Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИДАСКА́ЛИИ

Δι­δασ­κα­λία назы­ва­ет­ся:

1) обык­но­вен­но обще­ст­вен­ный памят­ник, таб­ли­ца или так­же пись­мен­ный доку­мент, давав­ший изве­стие о пред­став­ле­нии драм, комедий или тра­гедий, при­чем подроб­но в нем обо­зна­ча­лись и пере­чис­ля­лись авто­ры, вре­мя и место пред­став­ле­ния, осталь­ные состя­зав­ши­е­ся поэты и успех драм. Таким обра­зом, это были кри­ти­че­ские репер­ту­а­ры пред­став­лен­ных на сцене пьес, крат­кие дра­ма­тур­гии, полу­чив­шие свое назва­ние от сло­ва δι­δάσ­κειν, раз. δρᾶ­μα, do­ce­re fa­bu­lam, выра­же­ния, зна­чив­ше­го: поста­вить на сце­ну дра­ма­ти­че­ское про­из­веде­ние. Спис­ки эти состо­я­ли в Афи­нах пер­во­на­чаль­но из таб­лиц с над­пи­ся­ми над­ле­жа­ще­го содер­жа­ния, кото­рые поме­ща­лись в теат­ре. С этих обще­ст­вен­ных памят­ни­ков впо­след­ст­вии были сня­ты копии; содер­жа­ние их было при­веде­но в хро­но­ло­ги­че­ский порядок и изло­же­но соби­ра­те­ля­ми в осо­бых сочи­не­ни­ях, с заме­ча­ни­я­ми и объ­яс­не­ни­я­ми. Подоб­ные теат­раль­ные лето­пи­си назы­ва­лись так­же дидас­ка­ли­я­ми. Ари­сто­тель, гово­рят, пер­вый соста­вил такую лето­пись. При­ме­ру его после­до­ва­ли алек­сан­дрий­ские уче­ные, напр. Дике­арх, Кал­ли­мах, Ари­сто­фан Визан­тий­ский, Ари­старх и др. Из этих, к сожа­ле­нию, поте­рян­ных сочи­не­ний заим­ст­во­ва­ны скуд­ные ука­за­ния, сохра­нив­ши­е­ся у грам­ма­ти­ков и схо­ли­а­стов в изло­же­ни­ях содер­жа­ний отдель­ных комедий и тра­гедий. Подоб­ные спис­ки, напр., спи­сок, состав­лен­ный Атти­ем, были и у рим­лян, как вид­но из поме­щен­ных в руко­пи­сях перед комеди­я­ми Терен­ция крат­ких заме­ток о вре­ме­ни пред­став­ле­ния, о ком­по­ни­стах кан­тик (can­ti­ca) и об испол­не­нии глав­ных ролей. Ср.: Ritschl, Pa­rer­ga, стр. 263. 325;

2) Дидас­ка­лия употреб­ля­ет­ся в смыс­ле самих пьес, пред­став­лен­ных на сцене, ср. Tet­ra­lo­gia.

См. также:
ДИДАСКАЛИИ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 397—398.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА