с.63 В принципиальном споре о характере государства Дионисия, который вот уже более столетия ведется в научной литературе1, свое место должен занять и вопрос об отношении режима Дионисия к гражданской общине. Вопрос о судьбах этой последней становится особенно важным ввиду наметившейся в последнее время тенденции подчеркивать самовластный, беспринципный характер правления Дионисия и в отсутствии какой бы то ни было опоры на полис видеть характерную черту созданного им режима, его сугубую тираническую с.64 сущность, его несходство с позднейшими эллинистическими государствами2. Между тем при ближайшем рассмотрении становится очевидным сосуществование в Сиракузах при Дионисии нового, монархического начала с прежним, полисным. При этом последнее выступает хотя и менее ярко, но достаточно определенно, чтобы можно было говорить о сохранении им известной политической роли.
В самом деле, что бы ни говорилось в нашей традиции о вивисекциях, которым подвергалась гражданская община в Сиракузах в период тирании, нельзя отрицать, что эта община как суверенная политическая организация продолжала существовать и при режиме Дионисия3. Ее внутреннее строение — традиционное членение на три дорийские филы — не подверглось изменению (в основанной Дионисием около 385 г. колонии на о-ве Исса зафиксировано существование трех дорийских фил диманов, гиллеев и памфилов, Ditt. Syll.3, I, № 141), и очевидно, что вводившиеся в общину новые граждане приписывались все к этим же исконным подразделениям4.
Гражданская община сохраняла свое значение действительной политической корпорации. Ее участие в жизни государства находило выражение, в частности, в военной службе граждан, которые образовывали собственное ополчение. Военное и политическое значение гражданского ополчения было весьма значительным в начале правления Дионисия: своим положением главы государства он был обязан назначению в стратеги-автократоры, т. е. в главнокомандующие с.65 вооруженными силами сиракузской общины, и свои первые кампании, до большого восстания 404/3 г., он совершал главным образом силами гражданского ополчения (см.: об участии граждан в походе под Гелу летом 405 г. — Diod., XIII, 109, 1; в походе в область сикулов в 404 г. — ibid., XIV, 7, 6 сл.).
Хотя в дальнейшем в своем стремлении раздавить гражданскую оппозицию Дионисий не останавливался перед полным разоружением народа, в периоды большой внешнеполитической активности или опасности он вновь созывал ополчение граждан, которые, таким образом, становясь воинами, вновь обретали возможность оказывать воздействие на ход событий и общую политическую ситуацию. Так именно было во время
У нас нет определенных сведений о том, как обстояло дело с привлечением граждан к военной службе после
Сохранение гражданами своей политической организации нашло выражение в продолжавшемся и при Дионисии функционировании представительных органов сиракузской общины — народного собрания, совета, коллегий должностных лиц. О деятельности народного собрания нам уже пришлось упоминать в связи с рассмотрением вопроса о полномочиях Дионисия — стратега-автократора5. Отметим, что народное собрание функционировало на всем протяжении достаточно длительного правления Дионисия, — не только в самом начале, когда для своего упрочения новый режим нуждался в одобрении народа, но и позднее, когда потребность в таком одобрении, казалось, отпала. Созывалось народное собрание, по всей видимости, самим Дионисием, и созывалось не часто, как правило, в наиболее ответственные моменты, из чего надо заключить, что своим важнейшим акциям всемогущий стратег-автократор стремился придать силу и авторитет народных решений. Назвать ряд примеров будет полезно для того, чтобы судить о характере ситуаций, в которые собиралось народное собрание при Дионисии, и о сфере его компетенции.
В 405 г., сразу же по возвращении из Леонтин и утверждении своей власти в Сиракузах, Дионисий созывает народное собрание для суда над своими политическими противниками, лидерами республиканских группировок Дафнеем и Демархом. Расправа над ними была, таким образом, санкционирована народною волею (Diod., XIII, 96, 3). В 398 г. завершив подготовку к новой войне с карфагенянами и стараясь придать своему делу вид большой национальной акции, Дионисий созывает народное собрание. Он побуждает граждан принять решение о новой войне и свое последующее обращение с ультиматумом к карфагенянам обосновывает этим решением с.67 сиракузян (ibid., XIV, 45, 2; о ссылке Дионисия в своем ультиматуме карфагенянам на решение сиракузян: 46, 5 и 47, 2).
В 396 г., в критический момент, когда Сиракузы были осаждены карфагенянами, Дионисий счел нужным вновь созвать граждан на собрание. Это — то самое собрание, на котором, если верить Диодору, при обсуждении сложившегося положения представитель оппозиционно настроенного всадничества Феодор потребовал немедленной отставки Дионисия (ibid., XIV, 64, 5; далее в гл. 65—
Обзор этих сохраненных традицией примеров убеждает в том, что народное собрание созывалось при Дионисии каждый раз в критический для государства момент, и что в компетенцию этого органа входило обсуждение и решение вопросов чрезвычайной важности: осуществление высшего суда и вынесение смертного приговора, решение вопросов войны и мира, обсуждение критической военной ситуации, принятие законов о чрезвычайных финансовых мерах, избрание или по крайней мере подтверждение полномочий высших должностных лиц. Конечно, при Дионисии права граждан, права народного собрания были существенно ограничены. Однако ограничена была инициативная роль народного собрания, но его значение как важного политического партнера режимом Дионисия никогда совершенно не отрицались.
Для своей работы, какова бы она ни была, народное собрание нуждалось в специальном подготовительном органе. Это заставляет предположить существование в Сиракузах при Дионисии государственного совета, такого, какой обычно существовал в греческих полисах и какой засвидетельствован и для Сиракуз более позднего времени (накануне захвата с.68 власти Агафоклом — Diod., XIX, 4, 3; 5, 6 и слл.; Iustin., XXII, 2, 10—
Сохранение гражданской политической организации предполагает существование при Дионисии не только народного собрания и совета, но и должностных лиц, избиравшихся общиною и управлявших делами общины, хотя бы и под контролем авторитарной власти. Правда, важнейшая должностная коллегия республиканского времени — коллегия стратегов — безусловно прекратила свое существование, так как ее функции все целиком перешли к стратегу-автократору7, однако прочие, менее важные магистратуры должны были сохраниться. Унаследованной от республиканского периода была, по-видимому, должность полианома (или полианомов), о которой нам известно благодаря случайной реплике Платона. В письме Платона к Дионисию II, относящемся ко времени вскоре после возвращения философа из
с.69 То, что представительные органы общины при Дионисии продолжали существовать и даже играли известную роль в политической жизни Сиракуз, доказывается и известной надписью 368/7 г., содержащей текст договора о союзе между Афинами и Дионисием (IG2, II/III, I, N 105 = Ditt. Syll.3, I, N 163 = M. N. Tod, II, N 136).
В заключительной клаузуле об обмене клятвами на верность договору перечисляются те, кто должен был поклясться с той и другой стороны. С афинской стороны клятву должны были принести Совет Пятисот и высшие должностные лица, — по общепринятому чтению (текст сохранился плохо и его приходится восстанавливать) стратеги, гиппархи и таксиархи: стк. 32—
Однако бесспорным кажется здесь лишь одно τὴν βουλήν10. Относительно архонтов возникает сомнение, была ли вообще такая высшая коллегия в Сиракузах, и не выступали ли в их роли, т. е. в роли высших гражданских магистратов, все те же стратеги или соответственно стратег-автократор (упоминания об архонтах в Сиракузах немногочисленны и нехарактерны, это — Diod., XI, 92, 2 и XIII, 91, 4, где так названы магистраты, руководившие работой народного собрания, однако у Фукидида в этой роли выступают именно стратеги, Thuc., VI, 41)11. с.70 Между тем, поскольку договор должен был иметь силу не только для Дионисия, но и для его потомков, естественно было бы среди лиц, приносящих присягу, сразу же после Дионисия встретить и его взрослых сыновей. Поэтому кажется соблазнительным вместо варианта с архонтами принять предложенное еще У. Келером (CJA, II, I, № 52) и повторенное Р. Скалою и К. Ю. Белохом: τοὺ[ς υἱεῖς αὐτ]. Белох при этом указал на хорошую параллель: при заключении договора о союзе между афинянами и македонским царем Аминтой III клятву на верность договору должен был принести не только сам царь, но и его сын Александр (IG2, II/III, I, № 102 = Ditt. Syll.3, I, № 157 = M. N. Tod, № 129, от 375/4 г.)12.
с.71 Затем, кажется невозможным упоминание о стратегах; ведь при Дионисии такой коллегии существовать не могло. Белох предлагал поэтому вместо στρατηγοὺς дополнить либо ταξιάρχους, либо χιλιάρχους, либо, наконец, что ему самому казалось наиболее предпочтительным, τοὺς ξεναγοὺς13. Однако участие ксенагов, вербовщиков или командиров наемных отрядов, в заключении межгосударственного соглашения выглядело бы весьма странным. Кажется также маловероятным вариант с хилиархами, ибо такая должность засвидетельствована для Сиракуз лишь для более позднего времени — после смерти Тимолеонта (Diod., XIX, 3, 1 слл.). Скорее заслуживает предпочтения вариант с таксиархами, поддержанный В. Хюттлем и К. Ф. Штроекером, если только корректна ссылка на Диодора, у которого как будто бы есть указание на членение сиракузского ополчения при Дионисии на таксисы (см. ibid., XIV, 44, 2), причем, однако, не исключено, что выражение εἰς τάξεις употреблено здесь в самом общем смысле — «в ряды», «в войско»)14.
Наконец, небезупречным остается и последнее восстановление — [τριη]ράρχους, ибо, как заметил Белох, трудно понять, каким образом триерархи могли участвовать в принесении клятв с сиракузской стороны, когда у афинян эти клятвы приносили, наряду с советом, лишь высшие военные магистраты. Однако собственное предположение Белоха — [φρου]ράρχους — кажется не более убедительным, поскольку ожидалось бы встретить упоминание о сиракузских магистратах, меж тем как фрурархи были офицерами, назначаемыми самим правителем15. Может быть, поэтому было бы лучше остаться при прежнем чтении [τριη]ράρχους, тем более что с.72 мы не можем с уверенностью судить о военно-политической субординации в тогдашних Сиракузах.
Таким образом, с учетом указанных выше предпочтительных вариантов, фраза с перечнем лиц, дававших клятву с сиракузской стороны, могла бы выглядеть следующим образом: [ὀμόσαι δὲ Διο]νύσιον καὶ τοὺ[ς υἱεῖς αὐτῷ καὶ τὴν βουλήν] τῶν Σιρακοσί[ων καὶ ταξιάρχους καὶ τριη]ράρχους. Разумеется, настаивать на надежности этого варианта не приходится. Надпись, таким образом, не может быть использована для уточнения наших представлений о полисных органах власти в Сиракузах. Однако она подтверждает в принципе существование таких органов при тираническом режиме Дионисия.
Итак, можно считать установленным фактом сохранение сиракузским гражданским обществом своего политического статуса и при тирании Дионисия. Замечательным внешним подтверждением этого был продолжавшийся в Сиракузах и при Дионисии выпуск монеты традиционного типа с надписью ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ16.
Разумеется, преувеличивать значение этого гражданского суверенитета не приходится; его ограничение существовавшей бок о бок и над полисом тиранией было очевидно. Тем не менее сам факт продолжающегося существования гражданской общины с собственными представительными органами очень важен, ибо он заставляет говорить о сосуществовании, более того, о взаимодействии двух противоположных политических начал — полисно-республиканского и монархического, — и, стало быть, исключает возможность односторонней отрицательной оценки режима Дионисия как сугубой тирании.
ПРИМЕЧАНИЯ