Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИАДИКАСИ́Я

Διαδι­κασία, осо­бый род тяж­бы в Афи­нах, спор о пре­иму­ще­стве. Посред­ст­вом диа­ди­ка­сии дело реша­лось в тех слу­ча­ях, когда два лица или несколь­ко лиц предъ­яв­ля­ли свои исклю­чи­тель­ные пра­ва на одну и ту же вещь, или когда вопрос был спор­ный, кто из несколь­ких лиц обя­зан при­нять на себя извест­ную тягость. При­ме­не­ние это­го спо­со­ба судо­про­из­вод­ства нель­зя огра­ни­чить опре­де­лен­ны­ми слу­ча­я­ми. Чаще все­го диа­ди­ка­сия была при спо­рах о наслед­стве и о лей­тур­ги­ях, при кон­фис­ка­ци­ях, когда кто-нибудь заяв­лял свои пра­ва на все кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство или часть его. Заяв­лять свои при­тя­за­ния на пра­во или на вла­де­ние (тако­го рода заяв­ле­ние долж­но было пода­вать пись­мен­но) назы­ва­лось ἀμφισ­βη­τεῖν, ἀντιγ­ρά­φεσ­θαι ἀμφισ­βή­τη­σιν. При заяв­ле­нии про­те­ста вно­си­лась одна драх­ма в виде так назы­вае­мой парас­та­сы (πα­ράσ­τα­σις см. Iudi­cium, 5 и Διαιτη­τής). Meier u. Schoe­mann, Att. Pro­cess, стр. 367. Ср. так­же He­re­di­tas, 4 и Λει­τουρ­γία, 5.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 392.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА