Л. Л. Кофанов

Традиция о древнейших источниках по праву архаического Рима: легенда или реальность?

Международная конференция «Проблемы исторического познания», Москва, 5—7 марта 1996 г. ИВИ РАН.

Про­бле­ма исто­ри­че­ско­го позна­ния нераз­рыв­но свя­за­на с вопро­сом о досто­вер­но­сти наших источ­ни­ков, исто­ри­че­ской пись­мен­ной тра­ди­ции. Доста­точ­но ост­ро эта про­бле­ма сто­ит перед иссле­до­ва­те­лем арха­и­че­ско­го рим­ско­го обще­ства и его пра­ва. Ведь, как пра­ви­ло, пись­мен­ные источ­ни­ки арха­и­че­ско­го пери­о­да раз­ви­тия обще­ства весь­ма скуд­ны и немно­го­чис­лен­ны и их ори­ги­наль­ный текст утра­чен, а име­ю­щи­е­ся в нашем рас­по­ря­же­нии сведе­ния о них свя­за­ны с сооб­ще­ни­я­ми пись­мен­ной тра­ди­ции гораздо более позд­ней эпо­хи. В свя­зи с этим исто­ри­ков пра­ва все­гда вол­но­вал вопрос о том, в какой мере мы можем дове­рять позд­ней тра­ди­ции, в какой сте­пе­ни мы вооб­ще впра­ве опи­рать­ся на ее сведе­ния. Иссле­до­ва­те­ли реша­ли эту про­бле­му по-раз­но­му. Еще не забыт гипер­кри­ти­цизм XIX — нача­ла XX вв., когда антич­ные авто­ры обви­ня­лись в незна­нии и непо­ни­ма­нии исто­рии и пра­ва арха­и­че­ско­го Рима и вся­кое про­ти­во­ре­чие источ­ни­ков дава­ло неко­то­рым иссле­до­ва­те­лям осно­ва­ние вооб­ще отвер­гать реаль­ность сведе­ний по пра­ву Рима VIII—III вв. до н. э. Еще и сего­дня отдель­ные пред­ста­ви­те­ли, напри­мер, фран­цуз­ской шко­лы под­черк­ну­то начи­на­ют свои иссле­до­ва­ния лишь с III—II вв. до н. э., тем самым утвер­ждая тезис о невоз­мож­но­сти объ­ек­тив­но­го иссле­до­ва­ния арха­и­че­ско­го пери­о­да. Еще и сего­дня отдель­ные исто­ри­ки искренне убеж­де­ны в том, что они гораздо луч­ше антич­ных авто­ров раз­би­ра­ют­ся в арха­и­че­ском пра­ве, поз­во­ляя себе пере­кра­и­вать его, воль­но тол­ко­вать исто­рию ран­не­го Рима, отда­вая пред­по­чте­ние не дан­ным источ­ни­ков, а сво­им зача­стую слиш­ком умо­зри­тель­ным постро­е­ни­ям. Одна­ко наи­бо­лее серь­ез­ные иссле­до­ва­те­ли, осо­бен­но пред­ста­ви­те­ли немец­кой и италь­ян­ской шко­лы все­гда отда­ва­ли пред­по­чте­ние дан­ным антич­ной тра­ди­ции. Сего­дня их пози­ции зна­чи­тель­но укре­пи­лись, так как дан­ные архео­ло­гии во мно­гом под­твер­жда­ют сведе­ния тра­ди­ции об арха­и­че­ском Риме. Одна­ко сама спе­ци­фи­ка архео­ло­ги­че­ских источ­ни­ков поз­во­ля­ет исполь­зо­вать их лишь в каче­стве вспо­мо­га­тель­ных, осо­бен­но в вопро­се изу­че­ния арха­и­че­ско­го пра­ва.

Поэто­му акту­аль­ным пред­став­ля­ет­ся иссле­до­ва­ние уров­ня исто­ри­че­ских зна­ний антич­но­сти, сте­пе­ни раз­ра­ботан­но­сти кри­те­ри­ев и под­хо­дов самих древ­них авто­ров. В этом докла­де я огра­ни­чусь рас­смот­ре­ни­ем лишь сведе­ний тра­ди­ции о так назы­вае­мых цар­ских зако­нах и зако­нах XII таб­лиц. Наи­бо­лее ран­ние из дошед­ших до нас сколь­ко-нибудь систе­ма­ти­че­ских сведе­ний при­над­ле­жат исто­ри­кам и юри­стам I в. до н. э. Это преж­де все­го сочи­не­ния Ливия, Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го и Цице­ро­на. Они дают общее опи­са­ние зако­нов, неред­ко цити­руя их, отча­сти сохра­няя арха­ич­ность язы­ка, ино­гда ссы­ла­ясь и на источ­ни­ки инфор­ма­ции. Так из Дио­ни­сия мы узна­ем, что впер­вые зако­ны Нумы Пом­пи­лия были запи­са­ны еще при царе Анке Мар­ции в VII в. до н. э., а затем, в кон­це VI в. до н. э., уже после изгна­ния царей все цар­ские зако­ны были собра­ны в кни­ге неко­е­го пон­ти­фи­ка Гая Папи­рия. Ливий при­во­дит из цар­ских зако­нов пря­мые цита­ты, содер­жа­щие тек­сты сакраль­ных клятв и дого­во­ров, а Цице­рон (De leg.) пря­мо ука­зы­ва­ет на свое зна­ком­ство с тек­стом зако­нов Нумы, напи­сан­ных не все­гда понят­ным ему и его совре­мен­ни­кам язы­ком.

Как отно­сить­ся к этим сведе­ни­ям? Для меня доста­точ­но оче­вид­но, что выше­на­зван­ные авто­ры не толь­ко име­ли в сво­ем рас­по­ря­же­нии тек­сты арха­и­че­ских зако­нов, но и хоро­шо зна­ли их содер­жа­ние. Одна­ко в какой мере они сле­до­ва­ли это­му содер­жа­нию в сво­их про­из­веде­ни­ях? Понят­но, что их изло­же­ние было опо­сре­до­ва­но обра­зом мыс­лей, если хоти­те, мен­та­ли­те­том чело­ве­ка отнюдь не арха­и­че­ской эпо­хи, но из обще­ства I в. до н. э. На их изло­же­ние ока­зы­ва­ло вли­я­ние и обра­зо­ва­ние, и поли­ти­ка того вре­ме­ни, и инди­виду­аль­ные чер­ты харак­те­ра. Одна­ко, то же самое мы можем ска­зать и о любом совре­мен­ном про­фес­сио­наль­ном исто­ри­ке. Уро­вень объ­ек­тив­но­сти исто­ри­ка во все вре­ме­на зави­сел от уров­ня зна­ний все­го обще­ства, от вни­ма­ния обще­ства к дан­ной про­бле­ме. И здесь выяс­ня­ет­ся, что в отно­ше­нии зна­ния сво­его древ­не­го пра­ва тре­бо­ва­ния у рим­лян были доста­точ­но высо­ки­ми. Зна­ние пра­ва, уме­ние его тол­ко­вать счи­та­лось в Риме эпо­хи Цице­ро­на осо­бен­но почет­ным. Сле­ду­ет вспом­нить сло­ва само­го Цице­ро­на о том, что зако­ны XII таб­лиц долж­ны были выучи­вать­ся детьми наизусть. Вооб­ще Цице­рон и дру­гие антич­ные авто­ры ука­зы­ва­ют на древ­нюю и устой­чи­вую тра­ди­цию изу­че­ния пра­ва. Ясно, что в таком обще­стве, в таком окру­же­нии пря­мая фаль­си­фи­ка­ция фак­тов если и не невоз­мож­на, то весь­ма затруд­ни­тель­на. Поэто­му, на мой взгляд, сте­пень досто­вер­но­сти сооб­ще­ний авто­ров I в. до н. э. доста­точ­но высо­ка и мы можем поль­зо­вать­ся их инфор­ма­ци­ей так­же как, напри­мер, исполь­зу­ем труды исто­ри­ка Карам­зи­на для зна­ком­ства с Пове­стью вре­мен­ных лет.

Что каса­ет­ся более позд­ней тра­ди­ции, отно­ся­щей­ся к I—V вв. н. э., то иссле­до­ва­те­лей арха­и­ки неред­ко упре­ка­ют в том, что они опи­ра­ют­ся на дан­ные сочи­не­ния с той же сте­пе­нью дове­рия, что и к более ран­ним авто­рам. В какой сте­пе­ни это пра­во­мер­но? Если гово­рить в целом, то сле­ду­ет выде­лить сле­дую­щие чер­ты исто­рио­гра­фии этой эпо­хи. С одной сто­ро­ны появ­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные бре­виа­рии, сво­его рода попу­ляр­ные изда­ния лишь крат­кий курс рим­ской исто­рии. С дру­гой сто­ро­ны, огра­ни­че­ние сво­бо­ды поли­ти­че­ской, ора­тор­ской дея­тель­но­сти при­во­дит к уси­ле­нию, если мож­но так выра­зить­ся, «чистой» нау­ки. Попы­та­юсь разъ­яс­нить свой тезис. Дело в том, что коли­че­ство пись­мен­ных источ­ни­ков по рим­ско­му пра­ву в I—V вв. не умень­ша­лось, а интен­сив­но рос­ло. Мы зна­ем о доволь­но зна­чи­тель­ном чис­ле юриди­че­ских ком­мен­та­рий как к цар­ским зако­нам, так и к децем­ви­раль­но­му сво­ду. Появ­ля­ют­ся и мно­го­чис­лен­ные линг­ви­сти­че­ские ком­мен­та­рии, сво­его рода эти­мо­ло­ги­че­ские сло­ва­ри, объ­яс­ня­ю­щие зна­че­ние древ­них тер­ми­нов. При­чем уро­вень тре­бо­ва­ний к таким сочи­не­ни­ям зна­чи­тель­но воз­рос. Появ­ля­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся то, что мы сего­дня назы­ваем науч­ным аппа­ра­том — систе­ма стро­гих отсы­лок на источ­ник инфор­ма­ции с точ­ным ука­за­ни­ем авто­ра, назва­ния его сочи­не­ния и номе­ра кни­ги (антич­ные кни­ги по объ­е­му сопо­ста­ви­мы с наши­ми гла­ва­ми). При усло­вии береж­но­го сохра­не­ния древ­ней­ших пер­во­ис­точ­ни­ков дан­ные таких авто­ров пред­став­ля­ют­ся не менее, а порой может быть даже и более цен­ны­ми, чем сведе­ния авто­ров II—I вв. до н. э., так как имен­но в этих про­из­веде­ни­ях осо­бен­но часто при­во­дят­ся пря­мые цита­ты из древ­ней­ших зако­нов. Дей­ст­ви­тель­но, никто не убедит меня в том, что труды, напри­мер, наше­го совре­мен­ни­ка про­фес­со­ра Щапо­ва по источ­ни­кам древ­ней­шей Руси менее цен­ны, чем труды Карам­зи­на, хотя он и жил в несколь­ко более ран­ний пери­од. Так­же и в древ­нем Риме в I—V вв. име­ла место не утра­та тра­ди­ции, а ее раз­ви­тие, я бы даже ска­зал, науч­ное раз­ви­тие. Уро­вень это­го раз­ви­тия бле­стя­ще демон­стри­ру­ют исто­ри­че­ские, линг­ви­сти­че­ские и юриди­че­ские ком­мен­та­рии авто­ров V в. н. э. Боеция, Сер­вия Грам­ма­ти­ка, Мак­ро­бия и дру­гих.

Здесь еще раз сле­ду­ет под­черк­нуть одну деталь: и так назы­вае­мое ius Pa­pi­ria­num, содер­жа­щее тек­сты цар­ских зако­нов, и зако­ны XII таб­лиц суще­ст­во­ва­ли вплоть до эпо­хи Юсти­ни­а­на. На мой взгляд бле­стя­ще демон­стри­ру­ет это в отно­ше­нии XII таб­лиц италь­ян­ский рома­нист Оли­вье­ро Дили­бер­то, под­чер­ки­вая, что авто­ры IV—V вв. про­дол­жа­ли ком­мен­ти­ро­вать сам текст XII таб­лиц, обра­щая вни­ма­ние на раз­лич­но­го рода арха­из­мы и древ­ней­шие зна­че­ния слов в децем­ви­раль­ном сво­де. Что каса­ет­ся Папи­ри­е­ва пра­ва, то это собра­ние зако­нов чита­лось и ком­мен­ти­ро­ва­лось и в I в. н. э., и в III в. н. э. (Paul. D.). Цита­ты из него при­во­дит и Мак­ро­бий, уж совсем позд­ний автор, жив­ший в пер­вой поло­вине V в. при импе­ра­то­ре Фео­до­сии II. Нако­нец, если мы вни­ма­тель­но про­чтем пред­и­сло­вие Юсти­ни­а­на к кодек­су, то пой­мем, что зна­ме­ни­тый Cor­pus iuris ci­vi­lis был состав­лен не из-за недо­стат­ка юриди­че­ских доку­мен­тов, начи­ная с эпо­хи Рому­ла, а наобо­рот, из-за чрез­мер­но­го оби­лия тако­вых, из-за пре­вы­шаю­ще­го чело­ве­че­ские спо­соб­но­сти бре­ме­ни мно­го­чис­лен­ных юриди­че­ских ком­мен­та­рий к цивиль­но­му пра­ву.

Отдель­но оста­но­вим­ся на исто­рии источ­ни­ков рим­ско­го пра­ва, кото­рую дает юрист II в. н. э. Пом­по­ний. Важ­ность это­го труда не раз отме­ча­лась в исто­рио­гра­фии. Здесь же я хочу отме­тить лишь те дан­ные Пом­по­ния, кото­рые харак­те­ри­зу­ют уро­вень сохран­но­сти древ­ней­ших источ­ни­ков пра­ва и уро­вень зна­ния их юри­ста­ми клас­си­че­ской эпо­хи. Любо­пыт­но, что Пом­по­ний, рас­ска­зы­вая и о цар­ских зако­нах, собран­ных Папи­ри­ем, и о зако­нах XII таб­лиц, под­чер­ки­ва­ет, что они были запи­са­ны. В то же вре­мя рядом, гово­ря о пер­вых ком­мен­та­ри­ях, тол­ко­ва­ни­ях к зако­нам XII таб­лиц, он обра­ща­ет вни­ма­ние на то, что эти ком­мен­та­рии не были запи­са­ны. Далее он осо­бо отме­ча­ет и слу­чаи, когда какое-либо юриди­че­ское сочи­не­ние не сохра­ня­лось, было утра­че­но, как это про­изо­шло с кни­гой юри­ста кон­ца IV в. до н. э. Аппия Клав­дия Сто­ру­ко­го. Таким обра­зом, мож­но с доста­точ­ной долей веро­ят­но­сти утвер­ждать, что инфор­ма­ция об арха­и­че­ском пра­ве, дошед­шая до нас в доста­точ­но позд­ней тра­ди­ции, осно­ва­на не на леген­дах и уст­ных пре­да­ни­ях, а непо­сред­ст­вен­но на арха­и­че­ских запи­сях зако­нов.

Одна­ко на при­ме­ре хотя бы исто­рии XX века мы хоро­шо зна­ем, сколь успеш­но мож­но фаль­си­фи­ци­ро­вать исто­ри­че­ские фак­ты даже при нали­чии хоро­шей источ­ни­ко­вой базы. Поэто­му метод кри­ти­че­ско­го ана­ли­за тра­ди­ции явля­ет­ся, на мой взгляд, осно­во­по­ла­гаю­щим в исто­ри­че­ском иссле­до­ва­нии. Боюсь пока­зать­ся баналь­ным, но все же пере­чис­лю неко­то­рые необ­хо­ди­мые для тако­го ана­ли­за науч­ные кри­те­рии.

Во-пер­вых, конеч­но, необ­хо­ди­мо выбрать пози­тив­ную, непро­ти­во­ре­чи­вую инфор­ма­цию источ­ни­ков, впи­сы­ваю­щу­ю­ся в общую кар­ти­ну исто­рии арха­и­че­ско­го Рима. Одна­ко сле­ду­ет учи­ты­вать, что про­ти­во­ре­чия в источ­ни­ках могут быть наду­ман­ны­ми, то есть, иметь, как спра­вед­ли­во отме­тил англий­ский исто­рик Раафлауб, сво­ей при­чи­ной про­сто их невер­ную интер­пре­та­цию совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми.

Во-вто­рых, необ­хо­ди­мо сопо­став­ле­ние с дан­ны­ми архео­ло­гии, эпи­гра­фи­ки и линг­ви­сти­ки. Наи­бо­лее пло­до­твор­ным в изу­че­нии пра­ва пред­став­ля­ет­ся линг­ви­сти­че­ский или тер­ми­но­ло­ги­че­ский ана­лиз. Мно­го­чис­лен­ные эти­мо­ло­ги­че­ские штудии древ­них ино­гда поз­во­ля­ют выде­лить древ­ней­шее зна­че­ние того или ино­го тер­ми­на. Напри­мер, древ­ней­шее зна­че­ние сло­ва hos­tis (враг) обо­зна­ча­ло вся­ко­го чуже­зем­ца, свя­зан­но­го с рим­ля­на­ми дого­во­ром, то есть по зна­че­нию сто­я­ло близ­ко к сла­вян­ско­му сло­ву «гость». Отсюда и пере­вод нор­мы XII таб­лиц о hos­tes име­ет совсем иное зна­че­ние, чем то, кото­рое дают неко­то­рые наши иссле­до­ва­те­ли.

В-третьих, осо­бен­но в послед­ние деся­ти­ле­тия очень мно­го для иссле­до­ва­ний арха­и­че­ско­го рим­ско­го пра­ва стал давать срав­ни­тель­ный ана­лиз раз­лич­ных древ­них или ран­не­клас­со­вых обществ. И здесь заслу­жен­ным авто­ри­те­том поль­зу­ют­ся тео­ри­ти­че­ские раз­ра­бот­ки этно­ло­гов. Опи­ра­ясь на их выво­ды, мож­но судить о том, насколь­ко тот или иной факт впи­сы­ва­ет­ся в наши общие пред­став­ле­ния о раз­ви­тии ран­них обществ. Напри­мер, иссле­до­ва­ние древ­ней­шей сакраль­ной санк­ции sa­cer es­to, обо­зна­чав­шей про­кля­тие и при­не­се­ние нару­шив­ше­го сакраль­ный закон в жерт­ву богам, вполне сопо­ста­ви­мо с хоро­шо извест­ной систе­мой рели­ги­оз­ных запре­тов, табу, рас­про­стра­нен­ных в ран­не­клас­со­вых обще­ствах. Отсюда ясно, что ком­мен­та­рии подоб­но­го рода санк­ций антич­ны­ми авто­ра­ми носят доста­точ­но объ­ек­тив­ный харак­тер, тем более что сами рим­ляне не очень люби­ли вспо­ми­нать о сво­их вар­вар­ских обы­ча­ях чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний.

Нако­нец, полу­чен­ный таким обра­зом резуль­тат необ­хо­ди­мо сопо­ста­вить с пред­став­ле­ни­я­ми совре­мен­ной рома­ни­сти­ки об арха­и­че­ском рим­ском пра­ве и там, где уче­ные опи­ра­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но лишь на соб­ст­вен­ные тео­ре­ти­че­ские раз­ра­бот­ки, скоррек­ти­ро­вать их в поль­зу боль­ше­го дове­рия к тра­ди­ции.

Опи­ра­ясь на дан­ные кри­те­рии, мож­но соста­вить общую модель исто­рии пись­мен­ной тра­ди­ции арха­и­че­ско­го пра­ва. Если изла­гать крат­ко, мож­но выде­лить сле­дую­щие эта­пы:

Запись зако­нов Нумы Пом­пи­лия в пери­од прав­ле­ния Анка Мар­ция (VII в. до н. э.) на дере­вян­ных таб­лич­ках. Тако­го рода дере­вян­ные таб­лич­ки опи­са­ны Дио­ни­си­ем и позд­ни­ми антич­ны­ми ком­мен­та­то­ра­ми. Далее, в кон­це VI в. до н. э. все цар­ские зако­ны были зафик­си­ро­ва­ны в кни­ге пон­ти­фи­ка Папи­рия. Затем, фик­са­ция цар­ских зако­нов с неко­то­ры­ми допол­не­ни­я­ми норм о пле­бей­ских три­бу­нах про­изо­шла после сецес­сии пле­бе­ев в 494 г. до н. э. Нако­нец, мно­гие поло­же­ния цар­ских зако­нов вошли в децем­ви­раль­ный свод, состав­лен­ный и запи­сан­ный в 451—450 гг. до н. э. После наше­ст­вия гал­лов в 390 г. до н. э. часть цар­ских зако­нов и XII таб­лиц погиб­ла, а часть, касав­ша­я­ся сакраль­но­го пра­ва и фаст, была ута­е­на пон­ти­фи­ка­ми и лишь в кон­це IV в. до н. э. вновь опуб­ли­ко­ва­на была лишь Фла­ви­ем. Этот текст полу­чил осо­бое назва­ние ius Fla­via­num. Вновь опуб­ли­ко­ва­ны уже с ком­мен­та­ри­я­ми Корун­ка­ния они были в нача­ле III в. до н. э. Нако­нец, весь­ма попу­ляр­ным было изда­ние Элия Пета, содер­жав­шее в себе сами зако­ны XII таб­лиц, ком­мен­та­рии пон­ти­фи­ков к ним и иски. Эта кни­га была назва­на Tri­per­ti­ta и ста­ла осно­вой для даль­ней­ше­го изу­че­ния цивиль­но­го пра­ва сле­дую­щи­ми поко­ле­ни­я­ми юри­стов.

Таким обра­зом, отве­чая на вопрос, явля­ет­ся ли тра­ди­ция о древ­ней­ших источ­ни­ках по пра­ву арха­и­че­ско­го Рима леген­дой или реаль­но­стью, мож­но с доста­точ­ной сте­пе­нью веро­ят­но­сти ска­зать, это боль­ше реаль­ность, чем леген­да.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1261542296 1261575781 1261579546 1261957599 1262006208 1262006812