Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДРУИ́ДЫ

Druĭdæ, Drui­des, Δρυΐδαι, сосло­вие жре­цов, разде­ляв­шее в Гал­лии власть с воин­ст­вен­ной родо­вой зна­тью. Дру­иды не состав­ля­ли соб­ст­вен­но жре­че­ской касты из опре­де­лен­но­го чис­ла семейств, но — закры­тую кор­по­ра­цию, разде­лен­ную на раз­ные клас­сы и сте­пе­ни, с пожиз­нен­ным вер­хов­ным жре­цом во гла­ве. Эта кор­по­ра­ция была выс­шим сосло­ви­ем в государ­стве и осво­бож­де­на от всех государ­ст­вен­ных повин­но­стей, поче­му моло­дые люди, даже из знат­ней­ших семейств, доби­ва­лись при­ня­тия в чис­ло дру­идов. Хотя они жили вме­сте с наро­дом, тем не менее вели стро­гую и скром­ную жизнь и носи­ли осо­бен­ную, при­сво­ен­ную их сану одеж­ду, кото­рая состо­я­ла из корот­ко­го, спе­ре­ди застег­ну­то­го ниж­не­го пла­тья, с узки­ми вни­зу рука­ва­ми и из пла­ща. Они были жре­ца­ми и настав­ни­ка­ми наро­да в свя­щен­ных и мир­ских делах, ула­жи­ва­ли спо­ры част­ных лиц и целых государств, были вра­ча­ми и пред­ска­за­те­ля­ми и вооб­ще пред­ста­ви­те­ля­ми всей духов­ной жиз­ни наро­да. В гла­зах наро­да они поль­зо­ва­лись вели­чай­шим ува­же­ни­ем и име­ли боль­шое вли­я­ние на обще­ст­вен­ные и част­ные дела; если они объ­яв­ля­ли кого-нибудь в опа­ле за пре­ступ­ле­ние или непо­ви­но­ве­ние, то с таким чело­ве­ком народ пре­кра­щал вся­кое обще­ние. Один раз в году, в извест­ное вре­мя, они соби­ра­лись в свя­щен­ном месте, в стране кар­ну­тов, кото­рая, по обще­му мне­нию, нахо­ди­лась в цен­тре всей Гал­лии, и на этом собра­нии они чини­ли суд и рас­пра­ву все­му наро­ду, схо­див­ше­му­ся здесь из всех уде­лов для пред­став­ле­ния им сво­их жалоб и при­тя­за­ний. Уче­ние дру­идов было сокро­вен­ное; оно пере­да­ва­лось сим­во­ли­че­ским и образ­ным спо­со­бом и не мог­ло быть изла­гае­мо пись­мен­но. Чтобы вполне усво­ить это уче­ние, часто тре­бо­ва­лось не менее 20 лет. Кро­ме пол­но­го рели­ги­оз­но­го уче­ния, вновь посту­пив­шие изу­ча­ли: ифи­ку и пра­во­веде­ние, мате­ма­ти­ку, аст­ро­но­мию и есте­ство­веде­ние, вра­че­ва­ние и искус­ство пред­ска­за­ний, все это с боль­шой при­ме­сью мисти­че­ско­го суе­ве­рия. Глав­ным местом, где про­цве­та­ло уче­ние дру­идов, была Бри­тан­ния (а имен­но ост­ров Мона); оттуда, гово­ри­ли, оно про­ник­ло в Гал­лию. При их рели­ги­оз­ных слу­же­ни­ях, кото­рые совер­ша­лись пре­иму­ще­ст­вен­но в свя­щен­ных дубо­вых рощах и на уеди­нен­ных горах и ост­ро­вах, при­но­си­лись даже чело­ве­че­ские жерт­вы. Когда Цезарь явил­ся в Гал­лию, дру­иды еще поль­зо­ва­лись пол­ным ува­же­ни­ем и вли­я­ни­ем; но коль ско­ро, вслед­ст­вие орим­ле­ния стра­ны, древ­няя нацио­наль­ная рели­гия кель­тов при­шла в упа­док, дру­иды лиши­лись сво­его поли­ти­че­ско­го вли­я­ния, а вме­сте с тем и того бла­го­го­ве­ния, с кото­рым преж­де отно­си­лись к их свя­щен­но­му сану. Импе­ра­тор Клав­дий совер­шен­но вос­пре­тил рели­гию дру­идов. С тех пор они уда­ли­лись из обще­ст­вен­ной жиз­ни в свои шко­лы и тай­но про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать на народ посред­ст­вом гада­ний и кол­дов­ства до позд­ней­ших хри­сти­ан­ских вре­мен.

Упо­ми­на­ют­ся так­же жен­щи­ны-дру­иды, Druia­des, Drui­des, как про­ри­ца­тель­ни­цы; но нет точ­ных ука­за­ний на то, в каком отно­ше­нии они сто­я­ли к осталь­ным дру­идам. Caes. b. g. 6, 13. 14. 16. Ср. Strab. 4, 197. Me­la 3, 2. Amm. Marc. 15, 9, 8.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 439—440.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА