Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИАМАРТИРИ́Я

Διαμαρ­τυ­ρία, род про­те­ста про­тив закон­но­сти нача­тия тяж­бы, кото­рый заяв­лял­ся посред­ст­вом пока­за­ний свиде­те­лей; когда же ответ­чик сам лич­но оспа­ри­вал пра­во на под­ня­тие дела, то это назы­ва­лось πα­ραγ­ρα­φή. Наи­бо­лее извест­на διαμαρ­τυ­ρία, посред­ст­вом кото­рой род­ст­вен­ник по вос­хо­дя­щей линии дока­зы­вал свое пра­во на наслед­ство, остав­ше­е­ся за умер­шим. Он утвер­жда­ет (διαμαρ­τυ­ρεῖται), опи­ра­ясь на то, что пока­зы­ва­ют (δισ­μαρτυ­ροῦσι) свиде­те­ли, что наслед­ство не ἐπί­δικος, т. е., не под­ле­жит судеб­но­му реше­нию. Деся­тая часть спор­ной сум­мы пред­став­ля­лась в виде зало­га (πα­ρακα­ταβο­λή) и выда­ва­лась про­тив­ни­ку, если тому уда­лось дока­зать путем обви­не­ния в лож­ном свиде­тель­стве (ψευ­δομαρ­τυ­ριῶν), что при­тя­за­ния, предъ­яв­ля­е­мые пер­вым посред­ст­вом пока­за­ния свиде­те­лей (διαμαρ­τυ­ρία), не осно­ва­тель­ны. В том слу­чае, когда обви­ни­тель про­иг­ры­вал про­тив свиде­те­ля обви­ня­е­мо­го и не полу­чал по край­ней мере пятой части голо­сов, то он под­вер­гал­ся денеж­но­му взыс­ка­нию, ἐπω­βελία (см. сл.). Ср. так­же Iudi­cium 7. 9.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 393.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА