К вопросу о начале этрусской колонизации Кампании
Международная конференция, посвященная изучению проблем античности. Ленинград, 9—14 апреля 1964 г.
с.33 В настоящее время вопрос о проникновении этрусков в Кампанию решен положительно, однако при оценке этого явления среди исследователей все еще существуют некоторые разногласия. Например, по мнению М. Паллоттино, пребывание этрусков в Кампании было кратковременным и нет доказательств того, что Капуя в
Ставя перед собой эту задачу, следует помнить теорию некоторых исследователей, допускающих существование очень ранней «тирренской» колонизации Кампании, отличной от позднейшей экспансии из Этрурии. Мнение это разделяют Патрони, Хербиг, Шахермайр, Зефлунд, которые признают восточное происхождение этрусков. Названные исследователи считают, что тиррены будто бы впервые высадились на побережье Кампании. Однако ни в одном из известных ныне исторических памятников нет данных, подтверждающих подобные предположения.
Назовем также сходные, хотя и не касающиеся миграции тирренов, теории. Это гипотеза Берара о пеласгической колонизации, предшествовавшей греческой VIII—
Особо необходимо отметить мнение Паллоттино. Полемизируя с Маюри, он доказывает2, что этруски проникли в Кампанию с моря, и подвергает сомнению наличие в архаический период куманской талассократии (у Маюри под архаическим периодом разумеется время с 600 до 530 г.). Однако в отличие от перечисленных выше авторов, Паллоттино относит пребывание этрусков в приморской зоне Кампании к позднему времени. Этруски будто бы находились там до конца
Еще более странным кажется стремление Паллоттино отнести к первичному пребыванию этрусков на побережье Кампании известие Дионисия (VII, 7, 4) об этрусках, плененных при Ариции, затем ставших наемниками Аристодема и содействовавших захвату им власти над Кимой. Использование этрусских воинов тираном Аристодемом вряд ли доказывает, что Кима в конце
Представляется правильным мнение, которого придерживаются многие исследователи, а именно, что выходцы из Этрурии проникли в с.35 Кампанию по суше через внутреннюю часть Лация (так полагают Рибеццо, Сольяно, Маюри, Боэтиус, Блок, Девото и другие). Из свидетельства Полибия (II, 17, 1) о заселении тирренами полей, некогда называвшихся флегрейскими (в районе Капуи и Нолы), вытекает, что исконной зоной этрусской колонизации были внутренние районы Кампании, а не побережье. Полибий, правда, не датирует это событие, но можно привести веские доводы, подтверждающие, что оно относилось к началу этрусской колонизации. Сейчас ограничимся следующим. Экспансия этрусков в область фалисков относится к
Начальный период проникновения этрусков в Лаций, «дотарквинийский» по Шахермайру, относится к
Сведения о дате основания Капуи сохранил Веллей Патеркул (I, 7), причем он приводит две даты. «Некоторые», к которым присоединяется и сам Веллей, предлагали дату около 800 г. Дата эта представляется чересчур ранней. Вторая хронологическая веха, приведенная Катоном, представлялась самому Веллею неправдоподобной. Катон утверждал, что Капуя, прежде чем была взята римлянами, просуществовала около 260 лет. Если считать, что Катон говорил о событиях 211 г., что вполне соответствует смыслу замечания, то получается 471 г. Дата эта явно не соответствует положению, в котором находились в то время южные этруски. Невероятно, чтобы такое грандиозное предприятие, как занятие Флегрейских полей в районе Капуи и Нолы, было осуществлено этрусками после того, как был разрушен союзный Сибарис, Тарквинии изгнаны из Рима, Аррунт, сын Порсенны, разбит кимейцами при Ариции, вольски продвинулись в южную часть Лация, союзники-карфагеняне разгромлены при Гимере, а этрусский флот в 474 г. был разбит в битве при Киме. Некоторые исследователи прибегали к ухищрениям, чтобы спасти свидетельство столь авторитетного писателя, как Катон, но все эти толкования явно с.36 несостоятельны, так как ведут к насилию над текстом Веллея. Текст Веллея, очевидно, содержит какую-то ошибку. Допущена она Катоном или Веллеем, установить нельзя. Так полагает Эргон, автор истории Капуи7, с мнением которого в данном случае следует согласиться. Однако мы расходимся с Эргоном, когда он пытается усмотреть будто бы вполне надежные сведения о дате появления этрусков в Кампании у Дионисия (VII, 3), в его повествовании о нападении в 524 г. на Киму соединенных сил этрусков, умбров, давнов и прочих варваров.
Еще до Ж. Эргона Э. Чачери8 ставил экспансию этрусков в Кампанию и их союз с Сибарисом в связь с победой над фокейцами при Алалии, но у Чачери оценка политической ситуации отличается от понимания Эргона. Эргон9, наоборот, усматривает в оккупации внутренней части Кампании политическую акцию двенадцатиградия Этрурии, вызванную угрозой Кимы коммуникациям с Великой Грецией, в особенности с Сибарисом. По мнению Эргона, кампанские колонии этрусков — результат военного вмешательства, которое было осуществлено по требованию этрусских купцов или купцов Сибариса и имело задачей защитить свободу торговых сообщений. Эта концепция нашла широкую поддержку в некоторых новейших работах. Так, Паллоттино10 утверждает, что и проникновение этрусков в Паданскую область во второй половине
Однако точка зрения Эргона неприемлема, так как указанное известие Дионисия о неудачном нападении разноплеменной дружины на Киму в 524 г. не имеет отношения к первичному проникновению этрусков в Кампанию. Известия Дионисия содержат указание на причину появления этих этрусков, умбров и других племен; они будто бы были изгнаны галлами из Паданской области. Это объяснение является анахронизмом, как это отмечает и Паллоттино. Эргон представляет упомянутый отряд как вооруженные силы этрусской федерации, но главы двенадцати «народов» Этрурии, собравшись в святилище Вольтумны, не вырабатывали планов колониальных захватов, так как двенадцатиградие не составляло прочного политического объединения. Колонизация осуществлялась экономически обездоленными элементами и была стихийной. Легенды о Лукумоне, соратнике Ромула, о братьях Вибеннах и верном сотоварище Мастарне, об Аукне, о Каке, создавшем себе царство в Кампании, об Аррунте, сыне Порсенны, знакомят нас с образами предводителей дружин из таких слоев населения.
Колонии этрусков, в том числе и кампанские, хотя они и лежали на торговом тракте, были прежде всего центрами земледельческими. Самое положение главного центра — Капуи, которая не занимала естественной сильной позиции, — говорит о ее первоначально земледельческом характере. Вторая половина
С названными событиями тесно связан вопрос об основании Капуи, которое Боэтиус относит к 598 г. Мы считаем, что следует отказаться от попыток дать точную дату. Как видно из сохранившихся данных, основание Капуи, так же как и основание других городов Италии, окутано легендами. Миф о троянском происхождении основателя города Каписа связан со сказанием о троянце Энее, передававшимся в этрусской среде. Сказание об Энее, как установлено, было широко распространено в
Нельзя доказать этрусское владычество в Кампании в
Этрусские надписи древнее последней четверти
В самой Капуе найдены древнейшие погребения, которые датируют серединой
с.38 Существенное значение для нашей темы имеют также данные из области религиозных воззрений. Культ Юноны в Капуе возник под влиянием культа Геры Аргосской в Посидонии, причем через посредство Капуи это влияние достигло Вей и Фалерий. Культ Геркулеса в Капуе распространился не из Кимы, а из Метапонта и Гераклеи через посредство Посидонии и Нолы. Длительность связей с Сибарисом объясняет распространение среди этрусков пифагореизма. Нет ничего неправдоподобного в том, что пифагорейский союз нашел адептов среди этрусской знати. Длительность сношений с этрусками объясняет этрусское влияние в Посидонии. Мы теперь хорошо знаем о другом греко-этрусском торговом центре — Спине на Адриатике. Наконец, этрусско-кампанское ремесленное производство играло посредническую роль в распространении греческого влияния по Средней Италии (на это указал Риис). Влияние капуанской школы прослеживается в Пренесте, в Риме, других центрах Лация, в Вейях, на изделиях вейентской школы.
Юг Этрурии, область фалисков, Лаций и Кампания составляли некое культурное единство, которое могло возникнуть только в результате длительных сношений.
ПРИМЕЧАНИЯ