Мифы народов мира

ПАСИФА́Я (Πα­σιφάη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Гелиоса, супру­га крит­ско­го царя Мино­са. Когда Минос, вопре­ки сво­е­му обе­ща­нию, отка­зал­ся при­не­сти в жерт­ву Посей­до­ну вели­ко­леп­но­го быка, послан­но­го на Крит самим Посей­до­ном, тот вну­шил Паси­фае про­ти­во­есте­ствен­ное вле­че­ние к живот­но­му (Apol­lod. III 1, 3—4). По дру­гой вер­сии, любовь к быку воз­ник­ла у Паси­фаи под вли­я­ни­ем Афро­ди­ты, кото­рая таким обра­зом ото­мсти­ла Паси­фае и её отцу Гелио­су за то, что он открыл Гефе­сту изме­ну Афро­ди­ты с Аре­сом. В резуль­та­те этой свя­зи родил­ся Мино­тавр (чудо­ви­ще с голо­вой быка), заклю­чён­ный Мино­сом в лаби­ринт.

В мифе о свя­зи Паси­фаи с быком нашли отра­же­ние древ­ней­шие тоте­ми­сти­че­ские веро­ва­ния, вос­хо­дя­щие к почи­та­нию живот­ных — родо­на­чаль­ни­ков пле­мён; на Ближ­нем Восто­ке и в южном Сре­ди­зем­но­мо­рье в роли тоте­ма-покро­ви­те­ля часто высту­пал бык (ср. «небес­но­го быка» в шумер­ской мифо­ло­гии; гре­че­ский миф о пре­вра­ще­нии Зев­са в быка при похи­ще­нии Евро­пы).

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 291.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев. Северная и восточная стены.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Северная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Дедал и Пасифая».
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая.
Фреска из Помпей (Дом Древней охоты, VII. 4. 48).
Четвертый стиль. Ок. 45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА