|
МАГН МАКСИМ (383 — 388)
Магн Максим (император-соперник на Западе, 383-388 гг. ) был выходцем из бедной испанской семьи, жившей, вероятно, в Галлеции и связанной с домом Феодосия I. Под началом его отца — Феодосия Старшего — он служил в Британии в 369 г. Он также сражался в Африке против восстания Фирма в 373-375 гг., а позднее в чине старшего командира (comes) в провинциях Британии, где успешно действовал против пиктов и скоттов. Войска в британских гарнизонах были недовольны режимом Грациана, который был в то время императором Запада, и присягнули на верность Магну Максиму, выполнившему их требование (он вновь открыл монетный двор в Лондинии).
Грациан отправился в Лютецию, чтобы выступить против узурпатора, но войска дезертировали, и на пути его отступления в Лугдун его догнал и убил командир кавалерии (magister equitum) Магна Максима, Андрагатий. При поддержке Флавия Меробавда, командующего пехотой на Западе, Магн Максим распространил свою власть на земли вплоть до германской границы и Испании, основав свою столицу в Тревирах. Он также вступил в переговоры с императорами Валентинианом II и Феодосием I, причем в обоих случаях с успешным результатом: Валентиниан II, пусть неохотно, но признал его переворот, Феодосий, заботясь о безопасности Валентиниана, а также и собственной восточной границы, счел себя обязанным сделать то же самое. Максим, в свою очередь, принял имя Флавия, чтобы обозначить связь с императорским домом.
Он был ортодоксальным католиком и очень серьезно относился к своим религиозным обязанностям, в связи с этим принудительные меры в отношении манихейцев-дуалистов (см. Феодосий I) были возобновлены с новой силой, что привело к трагедии. Их жертвой стал Присциллиан, испано-римский мирянин, чья несдержанность в суждениях вызвала значительные последствия. Хотя он называл себя христианином и даже обеспечивал охрану на выборах в епархию[1], его крайнее, аскетическое, проникнутое духом дуализма презрение к убогому физическому существованию людей заставило церковную власть заподозрить его в склонности к манихейству. В 384 г. Присциллиана осудил церковный синод в Бурдигале. Когда он обратился к Максиму в Тревирах, на него возвели новые обвинения, включая обвинение в колдовстве, и по последнему, несмотря на протесты великого церковного деятеля, святого Мартина Турского (Цезародун), он был признан виновным и казнен. Насколько нам известно, впервые в истории христианства человек был казнен за свои религиозные убеждения. Это создало зловещий прецедент; в будущем возникла возможность передачи подозреваемых в еретичестве мирским властям в противоречие с мнением Мартина о том, что церковь и государство не должны вмешиваться в дела друг друга. И не только Мартин был против этого, поскольку обвинители Присциллиана были отлучены от церкви папой Сирицием и епископом Амвросием Медиоланским. Что касается самого Максима, относившегося враждебно не только к ересям, но также и к классическому язычеству, он согласился со своим братом Марцеллином, предложившим наложить штраф на лидера язычников Симмаха. С другой стороны, несмотря на неодобрение Амвросия, он приказал восстановить сожженную иудейскую синагогу.
В 387 г. Максим сделал своего маленького сына Виктора августом и соправителем, и, чтобы отметить это династическое событие, монетный двор в Тревирах выпустил монеты в честь этого ребенка, где он был изображен сидящим со своим отцом. Максим восстановил традиционную надпись, гласившую, что они были "рождены для благополучия государства" (BONO REIPVBLIC[a]E NATI). Летом того же года, оставив Виктора в Галлии, Максим внезапно вторгся в Италию, беспрепятственно пересек альпийские перевалы, предлагая в то же время мирные переговоры своим коллегам — императорам. Феодосий I, к которому Валентиниан II бежал, дабы избежать плена, в следующем году уже был готов к ответному наступлению. Пока сам Максим оставался в Аквилее, его армия под командованием Андрагатия продвинулась в Иллирик, однако императорские войска не перешли на его сторону в том количестве, как он надеялся, и он потерпел неудачу в окрестностях Сисция. Его брат Марцеллин успешно объединил армию для нового наступления, но она снова потерпела сокрушительное поражение под Поэтовионом на Драве. Максим сдался на милость Феодосия, но это не спасло его от смертного приговора. Его сыну, захваченному Арбогастом, тоже не сохранили жизнь. Феодосий объявил, что правление Максима было незаконной узурпацией и что, следовательно, все меры, предпринятые его правительством, недействительны. Некоторые современные исследователи, однако, говорят о нем как о способном и дальновидном правителе.
(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА — Книжный клуб, 1998)
ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА
[1] В оригинале “even secured election to the bishopric of Abula” — «и даже добился своего избрания епископом Авилы».