Гражданская община и ее представительные органы в Сиракузах при Дионисии Старшем

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 3. Саратов, 1977.

с.63 В прин­ци­пи­аль­ном спо­ре о харак­те­ре государ­ства Дио­ни­сия, кото­рый вот уже более сто­ле­тия ведет­ся в науч­ной лите­ра­ту­ре1, свое место дол­жен занять и вопрос об отно­ше­нии режи­ма Дио­ни­сия к граж­дан­ской общине. Вопрос о судь­бах этой послед­ней ста­но­вит­ся осо­бен­но важ­ным ввиду наме­тив­шей­ся в послед­нее вре­мя тен­ден­ции под­чер­ки­вать само­власт­ный, бес­прин­цип­ный харак­тер прав­ле­ния Дио­ни­сия и в отсут­ст­вии какой бы то ни было опо­ры на полис видеть харак­тер­ную чер­ту создан­но­го им режи­ма, его сугу­бую тира­ни­че­скую с.64 сущ­ность, его несход­ство с позд­ней­ши­ми элли­ни­сти­че­ски­ми государ­ства­ми2. Меж­ду тем при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ста­но­вит­ся оче­вид­ным сосу­ще­ст­во­ва­ние в Сира­ку­зах при Дио­ни­сии ново­го, монар­хи­че­ско­го нача­ла с преж­ним, полис­ным. При этом послед­нее высту­па­ет хотя и менее ярко, но доста­точ­но опре­де­лен­но, чтобы мож­но было гово­рить о сохра­не­нии им извест­ной поли­ти­че­ской роли.

В самом деле, что бы ни гово­ри­лось в нашей тра­ди­ции о виви­сек­ци­ях, кото­рым под­вер­га­лась граж­дан­ская общи­на в Сира­ку­зах в пери­од тира­нии, нель­зя отри­цать, что эта общи­на как суве­рен­ная поли­ти­че­ская орга­ни­за­ция про­дол­жа­ла суще­ст­во­вать и при режи­ме Дио­ни­сия3. Ее внут­рен­нее стро­е­ние — тра­ди­ци­он­ное чле­не­ние на три дорий­ские филы — не под­верг­лось изме­не­нию (в осно­ван­ной Дио­ни­си­ем око­ло 385 г. коло­нии на о-ве Исса зафик­си­ро­ва­но суще­ст­во­ва­ние трех дорий­ских фил дима­нов, гил­ле­ев и пам­фи­лов, Ditt. Syll.3, I, № 141), и оче­вид­но, что вво­див­ши­е­ся в общи­ну новые граж­дане при­пи­сы­ва­лись все к этим же искон­ным под­разде­ле­ни­ям4.

Граж­дан­ская общи­на сохра­ня­ла свое зна­че­ние дей­ст­ви­тель­ной поли­ти­че­ской кор­по­ра­ции. Ее уча­стие в жиз­ни государ­ства нахо­ди­ло выра­же­ние, в част­но­сти, в воен­ной служ­бе граж­дан, кото­рые обра­зо­вы­ва­ли соб­ст­вен­ное опол­че­ние. Воен­ное и поли­ти­че­ское зна­че­ние граж­дан­ско­го опол­че­ния было весь­ма зна­чи­тель­ным в нача­ле прав­ле­ния Дио­ни­сия: сво­им поло­же­ни­ем гла­вы государ­ства он был обя­зан назна­че­нию в стра­те­ги-авто­кра­то­ры, т. е. в глав­но­ко­ман­дую­щие с.65 воору­жен­ны­ми сила­ми сира­куз­ской общи­ны, и свои пер­вые кам­па­нии, до боль­шо­го вос­ста­ния 404/3 г., он совер­шал глав­ным обра­зом сила­ми граж­дан­ско­го опол­че­ния (см.: об уча­стии граж­дан в похо­де под Гелу летом 405 г. — Diod., XIII, 109, 1; в похо­де в область сику­лов в 404 г. — ibid., XIV, 7, 6 сл.).

Хотя в даль­ней­шем в сво­ем стрем­ле­нии разда­вить граж­дан­скую оппо­зи­цию Дио­ни­сий не оста­нав­ли­вал­ся перед пол­ным разору­же­ни­ем наро­да, в пери­о­ды боль­шой внеш­не­по­ли­ти­че­ской актив­но­сти или опас­но­сти он вновь созы­вал опол­че­ние граж­дан, кото­рые, таким обра­зом, ста­но­вясь вои­на­ми, вновь обре­та­ли воз­мож­ность ока­зы­вать воздей­ст­вие на ход собы­тий и общую поли­ти­че­скую ситу­а­цию. Так имен­но было во вре­мя 2-й Кар­фа­ген­ской вой­ны (398—392 гг.). После несколь­ких лет пере­ры­ва, когда граж­дане были разору­же­ны и к воен­ной служ­бе не при­вле­ка­лись (после вос­ста­ния 404/3 г.), Дио­ни­сий вновь дал наро­ду ору­жие, и в начав­шей­ся войне с кар­фа­ге­ня­на­ми граж­дан­ское опол­че­ние при­ни­ма­ло столь же актив­ное уча­стие, как и наем­ные вой­ска. Во фло­те поло­ви­на эки­па­жей была уком­плек­то­ва­на наем­ни­ка­ми, а поло­ви­на — граж­да­на­ми, а в сухо­пут­ной армии доля граж­дан­ско­го опол­че­ния мог­ла быть еще выше, если учесть тоталь­ный харак­тер моби­ли­за­ции, про­веден­ной сре­ди граж­дан нака­нуне «нацио­наль­ной» вой­ны. Под­счет пока­зы­ва­ет, что во фло­те, насчи­ты­вав­шем до 200 еди­ниц, долж­но было слу­жить тогда до 20 тыс. граж­дан, а в армии, насчи­ты­вав­шей свы­ше 80 тыс. чело­век, чис­ло вои­нов-граж­дан мог­ло дости­гать 30—35 тысяч (при допу­ще­нии того же соот­но­ше­ния наем­ни­ков и граж­дан, что и во фло­те, но со скид­кой несколь­ких тысяч на кон­тин­ген­ты сици­лий­ских и ита­лий­ских союз­ни­ков). Эти циф­ры доста­точ­но крас­но­ре­чи­во гово­рят о роли граж­дан­ско­го опол­че­ния по край­ней мере в нача­ле 2-й Кар­фа­ген­ской вой­ны. Понят­но, что это воз­рож­де­ние воен­но­го зна­че­ния име­ло след­ст­ви­ем повы­ше­ние так­же и поли­ти­че­ской актив­но­сти граж­дан (см. Diod., XIV, 43, 4 и 44, 2 [при­вле­че­ние граж­дан к воен­ной служ­бе нака­нуне 2-й Кар­фа­ген­ской вой­ны]; 47, 7 [чис­лен­ность флота и армии]; 47, 4; 64, 1—3 и 95, 3 [уча­стие граж­дан в войне]; 64, 3 слл. и 96, 2 сл. [воз­рож­де­ние граж­дан­ской оппо­зи­ции]).

У нас нет опре­де­лен­ных сведе­ний о том, как обсто­я­ло дело с при­вле­че­ни­ем граж­дан к воен­ной служ­бе после 2-й Кар­фа­ген­ской вой­ны. Но если не исклю­че­на воз­мож­ность ново­го разору­же­ния наро­да, то, с дру­гой сто­ро­ны, не при­хо­дит­ся отри­цать и схо­же­сти ситу­а­ции при нача­ле 3-й и 4-й Кар­фа­ген­ских с.66 войн с той, какая была нака­нуне вто­рой вой­ны, а сле­до­ва­тель­но, и воз­мож­но­сти ново­го созы­ва граж­дан­ско­го опол­че­ния. Вооб­ще пред­став­ля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным, чтобы те боль­шие армии, кото­рые Дио­ни­сий моби­ли­зо­вы­вал для двух послед­них войн с кар­фа­ге­ня­на­ми и, еще рань­ше, для борь­бы с ита­лий­ски­ми гре­ка­ми, цели­ком состо­я­ли из наем­ни­ков; по край­ней мере часть их долж­ны были состав­лять вои­ны-граж­дане (о силах Дио­ни­сия в ука­зан­ных кам­па­ни­ях ср. Diod., XIV, 100, 2; 103, 2; XV, 17, 4; 73, 2).

Сохра­не­ние граж­да­на­ми сво­ей поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции нашло выра­же­ние в про­дол­жав­шем­ся и при Дио­ни­сии функ­ци­о­ни­ро­ва­нии пред­ста­ви­тель­ных орга­нов сира­куз­ской общи­ны — народ­но­го собра­ния, сове­та, кол­ле­гий долж­ност­ных лиц. О дея­тель­но­сти народ­но­го собра­ния нам уже при­шлось упо­ми­нать в свя­зи с рас­смот­ре­ни­ем вопро­са о пол­но­мо­чи­ях Дио­ни­сия — стра­те­га-авто­кра­то­ра5. Отме­тим, что народ­ное собра­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ло на всем про­тя­же­нии доста­точ­но дли­тель­но­го прав­ле­ния Дио­ни­сия, — не толь­ко в самом нача­ле, когда для сво­его упро­че­ния новый режим нуж­дал­ся в одоб­ре­нии наро­да, но и позд­нее, когда потреб­ность в таком одоб­ре­нии, каза­лось, отпа­ла. Созы­ва­лось народ­ное собра­ние, по всей види­мо­сти, самим Дио­ни­си­ем, и созы­ва­лось не часто, как пра­ви­ло, в наи­бо­лее ответ­ст­вен­ные момен­ты, из чего надо заклю­чить, что сво­им важ­ней­шим акци­ям все­мо­гу­щий стра­тег-авто­кра­тор стре­мил­ся при­дать силу и авто­ри­тет народ­ных реше­ний. Назвать ряд при­ме­ров будет полез­но для того, чтобы судить о харак­те­ре ситу­а­ций, в кото­рые соби­ра­лось народ­ное собра­ние при Дио­ни­сии, и о сфе­ре его ком­пе­тен­ции.

В 405 г., сра­зу же по воз­вра­ще­нии из Леон­тин и утвер­жде­нии сво­ей вла­сти в Сира­ку­зах, Дио­ни­сий созы­ва­ет народ­ное собра­ние для суда над сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми, лиде­ра­ми рес­пуб­ли­кан­ских груп­пи­ро­вок Даф­не­ем и Демар­хом. Рас­пра­ва над ними была, таким обра­зом, санк­ци­о­ни­ро­ва­на народ­ною волею (Diod., XIII, 96, 3). В 398 г. завер­шив под­готов­ку к новой войне с кар­фа­ге­ня­на­ми и ста­ра­ясь при­дать сво­е­му делу вид боль­шой нацио­наль­ной акции, Дио­ни­сий созы­ва­ет народ­ное собра­ние. Он побуж­да­ет граж­дан при­нять реше­ние о новой войне и свое после­дую­щее обра­ще­ние с уль­ти­ма­ту­мом к кар­фа­ге­ня­нам обос­но­вы­ва­ет этим реше­ни­ем с.67 сира­ку­зян (ibid., XIV, 45, 2; о ссыл­ке Дио­ни­сия в сво­ем уль­ти­ма­ту­ме кар­фа­ге­ня­нам на реше­ние сира­ку­зян: 46, 5 и 47, 2).

В 396 г., в кри­ти­че­ский момент, когда Сира­ку­зы были оса­жде­ны кар­фа­ге­ня­на­ми, Дио­ни­сий счел нуж­ным вновь созвать граж­дан на собра­ние. Это — то самое собра­ние, на кото­ром, если верить Дио­до­ру, при обсуж­де­нии сло­жив­ше­го­ся поло­же­ния пред­ста­ви­тель оппо­зи­ци­он­но настро­ен­но­го всад­ни­че­ства Фео­дор потре­бо­вал немед­лен­ной отстав­ки Дио­ни­сия (ibid., XIV, 64, 5; далее в гл. 65—69 изла­га­ет­ся речь Фео­до­ра, а в нача­ле гл. 70 рас­ска­зы­ва­ет­ся о вме­ша­тель­стве спар­тан­ца Фара­кида, и о бла­го­по­луч­ном завер­ше­нии это­го опас­но­го для Дио­ни­сия собра­ния). Нако­нец, Дио­ни­сий неод­но­крат­но, хотя и неиз­вест­но, когда имен­но, созы­вал народ­ное собра­ние для соот­вет­ст­ву­ю­ще­го оформ­ле­ния про­во­ди­мых им чрез­вы­чай­ных финан­со­вых меро­при­я­тий (Ps.-Aris­tot. Oec., II, 2, 20, p. 1349a, 14—20, 25—28, 33—36). Заме­ча­тель­но так­же, что пер­вым пуб­лич­ным актом пре­ем­ни­ка Дио­ни­сия Стар­ше­го, его сына Дио­ни­сия Млад­ше­го, был созыв народ­но­го собра­ния. В при­зы­ве, с кото­рым новый пра­ви­тель обра­тил­ся к наро­ду — сохра­нить по отно­ше­нию к нему уна­сле­до­ван­ную от отцов бла­го­рас­по­ло­жен­ность, — заклю­ча­лось при­гла­ше­ние санк­ци­о­ни­ро­вать таким обра­зом уна­сле­до­ва­ние им самим отцов­ской вла­сти (Diod., XV, 74, 5).

Обзор этих сохра­нен­ных тра­ди­ци­ей при­ме­ров убеж­да­ет в том, что народ­ное собра­ние созы­ва­лось при Дио­ни­сии каж­дый раз в кри­ти­че­ский для государ­ства момент, и что в ком­пе­тен­цию это­го орга­на вхо­ди­ло обсуж­де­ние и реше­ние вопро­сов чрез­вы­чай­ной важ­но­сти: осу­щест­вле­ние выс­ше­го суда и выне­се­ние смерт­но­го при­го­во­ра, реше­ние вопро­сов вой­ны и мира, обсуж­де­ние кри­ти­че­ской воен­ной ситу­а­ции, при­ня­тие зако­нов о чрез­вы­чай­ных финан­со­вых мерах, избра­ние или по край­ней мере под­твер­жде­ние пол­но­мо­чий выс­ших долж­ност­ных лиц. Конеч­но, при Дио­ни­сии пра­ва граж­дан, пра­ва народ­но­го собра­ния были суще­ст­вен­но огра­ни­че­ны. Одна­ко огра­ни­че­на была ини­ци­а­тив­ная роль народ­но­го собра­ния, но его зна­че­ние как важ­но­го поли­ти­че­ско­го парт­не­ра режи­мом Дио­ни­сия нико­гда совер­шен­но не отри­ца­лись.

Для сво­ей работы, како­ва бы она ни была, народ­ное собра­ние нуж­да­лось в спе­ци­аль­ном под­гото­ви­тель­ном органе. Это застав­ля­ет пред­по­ло­жить суще­ст­во­ва­ние в Сира­ку­зах при Дио­ни­сии государ­ст­вен­но­го сове­та, тако­го, какой обыч­но суще­ст­во­вал в гре­че­ских поли­сах и какой засвиде­тель­ст­во­ван и для Сира­куз более позд­не­го вре­ме­ни (нака­нуне захва­та с.68 вла­сти Ага­фо­к­лом — Diod., XIX, 4, 3; 5, 6 и слл.; Ius­tin., XXII, 2, 10—11; при Гиероне и после убий­ства Гиеро­ни­ма — Liv., XXIV, 22 и слл.)6.

Сохра­не­ние граж­дан­ской поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции пред­по­ла­га­ет суще­ст­во­ва­ние при Дио­ни­сии не толь­ко народ­но­го собра­ния и сове­та, но и долж­ност­ных лиц, изби­рав­ших­ся общи­ною и управ­ляв­ших дела­ми общи­ны, хотя бы и под кон­тро­лем авто­ри­тар­ной вла­сти. Прав­да, важ­ней­шая долж­ност­ная кол­ле­гия рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни — кол­ле­гия стра­те­гов — без­услов­но пре­кра­ти­ла свое суще­ст­во­ва­ние, так как ее функ­ции все цели­ком пере­шли к стра­те­гу-авто­кра­то­ру7, одна­ко про­чие, менее важ­ные маги­ст­ра­ту­ры долж­ны были сохра­нить­ся. Уна­сле­до­ван­ной от рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да была, по-види­мо­му, долж­ность поли­а­но­ма (или поли­а­но­мов), о кото­рой нам извест­но бла­го­да­ря слу­чай­ной репли­ке Пла­то­на. В пись­ме Пла­то­на к Дио­ни­сию II, отно­ся­щем­ся ко вре­ме­ни вско­ре после воз­вра­ще­ния фило­со­фа из 2-й поезд­ки в Сици­лию, упо­ми­на­ет­ся о неком Терил­ле, роди­че Тисо­на, быв­ше­го поли­а­но­мом в момент отъ­езда Пла­то­на из Сира­куз (Plat. Ep. XIII, p. 363c). Рав­ным обра­зом сле­ду­ет отне­сти к раз­ряду тра­ди­ци­он­ных, уна­сле­до­ван­ных от рес­пуб­ли­ки долж­ност­ных лиц тех упо­ми­нае­мых у Поли­е­на три­е­рар­хов, лояль­ность кото­рых Дио­ни­сию при­шлось про­ве­рять с помо­щью спе­ци­аль­ной улов­ки (Po­lyaen., V, 2, 12)8.

с.69 То, что пред­ста­ви­тель­ные орга­ны общи­ны при Дио­ни­сии про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать и даже игра­ли извест­ную роль в поли­ти­че­ской жиз­ни Сира­куз, дока­зы­ва­ет­ся и извест­ной над­пи­сью 368/7 г., содер­жа­щей текст дого­во­ра о сою­зе меж­ду Афи­на­ми и Дио­ни­си­ем (IG2, II/III, I, N 105 = Ditt. Syll.3, I, N 163 = M. N. Tod, II, N 136).

В заклю­чи­тель­ной кла­у­зу­ле об обмене клят­ва­ми на вер­ность дого­во­ру пере­чис­ля­ют­ся те, кто дол­жен был поклясть­ся с той и дру­гой сто­ро­ны. С афин­ской сто­ро­ны клят­ву долж­ны были при­не­сти Совет Пяти­сот и выс­шие долж­ност­ные лица, — по обще­при­ня­то­му чте­нию (текст сохра­нил­ся пло­хо и его при­хо­дит­ся вос­ста­нав­ли­вать) стра­те­ги, гип­пар­хи и так­си­ар­хи: стк. 32—34 — [ὀμό­σαι δὲ τὴν τε] βου­λήν καὶ τοὺ[ς στρα­τηγοὺς καὶ τοὺς ἰπ­πά]ρχους καὶ τοὺ[ς τα­ξιάρ­χος]. С дру­гой сто­ро­ны это долж­ны были сде­лать Дио­ни­сий и какие-то долж­ност­ные лица сира­ку­зян, одна­ко какие имен­но, судить труд­но, ибо текст здесь так­же сохра­нил­ся пло­хо, а убеди­тель­но­го вос­ста­нов­ле­ния най­ти не уда­ет­ся9. По вер­сии Ад. Виль­гель­ма (у Ch. Mi­chel, Suppl. I, № 1452), кото­рая полу­чи­ла наи­боль­шее при­зна­ние (при­ня­та, в част­но­сти, И. Кирх­не­ром, В. Дит­тен­бер­ге­ром, М. Н. Тодом), это долж­ны были быть совет и архон­ты, а так­же стра­те­ги и три­е­рар­хи (стк. 34—37).

Одна­ко бес­спор­ным кажет­ся здесь лишь одно τὴν βου­λήν10. Отно­си­тель­но архон­тов воз­ни­ка­ет сомне­ние, была ли вооб­ще такая выс­шая кол­ле­гия в Сира­ку­зах, и не высту­па­ли ли в их роли, т. е. в роли выс­ших граж­дан­ских маги­ст­ра­тов, все те же стра­те­ги или соот­вет­ст­вен­но стра­тег-авто­кра­тор (упо­ми­на­ния об архон­тах в Сира­ку­зах немно­го­чис­лен­ны и неха­рак­тер­ны, это — Diod., XI, 92, 2 и XIII, 91, 4, где так назва­ны маги­ст­ра­ты, руко­во­див­шие работой народ­но­го собра­ния, одна­ко у Фукидида в этой роли высту­па­ют имен­но стра­те­ги, Thuc., VI, 41)11. с.70 Меж­ду тем, посколь­ку дого­вор дол­жен был иметь силу не толь­ко для Дио­ни­сия, но и для его потом­ков, есте­ствен­но было бы сре­ди лиц, при­но­ся­щих при­ся­гу, сра­зу же после Дио­ни­сия встре­тить и его взрос­лых сыно­вей. Поэто­му кажет­ся соблаз­ни­тель­ным вме­сто вари­ан­та с архон­та­ми при­нять пред­ло­жен­ное еще У. Келе­ром (CJA, II, I, № 52) и повто­рен­ное Р. Ска­лою и К. Ю. Бело­хом: τοὺ[ς υἱεῖς αὐτ]. Белох при этом ука­зал на хоро­шую парал­лель: при заклю­че­нии дого­во­ра о сою­зе меж­ду афи­ня­на­ми и македон­ским царем Амин­той III клят­ву на вер­ность дого­во­ру дол­жен был при­не­сти не толь­ко сам царь, но и его сын Алек­сандр (IG2, II/III, I, № 102 = Ditt. Syll.3, I, № 157 = M. N. Tod, № 129, от 375/4 г.)12.

с.71 Затем, кажет­ся невоз­мож­ным упо­ми­на­ние о стра­те­гах; ведь при Дио­ни­сии такой кол­ле­гии суще­ст­во­вать не мог­ло. Белох пред­ла­гал поэто­му вме­сто στρα­τηγοὺς допол­нить либо τα­ξιάρ­χους, либо χι­λιάρ­χους, либо, нако­нец, что ему само­му каза­лось наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ным, τοὺς ξε­ναγοὺς13. Одна­ко уча­стие ксе­на­гов, вер­бов­щи­ков или коман­ди­ров наем­ных отрядов, в заклю­че­нии меж­го­судар­ст­вен­но­го согла­ше­ния выгляде­ло бы весь­ма стран­ным. Кажет­ся так­же мало­ве­ро­ят­ным вари­ант с хили­ар­ха­ми, ибо такая долж­ность засвиде­тель­ст­во­ва­на для Сира­куз лишь для более позд­не­го вре­ме­ни — после смер­ти Тимо­ле­он­та (Diod., XIX, 3, 1 слл.). Ско­рее заслу­жи­ва­ет пред­по­чте­ния вари­ант с так­си­ар­ха­ми, под­дер­жан­ный В. Хютт­лем и К. Ф. Штро­е­ке­ром, если толь­ко коррект­на ссыл­ка на Дио­до­ра, у кото­ро­го как буд­то бы есть ука­за­ние на чле­не­ние сира­куз­ско­го опол­че­ния при Дио­ни­сии на так­си­сы (см. ibid., XIV, 44, 2), при­чем, одна­ко, не исклю­че­но, что выра­же­ние εἰς τά­ξεις употреб­ле­но здесь в самом общем смыс­ле — «в ряды», «в вой­ско»)14.

Нако­нец, небез­упреч­ным оста­ет­ся и послед­нее вос­ста­нов­ле­ние — [τριη]ράρ­χους, ибо, как заме­тил Белох, труд­но понять, каким обра­зом три­е­рар­хи мог­ли участ­во­вать в при­не­се­нии клятв с сира­куз­ской сто­ро­ны, когда у афи­нян эти клят­вы при­но­си­ли, наряду с сове­том, лишь выс­шие воен­ные маги­ст­ра­ты. Одна­ко соб­ст­вен­ное пред­по­ло­же­ние Бело­ха — [φρου]ράρ­χους — кажет­ся не более убеди­тель­ным, посколь­ку ожи­да­лось бы встре­тить упо­ми­на­ние о сира­куз­ских маги­ст­ра­тах, меж тем как фру­рар­хи были офи­це­ра­ми, назна­чае­мы­ми самим пра­ви­те­лем15. Может быть, поэто­му было бы луч­ше остать­ся при преж­нем чте­нии [τριη]ράρ­χους, тем более что с.72 мы не можем с уве­рен­но­стью судить о воен­но-поли­ти­че­ской суб­ор­ди­на­ции в тогдаш­них Сира­ку­зах.

Таким обра­зом, с уче­том ука­зан­ных выше пред­по­чти­тель­ных вари­ан­тов, фра­за с пере­ч­нем лиц, давав­ших клят­ву с сира­куз­ской сто­ро­ны, мог­ла бы выглядеть сле­дую­щим обра­зом: [ὀμό­σαι δὲ Διο]νύ­σιον καὶ τοὺ[ς υἱεῖς αὐτῷ καὶ τὴν βου­λήν] τῶν Σι­ρακο­σί[ων καὶ τα­ξιάρ­χους καὶ τριη]ράρ­χους. Разу­ме­ет­ся, наста­и­вать на надеж­но­сти это­го вари­ан­та не при­хо­дит­ся. Над­пись, таким обра­зом, не может быть исполь­зо­ва­на для уточ­не­ния наших пред­став­ле­ний о полис­ных орга­нах вла­сти в Сира­ку­зах. Одна­ко она под­твер­жда­ет в прин­ци­пе суще­ст­во­ва­ние таких орга­нов при тира­ни­че­ском режи­ме Дио­ни­сия.

Итак, мож­но счи­тать уста­нов­лен­ным фак­том сохра­не­ние сира­куз­ским граж­дан­ским обще­ст­вом сво­его поли­ти­че­ско­го ста­ту­са и при тира­нии Дио­ни­сия. Заме­ча­тель­ным внеш­ним под­твер­жде­ни­ем это­го был про­дол­жав­ший­ся в Сира­ку­зах и при Дио­ни­сии выпуск моне­ты тра­ди­ци­он­но­го типа с над­пи­сью ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ16.

Разу­ме­ет­ся, пре­уве­ли­чи­вать зна­че­ние это­го граж­дан­ско­го суве­ре­ни­те­та не при­хо­дит­ся; его огра­ни­че­ние суще­ст­во­вав­шей бок о бок и над поли­сом тира­ни­ей было оче­вид­но. Тем не менее сам факт про­дол­жаю­ще­го­ся суще­ст­во­ва­ния граж­дан­ской общи­ны с соб­ст­вен­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми орга­на­ми очень важен, ибо он застав­ля­ет гово­рить о сосу­ще­ст­во­ва­нии, более того, о вза­и­мо­дей­ст­вии двух про­ти­во­по­лож­ных поли­ти­че­ских начал — полис­но-рес­пуб­ли­кан­ско­го и монар­хи­че­ско­го, — и, ста­ло быть, исклю­ча­ет воз­мож­ность одно­сто­рон­ней отри­ца­тель­ной оцен­ки режи­ма Дио­ни­сия как сугу­бой тира­нии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Подроб­ный обзор этой дис­кус­сии дает­ся нами в спе­ци­аль­ной ста­тье «Государ­ство Дио­ни­сия в оцен­ке исто­рио­гра­фии ново­го вре­ме­ни», под­готов­лен­ной для изда­вае­мо­го Ленин­град­ским уни­вер­си­те­том сб. «Про­бле­мы оте­че­ст­вен­ной и все­об­щей исто­рии», вып. 3.
  • 2Так имен­но оце­ни­ва­ет­ся государ­ство Дио­ни­сия в послед­ней кни­ге Г. Бер­ве (Ber­ve H. Die Ty­ran­nis bei den Grie­chen, Bd. I. Mün­chen, 1967, S. 258 слл.).
  • 3Это при­зна­ют и пред­ста­ви­те­ли новей­ше­го кри­ти­че­ско­го направ­ле­ния, кото­рые вооб­ще судят доста­точ­но скеп­ти­че­ски о сотруд­ни­че­стве монар­хии Дио­ни­сия с поли­сом и склон­ны под­чер­ки­вать подав­ле­ние тира­ни­ей граж­дан­ско­го обще­ства (ср.: Stro­he­ker K. F. Dio­ny­sios I. Ges­talt und Ge­schich­te des Ty­ran­nen von Sy­ra­kus. Wies­ba­den, 1958, S. 149: «Точ­но так же, как и стар­шие тира­ны, Дио­ни­сий не пося­гал на суще­ст­во­ва­ние под­чи­нен­но­го его вла­сти поли­са и полис­ной кон­сти­ту­ции»; Ber­ve H. Die Ty­ran­nis bei den Grie­chen, Bd. I. Mün­chen, 1967, S. 237: «Столь же мало узна­ем мы из нашей тра­ди­ции о том, про­дол­жа­ли ли функ­ци­о­ни­ро­вать в поли­се изби­рав­ши­е­ся по жре­бию архон­ты и тоже, по-види­мо­му, изби­рав­ший­ся по жре­бию совет и забо­ти­лись ли они по-преж­не­му об общин­ных делах. Так­же и здесь лишь по неко­то­рым при­зна­кам и на осно­ва­нии общей веро­ят­но­сти мож­но пред­по­ла­гать, что дело обсто­я­ло имен­но так и что сира­куз­ская общи­на <…> со сво­и­ми граж­дан­ски­ми орга­на­ми вла­сти про­дол­жа­ла суще­ст­во­вать»).
  • 4Be­loch K. J. Grie­chi­sche Ge­schich­te, 2. Aufl., Bd. III, Abt. 2. Ber­lin; Leip­zig, 1923, S. 194.
  • 5См.: Фро­лов Э. Д. Кон­сти­ту­ци­он­ный и тира­ни­че­ский момен­ты во вла­сти Дио­ни­сия Стар­ше­го. — В кн.: Из исто­рии антич­но­го обще­ства. Горь­кий, 1975, с. 32.
  • 6Ср.: Be­loch K. J. Op. cit., III2, I, 1922, S. 51; 2, с. 195; Nie­se B. Dio­ny­sios I. RE, Bd. V, 1905, стлб. 899; Ber­ve H. Op. cit., I, S. 237.
  • 7Ср.: Be­loch K. J. Op. cit., III2, 2, S. 197, 203; Nie­se B. Op. cit., RE, V, стлб. 899.
  • 8К. Ю. Белох пер­вым заявил, что при Дио­ни­сии долж­но было сохра­нить­ся избра­ние наро­дом долж­ност­ных лиц, прав­да, лишь для нужд граж­дан­ско­го управ­ле­ния («die Zi­vil­beam­ten», «die Beam­ten für die Zi­vil­verwal­tung»), посколь­ку в вой­ске и фло­те коман­до­ва­ли лишь назна­чав­ши­е­ся Дио­ни­си­ем офи­це­ры (Be­loch K. J. Op. cit., III2, I, S. 51; 2, S. 195, 197). Рав­ным обра­зом и Г. Бер­ве, при­зна­вая суще­ст­во­ва­ние при Дио­ни­сии изби­рав­ших­ся по жре­бию долж­ност­ных лиц, ссы­ла­ет­ся лишь на цивиль­ных маги­ст­ра­тов — архон­тов и поли­а­но­мов; назна­че­ние воен­ных коман­ди­ров, по его мне­нию, исхо­ди­ло все­це­ло от Дио­ни­сия (Ber­ve H. Op. cit., I, S. 237, 242; II, S. 644, 647). Одна­ко уже Б. Низе счел воз­мож­ным заявить более общим обра­зом о суще­ст­во­ва­нии при Дио­ни­сии общин­ных маги­ст­ра­тов («die Ge­mein­deäm­ter») и в под­твер­жде­ние это­го спра­вед­ли­во сослал­ся и на упо­ми­на­ние Пла­то­на о поли­а­но­ме Тисоне и на рас­сказ Поли­е­на о про­вер­ке Дио­ни­си­ем пре­дан­но­сти три­е­рар­хов (Nie­se B. Op. cit., RE, V, стлб. 899). Позд­нее К. Ф. Штро­е­кер, под­во­дя ито­ги дис­кус­сии по пово­ду вос­ста­нов­ле­ния заклю­чи­тель­ных строк под­пи­си IG2, II/III, I, № 105, при­знал обос­но­ван­ным пред­по­ло­же­ние, что здесь, наряду с сове­том, упо­ми­на­лись еще выс­шие воен­ные маги­ст­ра­ты сира­куз­ской общи­ны («die In­ha­ber ho­her mi­li­tä­ri­scher Ämter der Po­lis»), но, разу­ме­ет­ся, не стра­те­ги (Stro­he­ker K. F. Op. cit., S. 150). Ниже при более подроб­ном раз­бо­ре этой над­пи­си, мы рас­смот­рим воз­мож­ные вари­ан­ты этих долж­ност­ных лиц; одно­вре­мен­но пред­ста­вит­ся слу­чай выска­зать наше мне­ние — отри­ца­тель­ное — по пово­ду взгляда Бер­ве о суще­ст­во­ва­нии спе­ци­аль­ной кол­ле­гии архон­тов.
  • 9Ср. обсто­я­тель­ный обзор дис­кус­сии: Stro­he­ker K. F. Op. cit., S. 239 (прим. 17 к гл. VII).
  • 10Ср.: Stro­he­ker K. F. Op. cit., S. 149 сл.
  • 11Как ука­зал К. Ф. Штро­е­кер, в осно­ве пред­ло­жен­но­го впер­вые Б. Низе вос­ста­нов­ле­ния τοὺ[ς ἄρχον­τας (Nie­se B. Chro­no­lo­gi­sche und his­to­ri­sche Beit­rä­ge zur grie­chi­schen Ge­schich­te der Jah­re 370—364 v. Chr. — «Her­mes», Bd. XXXIX, 1904, S. 130 сл.), веро­ят­но, лежа­ло выска­зан­ное еще Ад. Голь­мом пред­по­ло­же­ние, что в ходе ради­каль­ной рефор­мы Диок­ла в Сира­ку­зах граж­дан­ские пол­но­мо­чия стра­те­гов пере­шли к (новой?) изби­рав­шей­ся по жре­бию кол­ле­гии архон­тов (Holm Ad. Ge­schich­te Si­zi­liens im Al­ter­tum, Bd. II. Leip­zig, 1874, S. 418). Одна­ко ниче­го опре­де­лен­но­го о суще­ст­во­ва­нии такой кол­ле­гии в Сира­ку­зах нам не извест­но, ни до при­хо­да к вла­сти Дио­ни­сия, ни после. Есть толь­ко два заслу­жи­ваю­щих вни­ма­ния упо­ми­на­ния, и оба у Дио­до­ра: 1) в рас­ска­зе о реше­нии сира­куз­ским наро­дом судь­бы сикуль­ско­го вождя Дуке­тия, где архон­та­ми назва­ны долж­ност­ные лица, созвав­шие и про­во­див­шие народ­ное собра­ние (XI, 92, 2, под 451 г.), и 2) в рас­ска­зе о пер­вых выступ­ле­ни­ях Дио­ни­сия перед наро­дом, где архон­та­ми назва­ны долж­ност­ные лица, нало­жив­шие на Дио­ни­сия штраф за под­стре­ка­тель­ские речи (XIII, 91, 4). Одна­ко, как кажет­ся, сло­во «архон­ты» здесь в обо­их слу­ча­ях — про­сто иное назва­ние для стра­те­гов, кото­рые пред­седа­тель­ст­во­ва­ли в народ­ном собра­нии (так уже — Be­loch K. J., Op. cit., III3, 2, S. 195, со ссыл­кой на харак­тер­ное место у Фукидида, VI, 41; про­тив — Ber­ve H. Op. cit., II, S. 644). В обсто­я­тель­ном рас­ска­зе Дио­до­ра о при­хо­де к вла­сти Дио­ни­сия Стар­ше­го мы ниче­го более не слы­шим об архон­тах, зато все вре­мя слы­шим о стра­те­гах, кото­рые одни высту­па­ют в каче­стве носи­те­лей выс­шей вла­сти и одни слу­жат объ­ек­том напа­док Дио­ни­сия. Заме­ча­тель­но, что по ходу рас­ска­за Дио­дор еще раз употреб­ля­ет сло­во «архон­ты», теперь уже вне вся­ких сомне­ний для обо­зна­че­ния стра­те­гов (в XIII, 94, 4, где гово­рит­ся о фор­маль­ном обви­не­нии в пре­да­тель­стве, кото­рое Дио­ни­сий предъ­явил сво­им кол­ле­гам). Поми­мо Дио­до­ра, в тра­ди­ции о сици­лий­ских делах при Дио­ни­сии сло­во «архон­ты» встре­ча­ет­ся еще, как кажет­ся, толь­ко у Поли­е­на, но в самом общем смыс­ле, для обо­зна­че­ния низ­ших долж­ност­ных лиц, зани­мав­ших­ся по при­ка­за­нию Дио­ни­сия рас­про­да­жей посвя­ще­ний из свя­ти­ли­ща Аскле­пия (Po­lyaen., V, 2, 19). Таким обра­зом, пред­став­ля­ет­ся весь­ма веро­ят­ным, что спе­ци­аль­ной кол­ле­гии выс­ших граж­дан­ских маги­ст­ра­тов в Сира­ку­зах вооб­ще не было и кол­ле­гия стра­те­гов — resp. стра­тег-авто­кра­тор — одна вопло­ща­ла в сво­ем лице выс­шую испол­ни­тель­ную власть, воен­ную и граж­дан­скую одно­вре­мен­но (ср.: Schee­le M. Στρα­τηγὸς αὐτοκ­ρά­τωρ. Staatsrechtli­che Stu­dien zur grie­chi­schen Ge­schich­te des 5. und 4. Jahrhun­derts. Leip­zig, 1932, S. 31 слл.; Stro­he­ker K. F. Op. cit., S. 239 (прим. 17 к гл. VII).
  • 12Sca­la R. Die Staatsverträ­ge des Al­ter­tums. Tl. I. Leip­zig, 1898, S. 153; Be­loch K. J. Op. cit., III, 2, S. 203 сл.; ср.: Stro­he­ker K. F., l. c.
  • 13Be­loch K. J., l. c.
  • 14Ср.: Hüttl W. Ver­fas­sungsge­schich­te von Sy­ra­kus. Prag, 1929, S. 129, прим. 5; Stro­he­ker K. F., l. c.
  • 15Вари­ант с фру­рар­ха­ми был пред­ло­жен еще А. Кирх­го­фом, при­ме­ру кото­ро­го после­до­ва­ли К. Ю. Белох и Р. Ска­ла (Kirchhoff A. Ein at­ti­sches Pse­phis­ma. — «Phi­lo­lo­gus», Bd. XII, 1857, S. 573 и 577; Be­loch K. L’im­pe­ro si­ci­lia­no di Dio­ni­sio. «At­ti del­la Aca­de­mia dei Lin­cei». Me­mo­rie del­la Clas­se di scien­ze mo­ra­li, sto­ri­che e phi­lo­lo­gi­che. Se­rie III, vol. VII, 1881. S. 233 слл.; Sca­la R., l. c.). Одна­ко уже У. Келер воз­дер­жал­ся от при­ня­тия это­го вари­ан­та (ср., поми­мо CJA. II, 1, № 52, его ста­тью: Die grie­chi­sche Po­li­tik Dio­ny­sios des Al­te­ren. AM, Bd. I, 1876, S. 24 и 25), а Б. Низе обос­но­вал его невоз­мож­ность имен­но ссыл­кою на то, что фру­рар­хи были упол­но­мо­чен­ны­ми тира­на, а не сира­куз­ски­ми маги­ст­ра­та­ми, упо­ми­на­ния о кото­рых сле­до­ва­ло ожи­дать; Низе же пер­вым пред­ло­жил вари­ант с три­е­рар­ха­ми (Nie­se B. Op. cit. — «Her­mes». XXXIX, S. 131). Воз­вра­ще­ние к вари­ан­ту с фру­рар­ха­ми у Бело­ха — GG2, III, 2, с. 203 сл.; новые воз­ра­же­ния ему — Stro­he­ker K. F., l. c.
  • 16См.: Tu­deer L. Die Tet­rad­rach­menprä­gung von Sy­ra­kus. — «Zeitschrift für Nu­mis­ma­tik», Bd. XXX, 1913. С. 63 слл.; ср. так­же: Be­loch K. J., GG2, III, 1, S. 52; 2, S. 195; Stro­he­ker K. F. Op. cit., S. 149, 165; Ber­ve H. Op. cit., I, S. 237, 240.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262418983 1262419377 1262418541 1264781262 1264884355 1264888510