Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДА́КТИЛЫ, ДА́КТИЛИ

Dac­ty­li Idaei, Ἰδαῖοι Δάκ­τυ­λοι, весь­ма древ­ние фри­гий­ские демо­ны на горе Иде, кото­рым при­пи­сы­ва­лось откры­тие и пер­вая обра­бот­ка желе­за. Мне­ние о том, что демо­ны зани­ма­ют­ся искус­ной обра­бот­кой метал­лов, мало-пома­лу до того рас­про­стра­ни­лось, что их вооб­ще нача­ли счи­тать худож­ни­ка­ми и даже вол­шеб­ни­ка­ми. Как фри­гий­ские демо­ны, они ста­ли в близ­кое отно­ше­ние к фри­гий­ской же богине Рее-Кибе­ле, в каче­стве искус­ных ее слу­жи­те­лей, и впо­след­ст­вии были сопо­став­ля­е­мы с Куре­та­ми и Кори­бан­та­ми; их сме­ши­ва­ли даже с само­фрак­ски­ми Каби­ра­ми и Тель­хи­на­ми. Име­нем сво­им — Δάκ­τυ­λοι — они обя­за­ны сво­е­му искус­ству и сво­ей лов­ко­сти; Цице­рон (n. d. 3, 16) пере­да­ет их имя сло­вом Di­gi­ti. Фри­гий­ских Дак­ти­лов — трое: Кель­мис (от гла­го­ла κη­λεῖν пла­вить), Дам­на­ме­ней (молот — от гла­го­ла δαμ­νᾶν укро­щать) и Акмон (нако­валь­ник). С пере­не­се­ни­ем куль­та Реи-Кибе­лы на ост­ров Крит на гору Иду пере­се­ле­ны были сюда и Дак­ти­лы. Чис­ло их здесь про­сти­ра­лось до пяти, — шестым был идей­ский Геракл. Насчи­ты­ва­ли их и 10 (5 муж­ско­го и 5 жен­ско­го пола), 52 и 100, сооб­ра­жа­ясь, может быть, с чис­лом горо­дов ост­ро­ва Кри­та.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 368.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭХЕМ • ДЕЙНО • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА