Мифы народов мира

ПАРФЕ́НОС, ПАРТЕ́НОС, ПАРФЕ́НА (Παρ­θέ­νος, «дева»), в гре­че­ской мифо­ло­гии:

1) про­зви­ще (эпи­кле­са) Афи­ны, от кото­ро­го про­изо­шло назва­ние глав­но­го афин­ско­го хра­ма Пар­фе­нон;

2) дочь Ста­фи­ла, сына Дио­ни­са, и Хри­со­фе­ми­ды, доче­ри Ага­мем­но­на и Кли­те­ме­ст­ры. Отец дове­рил Пар­фе­нос и её сест­ре Маль­па­дии сто­ро­жить погреб, в кото­ром хра­ни­лись сосуды с доро­гим вином. Сёст­ры засну­ли, и сви­ньи, пас­ши­е­ся у дома, опу­сто­ши­ли погреб, пере­бив все сосуды. Боясь гне­ва отца, девуш­ки в отча­я­нии бро­си­лись со ска­лы в море, но были спа­се­ны покро­ви­тель­ст­во­вав­шим им Апол­ло­ном и пере­не­се­ны в Хер­со­нес Карий­ский, где они почи­та­лись как мест­ные боже­ства (Diod. V 62). К при­не­се­нию жертв Пар­фе­нос и её сест­ре не допус­ка­лись люди, касав­ши­е­ся сви­ней или употреб­ляв­шие в пищу сви­ни­ну;

3) про­зви­ще Дике (или Аст­реи), а так­же доче­ри Ика­рия Эри­го­ны, взя­тых на небо и поме­щён­ных сре­ди звёзд как созвездие Девы (Ovid. Met. I 149—150; Ps.-Erat. 9; Hyg. Astr. II 25), Ифи­ге­нии (He­ro­dot. IV 103—107) и дру­гих дев­ст­вен­ниц;

4) в Север­ном При­чер­но­мо­рье имя глав­ной боги­ни Хер­со­не­са Таври­че­ско­го, часто встре­чаю­ще­е­ся в над­пи­сях и на моне­тах. Гре­ки отож­дествля­ли Пар­фе­нос с Арте­ми­дой или с её жри­цей Ифи­ге­ни­ей.


Лит.: Латы­шев В. В., К вопро­су о куль­те боги­ни Девы в Хер­со­не­се Таври­че­ском, в кн.: Сбор­ник ста­тей в честь В. П. Бузе­ску­ла, Х., 1914, с. 206—211; Тол­стой И. И., Ост­ров Белый и Тав­ри­ка на Евк­син­ском Пон­те, П., 1918, ч. II — Таври­че­ская боги­ня, с. 90—153; Лурье С. Я., Культ мате­ри и Девы в Бос­пор­ском цар­стве, «Вест­ник древ­ней исто­рии», 1948, № 3, с. 204—211.

М. Н. Бот­вин­ник

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 291.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина Парфенос.

Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мрамор.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Римская копия работы Фидия.
Патры, Новый археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Римская копия работы Фидия.
Патры, Новый археологический музей.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Афина Парфенос.
Красная яшма.
Эпоха Августа.
Работа резчика Аспасия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Афина Парфенос.
Инталия. Красная яшма.
I в. до н. э.
Работа резчика Аспасия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА