Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭККИКЛЕ́МА

Ἐκκύκ­λη­μα, теат­раль­ная маши­на, посред­ст­вом кото­рой откры­ва­лась зад­няя часть сце­ны и зри­те­лям пока­зы­ва­лась внут­рен­ность двор­ца или дома. Подроб­но­сти ее устрой­ства неиз­вест­ны и едва ли могут быть выяс­не­ны из тех немно­гих мест, где о ней упо­ми­на­ет­ся. Мно­гие дума­ют, что это была неболь­шая дере­вян­ная сце­на, выдви­гав­ша­я­ся через боль­шие две­ри в стене сце­ны и сно­ва ото­дви­гав­ша­я­ся назад, когда внут­рен­ность долж­на была быть невиди­ма. Дру­гие дума­ют наобо­рот, что сте­на сце­ны раз­дви­га­лась и сно­ва сдви­га­лась и что таким обра­зом давал­ся вид внут­рен­но­сти жили­ца. Этот взгляд осно­ван глав­ным обра­зом на Verg. G. 3. 24 и Sen. ep. 88. Такие сце­ны с употреб­ле­ни­ем ἐκκύκ­λη­μα встре­ча­ют­ся Ae­sch. Agam. 1372, ср. 1379. 1438. Soph. Ant. 1293. Ai. 334 сл. Eur. Med. 1314 Hip­pol. 869. Electr. 1187. Aris­toph. Acharn. 408. Thes­moph. 96.

От этой маши­ны отли­ча­ет­ся ἐξώστρα (см. сло­во).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 451.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА