Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭЛО́ГИИ, ЕЛО́ГИИ

Elo­gia, про­ис­хо­дит не от ἐλε­γεῖον, так как рим­ский обы­чай не имел ниче­го обще­го с этим гре­че­ским име­нем, но от eli­ge­re, и озна­ча­ет преж­де все­го исто­ри­че­ские над­пи­си, кото­рые име­ли в гене­а­ло­ги­че­ском дере­ве (stem­ma­ta) родов те чле­ны фами­лии, кото­рые зани­ма­ли куруль­ные долж­но­сти. Поз­же подоб­ные фамиль­ные памят­ни­ки выстав­ля­лись в хра­мах, сохра­нив­ши­е­ся при­ме­ры тако­вых собрал Момм­зен (CIL. I. p. 277 слл.). Реже, по-види­мо­му, они быва­ли на ста­ту­ях и гер­мах. Лишь Август при­ка­зал выста­вить на назван­ном по его име­ни фору­ме ста­туи зна­ме­ни­тых рим­лян, начи­ная с Энея и Рому­ла (Suet. Oct. 31. Hor. od. 4, 8, 13), и снаб­дить их ело­ги­я­ми, из коих одна, на Мария, сохра­ни­лась несо­мнен­но, а дру­гие — веро­ят­но; так­же в дру­гих горо­дах, как Арец­цо, Пом­пе­ях, были най­де­ны подоб­ные ело­гии. См. Mom­msen в указ. м. стр. 283. Лишь вслед­ст­вие этих нахо­док зна­че­ние таких памят­ни­ков выяс­ни­лось; Zell (die röm. Elo­gien, 1847) и Göttling (opusc. p. 139) име­ют о нем самые смут­ные поня­тия.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 466.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА • ЭПОХА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА