От прав гражданства к праву колоната.
Формирование крепостного права в поздней Римской империи.

Коптев А. В. От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи.
Вологда: Изд-во «Ардвисура», 1995, 264 с.

с.7

Введе­ние


Совре­мен­ная нау­ка посте­пен­но рас­ста­ет­ся с пред­став­ле­ни­ем о фео­даль­ных или прото­фе­о­даль­ных отно­ше­ни­ях в позд­ней Рим­ской импе­рии. На пер­вый план все более уве­рен­но выхо­дит спе­ци­фи­че­ская осо­бен­ность сре­ди­зем­но­мор­ско­го обще­ства IV—VI вв., обу­слов­лен­ная сохра­не­ни­ем мощ­ных антич­ных тра­ди­ций. До срав­ни­тель­но недав­не­го вре­ме­ни иссле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ли рас­про­стра­не­ние антич­ных обще­ст­вен­ных норм в основ­ном с антич­ной (полис­ной, муни­ци­паль­ной) город­ской жиз­нью. При таком под­хо­де импер­ское обще­ство в целом рас­смат­ри­ва­лось сквозь приз­му абстракт­ной струк­ту­ры оче­ред­ной миро­вой дер­жа­вы, а антич­ные тра­ди­ции в его кон­тек­сте утра­чи­ва­ли систем­ность и пер­спек­ти­ву. С середи­ны 60-х гг. под вли­я­ни­ем работ Ф. Мил­ла­ра все боль­ший авто­ри­тет при­об­ре­та­ет кон­цеп­ция рим­ской государ­ст­вен­но­сти, ори­ен­ти­ру­ю­ща­я­ся на сохра­ня­ю­щи­е­ся антич­ные граж­дан­ские прин­ци­пы в орга­ни­за­ции управ­ле­ния и обще­ст­вен­ной жиз­ни не толь­ко отдель­ных муни­ци­пи­ев, но в такой же мере и все­го импер­ско­го обще­ства в целом. Рим­ская поли­ти­че­ская систе­ма рас­смат­ри­ва­ет­ся как соче­та­ние управ­ле­ния и само­управ­ле­ния, а мно­гие полис­ные прин­ци­пы граж­дан­ско­го обще­жи­тия ока­за­лись пере­не­сен­ны­ми на государ­ство1. Подоб­ный харак­тер государ­ст­вен­но­сти, осно­ван­ный на непол­ной отде­лен­но­сти поли­ти­че­ской систе­мы (аппа­ра­та управ­ле­ния) от обще­ства (граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва), типо­ло­ги­че­ски соот­вет­ст­ву­ет раз­ра­ботан­но­му в англо­языч­ной соци­аль­ной антро­по­ло­гии поня­тию «ран­нее государ­ство»2. Идео­ло­гия слит­но­сти инте­ре­сов «вер­хов» и «низов», состав­ля­ю­щая по мне­нию совре­мен­ных этно­ло­гов харак­тер­ную чер­ту «ран­не­го государ­ства» и назван­ная вслед за К. Пола­ньи идео­ло­ги­ей реци­прок­но­сти, нахо­дит себе оче­вид­ную парал­лель в отли­чав­ших, по опре­де­ле­нию С. Л. Утчен­ко, антич­ный граж­дан­ский кол­лек­тив «свя­зях соуча­стия»3. Одна­ко антич­ная граж­дан­ская общи­на (полис) суще­ст­вен­но отли­ча­лась от про­чих извест­ных исто­ри­кам и этно­ло­гам «ран­них государств», раз­ви­вав­ших­ся затем в доста­точ­но одно­тип­ные зре­лые государ­ства с поля­ри­за­ци­ей клас­сов круп­ных соб­ст­вен­ни­ков средств про­из­вод­ства и их работ­ни­ков раз­лич­но­го сослов­но­го ста­ту­са. Скла­ды­ва­ние в антич­но­сти не толь­ко идео­ло­гии сопри­част­но­сти, но и поли­ти­че­ских меха­низ­мов, обес­пе­чи­вав­ших уча­стие граж­дан в управ­ле­нии, надол­го при­оста­нав­ли­ва­ло там про­цесс пре­вра­ще­ния ран­не­го государ­ства в зре­лое. Тре­бо­ва­лись осо­бые пере­ход­ные пери­о­ды, состав­ляв­шие целые исто­ри­че­ские эпо­хи, чтобы антич­ный обще­ст­вен­ный орга­низм утра­тил свою под­чи­нен­ность отно­ше­ни­ям реци­прок­но­сти и обрел типо­ло­ги­че­ски близ­кие про­чим зре­лым государ­ствам соци­аль­но-поли­ти­че­ские фор­мы. В раз­ви­тии рим­ской государ­ст­вен­но­сти хоро­шо извест­ны такие пере­ход­ные пери­о­ды. Это рес­пуб­ли­ка, прин­ци­пат и доми­нат.

Осо­бен­но­стью рим­ской исто­рии, види­мо, было то, что граж­дан­ская общи­на, рас­т­во­ря­ясь сна­ча­ла в ита­ли­ках, а затем в про­вин­ци­а­лах, ока­зы­ва­ла мощ­ное соци­о­куль­тур­ное воздей­ст­вие на них, при­жив­ляя в новой среде основ­ные прин­ци­пы граж­дан­ско­го устрой­ства и тем самым как бы реге­не­ри­руя во все рас­ши­ряв­шем­ся мас­шта­бе идею неот­де­лен­но­сти государ­ства от обще­ства. При этом, одна­ко, не толь­ко иная (порой чуж­дая) куль­тур­ная среда, но и сами мас­шта­бы тако­го «соци­аль­но­го экс­пе­ри­мен­та» ока­зы­ва­ли коррек­ти­ру­ю­щее воздей­ст­вие на соци­аль­ный харак­тер граж­дан­ства каж­дой новой эпо­хи. На каж­дом эта­пе граж­дан­ское обще­ство обре­та­ло новое струк­тур­ное место в рас­ста­нов­ке клас­сов, отче­го меня­лись его вза­и­моот­но­ше­ния с про­вин­ци­а­ла­ми, раба­ми, вар­ва­ра­ми и т. п. Это в свою оче­редь тре­бо­ва­ло пере­мен в пра­ве, отно­ше­ни­ях соб­ст­вен­но­сти, поли­ти­че­ском аппа­ра­те и идео­ло­гии. Поэто­му струк­ту­ра обще­ства высту­па­ет важ­ней­шим пока­за­те­лем, сво­его рода «спин­ным хреб­том», направ­ляв­шим моди­фи­ка­цию обще­ст­вен­ных отно­ше­ний. Оче­вид­но не слу­чай­но, что в послед­ние деся­ти­ле­тия мето­до­ло­гия марк­сист­ской соци­аль­ной исто­рии с.8 добур­жу­аз­ных фор­ма­ций все более при­бли­жа­ет­ся к сво­его рода струк­ту­ра­лиз­му. На место тех­но­ло­ги­че­ских уров­ней про­из­во­ди­тель­ных сил и клас­со­вых про­ти­во­ре­чий как пока­за­те­ля про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний в каче­стве кри­те­рия обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия выхо­дит соци­аль­ная струк­ту­ра обще­ст­вен­ных орга­низ­мов. Точ­кой опо­ры при этом исто­ри­кам-марк­си­стам слу­жит работа К. Марк­са «Фор­мы, пред­ше­ст­ву­ю­щие капи­та­ли­сти­че­ско­му про­из­вод­ству», где в каче­стве фор­ма­ли­зо­ван­но­го выра­же­ния обще­ст­вен­ной струк­ту­ры высту­па­ют фор­мы соб­ст­вен­но­сти. Прак­ти­че­ски осво­е­ние доин­ду­ст­ри­аль­ны­ми обще­ства­ми аграр­но­го ланд­шаф­та созда­ва­ло усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния самых раз­но­об­раз­ных струк­тур обще­ст­вен­ных орга­низ­мов, высту­пав­ших сво­его рода частью про­из­вод­ст­вен­ных отно­ше­ний в систе­ме обще­ст­вен­но­го про­из­вод­ства. Но попыт­ка под­нять до тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня фор­маль­но-логи­че­ское обоб­ще­ние поз­во­ли­ла К. Марк­су выде­лить три наи­бо­лее общие струк­ту­ры, отож­дест­влен­ные им с ази­ат­ской, антич­ной и гер­ман­ской фор­ма­ми соб­ст­вен­но­сти. Мысль К. Марк­са исхо­ди­ла из того, что эти струк­ту­ры были не толь­ко отлич­ны­ми друг от дру­га типа­ми (фор­ма­ми), но и одно­вре­мен­но эта­па­ми эво­лю­ции форм част­ной соб­ст­вен­но­сти от пол­ной кол­лек­тив­ной к пол­ной част­ной через про­ме­жу­точ­ный этап рав­но­ве­сия кол­лек­тив­но­го и част­но­го в антич­ной фор­ме. По-ино­му фор­ма­лизм мыс­ли Марк­са удач­но был выра­жен А. И. Фур­со­вым, заме­тив­шим, что эти три эта­па соот­вет­ст­ву­ют трем воз­мож­ным логи­че­ским ком­би­на­ци­ям основ­ных состав­ля­ю­щих ком­по­нен­тов обще­ст­вен­ной струк­ту­ры — инди­вида (И) и кол­лек­ти­ва (К)4. В пер­вом слу­чае инте­ре­сы кол­лек­ти­ва гос­под­ст­ву­ют над инди­виду­аль­ны­ми (К > И), во вто­ром — инте­ре­сы кол­лек­ти­ва и инди­вида урав­но­ве­ше­ны (К = И), а в третьем — инте­ре­сы кол­лек­ти­ва отсту­па­ют перед инди­виду­аль­ны­ми (К < И). Совре­мен­ное раз­ви­тие исто­ри­че­ской нау­ки пока­за­ло, что тео­ре­ти­че­ское осмыс­ле­ние исто­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла, свя­зы­вае­мо­го с ази­ат­ской и гер­ман­ской (фео­даль­ной) фор­ма­ми соб­ст­вен­но­сти, име­ет свои под­вод­ные кам­ни и на прак­ти­ке мно­го слож­нее, неже­ли это пред­став­ле­но в схе­ме, нари­со­ван­ной в свое вре­мя К. Марк­сом. Но антич­ная фор­ма соб­ст­вен­но­сти, будучи в каче­стве сред­не­го зве­на этой схе­мы менее под­вер­же­на раз­мы­ваю­ще­му тео­ре­ти­че­скую чет­кость вли­я­нию внеш­не­го мате­ри­а­ла, кажет­ся и ныне доста­точ­но адек­ват­но отра­жаю­щей основ­ные клас­со­вые фор­мы и тен­ден­ции раз­ви­тия гре­че­ско­го и рим­ско­го обществ.

Обще­ст­вен­ная струк­ту­ра, могу­щая выра­жать­ся в той или иной фор­ме соб­ст­вен­но­сти, воз­ни­ка­ет в уже стра­ти­фи­ци­ро­ван­ном обще­стве на ста­дии ранне-государ­ст­вен­но­го обра­зо­ва­ния. Фор­ма соб­ст­вен­но­сти фик­си­ру­ет гос­под­ст­ву­ю­щее в дан­ном обще­стве внут­ри­об­ще­ст­вен­ное разде­ле­ние труда, на осно­ве кото­ро­го фор­ми­ру­ет­ся основ­ное деле­ние на клас­сы (стра­ты). Антич­ная струк­ту­ра пред­по­ла­га­ла в каче­стве послед­не­го фор­маль­ное про­ти­во­сто­я­ние граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва дей­ст­ви­тель­ных и потен­ци­аль­ных соб­ст­вен­ни­ков внеш­не­му миру. В каж­дом антич­ном обще­ст­вен­ном орга­низ­ме этот внеш­ний мир пред­став­лен преж­де все­го раба­ми, нахо­див­ши­ми­ся в соб­ст­вен­но­сти граж­дан или все­го граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва в целом. Сво­бод­ное насе­ле­ние, лишен­ное граж­дан­ских прав, состав­ля­ло осо­бое сосло­вие антич­но­го обще­ства. Оно мог­ло груп­пи­ро­вать­ся в одну стра­ну с граж­да­на­ми, полу­чая от них толи­ку при­об­ще­ния к пра­вам и сред­ствам про­из­вод­ства, а мог­ло быть частью обще­го с раба­ми клас­са несоб­ст­вен­ни­ков. Сам граж­дан­ский кол­лек­тив обыч­но пред­став­лял лишь фор­маль­но-юриди­че­ское един­ство в соот­вет­ст­вии с рас­про­стра­не­ни­ем на всех граж­дан при­ви­ле­гии и пра­ва быть соб­ст­вен­ни­ком, вои­ном и граж­да­ни­ном. Одна­ко грань меж­ду круп­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми средств про­из­вод­ства, кото­рые все­гда зада­ют тон в обще­ст­вен­ной жиз­ни и объ­ек­тив­но высту­па­ют орга­ни­за­то­ра­ми эко­но­ми­че­ской прак­ти­ки, и про­ти­во­сто­я­щи­ми им мел­ки­ми и потен­ци­аль­ны­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми, обыч­но высту­паю­щи­ми в каче­стве работ­ни­ков в сво­ем или чужом хозяй­стве, в антич­ном обще­стве была сгла­же­на. На ран­них эта­пах суще­ст­во­ва­ния граж­дан­ской общи­ны эта грань обыч­но про­яв­ля­ла себя с.9 в нали­чии при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ари­сто­кра­тии, иму­ще­ст­вен­ных раз­рядов, фик­си­ро­ван­ных обы­ча­ем и обще­ст­вен­ной прак­ти­кой or­do. По мере укреп­ле­ния эко­но­ми­че­ско­го потен­ци­а­ла раз­ли­чия меж­ду бога­ты­ми и бед­ны­ми начи­на­ли ока­зы­вать все боль­шее вли­я­ние на жизнь обще­ства. Зна­чи­тель­ная часть граж­дан утра­чи­ва­ла реаль­ную воз­мож­ность поль­зо­вать­ся сво­и­ми, номи­наль­но сохра­няв­ши­ми­ся, пра­ва­ми. Послед­ние ста­но­ви­лись для них лишь нере­а­ли­зо­ван­ным потен­ци­а­лом, при­об­ре­тая харак­тер фор­маль­но-юриди­че­ско­го и идео­ло­ги­че­ско­го ори­ен­ти­ра, исполь­зу­е­мо­го в соци­аль­но-поли­ти­че­ской борь­бе. Такие граж­дане из реаль­ных мел­ких соб­ст­вен­ни­ков средств про­из­вод­ства пре­вра­ща­лись в потен­ци­аль­ных. Реаль­ное их поло­же­ние мог­ло быть самым раз­лич­ным (люм­пе­ны, кли­ен­ты, коло­ны, зави­си­мые раз­но­го ста­ту­са), но сохра­не­ние за ними хотя бы в потен­ции граж­дан­ских прав (и преж­де все­го пра­ва на соб­ст­вен­ность) не поз­во­ля­ло окон­ча­тель­но отме­реть антич­ным граж­дан­ским прин­ци­пам орга­ни­за­ции обще­ства. Так в антич­ной струк­ту­ре про­яв­ля­лись два урав­но­ве­ши­вав­ших друг дру­га клас­со­вых деле­ния. Пер­вое из них дели­ло обще­ство на граж­дан (дей­ст­ви­тель­ных и потен­ци­аль­ных соб­ст­вен­ни­ков средств про­из­вод­ства) и рабов (людей, нахо­див­ших­ся в соб­ст­вен­но­сти). Вто­рое клас­со­вое деле­ние пред­по­ла­га­ло круп­ных соб­ст­вен­ни­ков средств про­из­вод­ства (дей­ст­ви­тель­ных и потен­ци­аль­ных орга­ни­за­то­ров обще­ст­вен­но­го про­из­вод­ства, то есть обще­ст­вен­ных отно­ше­ний) и мел­ких или потен­ци­аль­ных соб­ст­вен­ни­ков средств про­из­вод­ства (работ­ни­ков в сво­ем или чужом хозяй­стве).

Рим­ская граж­дан­ская общи­на, офор­мив­ша­я­ся в каче­стве ран­не­го­судар­ст­вен­но­го орга­низ­ма в IV—III вв. до н. э., при­ня­ла основ­ные фор­мы антич­ной струк­ту­ры с опи­сан­ным клас­со­вым деле­ни­ем. Это поз­во­ли­ло рим­ля­нам, сохра­няя хотя и в моди­фи­ци­ро­ван­ном виде арха­и­че­ские тра­ди­ции сво­его обще­ст­вен­но­го быта, гос­под­ст­во­вать над все уве­ли­чи­вав­шей­ся мас­сой поко­ря­е­мых наро­дов. Заво­е­ва­ния осу­ществля­лись столь быст­ро, что рим­ский обще­ст­вен­ный орга­низм не сумел при­нять более адек­ват­ной ситу­а­ции фор­мы и заим­ст­во­вал, види­мо, из Вели­кой Гре­ции через сосед­нюю Кам­па­нию выра­ботан­ную гре­че­ским миром фор­му граж­дан­ской общи­ны. Одна­ко граж­дан­ская общи­на в рим­ском испол­не­нии изна­чаль­но ока­за­лась в нети­пич­ных для гре­че­ско­го мира усло­ви­ях. Внеш­ний мир, фор­маль­но сто­яв­ший за пре­де­ла­ми гре­че­ских поли­сов и не вли­яв­ший на их авто­но­мию, ока­зал­ся в Рим­ской дер­жа­ве есте­ствен­ным про­дол­же­ни­ем клас­са несоб­ст­вен­ни­ков. Рядом с клас­сом-сосло­ви­ем рим­ских рабов оформ­ля­лось в отдель­ный класс-сосло­вие про­вин­ци­аль­ное насе­ле­ние, пер­во­на­чаль­но рас­смат­ри­вав­ше­е­ся в каче­стве потен­ци­аль­ных рабов рим­ской граж­дан­ской общи­ны. По-ино­му выгляде­ли рядом с послед­ней неграж­дане-ита­ли­ки. Систе­ма сою­зов с рим­ля­на­ми дава­ла им ту или иную долю при­об­ще­ния к граж­дан­ству. Поэто­му в рам­ках рим­ской дер­жа­вы, всту­пив­шей на путь фор­ми­ро­ва­ния про­вин­ций, ита­ли­ков мож­но счи­тать непри­ви­ле­ги­ро­ван­ной частью антич­но­го гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са. До обра­зо­ва­ния рим­ской граж­дан­ской общи­ны они про­ти­во­сто­я­ли рим­ля­нам и лати­нам, хотя это про­ти­во­сто­я­ние еще не изме­ря­лось в сослов­но-клас­со­вых дефи­ни­ци­ях. Но по мере укреп­ле­ния рим­ской государ­ст­вен­но­сти акцент в их поло­же­нии сме­щал­ся, они все более пре­вра­ща­лись в менее при­ви­ле­ги­ро­ван­ный, чем рим­ские граж­дане, класс-сосло­вие. Объ­ек­тив­но им отво­ди­лась роль орудия граж­дан­ской общи­ны для под­дер­жа­ния гос­под­ства граж­дан над про­вин­ци­а­ла­ми и раба­ми. Такая их роль была обу­слов­ле­на нали­чи­ем огром­ной мас­сы про­вин­ци­а­лов, фор­маль­но сто­яв­ших вне офи­ци­аль­но при­знан­но­го обще­ства, то есть вне рим­ско­го граж­дан­ства. К кон­цу II в. до н. э. рим­ская армия на две тре­ти состо­я­ла из союз­ни­ков. Но рас­про­стра­няя на ита­ли­ков обя­зан­но­сти, фак­ти­че­ски рав­ные граж­дан­ским, рим­ляне неиз­беж­но долж­ны были пожать и тре­бо­ва­ние пре­до­став­ле­ния граж­дан­ских прав. Так антич­ная соци­аль­ная струк­ту­ра Рима всту­пи­ла на путь транс­фор­ма­ции, захва­тив­шей и отно­ше­ния соб­ст­вен­но­сти, и поли­ти­че­скую систе­му. с.10 В тече­ние I в. до н. э. (91/88—30/27 гг. до н. э.) рим­ская граж­дан­ская общи­на пре­вра­ти­лась в ита­лий­ское государ­ство, в кото­ром был уста­нов­лен уни­фи­ци­ро­ван­ный муни­ци­паль­ный строй. Имен­но в нем рас­цве­ло клас­си­че­ское рабо­вла­де­ние и вызре­ла новая поли­ти­че­ская фор­ма — прин­ци­пат. Его уста­нов­ле­ние спо­соб­ст­во­ва­ло укреп­ле­нию в граж­дан­ской среде отно­ше­ний част­ной соб­ст­вен­но­сти, при сохра­не­нии обще­го­судар­ст­вен­но­го (импе­ра­тор­ско­го) кон­тро­ля за основ­ным сред­ст­вом про­из­вод­ства — зем­лей.

Обре­те­ние жите­ля­ми Ита­лии прав рим­ско­го граж­дан­ства изме­ни­ло соот­но­ше­ние клас­сов в струк­ту­ре рим­ской дер­жа­вы. Из тро­ич­ной (граж­дане — союз­ни­ки — про­вин­ци­а­лы) она ста­ла дво­ич­ной (граж­дане — про­вин­ци­а­лы). Класс граж­дан, ранее отде­лен­ный от про­вин­ци­а­лов буфе­ром союз­ни­ков, теперь напря­мую всту­пил с ними не толь­ко в поли­ти­че­ский, но и соци­аль­ный кон­такт. Соци­аль­ное поле, порож­дав­ше­е­ся рим­ской граж­дан­ской общи­ной, с нача­ла импе­ра­тор­ской эпо­хи ста­ло актив­но воздей­ст­во­вать на про­вин­ции. Рестав­ра­тор­ская соци­аль­ная поли­ти­ка Авгу­ста, необ­хо­ди­мая для кон­со­лида­ции ново­го гос­под­ст­ву­ю­ще­го клас­са Импе­рии — граж­дан Ита­лии, очень ско­ро повер­ну­лась лицом к про­вин­ци­а­лам. Еще Цезарь и Анто­ний пыта­лись пре­одо­леть чисто граж­дан­скую обу­слов­лен­ность сво­их пол­но­мо­чий и быть не толь­ко прин­цеп­са­ми граж­дан, но и импе­ра­то­ра­ми всех жите­лей Импе­рии. В усло­ви­ях Рес­пуб­ли­ки такая поли­ти­ка сто­и­ла им вла­сти и жиз­ни. Но само взя­тое ими направ­ле­ние было пер­спек­тив­но, что нашло выра­же­ние в поли­ти­ке Клав­дия для Гал­лии и Неро­на для Гре­ции и восточ­ных общин. Им при­шлось пре­одоле­вать нема­лое сопро­тив­ле­ние тра­ди­ций и при­вы­чек к при­ви­ле­ги­ям граж­дан­ства со сто­ро­ны сена­тор­ско­го сосло­вия. Ошель­мо­ван­ные соб­ст­вен­ной ари­сто­кра­ти­ей и тра­ди­ци­он­но настро­ен­ны­ми исто­ри­ка­ми, они тем не менее зало­жи­ли осно­вы про­цес­са рома­ни­за­ции рим­ских про­вин­ций. За сто­ле­тие после Юли­ев-Клав­ди­ев этот про­цесс при­об­рел такие мас­шта­бы, что уже Марк Авре­лий поду­мы­вал о рас­про­стра­не­нии рим­ско­го граж­дан­ства на всех про­вин­ци­а­лов. В эпо­ху ран­ней импе­рии внут­ри­граж­дан­ские or­do, сохра­нив рес­пуб­ли­кан­скую фор­му, обре­ли каче­стве новое напол­не­ние. Выс­шие сосло­вия — сена­то­ров и всад­ни­ков — объ­еди­ни­ли в себе иму­ще­ст­вен­ную эли­ту граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва. Нобиль­ская груп­пи­ров­ка утра­ти­ла струк­тур­ное зна­че­ние, рас­т­во­рив­шись в более широ­ком сена­тор­ском сосло­вии. Его осно­ву состав­ля­ли пред­ста­ви­те­ли рим­ско-ита­лий­ской зна­ти, но зна­чи­те­лен был и про­цент сена­то­ров из про­вин­ци­аль­ных муни­ци­пи­ев. Но осо­бен­но раз­рос­лось за счет муни­ци­паль­ной зна­ти всад­ни­че­ство. Во II в. оно ста­ло выпол­нять функ­цио­наль­ную роль слу­жи­ло­го сосло­вия. Сена­то­ры сво­им поло­же­ни­ем были ори­ен­ти­ро­ва­ны на при­ви­ле­гии рим­ско­го граж­дан­ства и высту­па­ли хра­ни­те­ля­ми его обособ­лен­но­сти от про­вин­ци­а­лов, кото­рые таким состо­я­ни­ем рим­ской струк­ту­ры отда­ва­лись под их кон­троль. На всад­ни­ков ложил­ся груз низо­вой управ­лен­че­ской работы, в кото­рой они рав­ным обра­зом зани­ма­лись дела­ми граж­дан и неграж­дан. Поэто­му прин­цеп­сы II-нача­ла III вв. функ­цио­наль­но ока­за­лись тес­но свя­за­ны имен­но с этим сосло­ви­ем, что созда­ва­ло пред­по­сыл­ку для кон­флик­та с сена­том. Это застав­ля­ло импе­ра­то­ров уси­лить опо­ру на леги­о­ны, поз­во­ляв­шие какое-то вре­мя дер­жать под кон­тро­лем нару­шен­ное рав­но­ве­сие меж­ду сена­то­ром и всад­ни­ка­ми. Прин­ци­пат при­об­рел тен­ден­цию на пере­рас­та­ние в подо­бие воен­но-бюро­кра­ти­че­ско­го режи­ма. Одна­ко основ­ной струк­тур­ной еди­ни­цей импер­ско­го управ­ле­ния была не бюро­кра­ти­че­ская кан­це­ля­рия, а само­управ­ляв­ша­я­ся граж­дан­ская общи­на (муни­ци­пий, коло­ния). Граж­дан­ский аппа­рат был отно­си­тель­но неве­лик и соот­вет­ст­во­вал огра­ни­чен­ной чис­лен­но­сти само­го граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва, струк­тур­но про­дол­жав­ше­го гос­под­ст­во­вать над неграж­да­на­ми про­вин­ций. Сама граж­дан­ская общи­на про­дол­жа­ла играть роль сурро­гат­но­го аппа­ра­та управ­ле­ния. Воз­мож­но, стрем­ле­ние избе­жать чрез­мер­ной зави­си­мо­сти от армии и рас­ши­рить опо­ру в гос­под­ст­ву­ю­щем клас­се в каче­стве про­ти­во­ве­са сенат­ско­му сосло­вию и сти­му­ли­ро­ва­ло изда­ние в 212 г. эдик­та Кара­кал­лы, с.11 пре­до­ста­вив­ше­го широ­ким кру­гам про­вин­ци­аль­ной зна­ти фор­маль­ную воз­мож­ность вклю­чить­ся в граж­дан­скую жизнь импе­рии.

Это поло­жи­ло нача­ло сле­дую­ще­му эта­пу эво­лю­ции рим­ской обще­ст­вен­ной струк­ту­ры. Одна­ко пер­во­на­чаль­но это толь­ко уси­ли­ло дис­ба­ланс меж­ду сенат­ски­ми кру­га­ми и ква­зислу­жи­лым всад­ни­че­ст­вом, и един­ст­вен­ным гаран­том поли­ти­че­ской ста­биль­но­сти ока­за­лась армия, не замед­лив­шая вос­поль­зо­вать­ся сво­им чрез­вы­чай­ным поло­же­ни­ем. К тому же рас­ши­ре­ние граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва до гра­ниц импе­рии вновь, как и в I в. до н. э., изме­ни­ло соот­но­ше­ние клас­сов, рас­ши­ри­ло мас­шта­бы рас­про­стра­не­ния част­ной соб­ст­вен­но­сти и, как след­ст­вие, потре­бо­ва­ло пере­ор­га­ни­за­ции поли­ти­че­ской систе­мы. В кате­го­ри­ях марк­сист­ской нау­ки это назы­ва­ет­ся соци­аль­ной рево­лю­ци­ей. Поэто­му кри­зис III в., хотя и свя­зан­ный в сво­их про­яв­ле­ни­ях с поли­ти­че­ски­ми неуряди­ца­ми и эко­но­ми­че­ски­ми про­бле­ма­ми, был по суще­ству не эко­но­ми­че­ским или чисто поли­ти­че­ским кри­зи­сом, а кри­зи­сом соци­аль­ным. Точ­нее, в свя­зи с непол­ной рас­чле­нен­но­стью соци­аль­но­го и поли­ти­че­ско­го строя ран­ней импе­рии, его мож­но опре­де­лить как соци­аль­но-поли­ти­че­ский кри­зис.

Нет осно­ва­ний и гово­рить о каких-то каче­ст­вен­ных пере­ме­нах в систе­ме рабо­вла­дель­че­ских отно­ше­ний при­ме­ни­тель­но ко II—III вв. То, что отме­ча­ет­ся исто­ри­ка­ми в каче­стве симп­то­мов кри­зи­са осно­ван­ной на рабо­вла­де­нии обще­ст­вен­ной систе­мы (рез­кое уве­ли­че­ние дан­ных источ­ни­ков о «нети­пич­ном» с точ­ки зре­ния сте­рео­тип­ных пред­став­ле­ний о клас­си­че­ском поло­же­нии и исполь­зо­ва­нии рабов, изме­не­ние соот­но­ше­ния сво­бод­ных арен­да­то­ров и зави­си­мых зем­ледель­цев в поль­зу послед­них) было след­ст­ви­ем инте­гра­ции в граж­дан­скую среду и пра­во мно­го­об­раз­ных мест­ных форм зави­си­мо­сти и пра­во­вых отно­ше­ний, осмыс­ляв­ших­ся в наших источ­ни­ках в соот­вет­ст­вии с рим­ски­ми обще­ст­вен­ны­ми и пра­во­вы­ми нор­ма­ми. Соци­аль­но-поли­ти­че­ские ката­клиз­мы «эпо­хи сол­дат­ских импе­ра­то­ров» по сути были той обще­ст­вен­ной фор­мой, в кото­рой вызре­ва­ло новое каче­ство поли­ти­че­ской систе­мы «доми­на­та» (как это было и с прин­ци­па­том в I в. до н. э.). Доми­нат был поли­ти­че­ской струк­ту­рой, адек­ват­ной новой соци­аль­ной ситу­а­ции, вызван­ной к жиз­ни эдик­том Кара­кал­лы. В лите­ра­ту­ре отме­ча­ет­ся рестав­ра­тор­ский по отно­ше­нию к прин­ци­па­ту харак­тер реформ Дио­кле­ти­а­на, как это было и с Авгу­стом, вос­ста­но­вив­шим рес­пуб­ли­ку. Но мас­штаб, в кото­ром он пытал­ся вос­ста­но­вить преж­ние соци­аль­ные поряд­ки и фор­мы отно­ше­ний, изме­нил­ся. Поэто­му потре­бо­вал­ся опре­де­лен­ный сдвиг акцен­тов, выпол­нен­ный Кон­стан­ти­ном на создан­ной Дио­кле­ти­а­ном осно­ве. Рез­ко­го раз­ры­ва в обще­ст­вен­ном строе ран­ней и нача­ла позд­ней импе­рии не было. Основ­ные прин­ци­пы орга­ни­за­ции обще­ства, лег­шие в осно­ву позд­не­ан­тич­ной струк­ту­ры, были по-преж­не­му антич­ны­ми и граж­дан­ски­ми. Они под­креп­ля­лись доста­точ­но мощ­ной пра­во­вой базой, сфор­ми­ро­вав­шей­ся в тече­ние I—III вв. В кон­це III в. были про­веде­ны пер­вые коди­фи­ка­ции импе­ра­тор­ско­го пра­ва.

При этом, одна­ко, рас­про­стра­не­ние граж­дан­ских прав на почти все насе­ле­ние импе­рии пере­нес­ло глав­ную грань в клас­со­вом деле­нии (граж­дане/потен­ци­аль­ные соб­ст­вен­ни­ки — неграж­дане/несоб­ст­вен­ни­ки) почти на рубе­жи импе­рии, отде­ляв­шие рим­лян от вар­ва­ров. С одной сто­ро­ны, созда­ва­лись усло­вия для пре­вра­ще­ния со вре­ме­нем (когда про­вин­ци­а­лы фак­ти­че­ски ощу­тят себя рим­ля­на­ми) импе­рии в струк­тур­ное подо­бие боль­шо­го поли­са, как пред­по­ла­гал в свое вре­мя Дион Кас­сий (52, 19, 6). С дру­гой сто­ро­ны, изме­ня­лось струк­тур­ное соот­но­ше­ние рабов и граж­дан (как, впро­чем, рабов и сво­бод­ных). В эпо­ху ран­ней импе­рии рабы фор­маль­но были внеш­ней по отно­ше­нию к граж­да­нам и пре­вос­хо­див­шей их по чис­лен­но­сти груп­пой насе­ле­ния, а фак­ти­че­ски явля­лись потен­ци­аль­ны­ми граж­да­на­ми, более близ­ки­ми сво­им гос­по­дам, неже­ли сво­бод­ные про­вин­ци­а­лы. С III в. удель­ный вес рабов по отно­ше­нию к граж­да­нам суще­ст­вен­но сокра­тил­ся, хотя их чис­лен­ность не толь­ко не изме­ни­лась, но, воз­мож­но, и воз­рос­ла. Струк­тур­но рабы ока­за­лись инкор­по­ри­ро­ва­ны в раз­рос­ший­ся с.12 граж­дан­ский кол­лек­тив, что долж­но было со вре­ме­нем изме­нить отно­ше­ние к ним обще­ства (но не пра­ва). Сохра­няв­шая незыб­ле­мость грань меж­ду раба­ми и сво­бод­ны­ми все более утра­чи­ва­ла свое обще­ст­вен­ное зна­че­ние. Для сво­бод­ных те клас­со­вые гра­ни, после­до­ва­тель­ное раз­ви­тие кото­рых преж­де сдер­жи­ва­лось отно­си­тель­ной огра­ни­чен­но­стью рим­ско­го граж­дан­ства и его при­ви­ле­ги­ро­ван­ным поло­же­ни­ем, вышли на пер­вый план по обще­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти. Поэто­му раз­ви­вав­ше­е­ся еще в ран­ней импе­рии деле­ние на ho­nes­tio­res и hu­mi­lio­res при­об­ре­ло еще боль­шее зна­че­ние. Одна­ко оно очень ско­ро было допол­не­но деле­ни­ем на po­ten­tio­res и in­fe­rio­res, и послед­нее, будучи осно­ва­но на соци­аль­но-эко­но­ми­че­ском кри­те­рии, нача­ло тес­нить соци­аль­но-поли­ти­че­ское деле­ние ho­nes­tio­res-hu­mi­lio­res. Po­ten­tio­res ока­за­лись более широ­ким сло­ем, чем ho­nes­tio­res, а сре­ди in­fe­rio­res ста­ли встре­чать­ся не толь­ко hu­mi­lio­res, но и ho­nes­tio­res. Это ука­зы­ва­ет на опре­де­лен­ное отступ­ле­ние от струк­тур­ных прин­ци­пов, лежав­ших в осно­ве эво­лю­ции антич­но­го граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва. Послед­ний нако­нец достиг пре­де­лов сво­его рас­ши­ре­ния и в нем нача­ли про­ис­хо­дить каче­ст­вен­ные струк­тур­ные сдви­ги, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о завер­ше­нии пере­ход­но­го пери­о­да и окон­ча­тель­ном пере­рас­та­нии «ран­не­го государ­ства» в зре­лое.

Вос­ста­нов­лен­ная Дио­кле­ти­а­ном струк­ту­ра импе­рии при­ня­ла несколь­ко иную, чем преж­де, фор­му: зна­чи­тель­ная часть всад­ни­че­ства вошла в состав сена­тор­ско­го сосло­вия, а его функ­цио­наль­ное место ква­зислу­жи­ло­го сосло­вия заня­ло сосло­вие кури­а­лов. Всад­ни­че­ство, став­шее опо­рой импе­ра­тор­ской вла­сти при Севе­рах, спо­соб­ст­во­ва­ло ее воз­вы­ше­нию над сена­том. Но оно не было насто­я­щим слу­жи­лым сосло­ви­ем, сохра­няя, с одной сто­ро­ны, струк­тур­ные чер­ты древ­не­го or­do, а с дру­гой, будучи тес­но свя­за­но с вер­хуш­кой муни­ци­пи­ев. Повы­ше­ние всад­ни­че­ско­го ран­га до сена­тор­ско­го сде­ла­ло это сосло­вие под­кон­троль­ным сенат­ской вер­хуш­ке. Город­ские же общи­ны и сосло­вие кури­а­лов при­об­ре­ли ста­тус цен­траль­но­го зве­на орга­ни­за­ции импер­ско­го обще­ства. Кури­а­лы ста­ли, по опре­де­ле­нию одно­го из поста­нов­ле­ний импе­ра­то­ра Май­о­ри­а­на, «нер­ва­ми государ­ства и пло­тью горо­дов». При отсут­ст­вии раз­ви­то­го бюро­кра­ти­че­ско­го аппа­ра­та (а его, исклю­чая Еги­пет, почти нигде не было) толь­ко мест­ная знать мог­ла стать свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду пра­ви­тель­ст­вом Рима и hu­mi­lio­res. В то же вре­мя все импер­ское обще­ство эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ло в сто­ро­ну ниве­ли­ро­ва­ния в еди­ный граж­дан­ский кол­лек­тив. Поэто­му вер­хуш­ка город­ских курий (прин­ци­па­лы) все более ори­ен­ти­ро­ва­лись на импер­ские обще­го­судар­ст­вен­ные инте­ре­сы, узур­пи­руя ho­no­res горо­дов. «Обя­зан­но­сти» (mu­ne­ra) и забота о бла­го­со­сто­я­нии послед­них оста­ва­лись рядо­вым кури­а­лам, утра­чи­вав­шим поэто­му заин­те­ре­со­ван­ность в уча­стии в город­ском само­управ­ле­нии. Для несе­ния город­ских обя­зан­но­стей, пре­вра­тив­ших­ся в обре­ме­ни­тель­ные тяготы, ста­ли при­вле­кать инкол. Так посте­пен­но под­ры­ва­лась спе­ци­фи­че­ская осно­ва антич­ной орга­ни­за­ции импер­ско­го обще­ства. Пра­ви­тель­ства были вынуж­де­ны либо пери­о­ди­че­ски уси­ли­вать дав­ле­ние на город­ские общи­ны, либо искать пал­ли­а­ти­вы муни­ци­паль­ным фор­мам ответ­ст­вен­но­сти насе­ле­ния перед граж­дан­ским кол­лек­ти­вом в целом, пред­став­ляв­шим­ся государ­ст­вом и импе­ра­то­ром. В каче­стве вынуж­ден­ных мер, с одной сто­ро­ны, посте­пен­но раз­рас­тал­ся государ­ст­вен­ный адми­ни­ст­ра­тив­ный аппа­рат, а с дру­гой, ква­зи­му­ни­ци­паль­ный харак­тер при­да­вал­ся круп­ным име­ни­ям, цер­ков­ным орга­ни­за­ци­ям, сель­ским общи­нам. Веро­ят­но, в раз­ных частях импе­рии фор­ми­ро­ва­лась раз­ная аль­тер­на­ти­ва само­управ­ляв­шим­ся город­ским общи­нам.

С рас­про­стра­не­ни­ем рим­ских граж­дан­ских прав на про­вин­ци­а­лов двой­ст­вен­ность струк­ту­ры ран­ней импе­рии (граж­дане и про­вин­ци­а­лы) усту­па­ла место двой­ст­вен­но­сти граж­дан­ства (импер­ское и город­ское). Это неиз­беж­но созда­ва­ло пред­по­сыл­ку нера­вен­ства для тех, кто не имел город­ско­го граж­дан­ства. Деле­ние на город­ской и сель­ский плебс суще­ст­во­ва­ло у рим­лян и до нача­ла позд­ней антич­но­сти. Но тогда и город­ские, с.13 и сель­ские пле­беи были частью при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го клас­са граж­дан. Хотя мно­гие сель­ские пле­беи и мало поль­зо­ва­лись обще­им­пер­ски­ми граж­дан­ски­ми пра­ва­ми, не было при­чин, заста­вив­ших бы их соци­аль­но дегра­ди­ро­вать как сосло­вие. Недо­им­ки (re­li­qua) коло­нов II—III вв. были их част­ны­ми про­бле­ма­ми, не вли­яв­ши­ми на соци­аль­ный ста­тус сель­ских пле­бе­ев в целом. Одна­ко дли­тель­ное сосу­ще­ст­во­ва­ние граж­дан и неграж­дан не мог­ло прой­ти бес­след­но для обо­их клас­сов насе­ле­ния. Сель­ские пле­беи зача­стую име­ли такое же фак­ти­че­ское поло­же­ние как и кре­стьяне-неграж­дане. При этом поло­же­ние суще­ст­вен­но раз­ни­лось по про­вин­ци­ям. Тра­ди­ции мест­но­го обще­жи­тия ока­зы­ва­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние и под­час суще­ст­вен­но моди­фи­ци­ро­ва­ли прин­ци­пы соци­аль­но­го поведе­ния, дик­то­вав­ши­е­ся струк­тур­ной рас­ста­нов­кой клас­сов. В этом отно­ше­нии осо­бое вни­ма­ние обра­ща­ют на себя восточ­ные про­вин­ции Бал­кан, Малой Азии и Сирии, где антич­ный город­ской (полис­ный) строй сфор­ми­ро­вал­ся гораздо рань­ше, чем в Ита­лии и тем более в запад­ных про­вин­ци­ях и имел более проч­ные пози­ции в среде сель­ско­го насе­ле­ния. Фак­ти­че­ски Рим­ская импе­рия как соци­аль­ный орга­низм или соци­о­куль­тур­ная попу­ля­ция име­ла два соци­аль­ных цен­тра — Ита­лию и Бал­ка­ны с Малой Ази­ей. Но если ита­лий­ский центр был офи­ци­аль­но при­знан­ным и поли­ти­че­ски гос­под­ст­во­вал, то восточ­ный до IV в. нахо­дил­ся в поли­ти­че­ски угне­тен­ном поло­же­нии. Основ­ная мас­са его насе­ле­ния была лише­на рим­ских граж­дан­ских прав, при том, одна­ко, что в его среде еще с элли­ни­сти­че­ских вре­мен гос­под­ст­во­ва­ли те же антич­ные прин­ци­пы соци­аль­ной орга­ни­за­ции, кото­рые рим­ская власть пыта­лась рас­про­стра­нить на Запа­де. Это созда­ва­ло опре­де­лен­ную оппо­зи­цию меж­ду обо­и­ми цен­тра­ми: Ита­лия высту­па­ла лиде­ром граж­дан­ско­го обще­ства, Бал­ка­ны и Малая Азия — неграж­дан­ско­го. Поэто­му рим­ское пра­во, играв­шее осо­бен­но важ­ную роль в инте­гра­ции и уни­фи­ка­ции насе­ле­ния импе­рии, неоди­на­ко­во при­жи­ва­лось в запад­ных и восточ­ных про­вин­ци­ях.

В запад­ных про­вин­ци­ях рим­ское пра­во не име­ло рав­ных себе кон­ку­рен­тов и пол­но­стью кон­тро­ли­ро­ва­ло обще­ст­вен­ную (или при­зна­вае­мую импе­ри­ей в каче­стве тако­вой) жизнь. Отно­ше­ния граж­дан с неграж­да­на­ми (пере­гри­на­ми) регу­ли­ро­ва­лись пре­тор­ским пра­вом. Пра­во­вые нор­мы заво­е­ван­ных рим­ля­на­ми наро­дов, нахо­див­ших­ся на дого­судар­ст­вен­ной ста­дии раз­ви­тия, сохра­ня­ли зна­че­ние лишь в каче­стве мест­ных обы­ча­ев. Послед­ним рим­ляне ока­зы­ва­ли ува­же­ние, но не при­ни­ма­ли их в рас­чет в отно­ше­ни­ях соб­ст­вен­но­сти, при заклю­че­нии сде­лок, пере­да­че наслед­ства и т. п. Поэто­му мест­ные обы­чаи не нару­ша­ли целост­но­сти систе­мы рим­ско­го пра­ва, а зна­чит не ока­зы­ва­ли вли­я­ния на раз­ви­тие обще­ст­вен­ных отно­ше­ний в целом. В восточ­ных про­вин­ци­ях еще до при­хо­да рим­лян суще­ст­во­ва­ли раз­ра­ботан­ные систе­мы элли­ни­сти­че­ско­го (древ­не­во­сточ­но­го в гре­че­ской фор­ме) пра­ва. До III в. гре­че­ское пра­во доми­ни­ро­ва­ло в среде про­вин­ци­а­лов. Но и после изда­ния эдик­та Кара­кал­лы гре­че­ское пра­во про­дол­жа­ло исполь­зо­вать­ся для регу­ли­ро­ва­ния обще­ст­вен­ных отно­ше­ний на мест­ном, общин­ном и город­ском уровне. Рим­ское пра­во внед­ря­лось здесь как обще­го­судар­ст­вен­ное импер­ское пра­во. В тече­ние IV в., когда пере­не­се­ни­ем сто­ли­цы в Кон­стан­ти­но­поль была уза­ко­не­на роль Восто­ка в каче­стве вто­ро­го цен­тра импе­рии, осу­ществлял­ся син­тез двух, во мно­гом сход­ных, пра­во­вых систем. С этим, види­мо, свя­за­но суще­ст­во­ва­ние в это вре­мя имен­но в восточ­ных про­вин­ци­ях круп­ней­ших юриди­че­ских школ. Вслед­ст­вие это­го, про­вин­ци­аль­ное насе­ле­ние запа­да и восто­ка импе­рии неоди­на­ко­во реа­ги­ро­ва­ло на пре­до­став­ле­ние им прав рим­ско­го граж­дан­ства. В восточ­ных про­вин­ци­ях оно име­ло мень­шее прак­ти­че­ское зна­че­ние. Это долж­но было пове­сти к раз­ным тем­пам эво­лю­ции импер­ской обще­ст­вен­ной струк­ту­ры в той и дру­гой части импе­рии, хотя и про­ис­хо­ди­ла она в одном и том же направ­ле­нии. Ори­ен­та­ция рим­ской соци­аль­но-поли­ти­че­ской систе­мы на два поли­ти­че­ски и идео­ло­ги­че­ски сопер­ни­чав­ших цен­тра при­тя­же­ния рас­ша­ты­ва­ло ее, спо­соб­ст­вуя все более раз­ня­ще­му­ся с.14 пере­жи­ва­нию струк­ту­ра­ми восточ­ной и запад­ной поло­вин импе­рии одних и тех же соци­аль­ных пере­мен5.

Будучи одной из состав­ных частей рим­ской обще­ст­вен­ной систе­мы, коло­нат раз­ви­вал­ся в соот­вет­ст­вии с зако­но­мер­но­стя­ми ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ния. Обра­ща­ясь к про­бле­ме его воз­ник­но­ве­ния в рес­пуб­ли­кан­ское и ран­не­им­пе­ра­тор­ское вре­мя иссле­до­ва­те­ли обна­ру­жи­ва­ли у его исто­ков отно­ше­ния земле­вла­дель­цев с отдель­ны­ми коло­на­ми6. До IV в. источ­ни­ки не поз­во­ля­ют гово­рить о нали­чии в импе­рии коло­на­та. Юриди­че­ски отно­ше­ния коло­нов с земле­вла­дель­ца­ми при­над­ле­жа­ли к сфе­ре част­но­го пра­ва. Тогда как позд­не­ан­тич­ный коло­нат, извест­ный из импе­ра­тор­ско­го зако­но­да­тель­ства IV—VI вв., высту­пал в каче­стве пуб­лич­но-пра­во­во­го инсти­ту­та. При­чем, источ­ни­ки недву­смыс­лен­но ука­зы­ва­ют на коло­нат, не как на соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую реаль­ность, а на «пра­во коло­на­та» (iure co­lo­na­tus)7. Есте­стве­нен вопрос: каким же обра­зом про­изо­шел этот пере­нос част­но­пра­во­вых отно­ше­ний в сфе­ру граж­дан­ско­го пра­ва. Этот вопрос, не все­гда чет­ко его осо­зна­вая, пыта­лись раз­ре­шить не одно поко­ле­ние иссле­до­ва­те­лей8. При этом в боль­шин­стве попы­ток отно­ше­ния земле­вла­дель­ца с коло­на­ми рас­смат­ри­ва­ют­ся в каче­стве пер­вич­но­го ядра, сво­его рода заро­ды­ша, из кото­ро­го позд­нее раз­вил­ся коло­нат. Эти отно­ше­ния изна­чаль­но име­ли хозяй­ст­вен­ную, соци­аль­но-эко­но­ми­че­скую при­ро­ду, хотя и оформ­ля­лись юриди­че­ским дого­во­ром. Поэто­му отно­ше­ния коло­нов с земле­вла­дель­цем, рас­смат­ри­ваю­щи­е­ся как коло­нат, иссле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют с таки­ми зако­но­мер­но­стя­ми, кото­рые поз­во­ли­ли бы объ­яс­нить изме­не­ние его при­ро­ды. Эво­лю­ция обще­ства вос­при­ни­ма­ет­ся зача­стую (в соот­вет­ст­вии с мето­до­ло­ги­че­ски­ми уста­нов­ка­ми, сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся в XIX в.) как эво­лю­ция эко­но­ми­че­ской систе­мы. Соот­вет­ст­вен­но уси­лия иссле­до­ва­те­лей были направ­ле­ны на поис­ки таких дан­ных, кото­рые мог­ли бы трак­то­вать­ся как ука­за­ние на пере­ме­ны в систе­ме хозяй­ст­вен­ных и, как след­ст­вие, эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний. Такой пере­лом был как буд­то обна­ру­жен в пись­ме Пли­ния Млад­ше­го, заме­нив­ше­го в сво­их име­ни­ях денеж­ную аренд­ную пла­ту на нату­раль­ную (Ep. IX, 37, 3). По мне­нию иссле­до­ва­те­лей, рас­про­стра­нив­шись в кон­це I — нача­ле II вв., эта мера вызва­ла к жиз­ни новый тип хозяй­ст­вен­ных отно­ше­ний земле­вла­дель­ца с коло­на­ми и к III в. суще­ст­вен­но изме­ни­ла облик коло­нат­ных отно­ше­ний во всей импе­рии. Из сво­бод­ных арен­да­то­ров коло­ны ста­ли эко­но­ми­че­ски и соци­аль­но зави­си­мы­ми зем­ледель­ца­ми. Оста­лось лишь юриди­че­ски зафик­си­ро­вать их реаль­ное поло­же­ние.

Лишь срав­ни­тель­но недав­но К.-П. Йоне обра­тил вни­ма­ние на то, что спо­соб веде­ния хозяй­ства с помо­щью труда коло­нов и позд­не­ан­тич­ный коло­нат были совсем раз­ны­ми веща­ми9. Коло­нат воз­ник лишь после того, как коло­ны пре­вра­ти­лись в юриди­че­ски фик­си­ро­ван­ное, наслед­ст­вен­ное сосло­вие с соб­ст­вен­ным опре­де­лен­ным сослов­ным пра­вом. Тер­ми­ном «коло­нат» сле­ду­ет обо­зна­чать не отно­ше­ния экс­плуа­та­ции коло­нов, из-за кото­рой ухуд­ша­лось их поло­же­ние, а толь­ко осо­бую фор­му этих отно­ше­ний в позд­ней антич­но­сти. Тео­ре­ти­че­ски коло­ны и коло­нат были кате­го­ри­я­ми раз­ных (эко­но­ми­че­ско­го и пра­во­во­го) хотя и пере­се­кав­ших­ся так­со­но­ми­че­ских рядов. Поэто­му для выяс­не­ния исто­ков коло­на­та и зако­но­мер­но­стей его эво­лю­ции, види­мо, сле­ду­ет исхо­дить не из част­ных хозяй­ст­вен­ных отно­ше­ний коло­на с земле­вла­дель­цем, а из систе­мо­об­ра­зу­ю­щих фак­то­ров, опре­де­ляв­ших место свя­зан­ных с зем­лей (соб­ст­вен­но­стью и обра­бот­кой) сто­рон в обще­ст­вен­ной систе­ме (= систе­ме обще­ст­вен­но­го про­из­вод­ства-вос­про­из­вод­ства)10. Инсти­тут пуб­лич­но­го пра­ва не мог сам по себе раз­вить­ся из част­но­пра­во­вых отно­ше­ний в обще­стве с уже раз­ви­той пра­во­вой систе­мой, какой было рим­ское клас­си­че­ское пра­во11. Чтобы инсти­тут част­но­го пра­ва ока­зал­ся в сфе­ре пуб­лич­но­го, была необ­хо­ди­ма пере­строй­ка всей систе­мы обще­ст­вен­но-пра­во­вых отно­ше­ний.

Такая пере­строй­ка про­ис­хо­ди­ла в Рим­ской импе­рии на про­тя­же­нии III—IV вв. с.15 Раз­ли­чие свя­зан­ных с хозяй­ст­вен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми, в кото­рые были вклю­че­ны коло­ны, и соци­аль­но-пра­во­вым инсти­ту­том коло­на­та так­со­но­ми­че­ских рядов про­яви­лось и в раз­ли­чии их источ­ни­ко­вой базы. В совре­мен­ной лите­ра­ту­ре дав­но обра­ще­но вни­ма­ние на раз­ли­чие источ­ни­ков для коло­нат­ных отно­ше­ний Ран­ней и Позд­ней импе­рии. Коло­нат­ные отно­ше­ния эпо­хи рес­пуб­ли­ки и пер­вых трех веков импе­рии извест­ны по эпи­гра­фи­че­ским, папи­ро­ло­ги­че­ским дан­ным, сочи­не­ни­ям аграр­ных писа­те­лей, ком­мен­та­ри­ям юри­стов к пра­во­вым нор­мам, регу­ли­ро­вав­шим част­но­пра­во­вые отно­ше­ни­я­ми коло­нов и земле­вла­дель­цев. Коло­нат позд­ней антич­но­сти пред­став­лен почти исклю­чи­тель­но импе­ра­тор­ским зако­но­да­тель­ст­вом. В нем зафик­си­ро­ва­на эво­лю­ция пра­ва коло­на­та, посте­пен­но вызре­вав­ше­го в каче­стве состав­ной части пост­клас­си­че­ско­го пра­ва. Хозяй­ст­вен­ные усло­вия суще­ст­во­ва­ния коло­нов, их обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к зем­ле, име­нию, хозя­и­ну, част­но­пра­во­вые осно­вы вза­и­моот­но­ше­ний с послед­ним — все это почти исклю­че­но из это­го рода источ­ни­ка и может быть отме­че­но лишь вскользь. Под­ра­зу­ме­ва­лось, и импе­ра­тор­ские кон­сти­ту­ции это неод­но­крат­но отме­ча­ли, что част­но­пра­во­вые отно­ше­ния хозя­ев и коло­нов регу­ли­ро­ва­лись мест­ны­ми и регио­наль­ны­ми обы­ча­я­ми (con­sue­tu­di­nes, mo­res). Государ­ство само не вме­ши­ва­лось в них и запре­ща­ло нару­шать част­ным лицам, преж­де все­го земле­вла­дель­цам. Имен­но эта, скры­тая за фаса­дом импе­ра­тор­ско­го зако­но­да­тель­ства дей­ст­ви­тель­ность была про­дол­же­ни­ем тех отно­ше­ний, кото­рые зафик­си­ро­ва­ны в источ­ни­ках о коло­нах Ран­ней импе­рии. Для позд­не­ан­тич­ной эпо­хи сохра­ни­лось лишь неболь­шое коли­че­ство еги­пет­ских папи­ру­сов, пред­став­ля­ю­щих собой част­но­пра­во­вые доку­мен­ты, а так­же доста­точ­но фраг­мен­тар­ные свиде­тель­ства Авгу­сти­на, Саль­ви­а­на, Сим­ма­ха, Сидо­ния Апол­ли­на­рия и неко­то­рых дру­гих авто­ров, в кото­рых отра­же­ны реаль­ные отно­ше­ния коло­нов с хозя­е­ва­ми и их эко­но­ми­че­ское поло­же­ние.

Имен­но эти дан­ные, а не зако­но­да­тель­ство импе­ра­то­ров, явля­ют­ся одно­по­ряд­ко­вы­ми источ­ни­кам для изу­че­ния коло­нат­ных отно­ше­ний ран­ней поры. Толь­ко на их осно­ве в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни мож­но адек­ват­но про­дол­жить созда­ние той кар­ти­ны хозяй­ст­вен­ных и соци­аль­но-быто­вых отно­ше­ний земле­вла­дель­ца и коло­нов, кото­рая набро­са­на для I—III вв. Зако­но­да­тель­ство же импе­ра­то­ров рису­ет дру­гую сто­ро­ну обще­ст­вен­ных отно­ше­ний, их офи­ци­аль­ный уро­вень. Его иссле­до­ва­ние поз­во­ля­ет выявить раз­ви­тие обще­ст­вен­ной систе­мы в целом, про­яв­ля­ю­ще­е­ся в отно­ше­ни­ях соб­ст­вен­но­сти, соот­но­ше­нии клас­сов-сосло­вий и государ­ст­вен­ной поли­ти­ке. В лите­ра­ту­ре послед­не­го вре­ме­ни под­чер­ки­ва­ет­ся то одна, то дру­гая сто­ро­на раз­ви­тия коло­нат­ных отно­ше­ний. В кон­цеп­ции, напри­мер, авто­ри­тет­но­го А. Джо­у­н­за акцен­ти­ру­ет­ся вни­ма­ние на свя­зи коло­на­та со все­об­щим при­креп­ле­ни­ем в резуль­та­те государ­ст­вен­ной поли­ти­ки12. Автор наи­бо­лее пол­но­го иссле­до­ва­ния коло­нат­ной тер­ми­но­ло­гии Д. Айбах обра­ща­ет вни­ма­ние на дого­вор­ный харак­тер отно­ше­ний коло­на с земле­вла­дель­цем13. Поэто­му пре­тен­дую­щая на новиз­ну в осмыс­ле­нии коло­на­та ста­тья Б. Сирк­са фор­маль­но как буд­то лишь объ­еди­ня­ет две эти уста­нов­ки14. Этим, как пред­став­ля­ет­ся, Б. Сиркс под­со­зна­тель­но стре­мит­ся пре­одо­леть отме­чен­ный выше раз­рыв меж­ду реаль­ны­ми отно­ше­ни­я­ми и их пра­во­вой фор­мой в импе­ра­тор­ском зако­но­да­тель­стве. В его изло­же­нии коло­нат воз­ни­ка­ет как бы в два эта­па. Сна­ча­ла заклю­ча­ет­ся дого­вор част­но­го поряд­ка меж­ду кре­стья­ни­ном и земель­ным соб­ст­вен­ни­ком, а затем обя­зан­но­сти по это­му дого­во­ру фик­си­ру­ют­ся государ­ст­вен­ны­ми орга­на­ми (adscrip­tio).

Эта про­бле­ма двух уров­ней, на кото­рых нахо­ди­ло отра­же­ние раз­ви­тие коло­нат­ных отно­ше­ний, как пред­став­ля­ет­ся, про­яви­лась в недав­них работах Ж.-М. Каррие. Его ста­тьи обо­зна­чи­ли самую боле­вую точ­ку про­бле­мы коло­на­та, иссле­до­ва­ние кото­рой насчи­ты­ва­ет уже несколь­ко веков. Не будучи в состо­я­нии адек­ват­но сов­ме­стить реаль­ные хозяй­ст­вен­ные и част­но­пра­во­вые отно­ше­ния с пуб­лич­но-пра­во­вым с.16 инсти­ту­том коло­на­та, Ж.-М. Каррие встал на путь отри­ца­ния само­го фак­та суще­ст­во­ва­ния послед­не­го. Нали­чие в рим­ском обще­стве коло­нов и земле­вла­дель­цев с их эко­но­ми­че­ски­ми и пра­во­вы­ми вза­и­моот­но­ше­ни­я­ми отри­цать невоз­мож­но. Но позд­не­ан­тич­ное импе­ра­тор­ское пра­во почти не отра­жа­ло их или, точ­нее, отра­жа­ло совсем не их. Коло­нат Кодек­сов не высту­па­ет соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским отно­ше­ни­ем15. Поэто­му зако­но­ме­рен вывод Каррие, что коло­нат не был след­ст­ви­ем соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­цес­сов и не свя­зан с дого­вор­ны­ми отно­ше­ни­я­ми в аграр­ной обла­сти. Но иссле­до­ва­тель не оста­но­вил­ся на этом, сде­лав невер­ный шаг. По его мне­нию, коло­нат­ное пра­во не регу­ли­ро­ва­ло лич­ност­ные пра­ва коло­нов. При­чи­на тако­го заклю­че­ния оче­вид­на. Импе­ра­тор­ское зако­но­да­тель­ство дей­ст­ви­тель­но спе­ци­аль­но этим не зани­ма­лось. Эво­лю­ция лич­ных прав коло­на в зако­но­да­тель­стве про­яв­ля­ет­ся как бы на зад­нем плане. На пер­вом месте в нем огра­ни­че­ния, кото­рые пра­во нала­га­ло на коло­нов как на соци­аль­но-про­фес­сио­наль­ную кате­го­рию, под­ле­жав­шую нало­го­во­му обло­же­нию. Осо­бен­ность источ­ни­ка была при­ня­та иссле­до­ва­те­лем за спе­ци­фи­ку изу­чае­мо­го явле­ния. Отсюда после­до­вал вывод: коло­нат не суще­ст­во­вал ни как соци­аль­ная, ни как пра­во­вая реаль­ность. Пра­во коло­на­та фик­си­ро­ва­ло толь­ко усло­вия устой­чи­во­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния нало­го­вой систе­мы.

После двух­сот лет при­сталь­но­го изу­че­ния коло­на­та такое заклю­че­ние не может не шоки­ро­вать. Есте­ствен­но, что рецен­зен­ты работ Ж.-М. Каррие пока отверг­ли его идеи16. Одна­ко есть опас­ность «вме­сте с водой выплес­нуть и ребен­ка». Зача­стую язык при­выч­ных сте­рео­ти­пов застав­ля­ет иссле­до­ва­те­ля неадек­ват­но выра­жать обна­ру­жен­ную про­бле­му. При суще­ст­ву­ю­щем поло­же­нии с источ­ни­ка­ми систе­ма соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и част­но­пра­во­вых отно­ше­ний, свя­зан­ных с коло­на­том, может быть вос­ста­нав­ли­вае­ма толь­ко с ого­вор­ка­ми и боль­ши­ми лаку­на­ми. Боль­шую работу для это­го про­де­лы­ва­ют папи­ро­ло­ги. Необ­хо­ди­ма систе­ма­ти­за­ция дан­ных эпи­гра­фи­ки за пре­де­ла­ми афри­кан­ских про­вин­ций. Про­бле­ма же коло­на­та, извест­но­го из зако­но­да­тель­ства импе­ра­то­ров, может быть адек­ват­но оце­не­на толь­ко при взгляде на нее как на «пра­во коло­на­та». Лите­ра­ту­ра о коло­на­те столь обшир­на, что любая выска­зан­ная по его пово­ду мысль вряд ли может пре­тен­до­вать на ори­ги­наль­ность. Гене­зис коло­на­та как «пра­ва коло­на­та» пред­ла­гал рас­це­ни­вать П. Кол­линэ17. Прав­да, нам не кажет­ся, что коло­нат был толь­ко пра­вом. Послед­нее не может суще­ст­во­вать, не будучи свя­за­но с реаль­ной дей­ст­ви­тель­но­стью и не помо­гая ее пре­об­ра­зо­вы­вать. Про­сто объ­ект иссле­до­ва­ния дол­жен быть адек­ва­тен исполь­зу­е­мым источ­ни­кам. Как и вся­кий источ­ник, импе­ра­тор­ское зако­но­да­тель­ство отве­ча­ет толь­ко на те вопро­сы, на кото­рые спо­соб­но отве­тить. Попро­бу­ем рас­смот­реть фор­ми­ро­ва­ние «пра­ва коло­на­та» под этим углом зре­ния, но на более широ­ком, чем при­ня­то, фоне соци­аль­но-пра­во­вых пере­мен, начав­ших­ся в III в.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См. Garnsey, Sal­ler 1987. Там же и лите­ра­ту­ра.
  • 2См. Коптев А. В. Антич­ная фор­ма соб­ст­вен­но­сти и государ­ство в древ­нем Риме // ВДИ. 1992. N 3. С. 3—28.
  • 3Утчен­ко С. Л. Поли­ти­че­ские уче­ния древ­не­го Рима. М., 1977. С. 229.
  • 4Фур­сов А. И. Обсуж­де­ние кни­ги Илю­шеч­ки­на В. П. «Сослов­но-клас­со­вое обще­ство в исто­рии Китая». М., 1986 // НАА. 1989. N 1. C. 163.
  • 5Fus­co 264 f.
  • 6de Nee­ve 1984.
  • 7Vict. Vi­tens. Hist. per­sec. Af­ri­ca­nae pro­vinc. 3, 20. См. Joh­ne 1988, 319.
  • 8Heis­ter­bergk 1876; Clau­sing 1925; Car­rie 1982; Mar­co­ne 1988.
  • 9Joh­ne 1986, 27.
  • с.17
  • 10Не помо­жет здесь и обра­ще­ние к юриди­че­ско­му оформ­ле­нию этих отно­ше­ний в виде аренд­но­го дого­во­ра. Крат­ко­сроч­ная арен­да про­дол­жа­ла суще­ст­во­вать наряду с коло­на­том на про­тя­же­нии всей позд­не­ан­тич­ной эпо­хи, не имея к нему отно­ше­ния (см., напри­мер: Eibach 36 f.).
  • 11В послед­нее вре­мя это раз­ли­чие было обо­зна­че­но в ста­тьях П. Пани­че­ка и Б. Сирк­са (Pa­nitschek 1990; Sirks 1993).
  • 12Jones 1974, 297—299; 306; ср. Car­rie 1983, 232; Krau­se 160 f.
  • 13Eibach 37.
  • 14Sirks 358 f.
  • 15Car­rie 1984, 945.
  • 16Mar­co­ne 1985; Фих­ман 1991; Sirks 1993.
  • 17Col­li­net 1959, 115.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262418541 1262419377 1262419254 1263032732 1263049220 1263121910