Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

РАСПЯТИЕ

Crux, казнь через рас­пя­тие на кре­сте, кото­рая про­изо­шла из пове­ше­ния на ar­bor in­fe­lix. Это было самое жесто­кое нака­за­ние и при­ме­ня­лось, соб­ст­вен­но, лишь к рабам, а впо­след­ст­вии к ино­стран­цам и граж­да­нам, кото­рые были hu­mi­les. Гра­беж, мор­ской раз­бой, убий­ство, мятеж, государ­ст­вен­ная изме­на нака­зы­ва­лись рас­пя­ти­ем. Осуж­ден­ный на смерть, неся fur­ca или pa­ti­bu­lum, под уда­ра­ми бичей и пру­тьев пре­про­вож­дал­ся на место каз­ни, где его под­ни­ма­ли на crux, столб, утвер­жден­ный на лоб­ном месте, таким обра­зом, что pa­ti­bu­lum обра­зо­вы­ва­ло пере­кла­ди­ну кре­ста. К ней осуж­ден­но­го плот­но при­гвож­да­ли за руки, а ноги при­би­ва­ли к стол­бу. Изо­бра­же­ние Спа­си­те­ля, несу­ще­го Свой крест, про­ти­во­ре­чит рим­ско­му обы­чаю, пото­му что лишь pa­ti­bu­lum fer­tur, dam­na­ti in cru­cem agun­tur, tol­lun­tur, cru­ci af­fi­gun­tur, а выра­же­ния — cru­ci fi­ge­re не встре­ча­ет­ся. Новое иссле­до­ва­ние с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ской архео­ло­гии пред­ло­жил Zes­ter­mann в двух лейп­циг­ских про­грам­мах (1866—1867).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 357.
См. по теме: АРЕСТ • ДИРИБИТОР • ДОНАЦИЯ • ЗАБОТА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА