Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭФЕ́ТЫ, ЕФЕТЫ

Ἐφέ­ται, кол­ле­гия судей в Афи­нах, учреж­де­ние кото­рой древ­ние отно­си­ли к мифи­че­ским вре­ме­нам, а Пол­лукс (8, 124), по недо­ра­зу­ме­нию, — ко вре­ме­ни Дра­ко­на. Сло­во это про­из­во­дит­ся раз­ным обра­зом; πρὸς ὅν ἐφίεται, т. е. судья, к кото­ро­му апел­ли­ро­ва­ли, кажет­ся сомни­тель­ным с грам­ма­ти­че­ской точ­ки зре­ния; по дру­гим — они были «ука­за­те­ли» пра­ва, дава­ли ука­за­ния, как сле­ду­ет посту­пать в каж­дом отдель­ном слу­чае отно­си­тель­но обви­нен­но­го и при­го­во­рен­но­го. Их было 51, исклю­чи­тель­но из чис­ла знат­ных (ἀρισ­τίνδην αἱρε­θέν­τες), и они долж­ны были судить в уго­лов­ных делах. Таким обра­зом, они были, веро­ят­но, в граж­дан­ских про­цес­сах лишь вла­стью, к кото­рой апел­ли­ро­ва­ли, а в уго­лов­ных часто пер­вою и вме­сте един­ст­вен­ною инстан­ци­ей. Их учреж­де­ние пока­зы­ва­ет, по-види­мо­му, новую победу атти­че­ской ари­сто­кра­тии над архонт­ст­вом, так как допу­ще­ни­ем апел­ля­ции в суде зна­чи­тель­но умень­ша­лась судеб­ная власть архон­тов. По сло­вам Пол­лук­са, пер­во­на­чаль­но было 5 судов ефе­тов, к кото­рым Солон при­со­еди­нил Аре­о­паг. Поз­же мы видим лишь четы­ре суда ефе­тов: ἐπὶ Παλ­λα­δίῳ, ἐπὶ Δελ­φι­νίῳ, ἐπὶ Πρυ­τανείῳ и ἐν Φρεατ­τοῖ — и можем поэто­му не без веро­я­тия при­нять для древ­ней­ше­го вре­ме­ни еще один суд, ἐν Πρυ­τανείῳ, в коем суди­ли πρυ­τάνεις τῶν ναυκ­ρά­ρων (ср. Ναυκ­ρα­ρία).

Более важ­ную часть уго­лов­ных дел (умыш­лен­ное убий­ство, отрав­ле­ние, наме­рен­ное пора­не­ние, под­жог и т. д.) Солон отнял у кол­ле­гии ефе­тов и пере­дал вновь орга­ни­зо­ван­но­му им Аре­о­па­гу. Впо­след­ст­вии суды ефе­тов поте­ря­ли боль­шею частью свое зна­че­ние. У них оста­лось еще реше­ние об отдель­ных слу­ча­ях, кото­рые частью утра­ти­ли прак­ти­че­ское зна­че­ние, но про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать вслед­ст­вие рели­ги­оз­но­го и свя­щен­но­го харак­те­ра, кото­рый был при­сущ уго­лов­но­му суду. Они суди­ли все­гда как целая кол­ле­гия под пред­седа­тель­ст­вом ἄρχών βα­σιλεύς. Слу­чаи, решав­ши­е­ся перед каж­дым из судов ефе­тов, были сле­дую­щие:

1) У Пал­ла­дия раз­би­ра­лись дела, если убий­ца утвер­ждал, что убий­ство было совер­ше­но им неумыш­лен­но (φό­νος ἀκού­σιος). Если φό­νος ἀκού­σιος при­зна­вал­ся, то убий­ца дол­жен был оста­вить стра­ну до тех пор, пока не полу­чал от род­ст­вен­ни­ков уби­то­го поз­во­ле­ния вер­нуть­ся.

2) У Дель­фи­ния судил­ся φό­νος δί­καιος, если, напр., кто-нибудь совер­шил убий­ство для соб­ст­вен­ной защи­ты. Во вре­мя Демо­сфе­на оба эти суда были, по-види­мо­му, отме­не­ны и дела их пере­да­ны гели­а­стам.

3) У При­та­ния раз­би­ра­лись по древ­не­при­ня­то­му обы­чаю дела о неоду­шев­лен­ных пред­ме­тах и живот­ных, быв­ших при­чи­ною смер­ти для людей. Пред­мет этот по фор­маль­ном при­го­во­ру дол­жен был быть выве­зен за пре­де­лы стра­ны.

4) Δι­κασ­τή­ριον ἐν Φρεατ­τοῖ, на бере­гу моря вбли­зи гава­ни Зеи (см. At­ti­ca, 15), касал­ся совер­шен­но спе­ци­аль­но­го слу­чая, когда изгнан­ный вслед­ст­вие неумыш­лен­но­го убий­ства совер­шил в это вре­мя дру­гое убий­ство. Так как он не мог всту­пить в стра­ну, то за новое убий­ство он судил­ся ефе­та­ми стоя в лод­ке. Если он был при­го­во­рен, то его изго­ня­ли на всю жизнь.

В недав­нее вре­мя L. Ian­ge (die Ephe­ten und der Areo­pag, Lpzg., 1874) выста­вил и ост­ро­ум­но дока­зал новую гипо­те­зу об ефе­тах. По его мне­нию, ефе­ты были учреж­де­ны не толь­ко для уго­лов­ных дел, но как чле­ны до-соло­нов­ско­го сове­та евпат­ридов ἐν Ἀρείῳ πά­γῳ, состо­яв­ше­го из 60 пожиз­нен­ных чле­нов, из коих 9 по назна­че­нию само­го сове­та под име­нем ἄρχον­τες или πρυ­τάνεις бра­ли на себя прав­ле­ние, меж­ду тем как осталь­ные 51 под име­нем ἐφέ­ται (οἱ ἐφ’ ἕταις, пред­ста­ви­те­ли пол­но­прав­ных граж­дан, евпат­риды; про­ти­во­по­лож­ность δῆ­μος), т. е., началь­ни­ки граж­дан, частью участ­во­ва­ли в сове­ща­ни­ях сове­та, частью суди­ли или вме­сте с архон­та­ми на аре­о­па­ге, в слу­чае умыш­лен­но­го убий­ства, или, в осталь­ных слу­ча­ях, под пред­седа­тель­ст­вом ἄρχων βα­σιλεύς, как тогдаш­не­го пред­ста­ви­те­ля архон­тов, в осталь­ных четы­рех судах. Чтобы они были учреж­де­ны Дра­ко­ном, по его мне­нию, немыс­ли­мо. Ср. так­же Phi­lip­pi, der Areo­pag und die Ephe­ten (1872).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 476—477.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА