Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕМОПОЙЕ́ТЫ, ПРАВО ГРАЖДАНСТВА

Δη­μοποίητοι, назы­ва­лись люди неграж­дан­ско­го про­ис­хож­де­ния, при­ня­тые в чис­ло граж­дан. Гре­че­ские государ­ства вооб­ще не допус­ка­ли вне­се­ние чужих в спис­ки сво­их граж­дан (о Спар­те ср. Hdt. 9, 33. Paus. 3, 11, 6). И в Афи­нах зако­ны о таком при­ня­тии были стро­ги и затруд­ни­тель­ны. De­mocth. Neaer. p. 1375. Лишь заслу­ги, ока­зан­ные наро­ду (ἀνδρα­γαθία εἰς τὸν δῆ­μον) мог­ли давать пра­во на граж­дан­ство. Соот­вет­ст­вен­ное пред­ло­же­ние долж­но было быть сде­ла­но в двух сле­до­вав­ших под­ряд народ­ных собра­ни­ях и во вто­ром — пред­ло­жен­ное лицо долж­но было полу­чить при тай­ной бал­ло­ти­ров­ке по край­ней мере 6000 голо­сов; но даже и в этом слу­чае это реше­ние (как вооб­ще все зако­ны) мог­ло быть опро­те­сто­ва­но в тече­ние одно­го года (γραφὴ πα­ρανό­μων). Несмот­ря на такие меры пре­до­сто­рож­но­сти, в позд­ней­шие вре­ме­на слу­чаи даро­ва­ния прав граж­дан­ства встре­ча­лись чаще, чем это было соглас­но с поль­зою государ­ства. Новые граж­дане, назы­вав­ши­е­ся так­же θέ­σει πο­λῖται и κα­τὰ ψή­φισ­μα πο­λῖται, при­пи­сы­ва­лись к филе и дему; потом­ки их при­ни­ма­лись во фра­трию. Сами они не мог­ли быть изби­рае­мы в архон­ты и не допус­ка­лись к долж­но­сти жре­ца; но дети их, а в извест­ных слу­ча­ях лишь вну­ки, поль­зо­ва­лись пра­вом пол­но­го граж­дан­ства.

См. также:
ГРАЖДАНСТВО, ПРАВО ГРАЖДАНСТВА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 387.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА