Мифы народов мира

ЭРИХТО́НИЙ, ЭРИХФО́НИЙ (Ἐριχ­θό­νιος), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из пер­вых атти­че­ских царей, автох­тон, рож­дён­ный зем­лёй Геей от семе­ни Гефе­ста и имев­ший полуз­ме­и­ное-полу­че­ло­ве­че­ское тело. Его имя ука­зы­ва­ет на связь с зем­лёй (греч. chthōn, «зем­ля», eri — интен­сив­ная части­ца). Спря­тан­ный в ларец Афи­ны, он был отдан на хра­не­ние доче­рям Кек­ро­па — автох­то­на и полуз­мея. Одна­ко Аглав­ра и её сест­ры загля­ну­ли в ларец и при­шли в ужас от увиден­но­го там чудо­ви­ща. Раз­гне­ван­ная Афи­на насла­ла на них безу­мие (Apol­lod. III 14, 6). Эрих­то­ний был вос­пи­тан в хра­ме самой Афи­ной. Воз­му­жав, он изгнал из стра­ны захва­тив­ше­го власть Амфи­к­ти­о­на и воца­рил­ся в Афи­нах (Paus. I 2, 4—6). Эрих­то­ний женил­ся на наяде Пра­к­си­фее, имел сына Пан­ди­о­на. На акро­по­ле Эрих­то­ний воз­двиг дере­вян­ную ста­тую Афи­ны, уста­но­вил Пана­фи­неи (Apol­lod. III 14, 6). Пан­ди­он похо­ро­нил отца на свя­щен­ном участ­ке хра­ма Афи­ны (III 14, 7). В мифе об Эрих­то­нии отра­зи­лись пре­да­ния об искон­но­сти вла­сти атти­че­ских царей, полу­чав­ших силу и власть от зем­ли и Афи­ны и соче­тав­ших тем самым хто­низм с циви­ли­за­тор­ст­вом вели­кой боги­ни.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ЭРИХТОНИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 667.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Римская копия работы Фидия.
Патры, Новый археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА