В. П. Бузескул

История афинской демократии

Бузескул В. П. История афинской демократии. С.-Петербург, Типография М. М. Стасюлевича, 1909.
(Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам. Внесены все поправки и дополнения со стр. 467—468).

с. V

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Едва ли надо гово­рить о том, какой инте­рес может пред­став­лять исто­рия афин­ской демо­кра­тии, осо­бен­но если стать на точ­ку зре­ния совре­мен­но­го направ­ле­ния в обла­сти изу­че­ния гре­че­ской древ­но­сти. С этой точ­ки зре­ния антич­ный мир явля­ет­ся нам не миром sui ge­ne­ris, дале­ким и чуж­дым, а близ­ким и понят­ным, име­ю­щим мно­го ана­ло­гий с так назы­вае­мы­ми сред­ни­ми и новы­ми века­ми и с совре­мен­но­стью. «В древ­но­сти пре­об­ла­да­ли, хотя на гораздо мень­шем про­стран­стве и в иных фор­мах, те же вли­я­ния и про­ти­во­по­лож­но­сти, кото­рые управ­ля­ют и совре­мен­ным раз­ви­ти­ем», гово­рит напр. Эд. Мей­ер, автор новей­шей капи­таль­ной «Исто­рии древ­но­сти». «Древ­ний мир вол­но­ва­ли те же жиз­нен­ные вопро­сы, кото­рые еще и теперь, отча­сти не решен­ные, зани­ма­ют каж­до­го мыс­ля­ще­го чело­ве­ка», тако­ва основ­ная идея, кото­рая крас­ною нитью про­хо­дит чрез работы дру­го­го вид­но­го пред­ста­ви­те­ля совре­мен­ной исто­ри­че­ской нау­ки, Пель­ма­на, инте­ре­су­ю­ще­го­ся пре­иму­ще­ст­вен­но соци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми отно­ше­ни­я­ми в древ­но­сти… Направ­ле­ние это ино­гда впа­да­ет в край­ность, слиш­ком модер­ни­зу­ет древ­ность, но в его осно­ве мно­го вер­но­го.

Изда­вае­мая кни­га посвя­ще­на пред­ме­ту, кото­ро­го отча­сти с. VI я касал­ся еще в рабо­те моей моло­до­сти — в «Перик­ле» (1889), — назад тому два­дцать лет, и затем в сво­ем иссле­до­ва­нии об «Афин­ской Поли­тии» Ари­сто­те­ля (1895). Мно­гие стра­ни­цы из этих работ в нее вошли, — конеч­но, с необ­хо­ди­мы­ми изме­не­ни­я­ми. Кро­ме того, в осно­ву ее лег­ли соот­вет­ст­ву­ю­щие отде­лы обще­го кур­са гре­че­ской исто­рии, читае­мо­го мною в харь­ков­ском уни­вер­си­те­те. Мож­но ска­зать, что насто­я­щая кни­га пред­став­ля­ет собою обра­бот­ку глав­ной части это­го кур­са.

При изло­же­нии исто­рии афин­ской демо­кра­тии я имел в виду не толь­ко самый строй и учреж­де­ния, но и среду, воз­зре­ния, настро­е­ния. Этим объ­яс­ня­ет­ся, поче­му я так часто поль­зу­юсь Ари­сто­фа­ном или, напр., Еври­пидом. Я ста­рал­ся взгля­нуть на афин­скую демо­кра­тию объ­ек­тив­но, по воз­мож­но­сти изо­бра­зить ее такою, какою она была в дей­ст­ви­тель­но­сти, с ее свет­лы­ми и тем­ны­ми сто­ро­на­ми, не чер­ня и не иде­а­ли­зи­руя ее, ибо, гово­ря сло­ва­ми «ста­ро­го масте­ра исто­ри­че­ской нау­ки», Лео­поль­да Ран­ке, иде­ал все­гда заклю­ча­ет­ся в том, чтобы пред­ста­вить исто­ри­че­скую прав­ду, — «denn Ideal ist im­mer die his­to­ri­sche Wahrheit der Welt zu ver­ge­genwär­ti­gen».

Эту кни­гу я пред­на­зна­чаю не столь­ко для спе­ци­а­ли­стов, сколь­ко для более широ­ко­го кру­га — для уни­вер­си­тет­ских слу­ша­те­лей, для ищу­щих само­об­ра­зо­ва­ния, для инте­ре­су­ю­щих­ся исто­ри­ей, в осо­бен­но­сти исто­ри­ей поли­ти­че­ских форм. Поэто­му я избе­гал вда­вать­ся в мел­кие подроб­но­сти, касать­ся запу­тан­ных и спор­ных вопро­сов, пус­кать­ся в сколь­ко-нибудь рис­ко­ван­ные гипо­те­зы. Я не желал загро­мож­дать кни­гу под­строч­ны­ми при­ме­ча­ни­я­ми и огра­ни­чил­ся лишь самы­ми необ­хо­ди­мы­ми, крат­ки­ми биб­лио­гра­фи­че­ски­ми ука­за­ни­я­ми и ссыл­ка­ми, не отме­чая подроб­но в каж­дом отдель­ном слу­чае, кому и чем я обя­зан, что́ мною заим­ст­во­ва­но и в чем я рас­хо­жусь с дру­ги­ми. В кон­це при­ло­же­ны с. VII спи­сок важ­ней­ших общих трудов по исто­рии Гре­ции и афин­ской демо­кра­тии, поправ­ки и добав­ле­ния. Подроб­ные ссыл­ки и ука­за­ния на источ­ни­ки и новую лите­ра­ту­ру мож­но най­ти у Бузоль­та.


В. Бузе­скул.
Харь­ков.
1908 г., 24 нояб­ря.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1262418983 1262418847 1262419377 1264026189 1264112098 1264171921