Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭЛИ́СИЙ, ЕЛИ́СИЙ, ЕЛИ́ЗИЙ, ЭЛИ́ЗИУМ

Ely­sium, Ἠλύ­σιον πε­δίον (доли­на при­бы­тия), поз­же про­сто Ἠλύ­σιον, Νῆ­σοι μα­κάρων, In­su­lae bea­to­rum, for­tu­na­to­rum, In­su­lae for­tu­na­tae; у Гоме­ра (Od. 4, 563) это — кра­си­вая нива на запад­ной окра­ине зем­ли по эту сто­ро­ну оке­а­на, где живут люди без труда в бла­жен­стве; там нет сне­гу, нет бурь и дождей, но веч­но дует с Оке­а­на тихий зефир. Там живет бело­ку­рый Рада­ман­фий и туда при­хо­дят так­же дру­гие любим­цы Зев­са, не испы­тав смер­ти, как Мене­лай, зять Зев­са. Ср. Eur. Hel. 1976. Геси­од (opp. et da. 167 слл.) гово­рит об ост­ро­вах бла­жен­ных, νῆ­σοι μα­κάρων, у Оке­а­на, где герои чет­вер­то­го поко­ле­ния людей ведут по смер­ти бла­жен­ную жизнь под вла­стью Кро­но­са. Пин­дар (ol. 2, 61 слл.) дела­ет раз­ли­чие меж­ду Ели­си­ем, местом пре­бы­ва­ния под зем­лей, и бла­жен­ны­ми ост­ро­ва­ми. В это послед­нее место выс­ше­го сча­стья при­хо­дят, по орфи­че­ско-пифа­го­рей­ско­му уче­нию, те, кото­рые три раза без­вин­но совер­ши­ли круг по зем­ле и под зем­лей (Ели­сий); здесь нахо­дит­ся замок вла­сти­те­ля Кро­но­са, кото­рый выбрал себе в помощ­ни­ки и судьи Рада­ман­фия; там живут Пелей, Кадм и Ахил­лей.

Рим­ские поэты сле­ду­ют гре­кам в опи­са­ни­ях Ели­сия. Вер­ги­лий (A. 6, 541 слл.) при­во­дит его, как позд­ней­шие гре­ки, в связь с под­зем­ным цар­ст­вом. Эту фан­та­сти­че­скую стра­ну иска­ли и в дей­ст­ви­тель­ном мире (Канар­ские ост­ро­ва, Мадей­ра), так что мог­ла быть даже речь о пере­се­ле­нии туда (Hor. epod. 16, 41. Plut. Sert. 83).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 467.
См. по теме: ЭННЕАОДЫ, ЕННЕАОДЫ • ЭПАКРИЯ, ЕПАКРИЯ • ДАТ • ЭЛЛОПИЯ, ЕЛЛОПИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА