Светильники в форме головы Силена из Патрэя
с.144 В 1968 году при раскопках внутри крепостных сооружений на Патрэе в юго-западном углу помещения было обнаружено скопление раздавленной керамики. Вся группа сосудов перекрыта слоем камки. Толщина камкового слоя 0.03—
Среди находок могут быть отмечены амфоры и краснолаковые предметы, преимущественно миниатюрные мисочки, одна целая. Миски неглубокие, некоторые с насечками, на двух граффити: ΜΑ и ΑΧ. Здесь же найдена тонкостенная керамика — реберчатая кастрюля, черноглиняный сосуд типа амфоры с реберчатым туловом, красноглиняная ойнохоя с закопченной поверхностью, а также обломки стеклянной посуды. Среди этого завала керамики и были обнаружены в раздавленном состоянии два краснолаковых светильника в виде головы Силена1.
с.145
Рис. 1 |
Рис. 2 |
с.146 Светильники одного размера: 13.1 см длина и 7 см ширина в самой широкой части, высота от 4.6 до 4.4 см (рис. 1 и 2). Лицо Силена имеет большой выпуклый лоб, прорезанный грубыми складками, большие оттопыренные уши без детальной прорисовки ушной раковины, выпуклые надбровные дуги, большие глаза (у одного экземпляра зрачки просверлены насквозь, у другого только заглублены по сырой глине), прямой нос с расширяющимися крыльями, глубоко прорезанными ноздрями. Глубокая складка пересекает лоб при переходе к носу, возле крыльев носа две поперечные складки. Отчетливо обозначена верхняя губа большого рта. В целом лицо имеет тщательно моделированные детали. Оно несколько асимметрично: у одного экземпляра чуть сдвинут вправо нос, у другого — более выпуклая правая щека.
Ручки светильников выполнены в виде пальметы, которая слегка понижается к внутренней стороне и имеет круглое отверстие диаметром 1.2 см для подвешивания светильника. От нижней части ручки к голове Силена идет хорошо обработанный налеп. Видимо, вся ручка сделана из одного куска глины, который налеплен на сосуд.
Светильники имеют плоское эллипсообразное дно размером 3.8×2.8 см и 4×2.9 см.
Совпадение изображений и характера отделки светильников позволяет утверждать, что они выполнены одним мастером и, очевидно, в одной форме.
Светильники тонкостенные, краснолаковые. Сохранность лака плохая, цвет глины розовый, ровный, без заметных включений.
Стратиграфические условия находки и сопровождающий материал позволяют датировать светильники не ранее начала или даже середины II в. н. э.
Широкое распространение фигурных светильников обычно относят к I—
В каталоге светильников государственного Эрмитажа, с.147 составленном О. Вальтгауэром в начале XX в., нам не удалось обнаружить аналогии нашим светильникам. Нет их и среди образцов античной художественной бронзы, представленной на выставке государственного Эрмитажа6.
В работе Tihamér Szentleleky7, представляющей наиболее свежий и полный обзор античных светильников с древнейших времен и до IV в. н. э., близких аналогий нашим светильникам также не имеется.
Наиболее близкие аналогии прослеживаются по публикациям болгарских ученых И. Велкова8 и особенно А. Милчева и Д. Пекова9, которыми рассматривается бронзовый светильник из находок Михайловограда. На основании анализа стиля авторы предлагают датировать находку I — началом II в. н. э.10
Эта датировка не противоречит той, которая предложена нами для патрэйских светильников с головой Силена на основании стратиграфических условий находки.
ПРИМЕЧАНИЯ