Э. Бикерман
ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Эры

[с.65] Датировки по эпонимам, или по годам правления, выявляют отдельные моменты, которые необходимо поставить в ряд, продолжающийся до настоящего времени. По эрам («эра» значит «число, цифра» — см.: A. Ernout, A. Meillet, Dictionaire étymologique de la langue latine, 4me ed., 1959, под словом "aera") можно считать года. Для того чтобы перевести датировки по какой-либо эре в юлианские даты, достаточно знать лишь точку ее отсчета. Церковный совет в Тире происходил 16 сентября 643 г. по исчислению Тира. Известно, что [с.66] эра Тира началась осенью 126 г. до н.э. и что год Тира (в римский период) начинался 18 октября. Следовательно, упомянутая выше дата эры Тира соответствует 16 сентября 518 г. н.э.

Этот удобный метод датирования вошел в обиход только в эллинистическую эпоху. В качестве основной единицы при счислении эры употребляется единообразный год. Такой год впервые (исключая египетский подвижной год) появился благодаря вавилонскому 19-летнему циклу (стр. 21). Первая «эра» возникла тогда, когда Селевк I начал считать годы своего правления по вавилонскому календарю, а его сын Антиох I последовал примеру отца. Так же поступали и его преемники. Таким образом, древнейшее династическое счисление утвердилось по всей империи Селевкидов под названием «годы греческого господства», как называли эту эру иудеи и сирийцы.

Эра Селевкидов началась в 312/1 г. до н.э. по юлианскому летосчислению. Завоевав вновь Вавилон в августе 312 г. до н.э., Селевк I в следующий год своего правления (седьмой год Александра Македонского) начал счислять время по годам своего наместничества (см.: S. Smith, — RAss, 1925, с. 190). В этом он следовал примеру Антигона и других наместников Вавилонии (ср.: Ed. Meyer, Forschungen, II, с. 458). Согласно вавилонскому календарю, седьмой год Александра IV начался 2 апреля 311 г. до н.э. Македонцы, однако, счисляли годы правления Александра IV от смерти Филиппа Арридея осенью 317 г. до н.э. Таким образом, для них второй год правлении наместника Селевка начался осенью 311 г. до н.э., в то время как для вавилонян этот же год начался 22 апреля 310 г. до. н.э. Став царем, Селевк продолжал считать и годы своего наместничества (E. Bickerman, — "Berytus", 1944, с. 73; A. Aymard, — REA, 1955, с. 105). Для двора год селевкидской эры начинался между 1—м числом месяца лоос и 1—м числом месяца диос, т.е. поздним летом или же ранней осенью (ср.: C.B. Welles, Royal Correspondence in the Hellenistic Period, 1934, с. 10; его же, — The Parchments and Papyri, 1959, с. 18).

Начало года селевкидской эры менялось в зависимости от календаря соответствующего города. По юлианскому календарю Антиохии год начинался 1—го числа месяца диос (1 октября) (см. выше, стр. 22). Счисление по годам селевкидской эры использовалось позднее арабскими астрономами. Арабы называли селевкидскую эру «эрой Александра», хотя ал-Беруни понимал, что это ошибка56.

Счисление по селевкидской эре употреблялось в некоторых районах Ближнего Востока вплоть до настоящего времени (Ginzel, I, с. 263), ему подражали некоторые восточвые династии. Аршакиды в Парфии счисляли годы своего правления начиная с весны 247 г. до н.э. («эра Аршакидов» — ср.: Kugler, II, c. 444); хотя в греческих городах Парфянского царства [с.67] счисление эры начиналось с осени 248 г. до н.э., они также использовали и «старый стиль» (hōs de próteron) — эру Селевкидов57. Эра царей Понта и Вифинии (297/6 г. до н.э.) использовалась также и в Боспорском царстве (ср.: R. Fruin, — "Acta orientalia", 1934, с. 29; W.H. Bennet, — "Historia", 1961, с. 460). По Синцеллу (Syncellus), эта эра началась в 283/2 г. до н.э. (ср.: G. Vitucci, II regno di Bitinia, 1953, с. 17). Фарнак I, царь Понта, считал годы своей эры начиная с 337/6 г. до н.э. — даты восшествия на престол Митридата Киосского, основателя династии, но его преемник Митридат II перешел к счету годов правления по эре, начавшейся в 297/6 г. до н.э. (E. Diehl, — RE, XIX, стб. 1850; ср.: L. Robert, Etudes anatoliennes, 1937, с. 231)58.

Эру Диоклетиана ( ) также можно причислить к династическим счислениям. Диоклетиан ввел в Египте датирование по консульскому году, начинавшемуся 1 января. Эта реформа причинила неудобства астрономам, поскольку все астрономические наблюдения отмечались по египетскому подвижному году. Поэтому астрономы, даже после отречения Диоклетиана, продолжали считать вымышленные годы его правления начиная с 29 августа 284 г. н.э.59 Эта эра применялась при составлении гороскопов (ср.: O. Neugebauer, H.B. v. Hoesen, — "Memoirs of the American Philosophical Society", 1959, т. 48). Из Египта счисление по этой эре проникло на Запад, так как она использовалась для вычисления сроков пасхи (ср.: Ginzel, I, с. 231; Ambrosius, — PL, XVI, с. 1050); но все же более широкое применение эта эра нашла лишь в Египте начиная с VI в. н.э. Коптская церковь до сих пор пользуется счислением времени по этой эре.

Города, которые отложились от Селевкидов или других монархов, начинали пользоваться своими собственными эрами, обычно отсчитывавшимися с года освобождения. Так, например, список должностных лиц г. Амизона имел заглавие: Hoi gegonótes aph` hoŷ kâres ēleytherthēsan* (167 г. до н.э.) (ср.: L. Robert, La Carie, II, 1954, с. 309). В 126/5 г. до н.э. Тир объявил другим городам, что стал независимым (SEG, II, № 330), начал считать время по новой эре и в ознаменование своего нового положения стал чеканить собственные монеты. Самым древним примером подобных эр свободных городов является эра Тира, начавшаяся в 275/4 г. до н.э. и знаменовавшая, вероятно, конец какой-то местной династии (W. Ruge, RE, VIIA, стб. 1896), и эра г. Арада, начавшаяся в 259 г. до н.э., когда этот город завоевал независимость от Селевкидов (H. Seyrig, — "Syria", 1951, с. 192). Так называемая помпейская эра [с.68] (64 или 63 г. до н.э.) также относится ко времени освобождения соответствующего города от владычества Селевкидов или Маккавеев. В Антиохии «помпейская» эра началась в 66 г. до н.э. (H. Seyrig, — "Syria", 1954, с. 73; 1959, с. 70). Иногда города договаривались использовать какую-либо общую эру (H. Seyrig, — RN, 1964, с. 37). Об использовании городских эр Берита, Сидона и Тира в византийское время см.: H. Seyrig, — "Syria", 1962, с. 42. Об эре города Эдессы см.: A. Maricq, — "Syria", 1955, с. 278.

Так называемые провинциальные эры, такие, как македонская (148 г. до н.э.), ахейская (146 г. до н.э.) или же эра «Суллы» в Малой Азии (85/4 г. до н.э.), счисляли годы римского владычества в соответствующей провинции или городе: [étoys] á Rhmēs** (H. Sеyrig, — "Syria", 1959, с. 71). В Египте с завоеванием Октавиана (krátēsis Kaisaros theoŷ hyioŷ)*** началась эра (с 1 августа 30 г. до н.э.), которая продолжалась до первых лет правления Тиберия (U. Wilcken, — JRS, 1937, с. 138; J. Bingen, — CE, 1964, с. 174. По македонской эре см.: L. Robert, — REG, 1956, с. 146; Samuel, с. 247).

Аналогичные эры счислялись греками от дат побед и использовались в Греции, Малой Азии и Сирии. Так, эра Фарсала (июнь 48 г. до н.э.)***** и эра Акция***** (2 сентября 31 г. до н.э.) указывают на переход власти соответственно от Помпея к Цезарю и от Антония к Августу. Надпись из Лидии, например, гласит:

Etoys eikostoŷ kai prōtoŷ tês Kaisaros toŷ presbytéroy aytokrátoros theoŷ neikēs, tetártoy dè tēs Kaisaros toŷ neōtéroy aytokrátoros theoŷ hyioŷ, stephanēphóroy de kai hieréōs tes Rhmēs Apollōnidoy toŷ Aiskhriōnos mēnòs Daisíoy dōdekátēi"6* 60.

Все священные эры принадлежали к этому же типу и в конечном счете строились по образцу эры в честь победы при Акции.

Иудейская эра «от сотворения мира» начинается 6 октября 3761 г. до н.э. (ср.: Finegan, с. 126). Византийская эра «от сотворения мира» начиналась 21 марта 5508 г. до н.э., а впоследствии 1 сентября 5509 г. до н.э. Стараниями Ипполита, Клемента Александрийского и других была вычислена так называемая Александрийская дата сотворения мира: 25 марта [с.69] 5493 г. до н.э. Позднее, в VII в., сотворение мира было отнесено к 5508 г. до н.э. Восточная церковь избегала пользоваться эрой по рождению Христа, поскольку споры о дате его рождения продолжались в Константинополе до XIV в. (Grumel, с. 62).

В эрах, основанных на памятных датах, счет лет ведется от какого-нибудь исторического события. Так, например, в Пафлагонии годы отсчитывались «от 12—го срока консульства» Августа, т.е. от 5 г. до н.э. (или, как считали пафлагонцы, от 6/5 г. до н.э.). Аналогичным образом, афиняне в какой-то период вели исчисление времени «от посещения императора Адриана» в 126 г. н.э. Манихеи отсчитывали время от рождения (или от смерти) пророка Мани61. Неоплатоники в основу датирования клали восшествие на престол Юлиана Отступника (361 г. н.э.) (ср.: Marinus, Vita Procli). Христианская эра от воплощения Христа, введенная в 532 г. н.э. (см. гл. III, стр. 76), и мусульманская эра от бегства Мухаммеда из Мекки в Медину (15 июня 622 г. н.э.) относятся к этой же категории.

Следует отметить, что многие эры ошибочно выведены современными учеными по датам на монетах. Хотя нумизматы продолжают развивать остроумные теории о предполагаемых эрах Александра в Финикии (ср., например: I.L. Merker, — American Numismatic Society Notes", XI, 1964, с. 15), интерпретируемые таким образом даты на монетах из Акки относятся к местным правителям (E.T. Newell, The Alexander Coinage of Acco and Sidon, 1916, с. 59; G. Kleiner, — "Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften", Berlin, 1947, с 24). В Сидоне пользовались буквами алфавита для пометы последовательных (ежегодных?) выпусков монет. После 24—го выпуска счет по буквам алфавита начинался сначала. В Сидоне легенда на монетах серии "N" ( = 13) изменяется с «Александр» на «Филипп», что позволяет отнести эту серию к 317/6 г. до н.э. (R. Dussaud, — RN, 1908, с. 450). В выпусках серии «18» имя «Филипп» заменено «Александром»: Сидон подпал под власть Птолемея, который не чеканил монет с именем Филиппа Арридея (ср.: E.T. Newell, The Alexander Coinage..., с. 36; хронология монет у него, однако, неверная). Числа на монетах Тира (для которого нумизматы придумали вымышленные эры) также истолкованы неправильно (H. Seyrig, — "Syria", 1957, с. 93) Нумизматы также полагают, что монеты Александрии Троадской, имеющие даты от «137» по «235», свидетельствуют об эре, начавшейся после переименования этого города Лисимахом примерно в 300 г. до н.э. [H. v. Fritze, — "Nomisma", 1911, с. 27; A.R. Bellinger, Coins, 1961 (Troy: Supplementary Monographs, 2), с 93]. В действительности неизвестно, когда город получил название Александрия (Strabo, 13, 593), да и вряд ли его правители отсчитывали годы не от основания города [с.70] Антигоном, а от даты переименования. Во всяком случае, эра ab urbe condita7* не имеет параллелей в древности (ср. стр. 72). Александрия Троадская в 280 г. до н.э. стала частью империи Селевкидов, и возможно, что в городе продолжало употребляться счисление по эре Селевкидов и тогда, когда он стал независимым (ср. выше, стр. 66) (о выпусках монет этого города см. теперь: L. Robert, Monnaies antiques en Troade, 1966). Аналогичным образом, никогда не существовала эра Эвмена II, начинавшаяся в 188 г. до н.э. (L. Robert, Villes de l'Asie Mineure, 1962, 2me ed., s. 253).

Третья группа эр была придумана учеными и использовалась в основном историками. Несоответствия между местными календарями и эпонимами вызвали необходимость создать метод датирования, понятный всем. Такой приемлемой единицей измерения времени явились периодические общегреческие празднества (ср.: Thuc., III, 8, 1; V, 49, 1; A.W. Gomme, Commentary on Thucydides, II, 1956, с. 258).

Надпись 207/6 г. до н.э. датирует появление царицы Артемиссии в г. Магнесии ссылкой на олимпийский год (второй год 114-й Олимпиады), на год Пифийских празднеств и на афинского архонта соответствующего года (Syll., № 557). Такие греческие авторы, как, например, Павсаний, часто используют счисление по олимпиадам для датирования какого-либо исторического события. Это предполагает наличие и использование списка победителей олимпийских игр. Первый такой список был обнародован софистом Гиппием. Он постоянно дополнялся и переиздавался. Этот список для 1—249-й олимпиад сохранился в «Хронике» Евсевия (изд. J. Karst, с. 89). Отрывки более ранних перечней собраны во FrGrH, 414 и сл.

Нумерация олимпиад была впервые введена Тимеем или же Эратосфеном. Другие общие греческие празднества, такие, как Пифийские игры, также иногда нумеровались. Достоверность более ранней части списка победителей олимпийских игр, который начинается с 776 г. до н.э., остается сомнительной62.

Начиная с Эратосфена вся греческая хронология строится на датах олимпиад. Все остальные датировки синхронизируются по олимпиадам. (Ср., например, датировку Моисея у Евсевия: Pr. ev., X, 9.) Византийские историки продолжали ссылаться на олимпиады. Тем не менее документы только изредка датируются по этим хронографическим единицам (ср., например: "Inschriften von Olympia", № 530; A. Rehm, — "Didyma", II, с. 214).

Счет лет внутри периода между олимпиадами восходит к Эратосфену (FrGrH, Commentary, II, с. 707), но «олимпийский» год, как таковой, не существовал: игры устраивались каждые четыре [с.71] года (776, 772 гг. до н.э. и т.д.; 1, 5 гг. н.э. и т.д.) в разгар лета. Более точную дату установить невозможно (ср.: Ginzel, II, с. 304; B.R. Sеа1у, — "Classical Review", 1960, с. 185). В связи с этим хронологи для удобства приравнивали каждый год четырехлетнего периода к соответствующему аттическому году, который также начинался летом. По-видимому, автор Парийской хроники (см. стр. 58) в 264 г. до н.э. уже пользовался этим методом (ср.: FrGrH, Commentary, II, с. 670). Разумеется, никого не заставляли считать годы внутри олимпийского периода в соответствии с афинским календарем. Многие ученые использовали для этой же цели год македонского календаря, начинавшийся осенью. По-видимому, Порфирий, следуя своим источникам, пользовался то афинским, то македонским годом (ср.: FrGrH, Commentary, II, с. 855). Полибий отождествлял олимпийский год с официальным ахейским годом, который начинался в день осеннего равноденствия. (H. Nissen, — RhM, 1871, с. 244; Leuze, с. 108; ср. стр. 59).

Использование олимпийских лет в хронографии вызвало необходимость их соотнесения с годами, выраженными в иных системах датирования. Так, римский консульский год, который со 153 г. до н.э. начинался 1 января, соответствует частям двух олимпийских лет. Таким образом, 1-й год 180-й олимпиады у Диодора отождествляется с консульским годом, соответствующим 59 г. до н.э., а у Дионисия Галикарнасского — с консульским годом, соответствующим 60 г. до н.э. По одному способу счисления, которым пользовался и Полибий, годом отсчета олимпиад считается 775 г. до н.э., а по другому способу, которому обычно теперь следуют, отправным пунктом счисления является 776 г. до н.э. (ср.: FrGrH, II, 664; Ed. Meyer, Kleine Schriften, II, 1924, с. 288). Применение же македонского года дает в качестве отправной даты 777 г. до н.э. (ср.: G. Unger, — SBAW, 1895, с. 300; Ed. Meyer, Forschungen, II, 1899, с. 446).

Точно так же перевод афинских дат в римские и наоборот может производиться двумя способами. Диодор, например, заканчивает свой хронографический список консульским годом 59 г. до н.э. (ср. стр. 85), который у него соответствует году архонтства Герода в 60/59 г. до н.э. Кастор же заканчивает свой исторический труд 61—м годом, но отождествляет этот год с годом архонта Теофема в 61/0 г. до н.э. (ср.: Leuze, с. 74; W. Kolbe, — AM, 1912, с. 107).

Эра ab urhe condita в действительности не существовала в древнем мире, и подобный способ отсчета лет принят лишь в наше время. Римляне пользовались такой датировкой только для обозначения удаленности во времени от этого события какого-либо последующего события: например, Ливий пишет, что копсульские трибуны появились через 310 лет после основания города [с.72] (IV, 7; ср. III, 30, 7; VII, 18, 1). Точно так же в надписи утверждается, что император Нерва восстановил свободу «через 848 лет после основания города» (Dessau, № 274). Такой способ относительной датировки применялся уже во времена Римской республики. Например, надпись из Путеолы8* (Dessau, № 518) дает дату: «90 лет ab colonia deducta» (от вывода колонии, т.е. 105 г. до н.э.) (ср.: Dessau, № 157: "Genio municipii anno post Interamnam conditam 704"9*). Сходным образом можно датировать: 71-й год после обожествления Августа (Мс-Grum, AG Woodhead). Относительные даты такого рода неправильно называются эрами. В результате подобных ошибок современные ученые говорят об «эре города Танис», ссылаясь на египетскую надпись с упоминанием «400 лет города Танис» (K. Sethe, — AZ, 1930, с. 85; R. Stadelmann, — CE, 1965, с. 46; J.V. Beckerath, Untersuchungen zur politischen Geschichte der zweiten Zwischenzeit in Ägypten, 1965, с. 153; H. Goedicke, — CE, 1966, с. 23).

Ср. свидетельство Библии (Числа, XIII, 22) о том, что Хеврон был построен семью годами раньше Цоона (т.е. Таниса); далее ср.: Samuel, 194 и A.E. Samuel, — CE 1965, с. 376.

Система отсчета ab urbe condita не использовалась в основном потому, что возраст Рима оставался спорным: "Est enim inter scriptores de numero annorum controversia"10* (Cic., Brut, 48, 72). В римской историографии даты основания Рима, исключая самые крайние мнения [например, дату Цинция Алимента у Дионисия Галикарнасского (I, 74): 729/8 г. до н.э.], колеблются между 759 и 748 гг. до н.э. Долгое время дата Полибия — 751/0 г. до н.э. — являлась нормой для Цицерона, Ливия и Диодора (ср.: Perl, с. 2); затем Аттик в своей "Liber annalis" («Летописи») передвинул дату основания Рима назад, к 753 г. до н.э. (Cic., Brut., 18, 72). Эта дата была принята и популяризировалась Варроном. Список должностных лиц Римской республики, составленный при императоре Августе (Fasti Capitolini), указывает на годы ab urbe condita, которые, однако, отсчитывались от 752 г. до н.э. По народной традиции празднества Парилии 21 апреля справлялись как день появления Рима на свет. Таким образом, год ab urbe condita, продолжавшийся с 21 по 20 апреля, соответствовал частям двух консульских лет, и его отождествление с одним из них зависит от избранной системы перевода лет (ср. стр. 71) (Leuze, с. 252).


ПРИМЕЧАНИЯ:

56. См.: L. Ideler, Über astronomische Beobachtungen der Alten, 1806, с. 256; S.H. Taqizadeh, — BSOAS, X, 1942, с. 129. [назад]

57. G. Le Rider, Suse sous les Séleucides et les Parthes, 1965, c. 35 Об эре Аршакидов в Хатре см.: J. Teixidor, — "Syria", 1966, с. 93. [назад]

58. E. Minns, Scythians and Greeks, 1913, с. 646, прим. 17a. Ср. также: L. Robert, Études anatoliennes, 1937, с. 231; G. Perl, Studien zur Geschichte und Philosophie des Altertums, 1968. [назад]

59. В действительности начало эры Диоклетиана предшествует его восшествию на престол. Он был провозглашен императором 20 ноября 284 г. н.э. (T.C. Skeat, Papyri from Panopolis, 1964, с. 145). Юлианский же год начинался в Египте 29 августа. Таким образом, второй год правления Диоклетиана начался 29 августа 285 г. н.э., и поэтому годы его правления стали отсчитываться в Египте от 29 августа 284 г. н.э. [назад]

60. P. Hermann, — DWA, LXXVII, 1959, с. 8. Ср.: S. Accame, Il dominio romano in Grecia, 1946, с. 11; M.N. Tod., — ABSA, XXIII, 1918—1919, с. 212; его же, — "Studies presented to David M. Robinson", II, 1953, с. 383; H. Seyrig, — "Syria", 1950, с. 6; J. Bingen, — CE, 1964, c. 14. Относительно эры Акция в Киренаике ср.: L. Robert, — "Hellenica", XI—XII, с. 533; G. Pearl, — "Klio", 1970, с. 322. [назад]

61. Пафлагония: см., например, OGIS, № 532 = Dessau, № 8781. Ср.: H. Dessau, — "Zeitschrift für Numismatik", 1906, с. 335; W. Ruge, — RE, XVIII, с. 2532. Афины: P. Graindor, Athenes sous Hadrien, 1934. Манихеи: W.B. Henning, — "Asia Major", 1952, с 198. [назад]

62. Нумерация олимпиад: см.: S. Brown, Timaeus of Tauromenium, 1958, с. 10; об играх: L. Robert, — RPh, 1930, с. 39. Список олимпийских победителей: L. Moretti, — "Memoire dell' Accad. dei Lincei", ser. II, VII, 1957. О достоверности этого списка: Th. Lenschau, — "Phil.", 1936, с. 391; F. Jacoby, — "Atthis", 1949, с. 58. [назад]


Примечания переводчика:

*. Ставшие [должностными лицами] со [дня], когда карийцы освободились. [назад]

**. Римской эры. [назад]

***. Правление Цезаря, сына бога. [назад]

****. Фарсал — город в Фессалии, место победы Цезаря над Помпеем в 48 г. до н.э. [назад]

*****. Акций — город и мыс в Акарнании (Греция), где в 31 г. до н.э. потерпели поражение Антоний и Клеопатра. [назад]

6*. «В году двадцать первом после победы (Фарсал, 48 г. до н.э.) императора Бога Цезаря Старшего и в четвертом году императора Цезаря Младшего, сына Бога (Акций, 31 г. до н.э.), при стефанефоре и жреце Рима Аполлониде, сыне Эсхриона, на двенадцатый день месяца даисия». [назад]

7*. От основания города Рима. [назад]

8*. Путеолы — приморский город в Кампании. [назад]

9*. «Гению муниципия в 704 год после основания Интерамны». [назад]

10*. «Ибо между авторами есть разногласия относительно числа лет». [назад]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Э. Бикерман
ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА