Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕДА́ЛЫ

Δαίδα­λα, τὰ, празд­не­ства в честь Зев­са и Геры в Бео­тии, на кото­рых сим­во­ли­че­ски пред­став­ля­лась сце­на из брач­ной жиз­ни этих двух божеств. Ста­туя Геры, оде­тая в сва­деб­ную одеж­ду и сопро­вож­дае­мая друж­кою, вез­лась на колес­ни­це в тор­же­ст­вен­ном шест­вии на вер­ши­ну горы Кифе­ро­на, где при­но­си­лись затем в жерт­ву Зев­су бык, а Гере — коро­ва. Раз­ли­ча­ли боль­шие и малые Деда­лы. Малые Деда­лы справ­ля­лись пла­тей­ца­ми через 7 лет в боль­шой роще при горо­де Алал­ко­ме­нах; сру­ба­ли дуб, ука­зан­ный пти­чьим зна­ме­ни­ем, и выре­зы­ва­ли из его дере­ва изо­бра­же­ние (δαίδα­λον) Геры. На боль­ших Деда­лах, кото­рые празд­но­ва­лись все­ми бео­тий­ца­ми через каж­дые 60 лет, чис­ло изготов­лен­ных на малых Деда­лах изо­бра­же­ний дости­га­ло 14-ти, т. е. чис­ла союз­ных горо­дов, пред­ста­ви­те­ли кото­рых нес­ли их в поряд­ке, ука­зан­ном жре­би­ем, в общей про­цес­сии на гору Кифе­рон, где сжи­га­ли их при жерт­во­при­но­ше­ни­ях, чем и заклю­чал­ся боль­шой 60-лет­ний пери­од празд­неств. Paus. 9, 3.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 368—369.
См. по теме: ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭРОТИДИИ, ЕРОТИДИИ • ДИОМЕИ • ДИОНИСИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА