Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭЛЕ́ГИЯ

Elegīa, τὰ ἐλε­γεῖα, поз­же ἡ ἐλε­γεία, род лири­че­ской поэ­зии. Ἐλε­γεῖον озна­ча­ет дву­сти­шие, соеди­не­ние гекза­мет­ра и пен­та­мет­ра, и под τὰ ἐλε­γεῖα или ἡ ἐλε­γεία гре­ки пони­ма­ли вся­кое напи­сан­ное дву­сти­ши­я­ми сти­хотво­ре­ние, без вся­ко­го отно­ше­ния к содер­жа­нию. Поэто­му в гре­че­ской эле­гии не сле­ду­ет искать нынеш­не­го зна­че­ния печаль­ной пес­ни, хотя сло­во ἔλε­γος (неиз­вест­ной эти­мо­ло­гии), кото­рое поло­же­но в осно­ву сло­ва ἐλε­γεῖον, озна­ча­ло у гре­ков печаль­ную песнь под акком­па­не­мент флей­ты. Но так как эле­гия сна­ча­ла не пелась, но чита­лась нарас­пев, то явля­ет­ся вопрос, каким обра­зом эле­гия, не имев­шая пер­во­на­чаль­но ниче­го обще­го с ἔλε­γος, полу­чи­ла от него свое имя. Эле­гия обра­зо­ва­лась из эпо­са око­ло нача­ла олим­пи­ад у ионий­ско­го пле­ме­ни в Малой Азии, у кото­ро­го воз­ник и про­цве­тал так­же эпос; она была пер­вым роб­ким шагом от эпо­са к лири­ке; в ней поэт, скры­ваю­щий­ся в эпи­че­ской поэ­зии за самым сюже­том, взя­тым из про­шло­го, высту­па­ет сам со сво­и­ми жела­ни­я­ми и чув­ства­ми и затра­ги­ва­ет насто­я­щее. Но до сво­бод­но­го, высо­ко­го поле­та мыс­лей, кото­рый царил в раз­вив­шей­ся лири­ке, эле­ги­ки не под­ни­ма­лись; сюже­ты, в кото­рых они вра­ща­лись, не охва­ты­ваю­щие, как у эпи­ков, вели­че­ст­вен­ной кар­ти­ны жиз­ни наро­дов и вели­ких ката­строф целых пле­мен, но избран­ные из бли­жай­шей окруж­но­сти, из оте­че­ства в более узком смыс­ле, все еще настоль­ко пле­ня­ли душу поэта, что его инди­виду­аль­ность мог­ла играть толь­ко вто­ро­сте­пен­ную роль. Это­му соот­вет­ст­ву­ет и близ­кое род­ство эле­ги­че­ско­го дву­сти­шия с эпи­че­ским мет­ром. Так­же и по язы­ку и диа­лек­ту эле­гия при­мы­ка­ет к эпо­су; в ней гос­под­ст­ву­ет, с неболь­ши­ми отступ­ле­ни­я­ми, эпи­че­ски-иони­че­ский диа­лект.

Мож­но раз­ли­чить три пери­о­да в эле­ги­че­ской поэ­зии по пле­ме­нам, кото­рые ею зани­ма­лись. Пер­вое нача­ло при­над­ле­жит ионий­цам, за ними после­до­ва­ли атти­ки и в заклю­че­ние яви­лись алек­сан­дрий­цы. Осно­ва­те­лем эле­гии у гре­ков счи­тал­ся обык­но­вен­но Кал­лин Ефес­ский ок. ол. 1 (776 до Р. Х.) или, по мне­нию дру­гих, несколь­ко поз­же. О жиз­ни его нам не извест­но ниче­го; до нас дошла еще от него одна эле­гия воин­ст­вен­но­го харак­те­ра, в кото­рой он про­буж­да­ет сво­их вялых сооте­че­ст­вен­ни­ков к муже­ст­вен­ной борь­бе про­тив вра­гов. Веро­ят­но, и его осталь­ные эле­гии име­ли воин­ст­вен­ный или поли­ти­че­ский харак­тер, как эле­гии его бли­жай­ших после­до­ва­те­лей, Тир­тея, Соло­на, Фео­гни­са и отча­сти Архи­ло­ха (см. Iam­bo­gra­phi), Мим­нер­ма, Ксе­но­фа­на. К древ­ней­шим эле­ги­че­ским поэтам при­над­ле­жит так­же Асий Самос­ский, быв­ший вме­сте с тем и эпи­ком (см. Pa­ro­dia). Поли­ти­че­ская эле­гия люби­ла встав­лять крат­кие изре­че­ния (гно­мы, сен­тен­ции) поли­ти­че­ско­го и мифи­че­ско­го харак­те­ра, как добы­тые резуль­та­ты житей­ской муд­ро­сти; поэто­му выше­на­зван­ные поэты, как Солон, Фео­гнис и Ксе­но­фан, назы­ва­ют­ся так­же гно­ми­че­ски­ми поэта­ми. Со вре­ме­нем эле­гия уда­ли­лась от поли­ти­че­ской жиз­ни в более скром­ный круг част­ной жиз­ни, вслед­ст­вие чего потом воз­ник­ла сим­по­ти­че­ская (застоль­ная), эро­ти­че­ская (любов­ная) и фре­не­ти­че­ская (печаль­ная) эле­гия. Начат­ки сим­по­ти­че­ской эле­гии вид­ны уже у Архи­ло­ха, фре­не­ти­че­скую осо­бен­но раз­вил Симо­нид Кеос­ский, эро­ти­че­скую Мим­нерм. Пред­ше­ст­вен­ни­ком алек­сандрин­ско­го искус­ства был Анти­мах; осо­бен­но выда­ва­лись Алек­сандр Это­лий­ский, Гер­ме­си­а­накт, Фанокл, Ера­то­сфен, Филе­та и Кал­ли­мах. Эле­гия сде­ла­лась более уче­ным родом поэ­зии и име­ла боль­шое вли­я­ние на рим­скую эле­гию, осо­бен­но на Про­пер­ция. Эле­гии, осо­бен­но поли­ти­че­ские, чита­лись отча­сти в боль­ших пуб­лич­ных собра­ни­ях, но боль­шин­ство — на празд­нич­ных пируш­ках (сим­по­си­ях). На послед­них гром­ко­му, живо­му чте­нию пред­ше­ст­во­ва­ла игра на флей­те, и тою же игрою оно пре­ры­ва­лось вре­мя от вре­ме­ни. В позд­ней­шие вре­ме­на, веро­ят­но, фре­не­ти­че­ские эле­гии сочи­ня­лись для пения с акком­па­не­мен­том флейт.

Луч­шее собра­ние фраг­мен­тов гре­че­ских эле­ги­ков: Bergk, poet. lyr. Grae­ci, p. II (4-е изд., 1882); Хри­сто­ма­тия: Schnei­dewin (1838) и в Анто­ло­ги­ях Stoll’я и Buch­holz’а.

В Риме эле­гия осо­бен­но про­цве­та­ла во вре­ме­на после рес­пуб­ли­ки. Катулл пер­вый меж­ду эле­ги­ка­ми, за ним сле­ду­ет Кор­не­лий Галл; осо­бен­но выда­ют­ся Тибулл, Про­пер­ций и Овидий, и еще в 1 в. по Р. Х. эле­гия была мод­ным родом поэ­зии. Осо­бен­но про­цве­та­ла эро­ти­че­ская эле­гия.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 461—462.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА