Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КИКЛО́ПЫ, ЦИКЛО́ПЫ

Cyclōpes, Κύκ­λω­πες, Κύκ­λωψ, (от κύκ­λος и ὤψ, круг­ло­гла­зый). По Геси­о­ду (theog. 139 слл.), Кик­ло­пы — дети Ура­на и Гайи, чис­лом три: Бронт, Сте­роп и Арг (Βρόν­της, Στε­ρόπης, Ἄργης), страш­ные вели­ка­ны с одним гла­зом, давав­шие Зев­су гром и ковав­шие для него мол­нию, суще­ства, оли­це­тво­ряв­шие сти­хий­ную силу гро­зы. Уран зато­чил их, как и всех сво­их детей, в нед­рах зем­ли, и Кро­нос, кото­ро­му они помог­ли достиг­нуть гос­под­ства, так­же дер­жал их в узах, пока нако­нец Зевс не осво­бо­дил их и не сде­лал сво­и­ми послуш­ны­ми слу­га­ми. He­siod. theog. 503. Впо­след­ст­вии они были уби­ты Апол­ло­ном за то, что Зевс убил мол­нией сына его Аскле­пия. У Гоме­ра Кик­ло­пы явля­ют­ся совер­шен­но в дру­гом виде. Остав­ляя в сто­роне отно­ше­ния их к Зев­су, Гомер пред­став­ля­ет их гру­бым и силь­ным пле­ме­нем вели­ка­нов, живу­щим дале­ко на запа­де в диком состо­я­нии и не знаю­щим ни зако­нов, ни государ­ст­вен­но­го поряд­ка. Они не обра­ба­ты­ва­ют зем­лю, хотя она весь­ма пло­до­род­на, но зани­ма­ют­ся ското­вод­ст­вом и живут отдель­но друг от дру­га, вся­кий со сво­ею семьею, в пеще­рах; в сво­ей над­мен­но­сти они нисколь­ко не заботят­ся о богах. Сво­и­ми раз­бой­ни­чьи­ми напа­де­ни­я­ми они заста­ви­ли феа­ков, сво­их соседей, высе­лить­ся из стра­ны и посе­лить­ся подаль­ше от них. Пред­ста­ви­те­лем этих гру­бых и диких существ явля­ет­ся людо­ед Поли­фем (см. Οδυσ­σεύς, 3). Hom. Od. 9, 106 слл. 231 слл. Verg. A. 3, 616 слл. Когда в позд­ней­шие вре­ме­на ста­ли счи­тать Сици­лию и осо­бен­но Этну за место­пре­бы­ва­ние гоме­ров­ских кик­ло­пов, то и сами кик­ло­пы, в кото­рых опять высту­пи­ло при­пи­сы­вае­мое им Геси­о­дом каче­ство коваль­щи­ков мол­нии для Зев­са, пре­об­ра­зо­ва­лись в помощ­ни­ков бога-куз­не­ца Гефе­ста, кото­рые внут­ри Этны или на сосед­нем вул­ка­ни­че­ском ост­ро­ве Липа­ре кова­ли для Зев­са гром и мол­нию, для богов и геро­ев ору­жие. Verg. G. 4, 170 слл. A. 8, 416 слл. Из этих кик­ло­пов упо­ми­на­ют­ся Бронт, Сте­роп, Пирак­мон, Ака­мант. От этих кик­ло­пов отли­ча­ют дру­гих кик­ло­пов, кото­рым, как силь­ным вели­ка­нам, при­пи­сы­ва­ли соору­же­ние древ­ней­ших гро­мад­ных постро­ек, так назы­вае­мых кик­ло­по­вых стен (см. Ar­chi­tec­ti, 1). Эти кик­ло­пы, по пре­да­нию, при­шли с Прой­том из Ликии в Арго­лиду и постро­и­ли кик­ло­по­вы сте­ны в Тирин­фе и Мике­нах; поэто­му Арго­лида назы­ва­ет­ся у Еври­пида (Or. 965) Кик­ло­по­вою стра­ною. И в Епи­ре, Арка­дии и в Лации встре­ча­ют­ся подоб­ные кик­ло­по­вы сте­ны. Искус­ство пред­став­ля­ло кик­ло­пов вели­ка­на­ми с одним гла­зом на лбу, впро­чем так, что под ним по край­ней мере наме­ча­лись гла­за в обык­но­вен­ном их месте.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 363.
См. по теме: ДОЛОН • ДОР • ДРИАДЫ • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Одиссей ослепляет спящего Полифема.
Чернофигурный сосуд для вина.
Глина.
Ок. 500 г. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Одиссей, спасающийся бегством от киклопа Полифема.
Мрамор.
Рим, Музей Торлония.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Полифем, получающий письмо от Галатеи.
Фреска IV стиля.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Полифем и Галатея.
Фреска IV стиля из Помпей (или Геркуланума).
45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА