Мифы народов мира

ТИДЕ́Й (Τυ­δεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Ойнея, царя Это­лии, отец Дио­меда. Вслед­ст­вие совер­шён­но­го им убий­ства (воз­мож­но, неволь­но­го) одно­го из род­ст­вен­ни­ков Тидей вынуж­ден бежать из дому. Он нахо­дит убе­жи­ще и полу­ча­ет очи­ще­ние у Адрас­та, царя Аргоса, к кото­ро­му в это же вре­мя при­бы­ва­ет изгнан­ный из Фив Поли­ник. Соглас­но вер­сии, встре­чаю­щей­ся у Еври­пида (Suppl. 131—150; Phoen. 408—423), меж­ду Тиде­ем и Поли­ни­ком воз­ни­ка­ет ссо­ра. Адраст, застиг­нув про­тив­ни­ков с ору­жи­ем в руках, мирит их и выда­ёт за них замуж двух сво­их доче­рей. Тидей ста­но­вит­ся участ­ни­ком похо­да семе­рых про­тив Фив. «Или­а­да» рас­ска­зы­ва­ет о каком-то посоль­стве Тидея в Фивы, во вре­мя кото­ро­го он побеж­да­ет в состя­за­нии мно­гих кад­мей­цев, а при воз­вра­ще­нии под­вер­га­ет­ся напа­де­нию из заса­ды 50 фиван­цев и всех, кро­ме одно­го, уби­ва­ет (IV 382—399; V 801—807). Идёт ли речь о попыт­ке семе­рых ула­дить дело миром до выступ­ле­ния в поход или уже перед нача­лом штур­ма, неяс­но. Веро­ят­но, к это­му эпи­зо­ду отно­сит­ся так­же убий­ство Тиде­ем Исме­ны у город­ско­го коло­д­ца. Древ­няя тра­ди­ция изо­бра­жа­ет Тидея чело­ве­ком невы­со­ко­го роста, под­чёр­ки­ва­ет его воин­ст­вен­ный пыл и дикую сви­ре­пость. Он не жела­ет слу­шать ника­ких уго­во­ров Амфи­а­рая, пре­до­сте­ре­гаю­ще­го вождей от бит­вы, и рвёт­ся в бой (Ae­schyl. Sept. 377—394). В решаю­щем сра­же­нии фиван­ский пол­ко­во­дец Мела­нипп смер­тель­но ранит Тидея, но тот перед смер­тью успе­ва­ет убить про­тив­ни­ка; затем Тидей рас­ка­лы­ва­ет голо­ву Мела­нип­па и выса­сы­ва­ет из чере­па моз­ги. При виде это­го акта жесто­ко­сти Афи­на, обе­щав­шая сво­е­му любим­цу Тидею бес­смер­тие, в него­до­ва­нии покида­ет его (Apol­lod. III 6, 8).

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 512.
См. по теме: ДИСАВЛ • ДОР • ДРИАДЫ • КИДИППА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА