МАКСИМИН II ДАЗА (310 — 313)


Максимин II Даза (император-соправитель, 310-313 гг.) был сыном сестры Галерия, усыновившим его и обеспечившим быстрое продвижение на военном поприще, где он дослужился до должности трибуна[1]. После отказа Диоклетиана и Максимиана от власти в 305 г. Дазе присвоили титул цезаря, и он получил в дар от Диоклетиана его пурпурную мантию. Он принял имя Гая Галерия Валерия Максимина, обручил свою младшую дочь с сыном Галерия[2] и получил в управление самые восточные провинции и Египет.

Максимин с особой жестокостью продолжал начатые Диоклетианом преследования христиан. В первом указе, выпущенном в 306 г., он требовал от наместников принуждать всех мужчин, женщин и детей приносить жертвы языческим богам. В Антиохии и в Сирии-Палестине (Иудее) он самолично проверял исполнение этого указа. Затем на некоторое время гонения прекратились, но в 309 г. Максимин возобновил преследования христиан, отличавшиеся на этот раз небывалой суровостью. Все, включая грудных младенцев, должны были совершать публичные жертвоприношения и поедать плоть жертвенных животных, кровью которых следовало окроплять всякий продаваемый на рынке товар.

В промежутке между этими двумя эдиктами Максимина Дазу постигло жестокое разочарование, так как на совещании в Карнунте в 308 г., на котором присутствовали все признанные руководители Империи, он рассчитывал получить титул августа. Однако его дядя, Галерий, отказал ему в этом, а назначил на этот пост своего товарища по оружию Лициния. Даза, как и Константин, выразил недовольство и заявил, что это назначение сделано несправедливо. Галерий попытался успокоить их, присвоив новый титул "сыновей августа" (filii Augusti), но Максимина это не устроило, и в 310 г. он, с помощью своих войск, провозгласил себя августом.

Галерию ничего не оставалось, как уступить, а годом позже он скончался. Тогда Максимин, опередив Лициния, занял Малую Азию и дошел на северо-западе до Босфора. Войско Лициния стояло во всеоружии по другую сторону пролива, но противники, не вступая в бой, согласились до поры до времени разграничить территорию на основе существующего положения вещей. В то же время оба развернули лихорадочную дипломатическую активность, стремясь помимо всего прочего заручиться поддержкой различных претендентов на престол; Максимин начал новый виток своей религиозной политики. О смягчении отношения к христианам речь не шла. Хотя он и принимал участие в составлении предсмертного указа Галерия о терпимости, но шесть месяцев спустя вновь вернулся к репрессивной политике, весьма умело подкрепляемой распространением подложных антихристианских документов, в том числе пресловутых Актов Пилата. На сей раз, стремясь найти достойный противовес христианству, он выдвинул и позитивную программу, которая заключалась в создании обновленной языческой церкви во главе со жрецами, разделенными на классы, напоминающие иерархию столь ненавистной ему Церкви.

Победа Константина над Максимином[3] в битве у Мульвиева моста помешала воплощению этих планов, ибо уже на следующий день после сражения Константин отправил Максимину послание с требованием прекратить преследования христиан. Тот нехотя подчинился, дав указание наместникам не принуждать людей к насильственному поклонению Олимпийским богам.

Зимой 312/13 г. для Максимина вновь наступила полоса неудач, проявившихся в скудном урожае, жестоком голоде и эпидемии, охватившей его восточные владения. Более того, требовались неотложные военные меры против шаек грабителей, по вине которых уже ощущался недостаток продовольствия в Карии. Нужно было также усмирить армян, воспротивившихся его попыткам навязать им языческую религию. И все-таки, будучи не в силах одолеть Константина, Максимин решился при первой же возможности напасть на другого своего врага, Лициния. Благоприятный момент, казалось, уже наступил, так как Константин сражался в Германии и не мог прийти на помощь Лицинию. В 313 г., еще до наступления весны, Максимин форсированным маршем прошел по заснеженной Малой Азии, переправился через Босфор и принудил к сдаче Бизантий. Лициний выступил ему навстречу, и 1 мая состоялось решающее сражение на Чистых полях (Tzirallum) во Фракии. Хотя семидесятитысячное войско Максимина более чем в два раза превосходило силы противника, его утомленные солдаты потерпели полное поражение. Сам Максимин бежал, переодевшись рабом. Задержавшись в Никомедии, он наказал языческих жрецов, которые ошибочно пророчили ему победу, тем, что отменил указы против христиан и вернул Церкви конфискованную ранее собственность. Вскоре после этого, спасаясь от приближающейся армии Лициния, он поспешно отступил за Таврские горы. Но в Тарсе в августовский зной он неожиданно заболел и умер.

Христианские авторы с большим удовлетворением описывают, как перед кончиной Максимин ослеп и превратился в живой скелет. Они также обвиняют его в беспримерной грубости, жестокости и пьянстве, и все это в дополнение к похоти, ибо утверждают, будто он испытывал страсть к жене Галерия. Но, несмотря на настойчивые гонения христиан, он понимал (что почти не встречается среди современных ему сторонников язычества) значимость строгой организационной структуры христианской церкви, которую следовало бы перенять язычеству. Будучи человеком необразованным, он сознавал тем не менее важность языческой литературы и науки. Да и вряд ли бы он, не имея способностей, смог бы занять столь высокое положение; и, видимо, какими-то чертами его характера объясняется тот факт, что родственники Галерия и Севера II предпочитали видеть своим правителем его, а не Лициния, который впоследствии их всех убил вместе с сыном и дочерью самого Максимина.

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)


ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

[1] В оригинале “and it was Galerius, who arranged his rapid promotion in the army, culminating in appointment as military tribune, and adopted him as his own son” — «и именно Галерий обеспечил его быстрое продвижение на военном поприще, увенчавшееся его назначением на должность военного трибуна, и усыновил его».

[2] В оригинале “betrothed his young daughter to Galerius' son Candidianus” — «обручил свою маленькую дочь с Кандидианом, сыном Галерия».

[3] В оригинале “Constantine's victory over Maximinus' fellow-pagan Maxentius” — «победа Константина над язычником Максенцием, единоверцем Максимина».

Новогодние традиции народов России (Снегина) купить книгу на сайте www.chitai-gorod.ru