ДЕСЯТИ́НА, ДЕКАТА
Δεκάτη,
1) установленная близ Византии Алкибиадом и другими афинскими полководцами в 411 г. до Р. Х. корабельная пошлина для всех не афинских судов, которые шли из Понта (Xen. Hell. 1, 1, 22), и, вероятно, и для тех, которые входили в него. Таможня (δεκατευτήριον) находилась в Хрисополе, в области халкедонской. Поражение при Эгос-Потамах заставило афинян прекратить взимание этой пошлины. Около 392 г. она опять возобновлена была Фрасибулом и отдана на откуп. Xen. Hell. 4, 8, 27. По анталкидскому миру она, вероятно, опять прекратилась (в 387 г.). Что она служила для афинян весьма богатым источником доходов — это можно заключить из весьма оживленной торговли, которая велась по этому тракту. Когда упоминается о местах для взимания десятины (δεκατευτήρια), всегда разумеются корабельные пошлины.
Впрочем, названия: десятина, откупщики десятины (δεκατῶναι), взиматели десятины (δεκατηλόγοι) встречаются и в другом значении. Во-первых, десятина сельских произведений как подать от несвободного владения. Такой десятины требовал тиран от всех своих подданных, такой же десятиною пользовалось афинское государство от всех принадлежавших ему земельных владений; в особенности такого рода подать взимаема была в пользу храмов, которые вследствие добровольных приношений или насильственного завоевания владели недвижимым имуществом, но предоставляли за десятину пользоваться им частным лицам или общинам. Так напр., греки дали обет по счастливом окончании войны с персами обложить десятиной (δεκατεύειν) в пользу дельфийского бога все государства, помогавшие неприятелям. Во-вторых, десятина является как ἀπαρχή (доля богов) от того, что достается человеку. Десятина этого рода приносилась богам под видом какого-нибудь посвящаемого им дара. Статуя Афины Защитницы (Πρόμαχος) в афинском кремле была даром (ἀνάθημα), сооруженным из десятины от добычи, сделанной при Марафоне. Paus. 1, 28, 2. При всякой конфискации имущества и при изыскании денежной пени в Афинах десятая доля принадлежала казне богини Афины, а пятидесятая доля — остальным богам. В казну Афины поступала также десятая часть дани, платившейся союзниками;
2) семейный праздник в Афинах, совершавшийся обыкновенно на десятый день по рождении ребенка. Справлять этот праздник называлось: δεκάτην θύειν или ἑστιᾶν. Новорожденный получал подарки от родных, и в этот же день обыкновенно ему давали имя. Совершение этого домашнего торжества принималось также за доказательство, что дитя признается отцом.