честь его совер­шал­ся 12 Гека­том­бай­о­на. В Олим­пии на севе­ре от свя­щен­но­го окру­га Ἄλτις воз­вы­шал­ся холм Кро­но­са, на кото­ром ему при­но­си­ли жерт­вы. На ост­ро­ве Кри­те его при­зна­ва­ли за одно и то же боже­ство с фини­кий­ским богом Моло­хом и при­но­си­ли ему в жерт­ву детей. Кро­но­са пред­став­ля­ли в обра­зе стар­ца, в пла­тье, наки­ну­том на заты­лок, с сер­пом в руке (fal­ci­fer, Ov. fast. 1, 234, se­nex, se­nior, там же 5, 34. 627). По сход­ству име­ни его с сло­вом χρό­νος неко­то­рые при­ни­ма­ли его за бога вре­ме­ни.

См. также:
КРОНОС (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 356—357.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА