Юлианский год [с.42] Цезарь не переделывал римский календарь, но просто отказался от него и установил взамен постоянный солнечный календарь из 365 ¼ дня, который соответствовал временам года. Он с полным правом сказал, имея в виду календарные схемы греков: «Юлианский год не будет превзойден календарем Эвдокса» ("Nec meus Eudoxi vincetur fastibus annus"* — Lucan, X, 187). В 46 г. до н.э. Цезарь добавил к году 90 дней для того, чтобы месяцы вновь совпали с соответствующими временами года (см.: A. Rehm, — RE, III A, стб. 1153). С 1 января 45 г. до н.э. (T. Rice Holmes, Roman Republic, I, 1923, с. 339) в силу вошел год из 365 дней и месяцы такой же длины, как и в настоящее время. Десять дополнительных дней в счет предшествовавшего 355-дневного года были добавлены в конце различных месяцев, так что привычные даты празднеств не сдвинулись (см.: A. Rehm, — "Epitymbion für H. Swoboda", 1927, с. 225). Например, празднество, отмечавшееся 21 декабря, не было сдвинуто во времени, хотя обозначение этой даты вместо X Kal. Jan. (X день до январских календ) изменилось на XII Kal. Jan. (XII день до январских календ), поскольку в месяце стал не 29, а 31 день. Каждый четвертый год добавлялся дополнительный день после дня VI Kal. Mart. (= 24 февраля), и этот день назывался bis sextum Kal. Mart.** Во времена поздней империи дополненный год назывался annus bissextus, откуда происходит наше «високосный». После смерти Цезаря понтифики по ошибке добавляли дополнительный день каждые три года, так что Августу с 9 г. до н.э. пришлось в течение 16 лет не дополнять год. Только начиная с 8 г. н.э. юлианский календарь функционировал нормально (Macrob., Sat., I, 14, 4; ср.: M. Hoffmann, Caesars Kalender, 1934; G. Radice, — RhM, 1960, с. 178). На западе Римской империи юлианский календарь был введен без изменений, но в восточных провинциях, где греческий язык был официальным языком римской администрации, новое исчисление времени в отношении начала года, названий и продолжительности месяцев обычно приспосабливалось к местным [с.43] обычаям. Например, 6 января в Риме приравнивалось к 11 тиби, 6 авдиная, 14 юлоса и т.д. в разных местностях (Epiphan., Panar, 51, 24; ср.: Mommsen, RStR, III, с. 755). Имперское правительство вводило солнечный год постепенно и, как кажется, согласуясь с местными властями. Первым греческим городом, принявшим реформу Цезаря в 46 г. до н.э., был, по-видимому, Саламин (на Кипре) (см.: G. Jerphanion, L'Antiquité classique, 1932, с. 21). В Египте Август в 26 г. до н.э. преобразовал египетский подвижной год (см. выше, стр. 35), добавив шесть дополнительных дней каждые четыре года (3, 7, 11 и т.д. гг. н.э.). Начиная с этого времени александрийский год, как он назывался, всегда начинался 29 августа. В провинции Азии юлианский год был принят около 9 г. до н.э., а Новый год совпадал здесь с днем рождения Августа — 23 сентября (U. Laffi, — "Studia classica et orientalia", 17, 1966, с. 1—99; D. Magie, Roman Rule in Asia Minor, 1950, c. 1343). Гален примерно в 160 г. н.э. утверждал, что в провинции Азии и у «многих народов» употребляется солнечный год (Hippocr., Epid., VII, 1, 21, 23, ed. Kuhn). Неюлианские календари тем не менее частично сохранялись в западных провинциях (Kubitschek, с. 136) и во многих районах на востоке. Римское правительство не навязывало официальный календарь греческим городам и восточным народам (например, иудеям), которые не желали отказываться от лунно-солнечного года. Такие города, как Эфес и Милет, придерживались старого календаря еще в эпоху императора Антонина (см.: D. Magie, ibid., с. 1343, прим. 40). В Сардах еще в 459 г. н.э. лунно-солнечный календарь существовал наряду с юлианской системой исчисления времени (CIG, № 3467 ар. Kubitschek, — DWA, LVII, 3, 1915, с. 93; двойная дата — V. Kal. Mai (27.IV) = 4 десия). Веками после введения юлианского (александрийского) года в Египте народ продолжал считать время по «старому стилю» (kat arkhaíoys), т.е. согласуясь с подвижным календарем (см., например: U. Wilcken, Chrestomathie, 1912, № 497). Поздний папирус VI или VII в. н.э. приводит приблизительные соответствия между римскими (юлианскими) и александрийскими (юлианскими) месяцами: сентябрь = тот и т.д. (H. Gundel, — APF, 1956, с. 13). Римский город (муниципий) в Болгарии Никополь на Истре придерживался юлианского календаря (см.: G. Michailov, Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae, II, 1958, № 669). Вольный город Фессалоники также пользовался юлианским годом (Ginzel, III, с. 7), но Одесс (Варна), провинциальный город во Внутренней Месии, еще в январе 215 г. н.э. придерживался лунно-солнечного календаря, который, по крайней мере в это время, совпадал с фазами Луны (L. Robert, — RPh, 1959, с. 210). В 229 г. [с.46] документ из Македонии датирован по юлианскому календарю, но добавлена «греческая» дата (15 панема) (см.: L. Robert, — REG, 1970, с. 400). Юлианский календарь не был принят и в Боспорском царстве (см.: Corpus Inscriptionum Regni Bosporani, 1965, № 845). В большинстве городов, однако, лунный календарь был нарушен. Так, например, в Тире, на северном берегу Черного моря, 30 артемисия в 182 г. н.э. соответствовало 27 апреля (конъюнкция приходилась на 1 мая), а 8 ленеона в 201 г. н.э. соответствовало 17 февраля (конъюнкция: 22 января) (Inscriptiones Ponti Euxini, I, 1916, № 2, 4). В Геразе (Палестина) македонский лунно-солнечный год был также запутан (C. B. Welles ap. C. Kraeling, Gerasa, 1938, с. 476). Иногда несоответствие с солнечным годом было столь велико, что вызывает замешательство. В палестинском документе 124 г. н.э. 19 декабря фигурирует как эквивалентное 15 дистра. Но месяц дистр должен был бы приравниваться к марту юлианского календаря (см.: P. Benoit, — "Discoveries in Judaean Desert", II, 1961, № 115). История распространения юлианского года еще не написана, но благодаря солнечному году стал популярным и культ Солнца (M. P. Nilsson, — ARW, 1932, с. 166 = его же, "Opuscula", I, с. 462; S. Weinstock, — JRS, 1948, с. 37). Значение этого культа в поздней Римской империи подтверждается тем фактом, что церковь перенесла дату рождения Христа на «день рождения непобежденного солнца»*** (dies natalis solis invicti; ср.: B. Botte, Les Origines de la Noël, 1932). Примечания переводчика: *. Букв.: «И мой год не будет побежден фастиями Эвдокса». [назад] **. Дважды шестой (день) до мартовских календ. [назад] ***. Имеется в виду день зимнего солнцестояния (25 декабря). [назад] Таблица 2 Некоторые местные юлианские календари1
[с.44]
[с.44]
[с.45] Примечания к Таблице 2: 1. Местные (провинциальные) формы юлианского календаря сохранились в трех средневековых рукописях, в которых приводятся синхронистические таблицы по дням для календарей 18 провинций и городов. См.: W. Kubitschek, — DWA, LVII, 3, 1915. Девять этих списков по дням напечатаны в книге: H. Lietzmann, Zeitrechnung, 1934, с. 106; ср.: L. Robert, — REG, 1959, с. 76. В греческой папирусе, написанном в 348 или же в 424 г. н.э., сопоставляются римские месяцы, две местные формы юлианского календаря и лунный календарь (см.: H. Gerstringer, O. Neugebauer, — SWAW, 1962, CCXL, 2). О календаре Вифинии см.: G. Bosch, Die kleinasiatischen Münzen der römischen Kaiserzeit, II, 1, 1935, с. 132. О восточных разновидностях юлианского календаря см.: Samuel, гл. VI. [назад] 2. Новый год. Между 458 и 483 гг. н.э. день Нового года в Антиохии был перенесен на 1 сентября (см.: Grummel, с. 195). День Нового года в ликийском календаре точно неизвестен. [назад] 3. См.: E. Schwartz, — GGN, 1906, с. 343. [назад] 4. В некоторых городах первый день месяца назывался Sebaste, а второй день нумеровался как «первый» (см.: W. Kubitschek, с. 81). [назад] 5. Календари александрийского типа; все месяцы имеют по 30 дней. [назад] 6. См.: L. Robert, — REA, 1936, с. 23. [назад] 7. См.: K. Scott, — YCS, 1931, с. 214. [назад] 8. Новый год в день рождения Августа. [назад]
|