СИСИ́Ф, СИЗИ́Ф (Σίσυφος), в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта (Apollod. I 7, 3; I 9, 3; Paus. IX 34, 7). Сисиф считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа — Hom. Il. VI 153). По одной из версий мифа, власть в Коринфе Сисифу передала Медея (Paus. II 3, 11). Мифы рисуют Сисифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сисиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сисифом храму и городу (Paus. II 5, 1; Apollod. I 9, 3; III 12, 6). Разгневанный Зевс послал за Сисифа богиню смерти Танатос, но Сисиф не только не пошёл за нею, но, обманув, сумел заковать её в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел освободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала Сисифа. Но и в аиде Сисиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю (Theogn. 701 след.). Уходя с Танатос в аид, Сисиф запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить богам жертвы. В аиде Сисиф умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Боги отпустили Сисифа, но он обманул их и остался среди живых. За ним пришлось посылать Гермеса (Schol. Horn. Il. VI 153). Одна из послегомеровских версий мифа считает Сисифа (а не Лаэрта) отцом Одиссея: Автолик попытался похитить коров Сисифа, но был уличён, так как Сисиф тайно пометил своих животных под копытами особым знаком (Hyg. Fab. 201). Чтобы отомстить, Сисиф принял образ жениха дочери Автолика Антиклеи и овладел ею. От этого союза родился Одиссей (Eur. Iphig. A. 524; Soph. Philoct. 417). Традиция рисует Сисифа хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей. Ненавидя своего брата Салмонея, Сисиф замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от Сисифа. Тогда Сисиф стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупреждённая оракулом, Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей (Hyg. Fab. 60). Кроме того, Сисиф совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем (Schol. Stat. Theb. II 380). За свои преступления Сисиф сурово наказан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжёлый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала (Hom. Od. XI 593 след.). Это наказание символизирует тщетность попыток Сисифа одержать верх над богами. Сисиф считался основателем Истмийских игр, учреждённых им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашёл на берегу близ Коринфа и похоронил (Paus. II 1, 3; Hyg. Fab. 273). В Коринфе существовали культ и святилище Сисифа (Diod. XX 103; Strab. VIII 6, 21). Образ Сисифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции — Коринфа. Другая традиция (не дошедшая трагедия Крития) рисует Сисифа героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Миф о Сисифе нашёл отражение в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла и в произведениях изобразительного искусства. Сюжет «Сисиф толкает в гору камень» в античном искусстве — на метопе самосского храма Геры, в вазописи, на геммах, саркофагах; в новое время — картины Тициана, Джордано. Наиболее известная интерпретация мифа в литературе — «Миф о Сисифе» А. Камю.