Джонс. Словарь античных римских монет

Кисто­фор (cis­to­pho­rus). Это назва­ние исполь­зо­ва­ли и гре­ки и рим­ляне для опи­са­ния монет, отче­ка­нен­ных в Пер­га­ме и дру­гих под­власт­ных ему горо­дах в нача­ле II в. до н. э. На авер­се этих монет изо­бра­жал­ся «тай­ный ларец» (cis­ta mys­ti­ca), окру­жён­ный вен­ком из плю­ща, а на ревер­се — футляр для лука (сим­вол Гер­ку­ле­са) меж­ду змей. Кисто­фор весил 12,6 г и, сле­до­ва­тель­но, имел метал­ли­че­скую цен­ность, экви­ва­лент­ную трём атти­че­ским драх­мам или трём рим­ским дена­ри­ям, хотя в соб­ст­вен­ной сфе­ре обра­ще­ния он счи­тал­ся рав­ным четы­рём драх­мам. Когда в 133 г. до н. э. Пер­гам попал под власть Рима, чекан­ка кисто­фо­ров про­дол­жи­лась. В середине I в. до н. э. неко­то­рые рим­ские маги­ст­ра­ты чека­ни­ли кисто­фо­ры с раз­лич­ны­ми типа­ми ревер­са: храм или леги­он­ный орёл (aqui­la) вме­сто футля­ра для лука или футляр для лука, укра­шен­ный рим­ским орлом. Марк Тул­лий Цице­рон чека­нил кисто­фо­ры в долж­но­сти про­кон­су­ла Кили­кии, а деся­ти­ле­ти­ем рань­ше его брат Квинт делал то же самое в долж­но­сти про­кон­су­ла Азии. Марк Анто­ний чека­нил два вида кисто­фо­ров: один из них имел на авер­се его порт­рет, а на ревер­се — голо­ву Окта­вии, изо­бра­жён­ную на сун­ду­ке (cis­ta); вто­рой имел порт­рет Окта­вии на авер­се и ста­тую Дио­ни­са на ревер­се. Август открыл новую стра­ни­цу, когда начал чека­нить моне­ты с соб­ст­вен­ным порт­ре­том на авер­се и сто­я­щей фигу­рой боги­ни Мира (Pax) на ревер­се. Их весо­вой стан­дарт, состав­ля­ю­щий око­ло 12 г, в соче­та­нии с малень­ким сун­ду­ком в поле ревер­са, поз­во­ля­ет назы­вать их кисто­фо­ра­ми или кисто­фор­ны­ми тет­ра­д­рах­ма­ми. Они чека­ни­лись в боль­ших коли­че­ствах, воз­мож­но, пото­му что на Восто­ке моне­ты тако­го раз­ме­ра счи­та­лись нор­маль­ны­ми, а более мел­кие рим­ские дена­рии, веро­ят­но, были менее попу­ляр­ны. Более позд­ние кисто­фо­ры Авгу­ста отли­ча­ют­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем типов: сфинкс, козе­рог, коло­сья, алтарь, арка, храм и круг­лый храм. Дру­гие рим­ские импе­ра­то­ры тоже чека­ни­ли кисто­фо­ры через нере­гу­ляр­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни; их выпуск, види­мо, пре­кра­тил­ся в кон­це прав­ле­ния Адри­а­на, когда было отче­ка­не­но мно­же­ство таких монет с весь­ма раз­но­об­раз­ны­ми типа­ми ревер­са. Неко­то­рые из этих импе­ра­тор­ских кисто­фо­ров были над­че­ка­не­ны поверх более ран­них гре­че­ских кисто­фор­ных тет­ра­д­рахм. В про­шлом неко­то­рые нумиз­ма­ты счи­та­ли эти моне­ты меда­льо­на­ми ввиду их кажу­щей­ся ред­ко­сти и пред­по­ла­га­ли, что они чека­ни­лись в каких-то памят­ных целях, но нет осно­ва­ний счи­тать их чем-то отлич­ным от обыч­ных денег.


Кисто­фор­ная тет­ра­д­рах­ма Адри­а­на, ниже сред­не­го каче­ства, над­че­ка­нен­ная, как и мно­гие из это­го выпус­ка, на более ран­нем кисто­фо­ре Авгу­ста. COS III в леген­де ревер­са ото­б­ра­жа­ет­ся в обрат­ном поряд­ке. Фигу­ра на ревер­се может изо­бра­жать само­го Адри­а­на (ANS).

См. также:
КИСТОФОР (Словарь античности)
КИСТОФОР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1990 г. John Melville Jones. A Dictionary of Ancient Roman Coins. London, SPINK, 2004. P. 55—56.
© 2021 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
Тепловые пушки взять в аренду.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Алтарь, украшенный венками и гирляндами, с двумя повернувшимися друг к другу ланями.
Вверху, над алтарем: AVGVSTVS
2. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 24—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS — пучок из шести зерновых колосьев.
3. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: COM. ASIAE — храм (Рима и Августа), изображенный шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней; наверху и по бокам пальметты; на антаблементе надпись: ROM. ET AVGVST.
4. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 25 г. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS — пучок из шести зерновых колосьев.
5. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: Храм Ромы и Августа, изображенный двуколонным, на подиуме из четырех ступеней; между колонн слева стоит Клавдий (RPC: Август), анфас, держит копье в правой руке и щит (?) в левой; рядом, справа, стоит женская фигура (Cohen: Фортуна или Пакс), анфас, держит рог изобилия в левой руке, правой вытянутой рукой держит венок над головой Клавдия.
На антаблементе храма надпись ROM. ET AVG.
В поле, слева и справа: COM. ASI.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Пергам, 50—51 гг.
АВЕРС: NERONI CLAVD. CAES. DRVSO GERM. — драпированный бюст молодого Нерона, с обнаженной головой, влево.
РЕВЕРС: COS. DES. / PRINC. / IVVENT. — в три линии на круглом щите внутри лаврового венка.
7. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. IX TR. PO. V — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: S. P. R. / SIGNIS / RECEPTIS — в три линии в проходе триумфальной арки, арку увенчивает возничий с квадригой; на архитраве надпись IMP. IX TR. POT. V — с каждой стороны на форниксе аквила.
8. Кистофор, серебро
Август
Эфес, 25—20 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Козерог вправо, его голова повернута назад, влево; на спине — рог изобилия.
Внизу, под Козерогом: AVGVSTVS
Все — внутри лаврового венка.
9. Кистофор, серебро
Август
Пергам, 27—26 гг. до н.э.
АВЕРС: IMP. CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS — пучок из шести зерновых колосьев.
10. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. XIIX — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINA AVGVSTA CAESARIS AVG. — драпированный бюст Агриппины Младшей вправо; спереди волосы уложены в три узла локонов и сзади заплетены в косу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА