Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭФО́РЫ, ЕФОРЫ

Ἔφο­ροι,

1) спар­тан­ская долж­ность, состо­яв­шая из 5 чле­нов, назна­чав­ших­ся еже­год­но в осен­нее рав­но­ден­ст­вие, т. е. в нача­ле спар­тан­ско­го года, из среды наро­да, пер­во­на­чаль­но царя­ми, поз­же самим наро­дом, частью для судо­про­из­вод­ства в част­ных тяж­бах, частью, чтобы засту­пать место царей. Учреж­де­ны они были, по одним изве­сти­ям, уже Ликур­гом, по дру­гим — Фео­пом­пом (757 г. до Р. Х.), что по неко­то­рым внут­рен­ним при­чи­нам име­ет боль­ше веро­я­тия; быть может, впро­чем, они суще­ст­во­ва­ли и до того, и рефор­мы Фео­пом­па заклю­ча­лись толь­ко в том, что он дал им пра­во кон­тро­ли­ро­вать дей­ст­вия царей и пре­пят­ст­во­вать тако­вым. Власть их была судеб­ная и адми­ни­ст­ра­тив­ная в одно и то же вре­мя. Они (Arist. pol. 3, 1, 7) суди­ли в δί­και τῶν συμ­βο­λαίων (граж­дан­ские дела), геру­сия — в δί­και φο­νικαί. Судеб­ная их власть вско­ре рас­ши­ри­лась, когда им доста­лись εὐθύ­ναι долж­ност­ных лиц (вновь избран­ные ефо­ры суди­ли при этом о сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ках). Осталь­ных долж­ност­ных лиц, с царя­ми вклю­чи­тель­но, они мог­ли при­влечь к ответ­ст­вен­но­сти еще во вре­мя года служ­бы и нала­гать на них денеж­ный штраф. В про­цес­сах про­тив царей на жизнь и смерть они высту­па­ли обви­ни­те­ля­ми; местом суда была в этом слу­чае геру­сия. Таким обра­зом, мы видим, как из их судеб­ной вла­сти обра­зо­ва­лась мало-пома­лу боль­шая поли­ти­че­ская сила.

Их несудеб­ная дея­тель­ность состо­я­ла пер­во­на­чаль­но, соот­вет­ст­вен­но их судеб­ным обя­зан­но­стям, в наблюде­нии за рын­ком, т. е. за всей тор­гов­лей Спар­ты. На пло­ща­ди же было их при­сут­ст­вен­ное место (ἀρχεῖον). Но вме­сте с судеб­ною вла­стью рас­ши­ри­лась вско­ре и их поли­ти­че­ская власть, так что они сде­ла­лись самою вли­я­тель­ной долж­но­стью в Спар­те и как пред­ста­ви­те­ли наро­да (поэто­му их срав­ни­ва­ли с рим­ски­ми народ­ны­ми три­бу­на­ми; это срав­не­ние, впро­чем, под­хо­дит лишь в неко­то­рых отно­ше­ни­ях) впер­вые обра­зо­ва­ли про­ти­во­вес царям и геру­сии и ско­ро полу­чи­ли над ними пере­вес, кото­рый сокру­шил мало-пома­лу государ­ст­вен­ное устрой­ство Ликур­га. Они полу­чи­ли пра­во наблюде­ния за всею обще­ст­вен­ною жиз­нью; уже с дав­них вре­мен они мог­ли созы­вать народ и пред­ла­гать зако­ны, мог­ли допус­кать и не допус­кать послов и вооб­ще име­ли боль­шое вли­я­ние на внеш­нюю поли­ти­ку; они име­ли пра­во в воен­ное вре­мя отсы­лать вой­ска, если хоте­ли, опре­де­ля­ли, веро­ят­но, чис­ло сол­дат, назна­ча­ли пол­ко­вод­цев (кото­ры­ми были боль­шею частью цари), огра­ни­чи­ва­ли их власть через при­ко­ман­ди­ро­ван­ных к ним лиц (σύμ­βου­λοι Thuc. 5, 63; поз­же двое из ефо­ров сле­до­ва­ли за царем в похо­дах, Xen. Hell. 2, 4, 36), мог­ли их отзы­вать через σκυ­τάλη. Источ­ни­ком их боль­шой вла­сти была ἐκκλη­σία, насто­я­щи­ми пред­ста­ви­те­ля­ми кото­рой они были. После года заня­тия долж­но­сти они дела­лись част­ны­ми лица­ми. Для важ­ных меро­при­я­тий было необ­хо­ди­мо согла­сие боль­шин­ства в кол­ле­гии. Уве­ли­че­ние их вла­сти обна­ру­жи­ва­ло воз­рас­та­ние оппо­зи­ци­он­но­го эле­мен­та в государ­стве и, таким обра­зом, изме­не­ние во внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ке государ­ства (они пред­став­ля­ли в делах елли­нов бес­по­кой­ную воин­ст­вен­ную пар­тию в про­ти­во­по­лож­ность к царям и геру­сии). Вслед­ст­вие их вла­сти пал бла­го­род­ный Агис III при сво­ей попыт­ке вос­ста­но­вить учреж­де­ния Ликур­га; так­же и Клео­мен III дол­жен был начать свои рефор­мы уни­что­же­ни­ем ефор­ства. После его паде­ния вслед­ст­вие пора­же­ния при Сел­ла­сии (221 г. до Р. Х.) долж­ность ефо­ров была вос­ста­нов­ле­на.

Сле­ду­ет еще упо­мя­нуть, что пер­вый ефор был ἐπώ­νυμος дан­но­го года. Ср. Mül­ler, Dor. 1, 111 слл. и Schö­mann, griech. Al­terth. 1, 237 слл.;

2) пять чело­век, назна­чен­ные в Афи­нах оли­гар­ха­ми после бит­вы при Эгос­пота­мах, чтобы измен­ни­че­ски­ми меро­при­я­ти­я­ми поме­шать защи­те горо­да про­тив Лисанд­ра. Lys. Era­tosth. 45 слл.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 478.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА