Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Ἔκκλη­τος πό­λις, назы­ва­ют­ся дого­во­ры меж­ду дву­мя государ­ства­ми отно­си­тель­но поряд­ка, кото­рый они обя­за­ны соблюдать при судеб­ных делах каса­тель­но под­дан­ных того и дру­го­го государ­ства; про­ис­шед­шие отсюда про­цес­сы назы­ва­лись δί­και ἀπὸ συμ­βό­λων. Подроб­но­сти о дого­во­рах тако­го рода, како­вые, напр., афи­няне заклю­ча­ли со мно­ги­ми государ­ства­ми, неиз­вест­ны. Поста­нов­ле­ния этих дого­во­ров были, веро­ят­но, весь­ма раз­лич­ны, так как они, есте­ствен­но, были при­но­рав­ли­вае­мы к зако­нам государств, кото­рые заклю­ча­ли такие дого­во­ры. Обще­при­ня­тым поряд­ком было, что сто­ро­на, про­иг­рав­шая дело в ино­стран­ном государ­стве, мог­ла апел­ли­ро­вать (ἐκκα­λεῖν) к судам сво­его государ­ства, а может быть, так­же и теряв­ший дело у себя мог пода­вать апел­ля­цию в ино­стран­ное государ­ство. Город, кото­ро­му пода­ва­лась апел­ля­ция, назы­вал­ся тогда ἔκκλη­τος πό­λις, а про­цесс — δί­κη ἔκκλη­τος. В Афи­нах про­цес­сы тако­го рода раз­би­ра­лись перед фесмо­фе­та­ми.

По объ­яс­не­ни­ям грам­ма­ти­ков, про­цес­сы под­власт­ных союз­ни­ков, кото­рые, как извест­но, пере­да­ва­ли веде­ние сво­их про­цес­сов в Афи­ны, назы­ва­лись так­же δί­και ἀπὸ συμ­βό­λων, при­чем, одна­ко, явля­ет­ся сомне­ние, обо­зна­ча­лись ли этим име­нем толь­ко про­цес­сы афи­нян с под­власт­ны­ми им союз­ни­ка­ми, или так­же про­цес­сы союз­ни­ков, из раз­лич­ных государств, или же, нако­нец, про­цес­сы союз­ни­ков одно­го и того же государ­ства меж­ду собою. Отно­си­тель­но заклю­че­ния подоб­ных дого­во­ров афи­ня­на­ми со сво­бод­ны­ми государ­ства­ми сле­ду­ет еще заме­тить, что дого­во­ры всту­па­ли в силу, лишь толь­ко афин­ская комис­сия (δι­κασ­τή­ριον) под пред­седа­тель­ст­вом фесмо­фе­тов утвер­ди­ла их, при­чем государ­ству, заклю­чав­ше­му этот дого­вор, затем уже не раз­ре­ша­лось пред­ла­гать ника­ких изме­не­ний. Послы дру­го­го государ­ства долж­ны были поэто­му иметь пол­но­мо­чия не толь­ко вести пере­го­во­ры, но и прий­ти к каким-нибудь резуль­та­там и окон­ча­тель­но утвер­дить дого­вор.

Сле­ду­ет еще при­ба­вить, что ἔκκλη­τος πό­λις озна­ча­ет так­же государ­ство, кото­рое избра­но дву­мя дру­ги­ми государ­ства­ми как тре­тей­ский судья.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 451.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА