От прав гражданства к праву колоната.
Формирование крепостного права в поздней Римской империи.
Вологда: Изд-во «Ардвисура», 1995, 264 с.
с.177
Глава 5
«БРАЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» ДЛЯ КОЛОНОВ В IV—VI ВВ.
5. 1 Брачное законодательство в Кодексе Феодосия.
Судя по материалам Кодексов Феодосия и Юстиниана, конституции, посвященные брачному праву для колонов, появились с середины 60-х гг.
Отсутствие общего контекста, из которого были изъяты эти фрагменты конституции Валентиниана I, не позволяет с полной определенностью выявить их первоначальное содержание и смысл. Поэтому делаемые исследователями на основе этих текстов (априори принимаемых за оригинал) выводы о положении колонов в
Иное дело куриалы. Вопрос о браке декурионов с подвластными женщинами из сельских имений неоднократно вставал с начала
Конституции 60—
Первая относительно достоверная конституция, дошедшая в редакциях обоих кодексов, датирована 380 г. (CTh. X, 20, 10 = CJ. XI, 8, 7). Ее основная часть посвящена женщинам splendioris gradus, вступавшим в брачную связь с рабами из коллегии монетариев. Законодатели предупреждали, что в случае сохранения этой связи женщину и ее детей ждет рабская судьба в соответствии с нормами Клавдиева сенатусконсульта. Клавдиев сенатусконсульт предусматривал обращение в рабыню свободной женщины, без ведома господина вступавшей в брак с его рабом. Монетарии были государственными рабами, и поэтому, видимо, потребовалось специальное разъяснение, что брачная связь с ним имеет те же последствия, что и связь с частновладельческими рабами. В течение
Вторая часть конституции как бы разъясняла и оттеняла первую: «(1) Если же какая-либо оригинария или колона чужого имения вступит в брачную связь с монетарием, пусть те, кто заинтересован, поспешат удержать от такой связи лицо, предназначенное праву полей. Иначе пусть знают, что потеряют ее, способствуя своей молчаливой снисходительностью возможности продолжения отношений. (2) Ведь мы желаем, чтобы никакая (женщина) не вступала в связь с монетарием, да и монетарию запрещаем сочетаться с рожденной посторонним отцом». Этот текст, как и предыдущие, не был специально посвящен колонам. В отличие от ситуации с женщиной из куриалов, судьба детей колоны еще не интересовала здесь законодателей. Видимо, прав Д. Айбах, считающий, что Клавдиев сенатусконсульт формально не относился к колоне, а она была использована здесь в качестве юридического образца со своим специфическим статусом, чтобы оттенить применение сенатусконсульта к свободной женщине7. Можно развить его мысль, предположив, что параграф 1 был дополнен в конституцию в период составления Кодекса Феодосия, ведь именно тогда начал формироваться специфический статус колона и контекст этого параграфа выглядит особенно актуальным именно для 438 г. а не для 380 г.
В Кодексе Феодосия смысл этого параграфа, видимо, состоял в том, чтобы подчеркнуть свободный статус колоны-оригинарии, равно как и женщины из сословия куриалов, к которым, несмотря на их прикрепление к курии и имению, применялся Клавдиев сенатусконсульт. Можно было подумать, что для императорской коллегии монетариев разъяснялась законная возможность включить в свой состав супругов своих членов. Однако во втором параграфе подчеркивается основная мысль постановления, до этого выраженная лишь обтекаемо. Она состояла в желании запретить браки такого рода. Для господствующего класса было бы спокойнее, если бы браки заключались только в своем кругу или сословии.
с.179 В связи с отменой при Юстиниане Клавдиева сенатусконсульта в варианте конституции из его Кодекса ссылка на сенатусконсульт убрана. Исследователи полагают, что смысл конституции от этого не изменился8. Однако в Кодексе Феодосия запрет таких браков имел несколько иной смысл, чем в Кодексе Юстиниана. Связь с чужим рабом без санкции его господина всегда считалась запрещенной, поскольку он был чужой собственностью. В Кодексе Юстиниана акцент уже не на рабской природе монетария, а на его зависимости от коллегии. Поэтому несмотря на почти одинаковое звучание текст конституции в
В конституции 397 г. из Кодекса Феодосия брачные отношения колонов также не находились в центре внимания: «Пусть компетентные судьи приложат усилия для укрепления коллегий и удержания коллегиатов. Пусть они приказывают, чтобы даже отсутствовавшие длительное время возвращались в свои городские общины со всем своим [имуществом]. И пусть не имеет значения, что у них нет желания, чтобы их состояние было возвращено в место их происхождения (loco originario). Относительно их родственных связей пусть имеет место такой порядок, чтобы там, где нет равного брака, наследовалось материнское родство, однако где [брак] будет законным, пусть свободнорожденная признает отцовское наследование» (CTh. XIV, 7, 1). В центре внимания этого постановления проблема укрепления городских ремесленных коллегий, колоны в ней вообще не упоминаются. Однако в интерпретации к ней, сделанной в 506 г. по приказу Алариха II, «неравный брак» коллегиата трактуется как брак с колоной или рабыней: «Если случится, что коллегиаты убегут из своих городских общин, пусть будут возвращены вместе со своим состоянием к своим обязанностям в пользу города или в место, откуда бежали. Для их детей пусть сохраняется такое положение, что если они рождены от колоны или рабыни, то наследуют материнское родство, если же от свободнорожденной и коллегиата, то пусть следуют за коллегиатом».
Вполне вероятно, что конституция 397 г., говоря о неравном браке, не имела в виду брак с колоной или рабыней. Последние в интерпретации — вторжение реальности начала
Судя по интерпретации, в
Конечно, в практическом отношении такое тонкое различие — рабыня несвободна и зависима, а колона свободна, но зависима — вряд ли проводилось и обе женщины рассматривались как лица одинакового положения. Главным в этом положении была их зависимость от имения, а личный статус (рабский или свободный) все более отходил на второй план. Победа такого нового для античности подхода должна была повести к формированию новых статусов на основе сформировавшейся зависимости. Для крестьян это был единый статус зависимого колона. Очевидно, что в конце
Проблеме возврата бежавших коллегиатов посвящена и сокращенная в Кодексе Феодосия конституция 400 г. (CTh. XII, 19, 1). В ней, в отличие от предыдущей, прямо разбирается вопрос о судьбе детей от брака таких коллегиатов с колонами: «…В отношении их детей, которые, как выяснится, родились у них в ближайшие сорок лет, устанавливается такой порядок, чтобы между гражданской общиной и теми, с чьими инквилинами, или колонами, или рабынями они вступили в брачную связь, эти дети были поделены так, чтобы посланное в последнюю степень [родства] наследство не страшилось никакого искажения истины» (ita, ut in ulteriorem gradum missa successio nullam calumniam perhorrescat). Последние процитированные слова конституции предполагают, что судьба потомства решалась в соответствии с существовавшими правовыми нормами, строго по закону. Это означало, что каких-либо особых брачных (как, видимо, и каких-либо иных) норм для колонов, которые отличались бы от норм для других свободных, в 400 г. не существовало. Некоторое смущение исследователей вызывает указание на дележ детей13. Однако в классическом праве деление потомства при неравных браках было обычным явлением. В самом общем виде наличие законного брака со свободным коллегиатом предполагало следование потомства за ним, а в случае если брачная связь не была оформлена юридически, дети оставались с матерью. Однако в поздней античности еще сохранялся институт латинского гражданства и статус перегринов-дедитициев по закону Элия Сентия (Gai. Instit. I, 13 ff.). Свобода коллегиатов могла быть латинского свойства или они могли быть отпущенниками со статусом дедитиция. Равным образом и колоны могли иметь разный гражданский статус.
с.181 Неясной остается судьба самого брака и семьи колоны и коллегиата. Возможно, это оговаривалось в несохранившейся части конституции. Но можно предполагать, что такая оговорка состояла не в определенных указаниях, а в пожелании гуманистического характера. По крайней мере, даже в отношениях рабов существовала уже многовековая традиция такого рода14. Составителей Кодекса Феодосия она в данном случае, вследствие неконкретности и самоочевидности, не интересовала. Им требовались четкие юридические нормы. Само законодательство в отношении колонов возникло вследствие появления новых норм и изменений в их статусе, с которым еще не успело согласоваться традиционное брачное право, рассчитанное на свободных и независимых лиц, которое применилось к колонам. Поэтому идея В. Фосса, что основной юридический инструментарий для того, чтобы дети от смешанных браков не появлялись, был создан уже в классическое время и в поздней античности был только адаптирован к вновь возникшей дифференциации населения империи, верна лишь в самом общем виде15
Насколько юристы рубежа IV—
Но в другой, чуть более поздней конституции из Кодекса Феодосия (V, 18, 1 — 419) проблема восстановления родственных связей колонов обыгрывается достаточно подробно. «…Если какой-либо оригинарий покинет имение не более тридцати лет назад, предавшись бегству либо переведенный по соглашению или будучи соблазнен, и сомнений в его статусе нет, приказываем без задержки возвратить его с потомством в незаконно покинутое имение, где он был рожден. В случае, если тот, в отношении собственности на которого ведется спор, умрет, предписываем без промедления возвратить на основании права полей его потомство со всем пекулием и платежами, как если бы это был тот, кто бежал. Поэтому в отношении женщин, о которых будет выяснено, что они оригинарии, если они покинули землю, которой обречены, более двадцати лет назад, пусть утрачивает силу всякое обращение к прошлому. Однако мы не считаем, что прежние господа должны полностью терять тех, чей уход определяется с.182 сроком менее установленного и в отношении статуса которых нет никаких сомнений, но пусть их положение сохраняется с тем, чтобы не отказывалось в викарии с третьей частью потомства, которое было рождено от чужого колона, так чтобы за детей передавались другие. Если же подобный брак свяжет ее не с другим имением, а с каким-либо свободным и независимым человеком в городе или каком-либо месте и если только в течение определенного времени она будет востребована назад, все ее потомство на основании прежнего постановления следует возвратить. Однако мы полагаем, что обоснованные иски, если кем-либо будет доказано, что имел место брачный союз с соблюдением правовых норм, решаются в пользу требующих пересмотра».
В конституции не указывается, какое потомство колона подлежало обязательному возврату: то, с которым он ушел из имения, или то, которое он мог прижить в чужом имении. Но так как о новом браке в чужом имении речи не ведется, то, возможно, имелись в виду дети, родившиеся до ухода колона в прежнем имении или от прежней жены, которая не расставалась с ним. В таком случае вопрос о браке колонов возникал только в связи с женщиной-колоной, прожившей в чужом имении менее установленных двадцати лет. Поскольку та, что проживала там более двадцати лет, сохраняла семью и детей. Обнаруженная же до истечения двадцати лет в соответствии с «правом полей» должна была быть возвращена. Однако практически этого не происходило. Законодатель сознательно выступал против разрыва брака колонов и иного не предполагал. Такой подход отличался от простого покровительства бракам рабов из человеколюбия. Очевидно, в сознании эпохи еще не отжили представления о колонах как полноправных лицам, брак которых столь же охранялся правом как и у других свободных. Хозяину имения, у которого первоначально проживала колона и который формально мог претендовать на ее возвращение, предполагалось довольствоваться равнозначной заменой в виде викарии. Видимо, господин имел право на обязанности колоны по отношению к имению, то есть на ее рабочие руки, но не на ее личность16.
Что касается детей колоны, то они безусловно, согласно конституции, оставались в семье. Непонятно, почему исследователи считают, что данная конституция подразумевала раздел потомства17. За детей, рожденных колоной в чужом имении, ее прежний хозяин получал такую же компенсацию, как и за нее саму. Разница состояла лишь в том, что дети компенсировались не один к одному, а лишь их третья часть. Но ни о каком фактическом разделе потомства в конституции речи не велось. Прецедентом же формальному разделу на одну и две трети могло служить латинское право, предусматривавшее в случае неравного брака дележ детей по половому признаку (Gai. Instit. I, 85). Видимо, законодателям казалось справедливым, чтобы новый хозяин колоны имел большую долю в работниках из потомства колонов, так как они родились и воспитывались на его земле. Поэтому речь шла о компенсации только одной трети.
Юридический «раздел» потомства можно связать с проблемой законности брака колонов. Справедливость «дележа» потомства, при котором две трети следовали за колоном-отцом, а одна треть за матерью, исходила, видимо, из представления о законности брака. При законном браке дети наследовали статус отца. И здесь ему следовало две трети. Но законодатели не случайно оговаривали, что для женщины-колоны устанавливалось «другое правило». Оно состояло в присуждении ей трети детей. Устанавливая эту новую в начале
Юридическая правоспособность колонов в брачном праве очевидна и в последней с.183 части конституции, где рассматривались два варианта брака колоны со свободным и независимым человеком (liberi hominis ac sui iuris). Если между ними было сожительство (consortium), то юридически дети принадлежали колоне и в случае ее возврата обратно в имение они следовали за ней. В отличие от колона чужого имения свободный человек был волен менять место своего жительства. Этим и пользовались законодатели, предоставляя ему самому право решить, следовать ли за женой и детьми в имение или разорвать брачную связь. Однако положение меняется, если оказывалось, что независимый горожанин и колона заключили брак с соблюдением правовых норм. Такой брак никто не мог разорвать, игнорируя их желание, и колона с детьми оставалась с мужем. Прецедентом здесь также могло служить правило брака между лицами неравного статуса, например, римским гражданином и латинянкой. Если в момент брака гражданин заблуждался относительно статуса своей избранницы и это доказывалось в суде, и жена, и дети получали римское гражданство (Ulp. fragm. I, 7, 4).
Совсем иной подход к этим вопросам сформировался через сто лет, к
Не случаен характер использования последней части конституции в обществе Вестготского королевства и ранней Византии. Комментаторы
Последняя по времени конституция из Кодекса Феодосия на рассматриваемую тему посвящена статусу потомства от браков женщин-колон и мужчин из императорской коллегии собирателей раковин для производства пурпура: «Если девушки другого статуса вступят в брак с мужчинами из ловцов пурпурных раковин, следует, чтобы те, кто будет рожден от них, наследовали материнскую приписную зависимость (nexum maternae adscribtionis) с того времени, как опубликован признающий это закон. Для тех же, кто, как окажется, был рожден раньше этого, пусть будет принято такое правило, чтобы они наследовали только отцовский статус независимо от того, будет ли это потомство из ловцов пурпурных раковин или из приписных колонов. Не следует, однако, оспаривать, если после издания закона кому-то представится целесообразным считаться или по отцу — ловцу раковин, или по матери, упомянутой зависимой из приписных»18.
Терминология и содержание сохранившегося фрагмента этой конституции таковы, что он естественнее воспринимается в контексте Кодекса Юстиниана, нежели Кодекса Феодосия. Предписание для потомства следовать материнскому статусу, означавшее отход от брачного права если не для свободных вообще, то для обладавших правами римского гражданства, заставляет вспомнить одну из конституций 400 г., где авторы настаивали на следовании отцовскому статусу (CJ. XI, 48, 13). Видимо, разный зависимый статус обоих родителей на практике нередко налагал отпечаток на судьбу их детей, которая не всегда согласовывалась с правовыми нормами. Вероятно, часто такие дети рассматривались в качестве такой же принадлежности имения, как и их мать, что создавало тенденцию рассматривать подобные браки как обычное сожительство. Судя по конституции 427 г., право еще стояло на почве законности браков колонов, но реальная действительность уже сходила с нее. Поэтому, вводя в 427 г. принципиально новый подход к статусу детей колонов и, следовательно, браку между ними, законодатели одной ногой еще стояли в круге прежней правовой традиции19. Дети, рожденные до 427 г., еще наследовали отцовский статус, а с этого времени — материнский, хотя, осознавая новизну и неустоялость новой нормы, авторы конституции предлагали (видимо, на время) компромиссную возможность принимать любой статус. На практике его принятие, видимо, зависело от решения землевладельцев и администрации коллегий. Права, дававшиеся землевладельцу в отношении колонов «правом полей», постепенно теснили право гражданской принадлежности (origo), привязывавшее колона к имению20.
Иными словами, конституция 427 г. выступала своего рода переломным моментом, когда акцент в брачном праве колонов переносился (или была сделана попытка перенести его в частном случае) с их свободного статуса на зависимость от имения и его господина. Но в Кодексе Феодосия еще доминируют нормы иного порядка. Поэтому в собранных в нем конституциях законодательство лишь подошло вплотную к этому моменту, сделав первый шаг, чтобы переменить центр тяжести. Конституция 427 г. явно сокращена и, возможно, подкорректирована в Кодексе. В последующем с.185 праве Новелл следование материнскому праву было упрочено, правда, без акцента на этом. Видимо, практически создание семьи колонами не фиксировалось в городских органах и это давало основание считать их брак сожительством. Это отдаляло колонов от свободных: как свободных рождала свободная женщина, так колонов — колона.
В целом наши выводы о брачном праве колонов на момент издания Кодекса Феодосия отличаются от сделанных Д. Айбахом21. Формально землевладелец еще не имел права запрещать брак своих колонов за пределами имения. Он мог лишь удержать их от него, используя в качестве инструмента ius agrorum, т. е. «оригинарное право». В конституции 380 г. подразумевалось, что землевладелец может разорвать брачную связь своей оригинарии с монетарием только потому, что монетарий был рабом и, следовательно, их связь — сожительством. В то же время из текста конституции следует, что далеко не все хозяева использовали такое право. Не существовало и реального дележа потомства колонов. За него исследователи ошибочно принимают правовую форму регулирования прав на потомство. Однако вслед за Ш. Соманем22 и Д. Айбахом23 следует признать, что в брачном праве начала
5. 2. Брачное законодательство в конституциях Новелл к Кодексу Феодосия.
Дальнейшая судьба брачного права колонов прослеживается по конституциях Валентиниана III, Майориана и Либия Севера 449—
Борьбе со злоупотреблениями господ беглых колонов, часто пытавшихся уменьшить тридцатилетний срок, чтобы вновь завладеть колонами, посвящена конституция 451 г.26 По поводу браков беглых колонов и судьбы их детей в этом постановлении несколько корректировались положения конституции 419 г.: «…(2) Если колона, в возвращении которой по истечении двадцатилетнего срока истцу было отказано, произвела до окончания срока какое-либо потомство, следует, чтобы оно не пропало без пользы для прежнего хозяина: справедливо, чтобы ему было возвращено потомство, рожденное в то время, хотя до сих пор женщина добивалась, чтобы ущерб, нанесенный матерью из-за хода лет, возмещался одновременно с охраной прав потомства. Приказываем, такие случаи оканчивать предоставлением компенсации из викариев, чтобы, поскольку это нечестиво, дети от родителей не отделялись. (3) А также желательно, чтобы сторона, чьим, как будет установлено, является муж, дала за жену последнего викарию необходимой ценности, поскольку сделанным разрывом находило бы удовлетворение дурное упрямство господ, а ведь и у этого рода лиц брачное отношение должно сохраняться непорочно и невредимо. (4) Разумеется, подобно тому как определено, что колона может изменить первоначальное положение, такое же позволение пусть будет и в отношении мужа. Следовательно, наш закон утверждает произведенные перемещения. Однако если какая-либо официальная передача своих с.186 имущественных прав произойдет без обмена лицами, или он будет сделан потом, пусть она не имеет силы, чтобы не доставались одному колоны, а другому лишенное их имение».
По сравнению с Кодексом Феодосия увеличилась компенсация за детей беглых колон с одной трети до их полного количества. Это логически развивало утвержденное в Кодексе Феодосия конституцией 427 г. положение: дети колоны формально должны были наследовать материнский статус. Кроме того, специально была оговорена судьба их матери — беглой колоны. Видимо, попытки вернуть различными способами и ухищрениями потомство беглянок были столь настойчивы и многочисленны, что законодатели, чтобы соблюсти общую линию права, пошли на уступки их первоначальным хозяевам27. Ведь теоретически его требования потомства были обоснованы: дети родились тогда, когда женщина еще находилась в его праве, то есть до истечения двадцатилетнего срока. На этом, видимо, и строились судебные иски. Практически, однако, судя по тексту Новеллы, прежние господа добивались не возврата женщины и ее детей, а компенсации за них28. Одновременно Из текста очевидно, что достаточно было колоне выйти замуж за пределами своего имения, как она становилась потеряна для него. Можно предполагать, что иногда это становилось скорее способом уйти из имения, чем средством завести семью29. Законодатели, однако, стоя на букве закона, предписывали охранять брачные связи колонов, в той же мере неприкосновенные, как и у других свободных людей.
В то же время мы узнаем, что брачное право колонов могло послужить средством для махинаций землевладельцев с земельной собственностью. Обязанность соблюдать брачное право для колонов служила удобным прикрытием тем господам, которые хотели продать землю без колонов или имения, переполненные рабочей силой. С этим, как известно, долго боролось правительство в
Другая часть конституции Валентиниана III посвящена пришлым поселенцам на земле имения — адвенам, становившимся колонами. В ней таким лицам, в случае если они пожелают жениться в поместье и обзавестись хозяйством, предписывалось зарегистрироваться в муниципии. После регистрации в gesta municipalia они утрачивали право покидать место жительства. Среди таких адвен были и женщины. По отношению к ним законодатели посчитали нужным предусмотреть статус рожденных ими в имении детей: «(6) Приказываем, чтобы таким же законом удерживались свободнорожденные женщины, которыми домогалось и достигнуто супружество с рабами или колонами, чтобы им не позволялось уходить. Их дети, если не предшествовало предупреждение, пусть остаются на основах колоната в праве и собственности тех, у кого [в имении] они были рождены или родятся впредь. Но на основе прежнего императорского постановления мы полагаем, что рожденные после предупреждения пусть станут рабами, чтобы, подобно тому как сказано, тех удерживала всегда зависимыми колонатная связь, а этих рабский статус…»
Как для колонов брак с колонами другого имения был законной причиной переменить место жительства и хозяина, так и для свободных арендаторов брак с колонами имения вел к утрате ими независимости. Однако при этом у них сохранялась ingenuitas, которую можно понимать и как «свободнорожденность», и как сохранение связи с городским гражданством. Вероятно, это позволяло таким лицам с большим основанием претендовать на юридические права свободных. Однако на практике более важное значение, чем свободнорожденный статус, имела реальная зависимость от имения. По крайней мере для землевладельца и с точки зрения государственных интересов статус земледельца не имел практического значения. с.187 Важнее была зависимость от имения, которая здесь и провозглашалась. Сохранение статуса, почти утратившего реальное значение, выглядит не более, чем данью правовой традиции. Хотя в какой-то степени это служило и приманкой, которая должна была удержать арендатора-адвену от ухода из имения30.
Такую же роль играло и регулирование вопроса о судьбе детей от брака пришлой женщины с земледельцем имения. В случае, когда ее мужем становился колон, ребенок тоже, естественно, наследовал статус колона, находившегося «праве и собственности» хозяина имения. При сожительстве свободнорожденной с рабом статус детей определялся наличием или отсутствием предупреждения. Очевидно, что предупреждение не имело целью воспрепятствовать таким бракам, как считает Д. Айбах31. Присутствующая в законодательстве Юстиниана и, соответственно, его Кодексе идея запрета браков свободных лиц с земледельцами чужих имений возникла позднее и не существовала еще в середине
Достаточно было «забыть» официально предупредить женщину о рабском статусе ее мужа, как она сохраняла свой статус свободной, а их дети получали возможность претендовать на выход из рабского состояния. Судя по тексту новеллы, акцент в сюжете о предупреждении делался не на обязательности его наличия, а на возможности его отсутствия. Это создавало возможность обхода казалось бы неизбежного Клавдиева сенатусконсульта. Таким образом, статус колона могли получить дети не только от брака свободной женщины и мужчины-колона, но и дети свободной и раба. Такое положение не было новшеством в императорском праве. На императорских землях оно практиковалось уже со времен Константина, соответствующее постановление которого вошло в Кодекс Феодосия (IV, 12, 3 — 320). Такие колоны получали лично-правовой статус spurii Latini, то есть латинское гражданство. Они вполне подходили под определение tertium genus hominum: вольноотпущенники, латинские граждане, зависимые колоны в одном лице. Здесь особенно очевидным выглядит выход на первый план зависимости от имения и его хозяина по сравнению со статусом свободного или раба. Такая зависимость выглядит актуальной уже в середине
Интерпретация 506 г. к тексту новеллы говорит о браке свободнорожденной адвены только с колоном, а не с колоном и рабом, как в самой новелле. Интерпретация называет с.188 этот брак контубернием, чем подчеркивается его уравнение с рабским сожительством: «И также свободнорожденная женщина, если выберет контуберний с чужим колоном и если ей не будет предупреждения, какое бы она ни произвела от него потомство, пусть оно будет полезно господину колона. Но пусть знает, что те, кого она родит после предупреждения, впредь будут не колонами, а рабами». Юристы, создававшие интерпретацию, по всей видимости, не очень хорошо представляли, какой смысл имело предупреждение в комментируемой ими новелле. Хотя форма текста конституции Валентиниана передана здесь в основном верно (применительно к условиям начала
Вероятно, эволюция общественного строя к началу
Конституция Валентиниана III 451 г. исходила из идеи брачного права, заявленной в конституции 427 г. Однако юристы
Напоминание здесь об общеизвестном правиле сохранения семей колонов при разделе имений, видимо, потребовалось вследствие участившихся случаев его нарушения. Землевладельцы все чаще рассматривали зависимых от них колонов как собственных сельских сервов. Одно из направлений обличения Сальвианом Марсельским крупных землевладельцев почти буквально перекликается с идеей такого рода (Salv. De gub. Dei V, 8—
Интерпретация начала
Утверждение в общественном сознании эпохи представления о равенстве колонов и сельских рабов проявилось и во введении к Новелле Майориана, где говорилось, что куриалы «бесчестят себя брачной связью с колонами и рабынями»36. Некогда при Константине подобные выражения употреблялись лишь по отношению к сожительству куриалов с рабынями (CTh. XII, 1, 6 = CJ. V, 5, 3 — 319). Теперь же и брачная связь с колонами именуется «худшей, чем иные» (consortii deterioris). При этом, на первый взгляд, текст этой новеллы не выходит за пределы обычных норм в регулировании брачных прав колонов: «(1) …где бы в течение тридцати лет со времени бегства не были обнаружены куриалы, схваченные с согласия собственников прокураторами или с.190 кондукторами имений пусть вместе с женами будут возвращены в города, которые покинули. Не следует, чтобы собственники полей не оплатили этого, и раз они обречены подвергнуться столь жесткому наказанию, пусть отпустят женщин, с которыми позволили свершиться недостойным бракам. Относительно этого постановления мы не делаем исключения и дому нашей светлости. (2) Мы полагаем, что их потомство должно быть разделено так, чтобы, сколько бы ни было детей мужского пола, они следовали за отцом, женского — должны оставаться в качестве долга собственнику имения37: пусть сохраняется такое различие, чтобы рожденные колонами зачислялись в курии, а происходящие от рабынь направлялись в коллегии, чтобы не бесчестили благородного сословия ничтожностью материнской крови… (5) Подобным же образом, если кто-либо выдаст замуж за своего актора либо прокуратора дочь куриала или хотя бы допустит такую связь и в течение предписанного срока не возвратит ее в родной город, то пусть она будет призвана для восстановления в курии. Приказываем, чтобы она наследовала одинаково с прочими детьми, даже если не будет признана родителями, ведь ее потомство должно пополнить сословие. Тот же, кто ошибочно и необдуманно присвоит себе против интердикта закона звание ее мужа, если он будет оригинарием, то несмотря на это пусть включается в коллегию, если рабом, пусть подвергнется рабскому наказанию» (Nov. Major. 7 — 458).
Некоторые места этого текста наводят на неординарные заключения. Согласно конституции 419 г. законный брак свободного горожанина с колоной мог привести к ее уходу из имения. То же мы имеем и в конституции 458 г.: куриал отправлялся в родной город вместе с женой. Достаточно странно выглядит то обстоятельство, что дети от такого брака почему-то должны делиться между городской общиной (то есть, фактически, родителями) и собственником имения. Причем вопрос о компенсации, обычный в прежних постановлениях, здесь не поставлен. Изменен по сравнению с 419 г. и принцип дележа потомства. Детей предписывалось делить не по количеству, а по полу: сыновья доставались городу, дочери имению38. Майориан почему-то «вспомнил» здесь старый принцип латинского права, отмененный Веспасианом: «по латинскому закону дети рабыни и свободного признавались свободными, ибо этим законом определяется, что если кто имеет сношение с чужой рабыней, которую считал свободной, рождались свободные, если они только мужского пола, а если родившиеся женского пола, чтобы они принадлежали тому, рабынею которого была мать»39. С одной стороны, использование латинского права явно намекает на уравнение колоны с рабыней. А с другой стороны, вероятно, латинская свобода и статус латинского гражданства играли немалую роль в формировании колоната. Однако это никак не прослеживается в прямых данных имеющихся источников. Лишь отдельные черты статуса колона перекликались с правами латинского гражданина. Быть может, отмена латинского гражданства при Юстиниане была в такой же мере связана с оформлением адскриптициата, как и отмена Клавдиева сенатусконсульта?
Уже Феодосий II позволил куриалам, когда они не имели законного потомства, легитимировать своих незаконных детей, чтобы они вступали в наследство и, таким образом, включались в курию (Nov. Theod. 22, 1; 3; 8). Д. Айбах обратил внимание, что сыновья от связи дочери куриала с колоном никоим образом не позорили курию города, в отличие от сыновей раба40. Точно так же и с колоном, который женился на дочери куриала, обращались совсем иначе, чем с рабом. При этом их браки в равной степени определялись как «недостойная связь» (illicita consortia), которая заключалась «против запрета закона». В отношении связи свободной женщины с рабом здесь формально требовалось применение Клавдиева сенатусконсульта41. Однако он даже не упоминается. Напротив, наказанию предписано подвергнуть раба, посягнувшего на такую связь. Как видно, практический взгляд на вещи в середине
До начала
Очевидно, признание за конституцией 427 г. частного характера позволяло корпоратам и летам пускаться на юридически обоснованные уловки вплоть до 465 г. Попытка придать ей общий характер в 451 г. была отменена в 452 г. Но важность установленной ею нормы для общественного строя проявилась и во включении конституции 427 г. в Кодекс Юстиниана. Конституция Севера 465 г. была очередным этапом в борьбе за утверждение этой нормы. Север как бы вновь изменил брачное право для западной империи. Это касалось прежде всего браков между представителями ремесленных коллегий и колонами. В противовес прежним постановлениям 397 и 400 гг.42теперь все родившиеся от такого брака дети присуждались хозяину колона. Устанавливался как бы упрощенный по сравнению с рубежом IV—
Показателен один из параграфов Эдикта Теодориха, созданный на основе конституций 419 и 451 гг.44 В нем фигурирует свободный и независимый ни от какой городской общины человек. Пожелав вступить в брак с чужой рабыней или оригинарией, он должен был дать ее хозяину установленное законом возмещение. В конституции 419 г. речи о возмещении для такого брака не велось, дело решалось по суду. Видимо, в течение
Конституции новелл, по крайней мере до конца правления Валентиниана III, стремились удержаться на позициях, выработанных в Кодексе Феодосия. Но реальность общественных отношений во второй половине
Важный, хотя и сложный для интерпретации, материал о браках лиц, зависимых от землевладельцев, дает одно письмо Сидония Аполлинария его соседу Пуденту: «Дочь моей кормилицы изнасиловал сын твоей: и это бесчестное злодеяние поссорило бы нас с вами, если бы я с самого начала не знал, что ты не ведаешь о содеянном. Но предпочтительнее для очищения твоей совести, если ты соблаговолишь попросить прощения служащего предметом разбирательства проступка. Я буду удовлетворен при условии: если ты, вместо господина отныне патрон, освободишь насильника от прирожденного инквилината. Женщина же эта уже свободна. Ведь только тогда окажется, что она не насилию подверглась, но взята в жены, если наш виновник, за которого ты просишь, спешно сделанный из трибутария клиентом, лучше сказать, станет иметь статус плебея, чем колона. Ибо мое оскорбление немного загладит только это возмещение или удовлетворение. Я буду успокоен лишь только таким твоим обещанием и [выражением] дружбы, если свобода обеспечит мужа, чтобы наказание не настигло насильника»46.
Содержание этого письма заставляет большинство исследователей считать насильника зависимым колоном Пудента47. Ведь Сидоний требовал освободить его от originali inquilinatu и сделать клиентом из трибутария, то есть плебеем (plebeam personam) из колона (personam colonariam). Однако всему этому как будто противоречит словоупотребление текста. Во-первых, выражение originali inquilinatu выглядит своего рода нонсенсом. Ведь лица originales были лицами местного происхождения (от origo), а инквилины были не имевшими origo в данном месте. А во-вторых, превращение этого трибутария в клиента и плебея Сидоний определял как получение свободы (libertas). При этом сам Пудент должен был превратиться из dominus в патрона. Исходя из этого, В. Хейтланд, а вслед за ним Й. Краузе полагают, что насильник здесь не колон, а раб48. Его мать была кормилицей, а лица этой профессии чаще всего были из рабов49. с.193 Однако к текстам нарративного характера нельзя подходить с той же меркой, что и к юридическим. Их словоупотребление может иметь разную логику. Живя в доме Пудента, сын кормилицы, естественно, называется его инквилином. Выражение originali inquilinatu в данном случае не имело того строгого значения, которое сложилось применительно к инквилинам в юридических текстах. Оно указывает лишь на изначальное (исходное, постоянное — originalis) проживание в чужом доме (inquilinatus).
Принимая такую трактовку выражения originali inquilinatu, все же нельзя согласиться с Й. Краузе, что насильник был рабом. Происходя из колонов, его мать вполне могла служить в поместье кормилицей. И сам он, таким образом, будучи по своему юридическому статусу и предкам колоном, по своему реальному, отраженному частным письмом, положению был инквилином дома Пудента. Такие coloni inquilini проживали во
При этом качественно переменился взгляд на столь драматично завязавшиеся брачные узы. Все эти хлопоты двух землевладельцев, связанные с переменой положения и статуса инквилина-трибутария, означали, что его брак в прежнем качестве колона как с чужой зависимой женщиной, так и со свободной не рассматривался в качестве законного. Настоящий брак мог быть только у самостоятельных независимых лиц. Поэтому Сидоний с Пудентом, видимо, имея личную симпатию к своим молочным брату и сестре и принимая близко к сердцу их интересы, целенаправленно делали их свободными лицами плебейского статуса.
5. 3. Брачное законодательство в Кодексе Юстиниана.
В Кодексе Юстиниана брачному праву колонов посвящены шесть конституций самого Юстиниана52, девять конституций, датируемых с 224 по 427 гг., но переработанных и отражающих нормы и проблемы эпохи кодификации Трибониана53, и одна конституция времени императора Зенона (CJ. XI, 69, 1). В соответствии с хронологическим порядком их рассмотрение следовало бы начать с последней. Однако в Кодексе Юстиниана конституции подверглись гораздо более жесткой и целенаправленной переработке, чем в Кодексе Феодосия. Поэтому сначала логично обратить внимание на более ранние конституции, сравнение которых с общим состоянием брачного права по Кодексу Феодосия позволит высказать по крайней мере предварительные замечания по поводу изменений, происшедших в конце V — начале VI вв.
Большая часть из них уже была рассмотрена нами в предшествующем разделе. Это рассмотрение позволило сделать следующие выводы. Свойство имений «втягивать» с.194 потомство от браков зависимых от них женщин, зафиксированное в отредактированных юристами Юстиниана фрагментах конституций второй половины
То же самое можно сказать и об известной переработке постановления Константина, адресованного на Сардинию: «Следует так производить раздел имений, чтобы сохранялось ближайшее родство и свойство рабов, либо колонов приписного статуса, или инквилинов, восстановленное при каком-либо наследнике. Кто же вынесет, что дети от родителей, сестры от братьев, жены от мужей отделены? Если какие-либо рабы или колоны, связанные такими узами, будут разделены, попав в право разных собственников, пусть подразумевается, что их следует соединить у одного и того же лица» (CJ. III, 38, 11). Оригинальная конституция Константина была посвящена не «колонам приписного состояния и инквилинам», а семьям рабов: «Следует так произвести разделение патримониальных и эмфитевтических имений на Сардинии, распределяемых среди многих посессоров, чтобы вся семья каждого раба сохранялась у одного посессора. Ибо кто вынесет отделение детей от родителей, сестер от братьев, жен от мужей? Поэтому разлученные рабы, которые перешли в право разных господ, пусть будут вновь воссоединены: и если кто лишится рабов из-за необходимости такого восстановления, пусть получит замену от того, кто получит этих рабов. И следует позаботиться, чтобы в провинции после этого не было более никаких исков по поводу страстей из-за распределения рабов» (CTh. II, 25, 1 — 325). То, что в конституции 325 г. было проявлением общей тенденции покровительства семейным связям рабов, в конституции Юстиниана не было простым распространением ее на колонов и инквилинов. Конституция Юстиниана имела в виду семьи, созданные под властью одного господина, члены которых оказались в разных имениях при дележе наследства. В Кодексе Юстиниана эта конституция несла одинаковую с конституцией 400 г. нагрузку. Она выражалась в покровительстве семьям колонов, фактически уравнивавшем их с рабами. Законность браков колонов признавалась при условии, что это браки, заключенные в пределах власти одного господина.
Конституция Александра Севера несколько выходит за рамки обычных сюжетов, рассматривавшихся брачным законодательством: «Если против твоей воли или без согласия ребенок твоей рабыни или адскриптиции был подкинут, тебе не запрещается его возвратить. Но его возвращение, если не договоришься с укравшим, пусть осуществляется так, чтобы, если что-то было потрачено на его прокормление или обучение ремеслу, ты восстановил» (CJ. VIII, 51, 1 — 224). Первоначально конституция была посвящена рабам, поскольку адскриптиция для 224 г. является явной интерполяцией. Адскриптиции появились в законодательстве только во второй половине
Конституция Зенона — одна из немногих сохранившихся из числа посвященных колонам между 465 и 529 гг.: «Если свободный колон или колона сочетаются браком с фискальной колоной или фискальным колоном, пусть происходящие от такого рода связи сыновья и дочери причисляются к императорским колонам. Если же адскриптиций или чужой раб возьмет в жены императорскую колону или рабыню, либо адскриптиция или рабыня вступят в брак с императорским колоном или рабом и от таких связей будут рождены дети, мы устанавливаем, чтобы они получили статус согласно старому закону» (CJ. XI, 69, 1). «Старым законом», фигурирующим в конституции, могла быть конституция 419 г., послужившая основой большинству постановлений
Сознательно небрежно использована в конституции Зенона брачная терминология. Брак «свободных колонов» с императорскими определялся как матримоний, но когда к нему высказывается отношение, он называется контубернием. Казалось бы в таком контексте термин «контуберний», обозначавший сожительство, в том числе и рабское, не может рассматриваться как юридическое определение. Однако представляется, что в таком словоупотреблении скрыт более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Говоря о матримонии, авторы конституции имели в виду брак колонов внутри поместья. Никаких препятствий для него не было. Такой брак вполне законен и охранялся правом. Но с точки зрения статуса вступавших в него колонов и их детей, то есть при взгляде на него со стороны гражданского общества, такой союз крепостных людей выглядит не более, чем контубернием. Употребление этого обозначения в Кодексе Юстиниана могло иметь далеко идущие последствия для понижения статуса колона55.
Подобный подход очевиден в конституции Юстиниана, посвященной бракам колонов: «Если кто-либо будет рожден от адскриптиции и свободного, или от адскриптиции и раба, или от адскриптиция и рабыни, не следует долго колебаться по поводу его статуса или того, чья судьба хуже, адскриптиция или рабская. Подтверждаем, что предусмотренное прежними законами для такого потомства, рождавшегося от женщин адскриптиций и свободных мужей, остается в силе, и дети, рожденные от такой связи, будут адскриптициями. Рожденный же от раба и адскриптиции или от рабыни и адскриптиция, пусть наследует чреву своей матери и статусу родительницы — рабыни или адскриптиции такое до сих пор соблюдалось только в отношении свободных и рабов. Поскольку такое различие наблюдается между рабами и адскриптициями, хотя и тот, и другой находятся во власти своего господина, который может и отпустить на с.196 свободу раба с пекулием, и изъять из своей собственности адскриптиция с землей» (CJ. XI, 48, 21 — 530). «Прежние законы», устанавливавшие статус детей от брака свободного мужчины с адскриптицией, это, видимо, конституция 419 г. и производные от нее постановления
Более точно определив condicio servilis, юристы Юстиниана смогли решать спорные вопросы семейных связей колонов, не оглядываясь на гражданский статус земледельцев. Показательна конституция следующего года, в преамбуле которой подчеркивалась необходимость строгого соблюдения законности при определении статуса людей (CJ. XI, 48, 22 — 531). В качестве примера щекотливой ситуации в конституции приводится возможный вариант судьбы сына колона: «…Если сын колона в течение тридцатилетнего срока или, быть может, двадцатилетнего либо большего, покуда был жив отец и занимался сельским хозяйством, сам вел образ жизни свободного, и собственник земли, так как отец доставлял ему полное удовлетворение, не требовал его присутствия разве не подобает, чтобы он не сомневался в том, что после кончины отца, или, скажем, после того, как тот станет бесполезен и не способен к сельскому хозяйству, сыну не может служить извинением длительность злоупотребления свободой и то, что в течение многих лет он и землю не обрабатывал, и ни в каких работах колонов не практиковался. Ведь не может быть обвинен в попустительстве господин, которому отцом его доставлялось все, что он желал. Нам представляется, что во всех подобного рода случаях слишком жестоко присуждать господину лишение колонов, которые были рождены в деревне и потому даже отсутствующие как бы занимались сельским хозяйством через посредство своих отцов, или братьев, или родственников. Ведь поскольку часть его тела через родство некоторым образом оставалась в имении, не кажется, что он отсутствовал, или отъезжал, или находился на свободе. На этом основании право господина должно оставаться непоколебимым, и покуда в имении остаются или его родители, или потомство, или родственники пусть сам он считается там пребывающим».
с.197 Изложенный текст в конституции выполнял роль примера спорного случая, когда фактически живущий как независимый человек и претендующий на юридическую независимость на самом деле являлся адскриптицием, статус которого зафиксирован описями инвентаря имения. Лишь это последнее, а также наличие родственников-адскриптициев отличало такого человека от других свободных, среди которых он жил. Вероятно, некоторые дети колонов приспособились использовать тридцатилетний срок давности проживания за пределами имения в качестве юридического основания получения независимости и выхода из статуса адскриптициев. Конституция разъясняла, что это неправильно и подбирала аргументы для доказательства своего утверждения. Однако следует признать, что с точки зрения юридической колоны были правы. Тридцатилетний срок давности, став нормой перемещения колонов, оставлял им такую лазейку. Разъяснение конституции суживало сферу применения срока давности только случаями перехода колона в имение другого землевладельца. Видимо, превращение колона в лицо «своего права», независимое от имения, курии, коллегии, посредством использования срока давности отменялось. Вероятно, с этого времени устанавливалась безусловная крепость адскриптициев земле.
В то же время, если обязанности детей колона выполнялись и собственник земли был удовлетворен, дети колона ничем не отличались в пользовании правами свободных от других лиц «своего права». Но они не преследовались как колоны только потому, что их господин снисходительно относился к их отсутствию. Возможно, он делал это не бескорыстно. Все их «благополучие» зависело только от доброй воли господина, который в любое время мог их вернуть. Так же и господин раба мог позволить ему жить самостоятельно, если тот таким образом удовлетворял хозяйские потребности. Отличие колона и раба могло бы состоять в том, что колону его статус не мешал занимать какие-либо должности, участвовать в гражданской жизни города или вести дела без разрешения землевладельца, а рабу мешал. Однако мы не знаем, как практически реализовал сын колона представившуюся ему возможность жить в городе. Скрывал он свое происхождение или нет.
Рассмотренную конституцию как бы продолжает и развивает соседствующая с ней в титуле Кодекса Юстиниана: «Поскольку слишком бесчеловечно, чтобы земля, изначально владевшая адскриптициями, обманом лишилась своих некоторым образом частей, и колоны, задержавшиеся в других землях, причиняли ощутимый ущерб собственникам земли, мы полагаем, что как от статуса куриала никто не освобождается по прошествии времени, точно также и подчиненный статусу адскриптиция, как бы ни присваивал он себе свободу многолетним бегством, сколь бы длительным оно ни было, или сколь бы значительным ни являлось его занятие, пусть продолжает оставаться адскриптицием и прикрепленным к земле. И если скроется или попытается отделиться, пусть знает, что по примеру беглого раба подвергнет себя длительному заключению, и пусть будет подчинен вместе со всем своим потомством. Если же сделает это в чужом имении, совершенно законным будет [не давать] никакого освобождения от такого рода судьбы и внесения подушной подати. (1) Однако поскольку закон Анастасия пожелал, чтобы люди, которые по прошествии тридцати лет оказались удерживаемы колонатным статусом, оставались при этом свободными, но не имели возможности, оставив землю, переселиться в другое место, то на этом основании задавался вопрос: подчиняются ли колонатному статусу их дети любого пола, хотя бы они и не пробыли в имении или селе тридцати лет, или же только их родитель, который через тридцать лет становится связанным статусом такого рода? Постановляем, что дети колонов в соответствии с навеки данным, выраженным в предисловии, законом являются свободными и никаким худшим положением не отягощаемыми, однако они не имеют позволения, покинув свое с.198 селение, переходить в другое, но всегда прикреплены к земле, которую однажды и навсегда приняли для обработки их отцы…» (CJ. XI, 48, 23 — 531/4).
Если предшествующее постановление еще оставляло какие-то сомнения, то здесь очевидно превращение крепостной зависимости колона, как адскриптиция, так и «свободного», в вечную. Обе эти конституции не касаются судьбы браков колонов с другими колонами и свободными независимыми лицами. Судьба потомства рассматривается в них несколько абстрактно (в отличие от конституций Кодекса Феодосия), сквозь призму лишь одной определенной правовой установки, которая выражена в том, что статус колона требует его пребывания на земле. Все остальные отношения колона с действительностью исключены из рассмотрения. Редакционно это обусловлено распределением в Кодексе Юстиниана разных норм по разным конституциям. Но при использовании таких норм в юридической практике вполне возможно привнесение нового отношения к колонам. Можно предположить, что именно в 531—
В 534 г. было издано постановление, как бы дополнявшее регулирование браков для адскриптициев в 530 г. Нормы для браков адскриптициев с рабами и женщин-адскриптиций со свободными мужчинами были дополнены нормой для браков свободных женщин с адскриптициями: «Если какие-либо лица, известные как адскриптиции, посредством каких-либо ухищрений или с ведома господ, или без их ведома взяли или возьмут себе в жены свободных женщин, постановляем, чтобы последние как сами оставались в своей свободе, так и рожденное ими потомство. Без колебаний должно соблюдаться и то, что потомство, рожденное от свободного мужа и жены адскриптиции, следует материнскому бесславному статусу, а не отцовской свободе. А чтобы адскриптиции не позволяли себе таких запрещенных действий, являющихся особенно опасными, поскольку из-за замышляемых ими связей со свободными женщинами может постепенно исчезнуть статус такого рода лиц, мы постановляем: если нечто такое будет совершено адскриптицием, его господин имеет свободу власти или самому, или через презида провинции наставить такого человека умеренным наказанием и отлучить от этой женщины. Если же кто-нибудь пренебрежет этим, пусть знает, что такого рода бездействие обратится ему в убыток» (CJ. XI, 48, 24 — 534). Обращает внимание, что последние слова буквально повторяются в конституции, отменявшей Клавдиев сенатусконсульт: «…чтобы рабы или адскриптиции не думали, что такая попытка [брака со свободной женщиной] останется для них безнаказанной (что особенно должно соблюдаться в отношении адскриптициев, чтобы они браками, задуманными со свободными женщинами, не уменьшали понемногу статус такого рода людей), мы постановляем, если нечто подобное окажется совершено или рабом, или адскриптицием, чтобы его господин имел свободу власти или лично, или через презида провинции исправить соответствующим наказанием такого раба или адскриптиция и отделить его от такой женщины. Если кто-нибудь пренебрежет этим, пусть знает, что такого рода бездействие обречет на убыток его самого» (CJ. VII, 24, 1 — 531/4). Процитированная часть конституции создает впечатление об уравнении по отношению к сенатусконсульту рабов и адскриптициев. Это могло бы вступить в противоречие с включенной в Кодекс Юстиниана конституцией 380 г., где колона-оригинария, как и свободная женщина более высокого статуса, подвергалась опасности обращения в рабство за связь с чужим рабом (CTh. X, 20, 10). Однако авторы Кодекса Юстиниана отредактировали конституцию 380 г. таким с.199 образом, что опасность, которой подвергались женщины, выражалась не в обращении в рабство, а в перемене статуса на статус мужа (CJ. XI, 8, 7). Очевидно, что перед нами результат длительной эволюции, в результате которой зависимость от имения, коллегии, корпорации или места жительства почти уравнялась с производным от гражданского устройства делением на свободных и рабов.
Как известно, Клавдиев сенатусконсульт никогда не применялся по отношению к бракам свободных женщин с чужими колонами. Очевидно, что упоминание здесь адскриптиция было интерполяцией, внесенной при окончательной редакции Кодекса Юстиниана Трибонианом в 534 г. Видимо, эта интерполяция была сделана под влиянием только что изданной конституции 534 г., где в центре внимания был вопрос о браке адскриптиция со свободной женщиной. В ней нет никакого намека на применение Клавдиева сенатусконсульта в отношении брака свободной женщины и адскриптиция. И не только потому, что он был отменен в 531 г. Тогда его отмена касалась лишь браков с рабами. Конституция 534 г. просто уравняла брак адскриптиция со свободной женщиной с сожительством. Тогда как до этого времени, в отличие от брака адскриптиции со свободным мужем, он, по всей видимости, еще сохранял на себе налет законности. Происходило это, видимо, потому, что при вирилокальном поселении супругов брак колоны и свободного часто приводил к переселению женщины из имения к мужу. В то же время брак свободной с адскриптицием увеличивал население имений. И до поры браки такого рода фактически поощрялись землевладельцами, о чем, вероятно, свидетельствует повышенное внимание законодательства именно к таким бракам.
В принципе независимый человек мог следовать за женой в имение или дать за нее компенсацию. Это зависело от его имущественных возможностей. Практически, вероятно, часто имело место последнее. При этом будущие дети, которые могли бы стать достоянием землевладельца, естественно, не компенсировались. Поэтому в Кодексе Юстиниана конституция 419 г. была фрагментирована таким образом, чтобы предусмотреть только один вариант: дети колоны и она сама принадлежали имению. На практике свободный муж мог за пределами права договориться с землевладельцем о выкупе за жену и детей. А вот в случае брака свободной женщины с адскриптицием имению грозило лишение детей. Они следовали статусу матери. Конечно, практически они часто оставались в имении и со временем могли стать «свободными колонами». Но могли и не стать ими, воспользовавшись свободным статусом своей матери. Поэтому такой брак или наносил ущерб имению, или был потенциальной угрозой такого ущерба. Лучше было запретить его вообще. Однако не только рост рабочей силы в имениях господствующего класса заботил юристов. Это очевидно из того, что конституция 534 г. не превращала женщину и ее детей в зависимых. Хотя именно это могло бы быть выгодно землевладельцам. Но законодатели стояли на страже права, которое состояло здесь в том, что от свободной женщины не мог рождаться адскриптиций. Отсюда следовало, что брак свободной женщины и адскриптиция не мог считаться законным. Ведь дети следовали статусу матери. Такой брачный союз мог быть разорван насильственно. Прежде в IV и V вв. землевладельцам лишь рекомендовалось удерживать своих оригинарий от браков с мужчинами из коллегий или других поместий. Способы для этого они должны были избирать сами. Теперь же, в
Таким образом, в конституции 534 г., по-видимому, нашла завершение идея, что с.200 браки колонов-адскриптициев со свободными мужчинами и женщинами не считались законными. И только отсюда эта идея проникла в переработанные при издании Кодекса Юстиниана конституции IV и V вв., а также в постановление 531 г., отменявшее Клавдиев сенатусконсульт. По всей видимости, постоянное после 419 г. повторение положения, что дети от брака свободного мужа и адскриптиции принадлежат имению, закрепило в праве идею, согласно которой дети от такого брака следуют статусу матери. Произошел перенос акцента с фактической зависимости на юридический статус. Вероятно, когда указанное положение было сформулировано, статус зависимой колоны еще не сформировался, а в период кодификации Юстиниана он уже существовал, что и позволило перенести на него акцент. При таком акценте новая правовая идея качественно изменила статут браков колонов: брак свободного мужчины с колоной стал подобен контубернию. Это в свою очередь вызвало изменение в отношении к браку свободной женщины и адскриптиция. Он стал рассматриваться как сожительство. Когда это свершилось, оказалось, что можно сделать и последний шаг и безнаказанно насильственно разорвать браки колонов со свободными. Этого, по крайней мере стоя на почве законности, еще нельзя было сделать в
Последняя из конституций Юстиниана в его Кодексе явно сокращена в соответствии с оформившимися нормами: «Если какой-либо трибутарий возьмет себе в жены трибутарию, или же какая-либо рабыня выйдет замуж за чужого раба, мы постановляем, чтобы дети как трибутария, так и раба следовали материнскому статусу и были подчинены господам их матерей» (CJ. XI, 54, 3). Конституция выглядит квинтэссенцией того права, которое зрело поколениями, но вплоть до 531 г. не могло порвать с традицией считать колона свободным человеком и оторваться от античных юридических норм. Колоны-трибутарии здесь, не мудрствуя лукаво, уравнивались в брачном праве с рабами. Таков был конечный результат эволюции брачного права колонов.
Внимание законодательства Юстиниана к этому праву с его детализацией грани между свободными и адскриптициями, адскриптициями и колонами, колонами и рабами, производит впечатление своего рода подражания сходной разработке римскими юристами классического периода брачных отношений граждан с латинами, перегринами и рабами (например: Gai. Instit. I, 84—
5. 4. Брачное законодательство в Новеллах Юстиниана.
Но обратимся к брачному праву в Новеллах Юстиниана. Первая из них исходит из возникшего в Кодексе Юстиниана отождествления колонов с рабами: «Не следует, чтобы свободная выходила замуж за чужого адскриптиция, ни без ведома, ни с ведома, ни с согласия господина. И даже если это будет сделано адскриптицием, следует самому господину лично, либо через провинциального судью наказать совершившего это адскриптиция умеренными ударами и отлучить его от той, которая опрометчиво вышла за него замуж, с тем, чтобы не было ни заключенной брачной связи, ни приданого, ни брачного дара, но полностью утрачено то, что опрометчиво было осуществлено…» (Nov. Just. 22, 17 — 535). Жестокость отношения к колонам в середине
Однако реальная жизнь всегда богаче явлениями, чем любое, в том числе и юридическое, ее отражение. Оказалось, что принятые Юстинианом законы о браках колонов и свободных имеют и оборотную сторону. И ею немедленно воспользовались заинтересованные лица. В связи с этим в 538 г. правительство было вынуждено выступить с разъяснением: «Пусть никем, вносящим неясности намеренно и с умыслом, не изменяются ясно выраженные положения любой из наших конституций. Так, поскольку мы любим свободу, мы внесли новый закон, в соответствии с которым потомство, рожденное от адскриптиция и свободного лица, не должно следовать судьбе адскриптициев, но подобно тому как это соблюдается в отношении рабов, так пусть сохраняется и относительно адскриптициев, и дитя следует статусу, установленному для чрева. Ведь наш закон прямо отрицает, что у свободной матери могут рождаться дети рабы. Поэтому мы заявили в законе: либо пусть берут равных себе жен, либо для рожденных после его издания закон будет иметь силу. Однако некоторые до такой степени неумно и с умыслом дерзнули трактовать закон с тем, чтобы рожденных до издания конституции, хотя бы они и стали уже совсем старыми, освободить как будто теперь рожденных, но немного опередивших закон, хотя ведь наша мысль заключалась в том, чтобы свободу, данную законом, получили дети либо рожденные после издания закона уже вступившими в брак с такими женами, либо теми, которые еще не взяли жен, однако возьмут после этого. (Глава 2) Не следует пользоваться дурными с.202 способами и причинять вред собственникам имений такими трактовками. Поэтому мы постановляем, чтобы только те одни были свободны от адскриптициевого статуса, кто рожден от свободных женщин, начиная со времени издания закона. В отношении всех, кто родился раньше, пусть сохраняется древний закон» (Nov. Just. 54 — 538).
Постановлением, во многом определившим взгляды Кодекса Юстиниана на брак колонов, была конституция 534 г. Именно ее после издания пытались обойти те адскриптиции, которые имели детей от свободных женщин. Так как отец был зависимым, то такие семьи обычно проживали в его селе или имении, к которому он был прикреплен. Видимо, естественно сложилась практика, что дети от таких браков наследовали имущество, участок, дело, а следовательно, и статус отца. Ведь согласно старым воззрениям, брак с колоном был законным, и дети следовали отцу. До тех пор, пока статус адскриптиция находился в стадии формирования, колоны рассматривались как часть общества свободных. Но как только (в 534 г. — ?) был сделан последний штрих в оформлении этого статуса, колоны стали особой категорией. И в этом случае брак свободного с колоном уже нельзя было считать законным, он стал подобен контубернию. Следовательно, дети должны были следовать статусу матери, ибо свободная мать не могла родить несвободного колона, и получать в данном случае свободу. Отделив адскриптициев от свободных, юристы Юстиниана устроили своего рода правовую ловушку для хозяев колонов. Отцы-адскриптиции, имевшие свободных жен, ранее видевшие своих детей наследниками своего дела, теперь на законном основании потребовали предоставления этим детям свободы от адскриптициата. В
В третьем параграфе четвертой главы
Допустив насильственный разрыв семьи колонов и приравняв их брак к рабскому сожительству, ранневизантийское право неизбежно должно было сделать и последний шаг: разрешить дележ детей колонов между хозяевами имений. Попытка опробовать это новое право была предпринята в
с.203 Юридически это было логично, но не соответствовало ни принципам, ни духу римского права. И уж тем более противоречило элементарной человечности. Даже в классическом «рабовладельческом» праве предписывалось сохранять рабские семьи. Такой же подход сохранился и в постклассическом законодательстве, как следует из конституции Константина 325 г. на Сардинию, включенной в Кодекс Феодосия (CTh. II, 25, 1). Эта норма вошла и в Кодекс Юстиниана, где она была перенесена и на семьи колонов63. Поэтому, будучи логическим развитием исповедуемых комиссией Трибониана правовых принципов,
Однако то, что подходило вульгарному праву на римской основе, не подобало праву, именовавшему себя преемником и прямым наследником антично-римского. Поэтому уже следующая
В сборнике Новелл это постановление логично занимает место после
Однако та же самая норма повторяется в общей конституции префекту претория Иллирии в 539 г.: «Однако нам не кажется абсурдным удостоить нашим решением следующий вопрос. Ведь о потомстве было спрошено и [для того случая], когда женщина адскриптиция свяжет себя контубернием с каким-либо принадлежащим другому адскриптицием: кому должны принадлежать рожденные ими дети, господину мужа или господину жены? Итак, постановляем: если подобное этому произойдет и в брак друг с другом вступят адскриптиции разных господ, так как применительно к статусу противостояния нет и поскольку чрево не будет свободным, родившиеся становятся адскриптициями. Однако мы не отдаем все ни матери, ни ее господину, но если родится сын, чрево перебарывает семя, и рожденный пусть принадлежит господину матери, если же будет двое детей, оба пусть будут разделены, предоставив выбор судьбе, однако если будет нечетное число детей, пусть чрево матери обладает большим, чтобы, если будет трое, двое матери и один отцу, и, соответственно, если пятеро, трое из родившихся господину матери и двое — отца…» (Nov. Just. 162, 3 — 539). Хотя в сборнике Новелл Юстиниана эта конституция занимает место после
В течение этого короткого периода в 539 г. была принята еще одна норма, которая показывает направление эволюции брачного права колонов. Ни землевладельцы, ни государство не могли смириться с тем, что дети, родившиеся у их колонов от браков со свободными женщинами, согласно праву пользовались полной независимостью от имения. Поэтому, обращаясь к префекту претория Иллирии Домну, авторы
Таким образом, дети от брака свободной женщины и адскриптиция становились «свободными колонами». Нечто подобное в середине
В правовом отношении
Некоторые исследователи сомневаются в подлинности этого постановления67. Превращение детей адскриптициев и свободных женщин а адскриптициев шло вразрез с общим развитием права и предшествующего законодательства Юстиниана. Меньше года назад он заявлял в
Случайно сохранившаяся одна из конституций Юстина II полностью подтверждает такой вывод: «Днем и ночью заботящиеся о благе государства, мы спешим обновить то, что особенно необходимо в уязвимых местах, и прежде всего в отношении налогов и платежей, без которых невозможно что-либо успешно осуществить. Так вот и твое высочество установил, что значительная часть посессоров Африканской провинции сохраняют земли пустующими, ссылаясь перед администрацией на обнародованный божественный закон, устанавливавший, чтобы рожденные от свободной матери и мужа адскриптиция были свободными. Это противоречит древним законам, которые установили, что такое потомство становится адскриптициями. Ведь вследствие такого позволения дети адскриптициев, оставляющие имения, в которых они рождены, и проживающие в других местах, наносят ущерб как фиску, так и собственникам имений. И сообщающие это просят исправить этот капитул для этой провинции, подобно тому, как наш отец внес закон для провинции Иллирик, установив, чтобы дети, которые рождаются от свободной матери и отца адскриптиция, были свободными со своим имуществом, но, однако, колонами, чтобы не могли покидать землишки, где рождены, и обрабатывать чужие.
Итак, из этого твоего доклада нашей светлости мы сделали вывод о необходимости для посессоров поддерживать наших подданных и государственные повинности. Поэтому постановляем: в Африканской провинции дети, рожденные от свободной матери и отца адскриптиция, пусть становятся свободными и имеют собственное имущество, но не могут покидать имения, в которых рождены и обрабатывать чужие. И пусть благоустраивают те селения, в которых проживают, пользуясь свободой. Таким образом не будет ущемлен ни фиск, ни посессор и указанными лицами не будет нанесено ущерба обрабатываемым землям, в которых они рождены…» (App. 2 — 570).
Изданная для отвоеванной у вандалов Африканской провинции конституция показывает, что изданная для Иллирика
ПРИМЕЧАНИЯ