© 2009 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.
с.18 Вопрос о дате истечения срока полномочий Цезаря в Галлии был недавно вновь поднят Стивенсом (ниже, прим. 10). Его смелые и оригинальные теории более чем оправдывают еще один вклад в это неразрешимое противоречие, но также и извиняют настоящую попытку их опровержения. Эта статья посвящена восстановлению той точки зрения, которая казалась столь очевидной Моммзену и Харди, — что наместничество Цезаря должно было окончиться 28 февраля 49 г. до н. э. С тех пор, как появилась последняя работа в защиту этой точки зрения (прим. 6) ученые все больше и больше склонялись к тому, что дата окончания полномочий была в 50 г. и, следовательно, моей задачей будет вначале обсудить по очереди их опровержения «традиционной» точки зрения. В последнюю очередь я намерен обсудить теории Стивенса, а затем предложить новое объяснение важных слов Целия в Fam. 8, 8, 9, поскольку я считаю затруднительным принять как теорию Моммзена о sanctio[4], так и теорию Стивенса о «периоде назначения». Хотелось бы надеяться, что, возможно, будет пролит некий свет на события 55—
I. «LEGIS DIES» (Att. 7, 7, 6).
В первую очередь рассмотрим попытку доказать, что закон Помпея—
(1) Была ли установлена точная дата? — Прежде, чем приступить к обсуждению даты «legis dies», нужно опровергнуть выводы Балсдона11 о том, что такой даты вообще не существовало и что во времена поздней Республики срок чрезвычайного командования устанавливался только условием закона об их предоставлении, которое запрещало обсуждение этого командования до определенной даты12, если только не будет выполнена задача, ради которой оно предоставлено. В работе Балсдона рассмотрен гораздо более широкий круг вопросов, нежели в настоящей статье, и многие его утверждения там более чем убедительно обоснованы. Но можно усомниться в том, что он смог доказать отсутствие определенного terminus a quo, а следовательно и terminus in quem13. На его утверждение о том, что римляне были «практичными» людьми и маловероятно, чтобы они строго соблюдали юридическую точность, можно возразить, что в то же время они были знаменитыми законниками и что применявшийся до 52 г. до н. э. порядок, согласно которому законный срок командования автоматически продлевался при отсутствии преемника, удовлетворял требованиям целесообразности и юридической педантичности. Фраза «exircitum tu habeas diutius quam populus iussit»[5] (Att. 7, 9, 4) предполагает, что народными постановлениями был установлен точный срок истечения полномочий Цезаря. Большее внимание следует также уделить утверждению Гирция об одном лете14 и упоминанию Цицероном «legis dies» и «decem anni»[6]15. Если согласиться с Балсдоном в том, что закон Помпея—
Самое серьезное возражение все еще остается, и это о него разбилась теория Моммзена о sanctio17 (которую в новом виде перенял и Балсдон). Если до определенной даты дискуссия не была разрешена, то почему она постоянно происходила? Почему Л. Домиций в 58 и 56 гг. (Suet. Div. Iul. 23, 1; 24, 1) и М. Марцелл в 51 г. (там же, 28, 2) пытались начать обсуждение на четыре, два или один год раньше назначенного срока?
Балсдон пытается защитить свою теорию предположением, что закон содержал двойное условие об истечении срока: никаких обсуждений до определенной даты, если только задача, ради которой предоставлено командование, не выполнена. Такие «альтернативные условия» в законе всегда вызывают сомнения. Нет никаких свидетельств того, что Цезарь в 59 и 55 гг. и Помпей и Красс в следующем году получили свои провинции для выполнения какого-то специального поручения. Они были назначены наместниками провинций с особым сроком командования и чрезвычайными полномочиями, но не «для того, чтобы с.20 вести войну с гельветами или Ариовистом»18 или с парфянами или для какой-либо еще конкретной задачи. Имеющиеся источники19 ни в малейшей степени не позволяют предположить такую возможность в случае Цезаря и прямо сообщают, что закон Требония не содержал упоминаний о парфянской войне. (Plut. Crassus, 16, 2). Единственное свидетельство, указывающее на то, что такое условие могло существовать20, не является доказательством этого: Марцелл, явно искавший какой-нибудь благовидный предлог для досрочного отзыва Цезаря, нашел его в том, что установление мира, по-видимому, сделало ненужным дальнейшее присутствие полководца. Его неожиданные рассуждения о солдатах, ожидающих демобилизации, показывают, что он не цитировал норму закона, а просто приводил разумные на первый взгляд доводы. Можно согласиться с тем, что в законе как-то упоминалась та задача, которую требовалось выполнить, что, например, в законе Помпея—
(2) Основная аргументация. — Прежде чем приступить к детальному обсуждению критики «традиционной» точки зрения и предложенных затем альтернативных решений, позволительно будет еще раз рассмотреть основные доводы в пользу той даты, которую Моммзен считает «неопровержимо доказанной»22, тем более что могут возникнуть один или два новых момента.
То, что закон Помпея—
Не столь ясно, однако, с какой даты началось второе пятилетнее командование Цезаря. Моммзен дал наиболее простое объяснение: оно было прибавлено к первому, с.21 истекавшему 28 февраля 54 г. (de prov. cons. 37), и, соответственно, продлевало его до 28 февраля 49 г. Это объяснение лучше всего согласуется с имеющимися источниками, в которых говорится о законе Помпея—
Если бы вся информация состояла только из этих относительно простых утверждений, то не было бы никаких проблем. Но существует множество других сведений, которые сложно согласовать с «традиционной» точкой зрения. Некоторые из этих сведений — а именно, те, что упомянуты Хиршфельдом и Юдейхом, — Харди и Холмс уже встроили в теорию Моммзена, и нет необходимости повторять их аргументы, за исключением случаев, когда они оспаривались другими учеными.
(3) Теория профессора Марша. — Марш считает, что «legis dies» наступил в начале 50 г. Он утверждает, что Дион Кассий определенно говорит о 50 г. (39, 33) и что Аппиан поддерживает его (BC 2, 26 и далее, 98 и далее). Выше мы уже опровергли выводы Диона Кассия и попытались объяснить, почему у него возникла эта ошибка. Несомненно, Дион Кассий считал, что срок истекал в 50 г., но можно объяснить, почему он так думал и почему он думал неправильно, и такое случайное свидетельство, как представленное им (оно практически ничего не означает), явно подогнано для поддержки уже сложившейся точки зрения. Текст Аппиана не дает существенной поддержки теории Марша. Он не называют какую-либо конкретную дату и его туманное и беспорядочное изложение можно отнести к любому из «legis dies», предложенному ранее.
Далее Марш упоминает о сообщении Целия Цицерону о компромиссном предложении насчет 13 ноября (Fam. 8, 11, 3), но более детальное обсуждение этого эпизода лучше отложить30; можно надеяться, что ниже ему будет дано удовлетворительное объяснение, исходя из предположения, что имеется в виду ноябрь 49 г., а «legis dies» наступал 28 февраля 49 г. Далее он повторяет аргументы Хиршфельда касательно слов Цицерона в декабре 50 г. В двух письмах (Att. 7, 7 и 9) Цицерон выражается так, что на первый взгляд может показаться, будто «legis dies» к тому моменту уже прошел. Однако объяснение Харди (с. 168 и на след. стр.), что Цицерон говорил о будущем времени, является весьма логичным31.
Первый отрывок выглядит так: (Att. 7, 7, 5—
с.22 Нам представляется несомненным, что Цицерон здесь хотел выразить свою досаду в связи с неспособностью сената назначить Цезарю преемника вовремя, и что обычной датой смещения командира, вне сомнения, была дата, до которой продолжалось его командование, его «legis dies», или более поздний срок, если преемник задерживался. Если бы этот день уже прошел, если бы Цицерон досадовал на то, что сенат не смог назначить Цезарю преемника в его (уже прошедший) «legis dies», он, конечно, сказал бы: «ut Caesari non successum esset». Следовательно, слова «ut Caesari non succederetur» указывают на то, что «legis dies» еще не наступил. Если на это возразят, что Цицерон говорил о неудаче сената не в прошлом, в момент наступления «legis dies», а в настоящем, как бы «в тринадцатом часу», то ответ будет следующим: из его слов этого не вытекает. Простое утверждение, что преемник не был назначен, лучше всего соотносится с нормальным сроком, а не с задержкой передачи полномочий. При самой разумной интерпретации эти слова не могут быть опасны, но, напротив, по нашему мнению являются полезными.
Довод этот подтверждается словами «cum legis dies transierit». Стивенс указал32 что слово «transierit» может быть будущим перфектом (cum temporale) или сослагательным перфектом (cum concessivum). Даже если с этим согласиться, то все же фраза, вероятно, относится к будущему. Грамматически она может зависеть от слов «retinentis», «haberi», «placet». Утверждение, что Цицерон говорит об уже прошедшем «legis dies», может основываться только на том, что предложение зависит от слова «placet»; в таком случае смысл будет следующим: «Одобряю ли я, хотя срок уже прошел, что…». В таком виде эта фраза — насилие над латинским языком и в ней мало смысла; суть фразы явно состоит не в том, что Цицерон не одобряет нечто в данный момент, а в том, что полномочия продлены сверх «legis dies» до выборов. Единственные выборы, которые мог иметь в виду Цицерон 27 декабря 50 г. до н. э., должны были состояться в будущем, летом 49 г. до н. э. Поэтому нет большой разницы, перевести ли эту фразу как «Одобряю ли я, чтобы он выставил свою кандидатуру, сохраняя армию, когда установленный законом срок уже пройдет», или заменить последнюю часть на «хотя срок уже прошел». К моменту выборов 49 г. «legis dies» Цезаря, когда бы он ни был, конечно, уже прошел бы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, хотя окончательное решение невозможно, однако с гораздо большей вероятностью письмо относится к будущему «legis dies», чем к уже прошедшему33.
Этот вывод подтверждается при детальном изучении другого письма (Att. 7, 9). Стивенс предполагает, что, говоря как бы в ходе прений в сенате (там же, 4), Цицерон имел в виду предложение начала декабря; в этом случае можно утверждать, что уже тогда оратор мог бы говорить о прошедшем «legis dies». Но в целом письмо касается планов Цицерона на будущее, он обдумывает то, что ему нужно сделать, а не риторически размышляет об упущенной возможности. Все четыре возможности (там же, 2—
Далее Марш ссылается на отрывок, более опасный для «традиционной» точки зрения, чем предложенные ранее. 19 января 49 г. Цицерон пишет Аттику (Att. 7, 11, 1): «atque haec ait (т. е. Цезарь) omnia facere se dignitatis causa. Vbi est autem dignitas nisi ubi honestas? Honestum igitur habere exircitum nullo publico consilio?»[13] В таком виде эти слова, казалось бы, означают, что в январе 49 г. Цезарь держал войско уже не по народному «постановлению». Но, по словам Марша, если бы закон Помпея—
Частично ответ может быть найден в общем тоне письма. Цицерон сравнивает Цезаря с Ганнибалом, обвиняет его, для большего драматического эффекта по-гречески, в тирании, в ужасных поступках, в «шестистах других преступлениях». Трудно не почувствовать, что письмо написано в состоянии сильнейшего эмоционального стресса, с множеством греческих цитат, классических аллюзий и возгласов отчаяния. В нем нет взвешенного изложения юридического факта. Стал бы юрист Цицерон в нормальном состоянии использовать такое туманное выражение как «publico consilio», желая сказать, что истек срок действия закона? «Nulla lege populi Romani»[14], вот чего следовало бы ожидать от него. Туманность формулировки вкупе с проявлениями ужаса перед человеком, восставшим против своей страны, дают нам ключ к пониманию мысли Цицерона: такое чудовище, как Цезарь, больше не может возглавлять римскую армию с согласия народа. Далее, если вспомнить, что 7 января сенат принял «consultum ultimum»[15], т. е. фактически объявил Цезаря вне закона (BC, 1, 5, 3 и далее), то можно увидеть, что мнение Цицерона было основано на законных действиях. Последнее решение, принятое в Риме, в сущности, лишало Цезаря его армии и превращало его в мятежника, если бы он продолжал ее удерживать.
Но это не означало, что Цезарь больше не являлся проконсулом по закону Помпея—
Помимо выдвижения этих фрагментов, Марш утверждает, что 1 марта 49 г. не могло быть «legis dies», потому что, как показал Моммзен, два месяца, прошедшие с января 49 г., уже продлили бы командование Цезаря до конца 49 г., а это сделало бы избыточной sanctio (в которую Марш безоговорочно верит). Для некоторых не представляется возможным принять теорию sanctio (см. ниже, с. 33); и выясняется36, что аргумент Цицерона о двух месяцах (de prov. cons., 36 и далее) не так убедителен, как оратор хочет заставить нас думать. Так или иначе, вполне можно предположить, что Цезарь желал получить двойную гарантию. Также Марш выражает удивление в связи с тем, что полемика, как предполагается, началась за два года до срока, во время обсуждений в апреле 51 г. Вполне естественно, что вопрос о назначении Цезарю преемника, о том, как не позволить ему сразу после проконсульства получить консульство, должен был возникнуть так рано только из-за его важности для врагов Цезаря37. И в июле 51 г. Целий предвидел двухлетние споры о назначении преемника Цезарю. (Fam. 8, 5, 2). Он мог предвидеть это тогда, только если были причины считать, что Цезарь хочет и может остаться в Галлии еще на два года.
Осталось рассмотреть предложение самого профессора Марша. Он считает, что «legis dies» наступил «в начале 50 г.». Он утверждает, что закон Помпея—
Далее Марш заявляет, что «legis dies» обоих законов должен быть приблизительно одним и тем же, учитывая, что законодательство 55 г. должно было предоставить равные полномочия трем партнерам. Но представляется бесспорным, что Цезарь твердо намеревался стать консулом во второй раз, когда закончит дела в Галлии, и не желал на какой-то период становиться частным лицом (privatus). Общепризнанно, что некоторые шаги в этом направлении, например обещание «absentis ratio» были предприняты уже с.25 в Луке. Помпей оказался бы весьма недальновиден, если бы не понял, что такие приготовления уничтожают всякую идею равенства партнеров, которая могла бы содержаться в соглашении о провинциях40. Более того, мнение41, что до и во время Луккской конференции Цезарь был самым влиятельным из партнеров, настолько обосновано, что нет нужды предполагать, будто он вынужден был предоставить своим партнерам полное равноправие. Помпею тоже незачем было беспокоиться по этому поводу. Он знал, что в случае необходимости сможет получить от сената продление своего командования или какие-либо иные полномочия, которые позволят ему противостоять Цезарю, что он и предпринял, продлив свое испанское проконсульство в 52 г. Очень маловероятно, что в Луке обсуждался вопрос о равенстве, и, следовательно, предположение о том, что закон Помпея—
Профессора Марша поддерживает Стоун, чье предположение о том, что «legis dies» наступил 1 марта 50 г., базируется на очень ненадежных основаниях. Веря в sanctio, он вынужден жонглировать ей и предложением М. Марцелла42 (с. 196). Он полагает, что Марцелл не намеревался сокращать срок полномочий Цезаря, но всего лишь хотел быть уверен, что Цезаря заставят покинуть Галлию в «legis dies» или вскоре после «legis dies», который, по его мнению, наступал 1 марта 50 г. Мы же, с другой стороны, не веря в sanctio, будем обязаны признать, что Дион Кассий (40, 59, 1), Аппиан (BC 2, 26, 99) и Светоний (Div. Iul. 28, 2) были правы и Марцелл пытался отозвать Цезаря раньше законного срока (см. ниже, с. 34). В этом случае дата, предлагаемая Марцеллом (1 марта 50 г.) должна была быть раньше, чем «legis dies». Стоун даже не смог совместить поступок Марцелла и sanctio. Представляется, что мало смысла в его предположении, будто Марцелл пытался не назначить преемника к 1 марта 50 г., а просто еще раз подтвердить эту дату как срок окончания командования Цезаря, надеясь, что обсуждение начнется в этот день («finienti» этого не означает). Такой шаг не вызвал бы противодействия со стороны Помпея, который сам желал подобным образом отложить обсуждение (Fam. 8, 8, 9). Кроме того, sanctio все равно нарушалось бы, так как до 1 марта 50 г. было бы незаконно поднимать этот вопрос в любой форме (Rechtsfrage, 139). Также неясно, зачем просить сенат о подтверждении всем известного факта и почему это встретило столь сильное противодействие. Если аргументы Стоуна верны, то предложение М. Марцелла представляется ненужным, его важность необъяснимой, а законность сомнительной. Таким образом, он не дает удовлетворительного обоснования своему «legis dies»43.
(4) Теория профессора Эдкока. — Профессор Эдкок был первым ученым, который, занимаясь этим вопросом, отказался от признания sanctio, и его аргументы убедили всех последующих ученых за исключением Балсдона (см. выше, с. 19). Эта часть его теории будет здесь принята, хотя комментарии к ней пока необходимо отложить44. Но его возвращение к теории А. В. Цумпта44a, что «legis dies» наступил 13 ноября 50 г., менее убедительно. Он сам предупреждает нас, что с.26 «догматизм неуместен», и не склонен придавать серьезное значение фактической дате; но важно, что он относит окончание срока к 50 г.
Его первый и основной аргумент состоит в том, что события с декабря 50 г. до января 49 г. необъяснимы, если только «legis dies» уже не прошел. Таким образом, когда Г. Марцелл предложил45 (а) назначить преемников Цезарю и (б) лишить Помпея испанского командования, различие в формулировке и тот факт, что Помпей должен был сохранять свои полномочия еще довольно долгое время, дают Эдкоку основания считать, что полномочия Цезаря уже истекли. Можно допустить, что Марцелл использовал различие в позициях соперников для того, чтобы разделить свое предложение на две части. Но поскольку фраза «ut Caesari succedatur», переведенная Аппианом как Καίσαρι πέμπειν διαδόχους[17] означала назначение преемника на дату, которую еще только предстояло установить46, то наиболее удовлетворительное объяснение этой фразы состоит не в том, что срок полномочий Цезаря уже истек, но в том, что «legis dies» должен был наступить в будущем. Можно подумать, что Марцелл пытался сделать совершенно законную вещь: Цезарь должен был покинуть свою провинцию с окончанием срока полномочий. Именно этот юридический аспект сделал принципиально важным различие между двумя частями, на которые Марцелл разделил свое предложение: Цезарь был бы сменен по истечении срока своих полномочий, Помпей — во время этого срока. Таким образом, Марцелл занимал очень сильную позицию, и сенат мог заявить, что поступил справедливо, приняв (а) и отклонив (б). Все объяснение профессора Эдкока предполагает, что враги Цезаря потратили все свои силы на то, чтобы отозвать человека, который и так уже превысил срок своих полномочий47. Конечно, более вероятно предположение, что они приложили все усилия, чтобы обеспечить его возвращение в законный срок. Таким образом, мы имеем основания считать, что рассказ Аппиана об этом предложении фактически подтверждает ту теорию, которую по мнению профессора Эдкока он опровергает.
Далее, второй пункт профессора Эдкока. Он утверждает, что предложение Сципиона 1 января 49 г.: «uti ante certam diem Caesar exercitum dimittat; si non faciat, eum adversus rem publicam facturum videri»[18] (BC 1, 2, 6) и вся последовавшая за этим суматоха — consultum ultimum, назначение преемников Цезарю, отъезд Домиция и прочее — не могли сохранить действиям сената даже видимость законности, если Цезарь все еще был законным наместником Галлии, и, таким образом, он делает вывод, что срок полномочий Цезаря к этому времени уже истек.
Уже приводились доказательства в пользу того, что «certa dies»[19] этого предложения должен быть 1 марта 49 г.48 Не было ничего незаконного в том, чтобы потребовать от Цезаря распустить свою армию к этому сроку, если его проконсульство продолжалось до 28 февраля 49 г.49 Кроме того, выше мы попытались показать (с. 23 и далее), что в этом вопросе сенат в своих требованиях к Цезарю четко разграничивал сдачу полномочий и роспуск армии. Таким образом, даже если «certa dies» Сципиона было раньше нашего «legis dies», сенат все еще мог заявить, что действует с.27 законно: он оставил проконсула в его провинции и всего лишь отозвал армию «за дальнейшей ненадобностью». Что же касается поспешных действий сената, который не стал дожидаться, пока Цезарь выскажет свое мнение о «certa dies», то вторая часть предложения Сципиона дает ключ к разгадке. Если Цезарь станет сопротивляться, то будет объявлен изменником, после чего, естественно, любое действие против него будет правомерным. Здесь возникнет возражение, что он не мог начать сопротивляться до установленной даты. Но уже давно врагам Цезаря было ясно, что у него имелось более одного способа неподчинения приказам. Не далее, чем в сентябре 51 г. Помпей заявил (Fam. 8, 8, 9), что, подстрекая трибунов к запрету обсуждения, Цезарь фактически не подчиняется сенату. Такого мнения всегда придерживалась крайняя партия, и теперь она наконец-то торжествовала. Интерцессия Антония и Кассия 1 января обеспечила эту возможность. Их вето было признано неповиновением, и вторая часть предложения Сципиона теперь приобрела важность. Цезарь мог быть обвинен, — возможно, за два месяца до срока, — в отказе подчиниться («non fecit») и признан hostis (врагом государства). Последствием стало введение senatus consultum ultimum. Ситуация была достаточно критической, чтобы заставить сенат предпринять совершенно неконституционные действия (Caes. BC, 1, 5—
Далее профессор Эдкок отмечает, что Цезарь использует каждое незаконное действие сената для самооправдания (BC, 1, 7), но ни разу не привлекает к делу тот факт, что он все еще является проконсулом по закону Помпея—
На этот аргумент уже дан ответ. Выше уже было доказано, что сенат (по предложению Сципиона) намеревался сделать только одно: лишить Цезаря армии50, оставив его в Галлии до «legis dies». Затем, когда Антоний и Кассий наложили вето, сенат заявил, что Цезарь, наконец, перешел все границы; сенат объявил его вне закона и предпринял открытые шаги против него. Цезарь справедливо мог оспаривать законность объявления его вне закона и последствия этого51, но не мог обвинить сенат в нарушении закона Помпея—
Предложение самого профессора Эдкока о «legis dies» (которое он сам признает не более чем вероятным) — 13 ноября 50 г. Представляется, что Тенни Франк дал полный и практически исчерпывающий ответ на это52. Можно добавить, что основной причиной определения такой даты для Эдкока было предположение о равенстве партнеров в Луке, о чем, как мы надеемся, было сказано достаточно (см. выше с. 25). Но даже если и признать что равенство партнеров имело место, это ничего не доказывает в определении даты 13 ноября. Тот факт, что Красс уехал из Рима 14 ноября 55 г. (Att. 4, 13, 2), не доказывает, что с.28 закон Требония предоставил Помпею и Крассу империй с ноября. Все указывает на то, что закон был принят ближе к началу года53, и, таким образом, следует сделать вывод, что он содержал более позднюю и довольно произвольную дату начала действия империя. Более того, в соответствии с сулланской конституцией консулы, возможно, потеряли военный империй54, т. е. не могли набирать войска, поэтому следует предположить, что Красс получил империй несколько раньше, поскольку он вряд ли уехал бы из Рима прежде, чем его приготовления хотя бы не начались должным образом. Все это делает 13 ноября 50 г. весьма сомнительной датой для «legis dies». Возражения профессора Эдкока против «традиционной» точки зрения, как представляется, опровергнуты, и ход событий, который, по его мнению, несомненно, свидетельствует в пользу 50 г., был, как мы надеемся, более удовлетворительно объяснен, исходя из предположения, что срок истекал в 49 г.
(5) Теория Стивенса. — Стивенс сформулировал ряд теорий, объясняющих события 52—
После обзора возражений, выдвинутых против мнения Моммзена о дате истечения срока галльских полномочий Цезаря, настало время обратиться к теории Стивенса о «периоде назначения» и к проблеме реконструкции хода событий, особенно после 52 г. Есть два замечания Целия, которые необходимо согласовать с предложенной точкой зрения.
II. «POMPEIO CVM CAESARE ESSE NEGOTIUM» (Fam. 8, 8, 9).
(1) «Период назначения». — Стивенс сформулировал теорию, которая предназначена объяснить важность дат 13 ноября и 1 марта (Fam. 8, 11, 3, и 8, 8, 9). Он предполагает, что закон Помпея о провинциях 52 г.57 с.29 установил «период назначения» между этими двумя датами. Он предполагает, что только в течение этого периода могло состояться фактическое назначение проконсула или пропретора, тогда как предварительный шаг по определению провинции в качестве консульской или преторской сенат волен был предпринять в любое время. Таким образом, наместник мог быть смещен в любой «legis dies» при условии, что его преемник назначен и получил куриатный закон (ставший необходимым из-за потери империя вследствие требования о пятилетнем интервале) в течение предыдущего «периода назначения».
Это смелая теория. Ее самый серьезный недостаток, конечно же, в том, что нигде нет даже внятного намека на существование такого периода. Мы мало знаем о законе Помпея о провинциях главным образом потому, что он так быстро стал недействительным. Но мы знаем три его статьи, и все они затрагивают положение Цезаря: мы знаем, что этот закон установил пятилетний интервал между магистратурой и промагистратурой (Dio 40, 56, 1); что срок назначений по этому закону был годичным (Fam. 15, 14, 5; см. 2, 7, 4; Att. 5, 14, 1; 15, 1), и что, отменяя закон Семпрония, этот закон позволил трибунское вето в вопросах о консульских провинциях. Можно не без оснований удивляться, что такое важное условие, как «период назначения», такое явное отклонение от традиционной конституционной практики нигде не нашло своего отражения, тем более, что это условие, немедленно вступая в силу, непосредственно затрагивало бы Цезаря. Оно было бы столь же важно, как и известные нам условия, и молчание источников заставляет нас усомниться.
(2) «Kalendae Martiae». — Это доказательство от умолчания, конечно, не является исчерпывающим. Теперь обратимся к тому фактическому доказательству, которое Стивенс приводит в поддержку своей теории. Он указывает на частую важность даты 1 марта58. В вопросе о провинциях Цезаря эта дата была важна с 59 г., когда по закону Ватиния она стала началом его наместничества. Очевидное и «традиционное» объяснение ее важности для рассматриваемой проблемы состоит в том, что в 49 г. эта дата была «legis dies» закона Помпея—
Однако есть некоторые указания на то, что после 52 г. наместники получали куриатный закон уже в марте, и уезжали сразу же, как только позволяла весенняя погода. Это было бы только целесообразно и напоминает практику, установленную во время принципата59. Возможно, что закон Помпея о провинциях мог установить с.30 обычную дату для начала наместничества60 и сделать нормой распределение провинций в начале года с последующим куриатным законом в марте, то есть, вероятно, в начале военного года61 и определенно в начале сезона мореплавания. Но даже это — лишь предположение. Ничто из того, что мы знаем или можем с уверенностью предположить о содержании закона Помпея о провинциях, не дает основания считать, что назначение не могло быть совершено после 1 марта. Оставляя в стороне свидетельства источников, очевидно, что такая жесткая система создавала бы массу сложностей: как, например, произвести subrogatio[21], если наместник умер в неподходящий момент?
Извиняясь за отступление от темы, Стивенс, однако, уделяет большое внимание случаю Цицерона, и нам стоит последовать за ним. Действительно, с февраля 50 г. и далее не похоже, что Цицерон считает вероятным свое смещение, но это объясняется его опасением, что Курион блокирует всю деятельность сената. Верно также и то, что в письме Att. 6, 1, 2462, 20 февраля Цицерон демонстрирует осведомленность о том, что провинциями не станут заниматься до марта, но Стивенс видит в этом отрывке мнение о том, что в этом году не ожидается вообще никакое распределение. В действительности, такого мнения нельзя найти в этом письме. Цицерон главным образом был озабочен преторской провинцией, а распределение преторских провинций было заморожено в сентябре 51 г. (Fam., 8, 8, 8)63 и в начале 50 г. оставлено в таком положении Курионом, агитировавшим за введение дополнительного месяца, за законы о продовольствии и о дорогах (Fam., 8, 6, 5). Явная убежденность Цицерона в том, что преемник не будет послан, означает лишь то, что он верно оценивал эффект от вето Куриона. Что касается консульских провинций, то Цицерону задолго до этого сообщили, что обе провинции Цезаря были сняты с повестки дня до марта 50 г. (Fam., 8, 8, 5), и что сторонники Цезаря воспротивились обсуждению Галлии отдельно от остальных провинций (Fam., 8, 9, 5). На всем протяжении «периода назначения» Цицерон знал, что вопрос о консульских провинциях, вероятно, не будет обсуждаться. Иначе говоря, его слова, адресованные Аттику, означали не «период назначения почти закончился, и назначений больше не будет», а более простое: «деятельность Куриона и решения прошлого сентября, несомненно, означают, что до марта провинции обсуждаться не будут».
Стивенс предполагает наличие «периода назначения» даже для продления срока полномочий (с. 201 и прим. 131). Но, помимо того, что цитируемый им отрывок (Att., 5, 15, 3) никоим образом не подтверждает его аргументацию, в письмах Fam., 8, 5, 2 и 8, 9, 2 сообщается причина того, почему Цицерон начал «активно искать поддержку против продления полномочий… в сентябре 51 г.» — предупреждения Целия о том, что продление полномочий является реальной опасностью. Нужно заметить, что эти предупреждения были даны раньше, чем весь вопрос о провинциях отложили до марта 50 г. (Fam., 8, 8, 5—
(3) «Idus Novembres». Далее, часто обсуждаемая дата 13 ноября. Стивенс признает (с. 201), что его отождествление этой даты с началом «периода назначения» — это «чистая фантазия», но утверждает, что «она с.31 проливает свет на дальнейшие события». Были даны и другие объяснения этой даты64, но ни одно из них не является исчерпывающим, и предложение Стивенса также не дает ответ, поскольку базируется на теории, которой не хватает доказательств.
Сначала нужно отметить, что эта дата лишь один раз упоминается в длительном споре (Fam., 8, 11, 3). В апреле 50 г. Целий говорил Цицерону:
Компромисс, упомянутый здесь, больше не появляется. Вряд ли будет большой ошибкой предположение, что это было пробное предложение (к которому Помпей «склонялся»65), внесенное тем сенатским большинством, которое, по словам Целия, не осмеливалось довести ситуацию до кризиса. Яростное сопротивление Куриона показало им бесполезность любого компромисса, который Цезарь считал опасным для себя.
Этот отрывок вызывает три вопроса: почему 13 ноября, о ноябре какого года говорил Целий — 49 г. или 50 г., и чем объясняется позиция Помпея. На первый вопрос дал ответ Тенни Франк (см. с. 27, прим. 52). Очевидный ответ на второй вопрос состоит в том, что речь шла о ноябре того же, 50 года. Но Харди (с. 210), следуя за Моммзеном (Rechtsfrage, с. 140, прим. 138), доказал справедливость того предположения, которое по мнению Марша «звучит логично само по себе» (с. 281): что Целий и Цицерон настолько хорошо знали о каком годе идет речь (а именно, о решающем 49 годе), что уточнение не требовалось. Очевидно, как бы это не оспаривалось, что «legis dies» должен был предшествовать этому 13 ноября, так как Помпей не мог бы назвать справедливым («aequum») сокращение законного срока полномочий Цезаря на сколь угодно короткий отрезок времени. Следовательно, если в соответствии с нашим предположением «legis dies» наступал 28 февраля 49 г., то этот ноябрь должен был быть ноябрем 49 г. Но как, спрашивается, быть в этом случае с опасениями Помпея, что Цезарь будет избран консулом, сохраняя свои провинции? К ноябрю 49 г. Цезарь мог ожидать избрания в свое отсутствие. Помпей не мог согласиться на предложение, которое привело бы именно к тому, чего он боялся.
Однако изучение этого отрывка, видимо, показывает, что Помпей сделал именно это, — несмотря на комментаторов, понявших, что у него на уме66. Не имеет значения, противопоставлено ли «valde autem»[23] началу или концу отрывка67. Суть дела состоит в противопоставлении этого предложения и позиции Помпея, противопоставлении, высказанном в «autem». Если бы его реальные желания излагались для того, чтобы объяснить его согласие на это предложение, то следовало бы ожидать «enim»[24]. Последняя часть отрывка выражает только мнение Целия о том, чего хочет Помпей, но не то, что говорит сам Помпей. Это означает следующее: Помпей соглашается на предложение отозвать Цезаря 13 ноября (49 г.). Он называет его справедливым, так как оно дает Цезарю все то, на что он мог обоснованно рассчитывать, — продление срока наместничества и выдвижение его кандидатуры заочно68. Он делает вид, что ему нравится с.32 ситуация (которая на самом деле не нравится), потому что знает, что «nostri porro… ad extremum certanem rem deducere non audent»[25]. Но в действительности он против любого предложения, позволяющего Цезарю выдвигать свою кандидатуру в то время, как он все еще командует армией, и явно показывает, что опасается такой возможности. Помпей действует наперекор своим опасениям, потому что, в связи с робостью сената, необходим компромисс.
Здесь можно возразить, что данное предложение должно было удовлетворить Цезаря и что яростное сопротивление Куриона непостижимо, если это объяснение верно. Но сомнительно, мог ли Цезарь согласиться. Если вслед за Маршем (с. 280) переводить: «Помпей, утверждая, что не нападает на Цезаря, но выступает за план, который считает справедливым для него…», то, конечно, следует подразумевать, что Помпей в этом случае мог заявлять о своей невиновности во враждебных намерениях по отношению к Цезарю. Это свидетельствует о таком положении дел, которое неправдоподобно и не соответствует ситуации, сложившейся в апреле 50 г. Таким образом, предпочтительнее перевести это как69 «Помпей, как будто он не нападает на Цезаря, но соглашается на предложение, которое считает справедливым для него…», т. е., по мнению Целия и в действительности Помпей нападал на Цезаря. Это становится очевидным, если вспомнить, что Цезарь боялся остаться без защиты армии на любое время, даже на 6 недель (13 ноября — 29 декабря)70. Шесть недель — это достаточно долго для того, чтобы повторить суд над Милоном с Цезарем на скамье подсудимых, и как только Цезарь остался бы без армии, его судьба зависела бы уже только от фактической силы его врагов, а не от такой технической формальности, как наличие или отсутствие у него империя. Курион был обязан сопротивляться в то время, как его господин обязан был возражать.
Таким образом, полагаем, что уточнение теории Моммзена, предложенное Харди (Целий знал, что Цицерон поймет, что он говорит о ноябре 49 г.), удовлетворительно объясняет эту дату, тем более что все компромиссное предложение, кажется, было отвергнуто почти сразу, что было бы удивительно, если 13 ноября являлось началом «периода назначения» или «legis dies»71. Можно также продемонстрировать, что объяснение Стивенса делает непонятным его собственное предположение о соглашении («negotium») между Помпеем и Цезарем. Он полагает, что в августе 51 г. Помпей согласился отложить обсуждение провинций Цезаря до конца «периода назначения» 51—
(4) Fam. 8, 8, 9. — Остаются важные отрывки из письма Fam. 8, 8. В октябре 51 г. Целий сообщает Цицерону следующее:
Представляется вероятным, что дважды упоминаемые в этом письме мартовские календы — одни и те же, что они относятся к 50 г. до н. э. и что в обоих случаях Помпей имел в виду постановление сената, а не передачу провинций преемнику. В § 4 Целий говорит о желании Помпея, чтобы после 1 марта сенат вынес постановление об окончании срока полномочий Цезаря73. Затем он приводит текст того постановления, которое воплотило в жизнь это «желание Помпея», и далее следует объяснение поведения Помпея74. Это «объяснение» на самом деле весьма любопытно. Помпей заявил, что не может допустить обсуждения провинций Цезаря до 1 марта (50 г.), не совершая несправедливости в отношении Цезаря, но после этой даты не поколеблется. Далее, отвечая на вопрос о будущем, Помпей заявил, что со стороны Цезаря подкуп народного трибуна для блокирования деятельности сената — то же самое, что и открытое неподчинение требованиям сената, и сравнил желание Цезаря одновременно быть избранным консулом и командовать армией с желанием сына ударить отца палкой. «His vocibus» — продолжает Целий, — «ut existimarent homines Pompeio cum Caesare esse negotium effecit»[27].
Было предложено два объяснения этого эпизода. Моммзен (Rechtsfrage, 139) предполагает наличие условия (sanctio) в законе Помпея—
Стивенс дает более убедительную аргументацию в пользу своей точки зрения. Он переводит «negotium» как «соглашение» (Моммзен переводит как «ссора»), и многое говорит в пользу этого. Важнее всего отметить вместе со Стивенсом что между 22 с.34 июля80 и началом сентября 51 г.81 Помпей полностью изменил свое мнение. В июле он соглашался обсуждать провинции Цезаря, в сентябре отказался это сделать, и его тесть Сципион упомянул нашу загадочную дату 1 марта82. В этот отрезок времени Помпей был в Аримине (Fam. 8, 4, 4). Очень похоже на то, что он встретился с Цезарем или его посланником и состоялись какие-то переговоры83. Но что последовало за этими переговорами?
Здесь уже теория Стивенса становится менее убедительной. В письме Fam. 8, 8, 9 я не вижу никаких доказательств того, что в это время было достигнуто соглашение. Люди, конечно, не могли сделать такой вывод из замечания Помпея о возможном неподчинении Цезаря сенату. И, в отличие от Стивенса, мы не видим в приведенной аналогии с отцом и сыном свидетельство того, что Помпей считал себя настолько близким Цезарю. Ни одно из объяснений, предполагающих, что в приведенном примере Помпей под отцом подразумевал себя, не является удовлетворительным. Конечно, он говорит «мой сын», но вся эта фраза — метафора. Кого, в конце концов, называли «отцами»? Несколькими мгновениями ранее Помпей говорил об отношениях Цезаря с сенатом, и можно предположить, что он и далее имеет в виду сенат. Если бы Цезарь потребовал «ratio absentis», сохраняя командование армией (обсуждался именно этот вопрос), то ослушался бы не Помпея, который по отношению к нему вообще не занимал официальной должности, а сената, который мог принять решение о его отозвании прежде, чем будет использовано «ratio absentis»84. В таком случае смысл этого замечания будет в том, что Помпей вряд ли ожидает от Цезаря столь не подобающего сыну поведения, но если дело дойдет до этого, то отец, конечно, сможет доказать, кто сильнее. Из этих фраз невозможно сделать вывод о существовании реального «соглашения» между Помпеем и Цезарем. Следовательно, этот отрывок можно смело понимать в самом общем смысле: «эти слова заставили людей думать, что между Помпеем и Цезарем что-то происходит». Внезапное уклонение Помпея от обсуждения вопроса о провинциях Цезаря и, в меньшей степени, его намеки на неподчинение и не подобающее сыну поведение должны были создать безошибочное впечатление что между ними «что-то произошло», о чем большинство людей не знает. Только такие выводы можно обоснованно сделать из слов Целия.
Единственное упоминание, дающее основания предполагать, что в законе Помпея—
(5) Возможность «неформального соглашения». — Это подводит нас к вопросу о том, что произошло между Помпеем и Цезарем, и об этом нет никаких сведений, только догадки. Общепризнанно, что на встрече Цезаря и Помпея в Луке последний пообещал обеспечить своему партнеру privilegium[31], освобождающее его от обязанности лично присутствовать при своем избрании в консулы. Это свое обещание Помпей выполнил в 52 г. принятием Lex Decem Tribunorum[32], который предоставлял Цезарю его «ratio absentis», и сомнительным с точки зрения законности дополнением к Lex de iure magistratuum86. На встрече в Луке также было решено продлить полномочия Цезаря в Галлии еще на пять лет. Высказывалось удивление87, что Цезарь в 55 г. ожидал или хотел еще пяти лет войны в Галлии. Это не означает, что он хотел; но наше знание о Цезаре позволяет нам полагать, что он бы подготовился ко всем случайностям, которые мог предвидеть.
В Луке положение Цезаря было следующим. Если бы он получил еще пять лет с 54 г. (или по иным мнениям с 55 г.), то у него бы достаточно времени, чтобы закончить завоевание и колонизацию Галлии. Обещание Помпея о «absentis ratio» могло быть исполнено в любой удобный момент. Для Цезаря весь вопрос состоял в том, будет ли он избран до или после истечения срока своих полномочий. Если до истечения срока полномочий, то он мог быть уверен в том, что не окажется на какое-то время частным лицом (privatus)88, но ему бы потребовалось исключение из lex annalis[33]. Если после истечения срока полномочий, т. е. в 49 г., то необходимо было найти какой-то способ остаться в Галлии до конца 49 г. Цезарь вполне мог рассматривал обе возможности, оставляя за собой выбор действий в зависимости от состояния дел в Галлии. С учетом этих обстоятельств можно предположить, что Цезарь потребовал от Помпея другого обещания, а именно, в случае необходимости не допускать обсуждения его преемника до 1 марта 50 г. Как показал Моммзен, в таком случае пребывание Цезаря в Галлии продлевалось до конца 49 г., а к тому моменту он уже мог быть законно избран консулом, если бы Помпей сдержал другое свое обещание об «absentis ratio». Вопреки Моммзену, эта версия предполагает не наличие sanctio в законе Помпея—
(а) На протяжении всего 51 г. М. Марцелл постоянно делал то, чего он не имел бы права делать при наличии sanctio.
(б) После 55 г. и далее Цезарь намеревался оставаться в Галлии до с.36 января 48 г., хотя для него было бы естественно покинуть провинцию сразу после выполнения своей задачи.
(в) В сентябре 51 г. «negotium» между Помпеем и Цезарем стало сюрпризом (чего не произошло бы, если бы оно было включено в закон Помпея—
(г) Никто не выразил удивления или возмущения по поводу соглашения, дававшего Цезарю, по меньшей мере, 10 дополнительных месяцев пребывания в Галлии. Потому что никто не знал об этом.
(д) Это объясняет тот факт, что, по словам самого Цезаря, он собирался стать консулом после соблюдения законного интервала (BC 1, 32, 2; 3, 1, 1), а по словам Целия он считал «что он не может быть невредимым, если расстанется с войском» (Fam. 8, 14, 2). Если бы Помпей сдержал обещание, то закон Семпрония гарантировал Цезарю продление командования до конца 49 г.89
Не стоит удивляться, что Цезарь положился только на слово Помпея90. Во-первых, альтернатива, требовавшая этого обещания, т. е., пребывание в Галлии до конца 49 г. и избрание на 48 г., в 56 г. должна была казаться менее вероятной из двух, и даже другая возможность — избрание в 50 г., — все равно требовала помощи Помпея для обхода lex annalis. (Тут можно предположить наличие и третьего обещания, обусловленного тем, что собирался предпринимать Цезарь). Далее, следует помнить о том, что партнеры только что заключили семейный союз путем женитьбы Помпея на Юлии, и что у античных авторов были основания считать ее смерть началом их разрыва (см. напр. Florus 4, 2, 13). И, наконец, характер Помпея, о котором будет сказано ниже91, позволял рассчитывать на то, что он будет верен своему обещанию даже тогда, когда его исполнение станет абсолютно бесполезным. Он действительно исполнил свое обещание о «absentis ratio» в то время (в 52 г.), когда их отношения с Цезарем разладились92. Более того, нет оснований сомневаться в том, что гражданская война стала возможностью в 52 г. и неизбежностью в 50 г.93, и что если Цезарь предвидел такую возможность в 56 г., то он с самого начала знал, что в этом случае все решать будет сила, а не устные договоренности. Он не мог рассчитывать на то, что соглашения, заключенные в 56 г., переживут его серьезный разрыв с Помпеем. Но это все же не помешало ему потребовать у Помпея обещания предпринять определенные юридические действия.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что положение Цезаря после Луки было следующим: он имел еще пять лет для окончательного покорения Галлии, после чего обещание Помпея не допускать обсуждений до марта 50 г. и предоставить право «absentis ratio» должно было обеспечить ему безопасное вступление должность консула в 48 г. Но если бы завоевание Галлии завершилось раньше этого времени, то могло быть обеспечено решение сената, освобождающее Цезаря от десятилетнего интервала, «absentis ratio» — перенесено на более раннюю дату, и он мог бы стать консулом, сохраняя полномочия по управлению провинцией.
с.37 (6) Ratio Absentis. — Если мы на минуту признаем это положение доказанным, то может возникнуть вопрос, как работали его последствия в течение последующих пяти лет. До конца 53 г. Цезарь был занят в Галлии. Помпей стал консулом в 52 г., и Светоний сообщает нам (Div. Iul. 26, 1), что на должность его коллеги была предложена кандидатура Цезаря. Но Цезарь предпочел, чтобы ему предоставили другую привилегию: «домогаться второго консульства еще до истечения срока командования». Стивенс, конечно, имеет все основания рассматривать это как доказательство того, что Цезарь намеревался быть избранным до срока окончания истечения своих полномочий; такой взгляд на намерения Цезаря сам по себе вполне возможен. Он находит подтверждение этому в уже многократно обсуждавшемся письме (Fam. 8, 8, 9), где Целий говорит Цицерону, что одна из двух альтернатив для Цезаря — участвовать в выборах «hoc anno» (т. е., в 50 г., при любом буквальном толковании). Проблема тут в том, что сам Цезарь сообщает нам, что привилегия была ему предоставлена на 49 г. (BC, 1, 9, 2). Стивенс не обращает внимания на этот важный момент.
Можно попробовать восстановить относящиеся к этому делу факты, имевшие место в первые месяцы 52 г. В начале года Цезарь считал Галлию «замиренной»94 и вполне мог надеяться на участие в консульских выборах в 50 г., если бы для него удалось обеспечить исключение из правил95. Он мог ответить трибунам, желавшим сделать его коллегой Помпея по консульству, что Галлия еще не замирена до конца, но что он хотел бы стать консулом до истечения срока своих полномочий. Но в начале 52 г. разразилось восстание Верцингеторикса. Клодий был убит 18 января (Ascon. in Milon, 27). Галлы узнали об этом «быстро» (BG, 7, 1, 2), т. е., возможно в первой неделе февраля. Восстание могло разгореться в течение пяти или шести недель после этого, скажем, во второй неделе дополнительного месяца или чуть позже. Помпею было поручено восстановить порядок в начале дополнительного месяца (Ascon. 29), он был избран консулом без коллеги 24 числа (Ascon. 31) и провел два своих закона de vi[34] и de ambitu[35] 27 числа (Ascon. 31). Просьба Цезаря, как указывает Светоний, могла быть высказана еще до избрания Помпея, или, самое позднее, практически сразу после его избрания. Цезарь не уехал в Галлию до тех пор, пока Помпей не восстановил в Риме какой-то порядок (BG, 7, 6, 1). Это должно относиться к событиям дополнительного месяца и указывает на отъезд в Галлию в начале марта, что в любом случае вероятно, так как он должен был получить вести из Галлии в конце дополнительного месяца. Lex Decem Tribunorum последовал, по крайней мере, немного позже96. Таким образом, у Цезаря было время отменить свои первоначальные инструкции (если Светоний прав насчет них)97. Если в свете вестей из Галлии такой шаг был предпринят, то это позволяет нам доверять обоим свидетельствам: и Светонию, и Цезарю. Еще в августе 51 г. Целий предсказал, что запрет трибунов и ответный запрет затянут дело «более, чем на два года» (Fam. 8, 5, 2), т. е. он уже предполагал, что Цезарь захочет остаться в Галлии до конца 49 г. На самом деле, не о чем говорить после сентября 51 г., когда Целий своим выражением «hoc anno» вроде бы указывает на то, что Цезарь намеревался быть избранным на 50 г.
с.38 Однако этот эпизод (Fam. 8, 8, 9) нужно рассмотреть подробнее. Слова Целия таковы — «itaque iam, ut video, alteram utram ad condicionem descendere vult Caesar, ut aut maneat neque hoc anno sua ratio habeatur aut, si designari poterit, decedat»[36]. Целий говорит о своем собственном мнении («ut video»), что Цезарь или «останется» («maneat» должно означать — останется дольше той даты, когда его законно можно будет сменить) и откажется от избрания на этот год (50 г.) или, если он сумеет добиться избрания, покинет провинцию (т. е. до наступления «legis dies»). Важно, что, согласно теориям, изложенным выше, Целий неправильно понимает Цезаря. Если Моммзен и Харди правы и «hoc anno» означает 49 г. («год, о котором мы все думаем»98), то Целий ошибается, полагая, что Цезарь уступил бы желанию своих врагов не позволить ему «et consul esse et exercitum habere»[37] (Fam. 8, 8, 9): он либо остался бы дольше «legis dies» и так и не был бы избран в этом году (49 г.), — однако это бессмысленно; либо добился бы избрания после отъезда в «legis dies» («decedat» показывает, что Целий имел в виду отъезд либо раньше, либо в «legis dies», но не после него), — но это еще более бессмысленно. И в том и в другом случае приходится сделать вывод, что Целий считал, будто Цезарь откажется от «absentis ratio». С другой стороны, если мы согласимся с тем мнением, что «legis dies» и право на «absentis ratio» наступали в 50 г., то Целия вновь можно упрекнуть в ошибке, так как он полагал, что Цезарь покинет Галлию до окончания 50 г., раньше, чем сможет вступить в консульство. В обоих случаях Целий должен был не заметить того, что сам позднее (Fam. 8, 14, 2) рассказывает о позиции Цезаря, а именно, что он считает слишком опасным распускать армию (до тех пор, пока не станет консулом)99. По нашему мнению, однако, Целий обсуждает альтернативы, которые Цезарь мог рассматривать еще в 56 г. (см. выше, с. 35): он мог либо быть выбранным в 50 г. и остаться до января 49 г. (в таком случае он бы «decedere» на два месяца раньше «legis dies»), либо он мог отложить свое участие в выборах до 49 г. и «manere» до конца этого года. В 51 г. считалось, что Цезарь рассматривает те возможности, которые для человека его проницательности должны были быть очевидны с 56 г. Наши теории обретают некоторую плоть и реальность.
Впрочем, уже было высказано предположение (см. выше, с. 37), что если у Цезаря вообще был выбор, то он сделал его в начале 52 г. Тогда как мог Целий в сентябре 51 г. считать, что Цезарь свободно мог воспользоваться «absentis ratio» в 50 или 49 г.? Это можно счесть указанием на то, что Lex Decem Tribunorum не содержал никакой даты. Но в действительности это маловероятно и опровергается ясным указанием Цезаря (BC 1, 9, 2), что он получил эту привилегию на 49 г. — «cuius absentis rationem haberi proximis comitiis populus iussisset»[38]. Эти слова убедительно подтверждаются Дионом Кассием100, и текст Цицерона в письме Att. 7, 7, 6 предполагает то же самое. Весь этот вопрос был разрешен Моммзеном101, чьи аргументы показывают, что Lex Decem Tribunorum должен был предоставить Цезарю право заочно участвовать в выборах в 49 г., но это не означает, что он никогда не собирался участвовать в выборах в 50 г. Нужно теперь показать каким образом Целий вообще пришел к мысли о более ранней дате. Он явно считал, что Цезарь выберет с.39 первый вариант; должно быть, поэтому он в своем письме говорит сначала о событии, более позднем по времени. Более того, его слова: — «si designari poterit»[39] — ясно показывают, что Цезарь не мог просто выбрать выборы на 50 г.; для этого необходимо было предпринять еще некоторые шаги, например, получить от сената освобождение от lex annalis и перенести на более раннюю дату «absentis ratio» с помощью нового трибунского закона102. Ситуация могла быть следующей. Когда разразилось галльское восстание, Цезарь изменил свое первоначальное намерение участвовать в выборах в 50 г., — намерение, о котором говорит Светоний103, — на решение участвовать в выборах в 49 г. Однако, как показывает предложение М. Марцелла (см. прим. 106), которое, как и все антицезарианские шаги, являлось попыткой отозвать Цезаря прежде, чем он сможет использовать «absentis ratio», в 51 г. наблюдатели в Риме считали возможным, что Цезарь еще попытается вернуться к своей предыдущей позиции посредством нового законодательства104. Когда этот вопрос был отложен на некоторое время из-за желания Помпея отсрочить обсуждение, Целий решил, что выдвижение Цезарем своей кандидатуры на 50 г. теперь уже маловероятно: употребление Целием слова «itaque»[40] показывает, что он основывал свои прогнозы на данных, изложенных в предыдущей части письма (Fam. 8, 8, 5 и 9). Он вообще упомянул об этом только потому, что Цезарь мог что-то предпринять за зиму, несмотря на отсрочку104a.
(7) «Negotium» между Цезарем и Помпеем. — Восстание 52 г. и, как следствие, задержка Цезаря в Галлии на лето 50 г.105 заставили его выбрать 48 г. для выдвижения своей кандидатуры в консулы. Это дало ему возможность показать себя законопослушным (BC 1, 32, 2; 3, 1, 1). С другой стороны, второе обещание Помпея теперь становилось важным для продления полномочий Цезаря до конца 49 г. Но как раз тогда, когда Цезарь был готов потребовать выполнения этого обещания, законодательство Помпея 52 г., фактически отменившее закон Семпрония и традиционную систему распределения провинций, выбило у него почву из-под ног. Теперь единственный шанс продлить проконсульство заключался для Цезаря в том, чтобы предотвратить назначение себе преемника с помощью трибунского вето, которое стало возможным из-за того, что закон Семпрония уже не действовал.
Вероятно, в апреле 51 г. М. Марцелл начал атаку на позиции Цезаря, т. е. против «absentis ratio» и, по-видимому, также против «legis dies»106. Позже Целий сообщает нам (Fam. 8, 1, 2; 8, 2, 2), что это предложение было отложено, возможно, из-за нерешительности Помпея и его нежелания открыто признавать разрыв с Цезарем. Но умеренная тактика преобладала недолго, и 22 июля сенат постановил, что вопрос о провинциях (который включал и вопрос о преемнике Цезаря)107 должен быть вынесен на обсуждение. В с.40 назначенный день (13 августа) ничего не произошло из-за суда над избранным консулом Г. Марцеллом (Fam. 8, 9, 2). Когда в сентябре вопрос снова был поднят, Помпей дважды отказывался обсуждать его, и сначала Сципион, а затем и он сам откладывали все до 1 марта 50 г. (Fam. 8, 9, 5; 8, 8, 9). Мы вновь возвращаемся к изменению намерений Помпея и его возможной встрече с Цезарем.
Можно предположить, что, встретив своего старого партнера или его посланника, Помпей вспомнил свое теперь уже ненужное обещание пятилетней давности — откладывать любые обсуждения до 1 марта 50 г. — и успокоил свою совесть заявлением, что будет строго соблюдать прежнюю договоренность. Возможно, он сказал, что Цезарь не может ждать от него большего: каждый пункт лукского соглашения был выполнен (и Помпей в связи с этим освободил себя от всех обязанностей в отношении Цезаря). «Absentis ratio» было предоставлено — хотя и в обстоятельствах, позволяющих оспаривать его законность; а обсуждение будет отложено до оговоренной даты — хотя теперь эта уступка была бесполезна. Такое поведение вписывается в его характер. Помпей был чрезвычайно щепетилен во второстепенных вопросах чести и привык успокаивать свою совесть, точно выполняя букву соглашения и полностью игнорируя его дух. Он поступил так в деле с «absentis ratio» и припиской, которую добавил к своему закону de iure magistratuum108. Подобным образом, когда Клодий стал нападать на Цицерона, Помпей пытался обмануть и себя, и Цицерона легкими обещаниями, которые он мог считать выполненными из-за своей кажущейся невиновности в произошедшем (Att. 2, 20, 2; 22, 2; Plut. Pomp. 46, 9). Общеизвестная двуличность Помпея109 позволяет предположить такой же образ мыслей: его совесть была спокойна, если только он не признавался открыто в том, что предлагалось в его интересах110. Известно также, что в трудных ситуациях он очень любил прибегать к словесным уверткам (Att. 2, 16, 2; Plut. Pomp. 51, 7 и далее).
Таким образом, в то время, как Стивенс постулирует реальную «сделку» в 51 г., скорее можно предположить, что договоренности в полном смысле этого слова в то время не было. Старое соглашение — данное в 56 г. обещание Помпея откладывать обсуждение провинций Цезаря, если последнему потребуется более длительное пребывание в должности, — было восстановлено, чтобы Помпей мог успокоить свою совесть и считать себя полностью правым в намечавшемся конфликте. «Negotium» 51 г. было не более, чем отсрочкой открытого столкновения, приближение которого видели обе стороны, и не дало Цезарю ничего существенного; но на этой стадии он и не мог ожидать от Помпея ничего существенного. В конце концов, у него не было причин отвергать это соглашение, которое на шесть месяцев освобождало его от необходимости блокировать все обсуждение провинций.
Эта теория позволяет преодолеть препятствие, которое не смог преодолеть Стивенс. Все, что произошло в 52 г. и позже (законодательство Помпея, отношения между партией Катона и Помпеем, обсуждения в сенате в 51 г.), свидетельствует о возраставшем отчуждении бывших партнеров. Такое впечатление создается при прочтении переписки Цицерона (Att. 5, 12, 2; Fam. 8, 4, 4; 9, 5; 10, 4), рассказа Диона Кассия (40, 50, 5; 51, 1; 56, 2), Аппиана (BC 2, 23, 84 сл.; 25, 95 сл.) и Светония (Div. Iul. 27, 1; 28, 3) и короткого упоминания Цезаря о его отношениях с Помпеем (BC 1, 4), которые указывают, что их дружба начала рушиться после смерти Юлии в 54 г. (так же Florus 4, 2, 13). с.41 Стремление Цезаря как можно дольше сохранять хорошие отношения со своим партнером и соперником (Caes. BC 1, 7; App. BC 2, 25, 96), конечно же, не свидетельствует против общего ухудшения ситуации. Но Стивенс убеждает нас в том, что они в один момент восстановили свой союз. Это предположение становится еще более невероятным, если вспомнить, что в последующие несколько месяцев ослабления их враждебности не наблюдалось. Стивенс отмечает, что Помпей вернулся из Аримина без легиона, который он ранее одолжил Цезарю. Но еще до своей поездки в Аримин Помпей сам заявил, что не может забрать легион сразу (Fam. 8, 4, 4). Если в августе 51 г. между этими двоими действительно состоялась «сделка», то зачем Цезарь всю зиму старался заручиться поддержкой Павла и Куриона? Как и почему «сделка» полностью разрушилась всего за несколько месяцев, к весне 50 г.? Последовательность событий выглядит нелогичной и необъяснимой, если допустить наличие реального соглашения между соперниками в столь позднее время. Но все становится понятным, если встреча в августе 51 г. закончилась всего лишь обещанием выполнить старое соглашение, которое, хотя и имело свою цель в 56 г., теперь стало совершенно бесполезным111.
Остается один момент: «огорчение» Бальба в связи с предложением Сципиона от 1 сентября 51 г. обсудить вопрос о галльских провинциях отдельно 1 марта 50 г. (Fam. 8, 9, 5). Стивенс (с. 188 и далее.) считает это дополнительным доказательством в пользу существования «периода назначения». Но, вероятно, за этим не стояло ничего, кроме нежелания Цезаря, чтобы вопрос о его провинциях обсуждался отдельно. Отделение их от общего распределения провинций было прямым нападением на него самого112. Более того, если бы он смог блокировать все обсуждение провинций одним действием, сенат, похоже, уступил бы ему113. Бальб мог протестовать против предложения Сципиона и потому, что отсрочка, теперь являвшаяся лишь призрачной уступкой, была представлена как честное выполнение старого обязательства. Постановление от 29 сентября (Fam. 8, 8, 5), воплотившее предложение Сципиона, не было оспорено цезарианскими трибунами, поскольку они тоже считали, что небольшая шестимесячная отсрочка лучше, чем ничего. Они и их патрон по крайней мере могли заняться подготовкой к решающему 50 г., не отвлекаясь на деятельность Марцелла.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Возможно, возникнет вопрос, что же дало это пространное обсуждение. Для начала можно сказать, что были предложены более удовлетворительные объяснения нескольких эпизодов, не соответствующих «традиционной» точке зрения114, и при этом не было проигнорировано явное свидетельство о том, на какой год было предоставлено «absentis ratio» (с. 37 и далее.). Представляется также, что ответом на вопрос о том, почему в источниках не упоминается «legis dies», может послужить предположение, что к началу гражданской войны эта дата еще не наступила. Во время переговоров решающая дата была слишком хорошо известна, чтобы с.42 уточнять ее специально, и когда наконец она наступила, гражданская война уже кипела и юридические вопросы утратили свое значение. Если, с другой стороны, «legis dies» был в 50 г., то вопрос о том, как он мог пройти без всякого внимания, остается без ответа115.
Еще более важной, чем эти вопросы, представляется сама возможность рационального объяснения деятельности Цезаря и его врагов с помощью этой теории. По этим данным Цезарь был способен предвидеть будущие случайности и строить планы на будущее, учитывая их. У Моммзена он действует негибко, связывая себя определенной линией поведения без возможности ее изменения. Эдкок и Стивенс фактически предполагают, что у него вообще не было никакого плана в Луке и что он жил попросту без всякого задела на будущее. Изложенная здесь версия соответствует этому человеку куда лучше. И хочется надеяться, что здесь был дан ответ на обоснованное возражение, что эта теория заставляет Цезаря полагаться на слово Помпея и «неформальное соглашение» (с. 36 и 40).
Также стало возможным избежать такого видения отношений Помпея и Цезаря, которое можно назвать катастрофическим: что все было в полном порядке до зимы 51—
Наконец, можно надеяться, что было дано лучшее объяснение событий декабря 50 г. и января 49 г., нежели то, которое возможно при датировке «legis dies» 50 годом. Сторонники 50 года предлагают считать, что враги Цезаря отложили полновесные атаки до того времени, когда «legis dies» уже прошел, т. е. до того времени, когда они потеряли наилучший шанс добиться своей цели и сохранить видимость законности. Против этого выше было выдвинуто предположение, что, концентрируясь на законе Помпея—
Но все планы Цезаря были разрушены законодательством 52 г. В результате возник круг предложений и запретов, контрпредложений и контрзапретов, который продолжался весь 51 и 50 гг. С приближением «legis dies», а не после того как он прошел, партия Катона объединила усилия и довела ситуацию до кризиса. Когда активная помощь Помпея была, наконец, получена (в декабре 50 г.), они уже могли настоять на предложении об отозвании Цезаря, преодолеть вето и попытаться военным путем добиться того, чего из-за вето не смогли добиться в обычном порядке, путем применения закона Помпея—
ПРИМЕЧАНИЯ