Мифы народов мира

АТРЕ́Й (Ἀτρεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Пело­па и Гип­по­да­мии. Изгнан­ный из Микен отцом вме­сте с бра­том Фие­стом за убий­ство свод­но­го бра­та Хри­сип­па, Атрей посе­лил­ся в Мике­нах и стал царём [власть в Мике­нах Атрею вру­чил вре­мен­но царь Эври­сфей, отправ­ля­ясь в поход про­тив Герак­лидов, в кото­ром он погиб (Thuc. I 9)]. В «Илиа­де» (Hom. Il. II 100—108) ещё ниче­го не сооб­ща­ет­ся о враж­де меж­ду бра­тья­ми: цар­ский посох Атрея, сим­вол его вла­сти, пере­хо­дит по наслед­ству к Фие­сту, от него — к сыну Атрея — Ага­мем­но­ну. Суще­ст­вен­ное изме­не­ние ска­за­ния про­изо­шло, по-види­мо­му, в кик­ли­че­ском эпо­се, откуда заим­ст­во­ва­ли основ­ные линии сюже­та атти­че­ские тра­ги­ки и более позд­ние источ­ни­ки. Враж­да Атрея и Фие­ста вос­при­ни­ма­ет­ся здесь как след­ст­вие «про­кля­тия Пело­пидов» (см. в ста­тье Пелоп), вле­ку­ще­го за собой вере­ни­цу страш­ных пре­ступ­ле­ний с обе­их сто­рон. Нача­ло ей кла­дёт спор меж­ду бра­тья­ми за власть: Атрей знал, что у него в ста­де появил­ся золо­той бара­шек, и пред­ло­жил в народ­ном собра­нии при­судить цар­ский трон тому, кто предъ­явит зла­то­рун­но­го бараш­ка как свиде­тель­ство бла­го­склон­но­сти к нему богов. Меж­ду тем Фиест, соблаз­нив жену Атрея — Аэро­пу, уже успел при её посред­стве выкрасть бараш­ка и предъ­явить его собрав­шим­ся. Атрей взы­ва­ет к Зев­су о помо­щи и тот в знак сво­его бла­го­во­ле­ния к нему изме­ня­ет ход солн­ца и дру­гих небес­ных све­тил (по одним источ­ни­кам, вме­сто обыч­но­го дви­же­ния с восто­ка на запад солн­це ста­ло всхо­дить на запа­де и захо­дить на восто­ке; по дру­гим, — солн­це до это­го момен­та всхо­ди­ло на запа­де и толь­ко после вме­ша­тель­ства Зев­са уста­но­вил­ся нынеш­ний порядок). Избран­ный царём Микен Атрей изго­ня­ет Фие­ста с детьми, но затем, желая ото­мстить за осквер­не­ние сво­его супру­же­ско­го ложа, инсце­ни­ру­ет при­ми­ре­ние с бра­том и при­гла­ша­ет его на пир («пир Фие­ста»), где пода­ёт Фие­сту уго­ще­ние, при­готов­лен­ное из мяса его заре­зан­ных детей (Apol­lod. epit. II 10—13); к это­му эпи­зо­ду неко­то­рые источ­ни­ки при­уро­чи­ва­ли вто­рую пере­ме­ну в дви­же­нии солн­ца, вос­ста­нав­ли­вав­шую нару­шен­ный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его уго­сти­ли, Фиест при­звал про­кля­тия на Атрея и его род, кото­рые осу­ще­ст­ви­лись затем в судь­бе Ага­мем­но­на и Оре­ста.

В. Н. Ярхо

Судь­ба Пело­пидов — Атрея и Фие­ста — послу­жи­ла сюже­том мно­гих про­из­веде­ний антич­ной дра­ма­тур­гии (в т. ч. Софок­ла и Еври­пида), из кото­рых до нас дошла тра­гедия Сене­ки «Фиест». В 17—18 вв. было созда­но мно­го пере­во­дов и пере­де­лок этой тра­гедии. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные про­из­веде­ния на этот сюжет созда­ли: в 18 в. — Х. Ф. Вай­зе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бод­мер («Атрей и Фиест»), Воль­тер («Пело­пиды»), Уго Фос­ко­ло («Фиест»); в 19 в. — Х. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюл­лер («Аэро­па»).

См. также:
АТРЕЙ (Словарь античности)
АТРЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 123.
См. по теме: ДОЛОН • ДОР • ДРИАДЫ • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
2. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
3. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
4. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Агамемнона» или «Сокровищница Атрея»).
Ок. 1250 г. до н. э.
Микены.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА