Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕСЯТИ́НА, ДЕКАТА

Δε­κάτη,

1) уста­нов­лен­ная близ Визан­тии Алки­би­а­дом и дру­ги­ми афин­ски­ми пол­ко­во­д­ца­ми в 411 г. до Р. Х. кора­бель­ная пошли­на для всех не афин­ских судов, кото­рые шли из Пон­та (Xen. Hell. 1, 1, 22), и, веро­ят­но, и для тех, кото­рые вхо­ди­ли в него. Тамож­ня (δε­κατευ­τήριον) нахо­ди­лась в Хри­со­по­ле, в обла­сти хал­кедон­ской. Пора­же­ние при Эгос-Пота­мах заста­ви­ло афи­нян пре­кра­тить взи­ма­ние этой пошли­ны. Око­ло 392 г. она опять воз­об­нов­ле­на была Фра­си­бу­лом и отда­на на откуп. Xen. Hell. 4, 8, 27. По антал­кид­ско­му миру она, веро­ят­но, опять пре­кра­ти­лась (в 387 г.). Что она слу­жи­ла для афи­нян весь­ма бога­тым источ­ни­ком дохо­дов — это мож­но заклю­чить из весь­ма ожив­лен­ной тор­гов­ли, кото­рая велась по это­му трак­ту. Когда упо­ми­на­ет­ся о местах для взи­ма­ния деся­ти­ны (δε­κατευ­τήρια), все­гда разу­ме­ют­ся кора­бель­ные пошли­ны.

Впро­чем, назва­ния: деся­ти­на, откуп­щи­ки деся­ти­ны (δε­κατῶ­ναι), взи­ма­те­ли деся­ти­ны (δε­κατη­λόγοι) встре­ча­ют­ся и в дру­гом зна­че­нии. Во-пер­вых, деся­ти­на сель­ских про­из­веде­ний как подать от несво­бод­но­го вла­де­ния. Такой деся­ти­ны тре­бо­вал тиран от всех сво­их под­дан­ных, такой же деся­ти­ною поль­зо­ва­лось афин­ское государ­ство от всех при­над­ле­жав­ших ему земель­ных вла­де­ний; в осо­бен­но­сти тако­го рода подать взи­мае­ма была в поль­зу хра­мов, кото­рые вслед­ст­вие доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний или насиль­ст­вен­но­го заво­е­ва­ния вла­де­ли недви­жи­мым иму­ще­ст­вом, но пре­до­став­ля­ли за деся­ти­ну поль­зо­вать­ся им част­ным лицам или общи­нам. Так напр., гре­ки дали обет по счаст­ли­вом окон­ча­нии вой­ны с пер­са­ми обло­жить деся­ти­ной (δε­κατεύειν) в поль­зу дель­фий­ско­го бога все государ­ства, помо­гав­шие непри­я­те­лям. Во-вто­рых, деся­ти­на явля­ет­ся как ἀπαρ­χή (доля богов) от того, что доста­ет­ся чело­ве­ку. Деся­ти­на это­го рода при­но­си­лась богам под видом како­го-нибудь посвя­щае­мо­го им дара. Ста­туя Афи­ны Защит­ни­цы (Πρό­μα­χος) в афин­ском крем­ле была даром (ἀνά­θημα), соору­жен­ным из деся­ти­ны от добы­чи, сде­лан­ной при Мара­фоне. Paus. 1, 28, 2. При вся­кой кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и при изыс­ка­нии денеж­ной пени в Афи­нах деся­тая доля при­над­ле­жа­ла казне боги­ни Афи­ны, а пяти­де­ся­тая доля — осталь­ным богам. В каз­ну Афи­ны посту­па­ла так­же деся­тая часть дани, пла­тив­шей­ся союз­ни­ка­ми;

2) семей­ный празд­ник в Афи­нах, совер­шав­ший­ся обык­но­вен­но на деся­тый день по рож­де­нии ребен­ка. Справ­лять этот празд­ник назы­ва­лось: δε­κάτην θύειν или ἑστιᾶν. Ново­рож­ден­ный полу­чал подар­ки от род­ных, и в этот же день обык­но­вен­но ему дава­ли имя. Совер­ше­ние это­го домаш­не­го тор­же­ства при­ни­ма­лось так­же за дока­за­тель­ство, что дитя при­зна­ет­ся отцом.

См. также:
ДЕСЯТИНА, ДЕКУМА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 374.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА