Со времен Т. Моммзена утвердилось представление о принципате и доминате в качестве двух эпох в истории Римской империи. Кризис III века логически разделяет принципат, рассматривающийся как синтез республиканизма и монархизма, и доминат — монархию. Представление о кризисе в любой его трактовке удобно объясняет усиление абсолютистских черт в римской государственности
В законодательстве позднеантичные императоры именовались принцепсами. Но в общественной практике обращение dominus стало внедряться с начала императорской эпохи. Запреты Августа и последующих императоров именовать себя dominus свидетельствуют об устойчивой тяге современников к этому титулу6. С начала
Вероятно, в античности различие между понятиями princeps и dominus не имело столь абсолютного характера, который придала ему современная наука. Различаясь одной стороной своего содержания, эти понятия соприкасались другой. Сочетание этих понятий в обыденной и официальной речи показывает, что политическая мысль римлян постоянно стояла перед дилеммой, считать императора принцепсом или господином. В каждое из понятий вкладывалось определенное содержание. Принцепс ассоциировался с первым гражданином, хотя бы в теории подконтрольным сенату. Dominus возвышался над гражданским коллективом, не отделяясь, впрочем, от него. Эта дилемма имела достаточно определенные социальные и юридические основания.
До издания эдикта Каракаллы 212 г. сравнительно ограниченный коллектив римских граждан противостоял провинциалам и рабам. Римские граждане господствовали над ними. Даже если считать вслед за
Роль и влияние сената не уменьшались ни в I, ни во II вв. даже после создания императорского аппарата из отпущенников и рабов. Раздача гражданских прав провинциалам не изменила соотношения сил в пользу принцепса. Чтобы уравновесить влияние сената, Антонины противопоставили гражданским магистратурам аппарат из всадников. Это позволило Коммоду, а затем Северам возвыситься над сенатом, но лишило их поддержки гражданской традиции. Результатом была вынужденная опора на армию. Однако она не давала устойчивой социальной основы. Вероятно, с целью ее обеспечить и было даровано римское гражданство провинциалам в правление Каракаллы.
Независимо от реального общественного значения этого акта, эдикт 212 г. был важным юридическим рубежом в развитии империи. Гражданский коллектив многократно увеличил свои размеры, что привело ко смещению акцентов в социальной структуре. Прежде граждане были окружены массой рабов, перегринов, дедитициев и, в отдалении, варваров. Теперь же рабы, перегрины и дедитиции составили меньшинство в окружении граждан. Это изменение социальной основы послужило причиной кризисных явлений в римском обществе III века. В течение нескольких поколений вырабатывались формы, в которых новые граждане могли бы приобщиться к римскому гражданскому праву.
Оставаясь первым гражданином разросшегося гражданского коллектива, принцепс существенно изменил свое положение по отношению к подданным. Он перестал быть вождем класса граждан, господствовавшего над массой подданных перегринов. Потребность в прежней сплоченности и, следовательно, правовой однородности гражданского коллектива была утрачена. Ранее она была обусловлена его относительно малыми размерами и привилегированным положением. Поэтому установление политической стабильности при Диоклетиане повлекло за собой более жесткое, чем прежде, расслоение гражданства. Но формально предоставление римского гражданства перегринам как будто создавало предпосылку для однородности юридического поля. Принцепс юридически становился первым гражданином orbis Romani или mundo princeps, по выражению Сидония Аполлинария10. Фигура принцепса приобретала значение символа ускользавшего единства гражданства. Переставая быть первым гражданином в общественной жизни, принцепс сохранял этот свой статус в политической теории. В качестве объединяющего начала он сконцентрировал в своих руках те верховные полномочия и права, которые прежде принадлежали гражданскому коллективу. В позднеантичную эпоху именно в императоре воплощалось единство империи11.
Став как бы формальным представителем всего населения империи, принцепс только теперь получил законное право на титул dominus. Это понятие следует рассматривать не как абстрактный символ господства, а в соответствии с римскими социально-юридическими представлениями. Юридически понятие dominus связано с термином dominium, которым обозначалась одна из сторон римского представления о власти (potestas)12. Поэтому dominus — это в большей степени характеристика права, а не лица. По определению Ульпиана, domini appellatione continetur, qui habet proprietatem13. Изначально понятие dominus возникло в области семейного права. Право dominium в семье имел только pater familias14. Поэтому, строго говоря, только pater familias мог претендовать на титул dominus. Однако этот термин обозначал не качество (статус) лица, а его право собственности. Поэтому с развитием отношений собственности он стал применяться более широко. В определенных случаях им могли обозначаться даже лица, находившиеся in potestate15. Это создавало предпосылку для его использования в переносном значении: вежливом обращении, обозначении дистанции в отношениях выше и нижестоящих16.
Использование таких понятий как pater и dominus в социально-политической терминологии всегда таило в себе определенную двойственность. С одной стороны, они подчеркивали авторитет высшего магистрата и уважение к нему. В этом смысле, видимо, следует понимать Сенеку, сравнивавшего республику с огромной фамилией во главе с отцом-принцепсом (De clement. I, 1—
Основным богатством и средством производства у римлян была земля. Она считалась собственностью всего народа, который передоверял часть ее отдельным гражданам, оставляя за собой право контроля19. В эпоху ранней империи провинциальные земли считались собственностью (dominium) римского народа и императора20. В качестве собственника император выступал представителем populus Romanus. До
Право собственности является центральным, основополагающим среди других прав. Поэтому его перенос на принцепса дал ему в руки практически неограниченные правовые полномочия. Ко времени, непосредственно следующему за изданием Constitutio Antoniniana, принадлежит известное определение Ульпиана: Quod principi placuit, legis habet vigorem, utpote quum lege regia, quae de imperio eius lata est, populus ei et in eum omne suum imperium et potestatem conferat21. Прежде право издания законов (leges) принадлежало только populus Romanus. Ни один коллегиальный орган, включая сенат, не мог претендовать на это право. Вскоре после установления империи законодательная деятельность народных собраний прекратилась. Leges временно исчезли. Законодательство вылилось в другие формы. На роль законодательного учреждения стал претендовать сенат, а его сенатусконсульты начали уподобляться законам. Однако теоретически это было сомнительно и Гай считал, что сенатские решения имели силу только «как бы закона» (legis vicem)22. Но фактически складывалось положение, что, говоря словами Ульпиана, non ambigitur senatum iuus facere posse23. Постепенно инициатива сенатских постановлений сосредоточивалась в руках принцепса. Его предложения (orationes) вносились в сенат на утверждение. Обычно оно носило формальный характер и с течением времени сами orationes превращались в источник права. В то же время собственные constitutiones principum поначалу не имели силы закона. Edicta et mandata рассматривались как административные распоряжения магистрата, черпавшие силу в его imperium. Поэтому они формально теряли ее со смертью императора. Rescripta et decreta рассматривались как толкование действующего права, поэтому были независимы от смены императоров. Уже при Адриане императорские конституции стали принимать силу legis viccem. Юристы выводили ее из lex de imperio, которым вручалась власть императору. На этом основании постепенно развивалось представление, что императорские указы создают не ius honorarium, а настоящие законы — ius civile24. Персонифицировав собой единство гражданского коллектива, принцепс оказался облечен этим правом вместо народа. Естественно, что после Диоклетиана законодательная власть сосредоточилась исключительно в руках императора. Единственной формой законотворчества стали императорские конституции. Orationes превращаются в простое сообщение сенату воли принцепса. Таким образом, в руках принцепса оказался не только imperium, но и summa potestate, прежде принадлежавшая народу. Наличие двух (или более) Августов не противоречило идее домината. Ведь domini appellatione etiam pro parte dominum contineri, dicendum est25.
Ульпиан не случайно назвал lex de imperio principis царским законом (lege regia). Сопоставление царя, заботящегося о народе подобно отцу, и первого гражданина лежало у истоков принципата. Цезарь (как бы ни сомневались в этом), очевидно, претендовал на традиционную царскую власть. Согласно Диону Кассию (53, 16, 4—
Царь в эпоху античной архаики, на которую ориентировались римские представления о нем, был не менее подконтролен обычаям и общественным нормам, чем республиканский магистрат. Различие состояло в том, что магистрат был в большей степени подконтролен сенату, а царь — народу, получая от него право своевольно трактовать благо народа, отчитываясь перед богами. Использование этого права Тарквинием Супербом, по словам Цицерона, превратило его из царя в dominus, «ибо dominus — это тот, кого греки называют тираном, а царем называют того, кто подобно отцу заботится о народе»27. Отделение dominus от царя в данном контексте отвечало интересам сената и в конце царской эпохи, и во времена Цицерона. На самом же деле princeps, dominus, pater, rex были уживавшимися между собой характеристиками правителя, отмечавшими разные стороны его положения. Понятие rex отражало его изначальный сакральный статус.
Сакральность власти принцепса неоднозначно оценивается современными исследователями28. Считается, что императоры не могли быть признаны настоящими богами. Понятия divus и deus не совпадали, а императорский культ отличался от культа Юпитера и других богов29. Поэтому культ императора имел больше идеологическое, чем религиозное значение, связывая воедино граждан и перегринов (Pax Romana). Однако фигура сакрального царя, служившая образцом сакральности принцепса, также отличалась от небесных богов. Царь рассматривался более как Герой — сын бога и посредник между богами и людьми. Поэтому у Антонинов и в
Однако практически зачастую видели богов даже в тех императорах, которые старательно подчеркивали свою верность гражданским традициям33. Идея архаического сакрального царя, от качеств которого зависело благополучие его народа, была близка провинциальному населению, значение которого в общественной жизни империи повысилось с начала
Для римлян возвышение принцепса до уровня божества не было следствием стремления к самовластию. В таком качестве он мог принести больше пользы гражданам. Синезий писал: «Признаком государя мы считаем его благодеяния, благотворительность в раздаче благ и милостей и другие присущие также и богу качества…»45. Равнявшие себя с богами Галлиен и Диоклетиан проводили реформы с явно реставраторской направленностью. Мероприятия Диоклетиана были проникнуты античной ментальностью, стремившейся перенести формы гражданского общежития на население империи. Собственное поведение Диоклетиана напоминает поведение Суллы: опора на армию — восстановление порядка — проведение реформ — восстановление прежнего типа общественных отношений — сложение полномочий. Форма тетрархии явно была навеяна комплексом республиканских магистратур с империем: августы соответствовали консулам, а цезари — преторам.
Христианская концепция императорской власти, выраженная Евсевием Кесарийским, развивала идею имитации ею власти бога46. В христианской оболочке Евсевий удачно изложил римские представления о принцепсе, более теоретично и упрощенно соединив земной порядок с божественным небесным. Наподобие «отца небесного» император рассматривалсся им земным отцом своих подданных, возле которого каждый занимает место в соответствии со своим положением и заслугами. Как и в собственно римской политической идеологии, император рассматривался в качестве выразителя единства гражданского коллектива. Император у Евсевия ответственен перед богом за поддержание гармонии в обществе. Он такой же curator rei publicae, каким представлялся принцепс Цицерону. По-видимому, ответственность императора перед богом имеет истоком его ответственность перед римским народом в качестве первого его гражданина. «Ведь все принцепсы как и другие лучшие люди заслуживают себе бессмертие и прославляются людской молвой наподобие божества только на основании своей жизни, а не согласно захваченным или даже, по мере их удач, выдуманным ими титулам»47. Евсевий более рационально, чем в идеологии
Это показывает, насколько недалеко по существу ушла христианская политическая доктрина от собственно римской. Учения, делившие космос на два мира, были распространены в
Изменение положения императора по отношению к социальной структуре, сложные перемены в политическом, правовом, идеологическом осмыслении его фигуры на протяжении
ПРИМЕЧАНИЯ