К вопросу о включении рабов в римское войско при Августе
Международная конференция, посвященная изучению проблем античности. Ленинград, 9—14 апреля 1964 г.
с.23 Как сообщают античные писатели, во времена правления Августа рабов включали в римское войско два раза: первый — во время паннонско-далматского восстания 6—
Исследователям до сих пор не удалось обнаружить в составе легионов солдат этих двух чрезвычайных наборов3. Далее, несмотря на определенное утверждение Макробия, можно считать уже вполне доказанным4, что созданные тогда войсковые части из рабов не были cohortes voluntariae civium Romanorum. Остается допустить, что это были вспомогательные алы и когорты, и это предположение уже было высказано5; оно подтверждается и данными эпиграфики. Первый эпиграфический документ о рекрутировании рабов в войско Августа — это надпись, изданная лет пятьдесят тому назад6 и уже тогда правильно истолкованная, но, к сожалению, остававшаяся неиспользованной до последних лет. Ошибка в индексе
с.24 Упомянутая надпись, найденная вблизи устья Огосты в Нижней Мезии в античном селище Augusta, относится ко времени не позже второй половины правления Нерона (около 65 г.). Она гласит: Julius Saturio Juli
Сатурион поступил в войско, по всей вероятности, в 9 г., после поражения Вара в Германии. Обозначение его как Julius и Juli
Другая надгробная надпись, найденная в 1963 г. у дорожной станции Варианы в соседстве с Августой, на римском пути вдоль Дуная, принадлежит солдату из той же капитониановой алы. Этот памятник, правая половина которого утеряна, представляет собой толстую гладкую, почти квадратную плиту, высотою в
Следующий этап в развитии надгробных римских памятников представляет четырехсторонняя прямоугольная плита, на которой поле надписи уже обведено рамкой, сначала без украшений, а позже с растительным орнаментом13. Самый ранний образец этого вида памятников в Мезии — происходящая из Эска надпись Луция Септимия, солдата пятого македонского легиона14, которая вследствие отсутствия cognomen у покойного, датируется временем до 42 г.15, может быть самым концом правления Тиберия. Вагнер относит к тому же времени найденную в Эске несколько лет тому назад надгробную надпись (на tabula ansata) тревера из ala Pansiana16.
с.25 Остальные данные исследуемой надписи свидетельствуют о том, что она была установлена еще до Клавдия. По форме букв самой близкой (но с более небрежным исполнением) оказывается указанная уже надпись Луция Септимия из Эска. Особенно характерно совпадение в форме F в
Рис. 1. Плита с надписью солдата-азала. |
Вот сохранившаяся часть надписи:
Primus Asalus d Cap vix an XXV h |
|
5 | Stephanu |
f |
с.26 Она дает нам возможность установить имя умершего — Primus, затем его происхождение из Паннонского племени азалов, его военный чин
Известные до сих пор надписи из самой Паннонии и вне ее, в которых упоминаются азалы, устанавливают, что самые ранние случаи рекрутирования азалов в римское войско относятся ко времени Флавиев, тогда же начинается набор солдат и из других племен Северной Паннонии — боев и эрависков22. До этого солдаты набирались только из племен Южной Паннонии. Достоверные же примеры римских имен у азалов-солдат мы знаем только для
Войсковая часть ala Capitoniana, как недавно правильно отметил Вагнер24, принадлежала к тем войсковым частям, которые были сформированы из освобожденных рабов, после поражения Вара в 9 г. для защиты рейнской границы. Ее наименование Capitoniana и ее официальное обозначение (вероятно, еще тогдашнее) — ala I Gallorum Capitoniana25 — указывает на племенную принадлежность включенных в нее солдат26. Светоний определенно сообщает27, что в эти новосформированные части вошли только освобожденные рабы и что они были даже вооружены иначе, чем другие войсковые части. Это дает основание предположить, что и азал Прим был рабом, который при поступлении в Капитонианову алу был освобожден. В это время, как известно, этнический состав вспомогательных с.27 войск отвечал их наименованиям28. Однако присутствие одного азала в ala Gallorum не должно удивлять. В это время не было паннонских войсковых частей29 и естественно было включить азала в галльскую часть, где он из-за близости языка чувствовал себя среди своих соотечественников30.
В отличие от другого солдата той же алы, Юлия Сатуриона, азал не сохранил свое кельтское или иллирийское имя31, а приобрел уже римское — Primus, типичное для рабов ранней эпохи. Разница, существующая в именах двух солдат с упоминанием гентильного имени Юлия Сатуриона, должно быть, зависит от разницы во времени происхождения надписей. Надпись Прима предшествует установленной к 42 г. практике, чтобы солдаты имели три имени32. Надпись Юлия Сатуриона, поставленная лет через двадцать после этой реформы, следует уже обычной форме римских имен. Как параллель к имени азала Прима можно привести имя освобожденного раба в самой ранней надписи солдата из Мезии, самое позднее времени паннонско-далматского восстания: Secundus L. Plini et P. Mestri libertus33.
Итак, мы дополняем первую строку надписи: Primus [Juli. l.], что отвечает в точности утерянной части этой строки. Благодаря разделительному знаку в последней строке после «F», который стоял в середине, можно определить в точности размеры утерянной части надписи и сообразно с этим дополнить ее. Вертикальная линия, проведенная вверх от разделительного знака в последней строке и проходящая приблизительно через соответствующие знаки второй и третьей строк, разделяет надпись на две равные половины. Во второй строке, как уже было сказано, дополняем скорее
Итак, новооткрытая надпись из Варианы, которую мы дополняем следующим образом:
Primus [Juli l.] Asalus d[upl. al.] Cap. vix. an [LX vel LV, vel LI, mer. vel mil.] an. XXV, h. [s. e.] Stephanu[s. lib.] f. (c.) |
представляет, по нашему мнению, новый документ о включении рабов в римское войско при Августе и ставит вопросы, разрешение которых меняет в том или другом смысле прежние взгляды.
ПРИМЕЧАНИЯ
7a W. Wagner. Die Dislokation der römischen Auxiliarformationen. Berlin, 1938; K. Kraft. Op. cit.