Мифы народов мира

Е́ЛЕН (Ἕλε­νος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын При­а­ма и Геку­бы, обла­даю­щий про­ро­че­ским даром. По одно­му из вари­ан­тов мифа, Елен и Кас­сандра — близ­не­цы, дар ясно­виде­ния они полу­ча­ют от свя­щен­ных змей в хра­ме Апол­ло­на (на Тро­ян­ской рав­нине), где были забы­ты взрос­лы­ми во вре­мя празд­не­ства. Елен (как и Кас­сандра) пыта­ет­ся отго­во­рить Пари­са от путе­ше­ст­вия за Еле­ной, т. к. зна­ет какие бед­ст­вия при­не­сёт этот брак Трое. Елен не раз даёт Гек­то­ру сове­ты, кото­рым тот охот­но сле­ду­ет (Hom. Il. VI 73—102; VII 44—54). После смер­ти Пари­са меж­ду Еле­ном и его млад­шим бра­том Деи­фо­бом раз­го­ра­ет­ся спор за руку Еле­ны; победу одер­жи­ва­ет Деи­фоб и раз­гне­ван­ный Елен уда­ля­ет­ся на гору Ида, где попа­да­ет в плен к Одис­сею. Тот вынуж­да­ет Еле­на открыть ахей­цам усло­вия, при кото­рых они смо­гут заво­е­вать Трою (по дру­го­му вари­ан­ту мифа, Елен сам пере­шёл в гре­че­ский лагерь, желая ото­мстить Деи­фо­бу). Сре­ди назван­ных Еле­ном усло­вий чаще все­го упо­ми­на­ет­ся захват ахей­ца­ми изо­бра­же­ния Афи­ны (пал­ла­дия), хра­ня­ще­го­ся в её тро­ян­ском хра­ме, а так­же уча­стие в Тро­ян­ской войне Фил­ок­те­та с его луком (Soph. Phi­loct. 604—613; Apol­lod. epit. V 9—10). После взя­тия Трои Елен, сдру­жив­ший­ся с Неопто­ле­мом, сове­ту­ет ему воз­вра­щать­ся на роди­ну по суше, бла­го­да­ря чему Неопто­лем, достав­ша­я­ся ему в добы­чу Анд­ро­ма­ха и сам Елен избег­ли гибе­ли во вре­мя мор­ской бури, обру­шив­шей­ся у ост­ро­ва Эвбея на ахей­ское вой­ско. По заве­ща­нию Неопто­ле­ма Елен полу­ча­ет в жёны Анд­ро­ма­ху и цар­ст­ву­ет с ней в Эпи­ре до кон­ца сво­ей жиз­ни (Eur. Andr. 1243—1247; Paus. I 11, 1; II 23, 6).

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 430—431.
См. по теме: ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА