XII таблиц и календарь архаического Рима: к вопросу об обществе и эпохе записи древнейших римских законов.
Большинство современных ученых придерживается мнения о достоверности традиции о законах 12 таблиц. Они рассматриваются как важный этап в сословной борьбе патрициев и плебеев: запись законов — большая победа плебса. Все исследователи обращают внимание на то, что в 12 таблицах отразилось очень архаичное право, тесно связанное с сакральными и гентильными нормами. Как раз такое право, как предполагается, должно было существовать в царскую эпоху, бывшую догосударственным периодом в истории Рима. В децемвирах в таком случае, вероятно, следует видеть курионов — сакральных представителей 10 курий, входивших в трибу, ведавших правовым регулированием общественной жизни. Ведь в эпоху архаики именно курия была основной общественной единицей римского общества. Цифра десять наводит на мысль о том, что первоначальное число таблиц было не 12, а именно 10, как об этом и сообщает традиция. В этом отношении уместно вспомнить, что Макробий сообщал, что «децемвиры, которые прибавили две таблицы, предлагали народу утвердить исправление календаря»1.
В чем состояло это исправление календаря? Как известно, первоначальный римский календарь насчитывал 10 месяцев. Затем римляне перешли на календарь из 12 месяцев2. Логично связать сообщение Макробия о децемвирах, которые добавили 2 таблицы к первоначальным
Согласно традиции, 10-месячный календарь использовался римлянами при Ромуле5. При Нуме Помпилии были проведены религиозные реформы, в числе которых был и переход на 12-месячный календарь. Нума обычно воспринимается как царь сабинского происхождения и его религиозные реформы трактуются как следствие слияния латинской и сабинской общин, потребовавшего корректировки первоначальных чисто латинских sacra. Однако дело обстояло, по-видимому, сложнее. Нума явно состоял в родстве с какими-то этрусскими кланами. На это указывает версия о его женитьбе на Лукреции и его любовной связи с нимфой Эгерией. Имя Лукреции заставляет вспомнить о легендарной Лукреции, дочери Спурия Лукреция Триципитина и жене Тарквиния Коллатина, жившей в соседней с Римом Коллации. Именно в Коллацию во времена Анка Марция, внука Нумы, переселился брат Тарквиния Приска Аррунт. Там он женился на местной царевне и получил имя Эгерий, которое не только связывает его с Нумой, но и указывает, что Эгерии были царским родом Коллации. На то, что связь Нумы с Эгериями-Лукрециями-Тарквиниями была отнюдь не мимолетной, указывают два следующих обстоятельства. Во-первых, сам Нума был похоронен у подножия Яникула, затибрской и первоначально этрусской области, откуда в Рим переселился Тарквиний Приск. А во-вторых, Тарквиний был переселен в Рим после завоевания Яникула внуком Нумы Анком Марцием и получил от последнего как бы «мандат» на царство в Риме. В свою очередь Тарквиний присоединил к Риму Коллацию, но не переселил в Рим тамошнюю «династию» своего брата, а оставил местных Эгериев-Лукрециев в качестве своего рода «вассалов» Рима.
Таким образом, имеются некоторые основания говорить о том, что переход на 12-тиричную системы счисления в сакрально-календарной и сакрально-правовой сферах был следствием этрусского культурного влияния, распространявшегося на Рим уже в правление Нумы Помпилия и Анка Марция. Не к этой ли эпохе следует относить и запись двух последних таблиц? По данным Цицерона, именно в этих таблицах появился запрет браков между патрициями и плебеями6. В области семейного права 12 таблиц освобождали от опеки жриц Весты7. Сама коллегия весталок, согласно традиции, была создана при Нуме Помпилии. Плутарх сообщает, что сначала весталок было две, затем после переселения в Рим альбанцев — четыре, а при Сервии — шесть: по две представительницы от каждой трибы8. Судя по легенде о Рее Сильвии, Амулии и Марсе, весталка рассматривалась как ритуальная жена бога общины. Освобождение ее от опеки агнатов означало, что она находилась под опекой божества, занимая положение его «агнатки». Это еще один аргумент в пользу отнесения законов 12 таблиц ко времени Нумы Помпилия.
Начальную же их запись — первые 10 таблиц — по-видимому, вообще следует связывать с периодом оформления первоначального города, то есть со «временем Ромула». Условно говоря, время Ромула — это эпоха собирания соседских общин Палатина, Капитолия и отчасти Целия в единый город. Прежние сельские традиции заменялись новыми, городскими порядками. Прежние места погребений окрест поселений стали мешать городскому строительству. Обычаи первобытных престижных пиров и ритуальных трат накопленного имущества не вписывались в более регулярный, рациональный быт нового сообщества. Это столкновение новых городских и старых догородских традиций проявляется в сохранившихся нормах десятой таблицы законов.
Таблица 10, 1: Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе. Cic. de leg. 2, 24, 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.
Таблица 10, 8: А также золота с покойником пусть не кладут, но если у умершего зубы скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом. Fest. P. 154: В 12 таблицах постановлено не ставить перед умершим напитков с миррою. Cic. de leg. 2, 23, 59: Ограничив расходы тремя саванами, одной пурпурной туникой и десятью флейтистами, закон 12 таблиц воспретил также и причитания по умершим. Кроме того, в законах устанавливаются еще следующее: отменяется умащивание рабов и питье круговой чаши. «Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц».
Изучение древнейшего Ромулова календаря ставит перед исследователями немало вопросов. Одним из них является вопрос о том, как распределялись дни года в этом календаре. Цикл из десяти месяцев по 30—
Не претендуя на решение этих проблем, по поводу которых существует обширная литература, попытаюсь высказать лишь несколько замечаний. К ним подводит анализ текста третьей таблицы о долговом праве законов 12 таблиц. Современные исследования проблемы nexum mancipiumque показывают, что первоначальное долговое право в римской архаике было тесно связано с календарным циклом9. Долговое обязательство возникало обычно в первый месяц года, то есть в марте, когда перед началом сельскохозяйственного цикла крестьяне обзаводились тем инвентарем или рабочим скотом, которого им не хватало в хозяйстве. Его приобретение осуществлялось путем манципации, во время которой вместо реальной цены за полученный инвентарь давалась клятва вернуть определенную сумму после утилизации урожая, то есть осенью по окончании сельскохозяйственного цикла. Давший клятву крестьянин оказывался «связанным данным обязательством» — nexum в форме mancipium. Возвращение долга обычно осуществлялось до конца года, то есть до декабрьских Сатурналий. За месяц до их начала начинался отсчет времени отдачи долга. Законы 12 таблиц упоминают эти 30 дней, которые давались должнику, чтобы он рассчитался с кредитором. Современные исследователи отмечают, что долг не переходил на следующий год. Видимо, следующий годовой цикл рассматривался как совершенно новый этап жизни природы и, соответственно, общества. Поэтому в конце старого и в начале нового года проводились обряды очищения — люстрация. Освобождение от долгов — развязывание nexus — было одним из проявлений этого очищения общества перед ликом богов. Исследователи отмечают, что неоплатные должники, не могущие освободиться от nexum, поскольку они отягощали общество «грехом» перед божеством в виде нарушения данной ему клятвы, должны были приноситься в жертву этому божеству. Этим божеством был древнейший земледельческий Сатурн, в честь которого праздновались дни зимнего солнцестояния и которому была посвящена римская казна — эрарий. Поэтому первоначально неоплатные должники реально или ритуально приносились в жертву Сатурну в конце декабря.
Но с отменой Нумой Помпилием человеческих жертвоприношений установился иной обычай. Возможно, он основывался на ритуальной практике, возникшей еще во времена Ромула. Авл Геллий рассказывал, что если должник не мирился c кредитором, то его оставляли в заточении 60 дней. В течение этого срока он три раза подряд выводился на комиций к претору и объявлялась присужденная с него сумма. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу за Тибр10. Эти 60 дней пребывания должника в домашней подземной тюрьме — эргастуле — явно перекликаются с теми 60 днями, которые в десятимесячном календаре выпадали неизвестно куда, оставляя лакуну между декабрем и мартом (с 23 декабря — Ларенталии, заканчивавшие Сатурналии, по 23 февраля — Терминалии). Должнику как бы давалась еще одна возможность расплатиться и это был срок между декабрьской и февральской люстрациями. Во время этих 60 дней должник рассматривался как ритуально мертвый, поскольку он должен был быть казнен еще в декабре. Поэтому он содержался в подземном помещении и рассматривался таким образом как посвященный подземным богам. Такой подход явно перекликается с архаической сакральной санкцией в отношении патрона, нарушившего клятву верности в отношении своего клиента11. По всей вероятности, те два зимних месяца, что неоплатный должник проводил в заточении, были посвящены грозным подземным богам. В силу их власти в ином, подземном мире существовал запрет — табу — на их имя. Поэтому два зимних месяца в первоначальном календаре были без названия и их как бы не было. Это было время зимнего замирания жизненных сил природы, ее ритуального умирания или перехода под власть подземных богов. Перед началом нового годового цикла в конце февраля проводилась новая люстрация римской общины, связанная с выходом общества и природы из состояния зимней «смерти». Во время нее должник, если не сумел использовать последние 60 дней, приносился в жертву12.
В своих реформах Нума Помпилий не только отменил человеческие жертвоприношения, но и дал названия зимним месяцам. Традиция приписывает ему введение января и февраля13. Это не означало, что Нума добавил к 305 дням еще 60. Плутарх указывает, что и во времена Ромула календарь состоял из 360 дней14. Терминалии, приходившиеся на 23 февраля, отмечали 360 дней, начиная с календ марта. А согласно Варрону, Терминалии были последними днями в году15. Этот древний использовавшийся при Ромуле цикл, видимо, ориентировался на лунарный календарь, хотя с первого взгляда это и не заметно. Лунный год предполагает два варианта деления на месяца: 1-й — на 13 месяцев по 27, 3 дня, и 2-й — 12 месяцев по 29, 5 дней. В обоих случаях лунный год насчитывал круглым счетом 355 дней. По-видимому, в Ромуловом календаре пять дней приходились на декабрьские Сатурналии и, таким образом, выпадали из цикла. Точно так же, вероятно, аналогичные Сатурналиям февральские Терминалии продолжались пять дней, формально не входя в цикл. Нума также ориентировал свой календарь на лунный год из 355 дней. Но вместо скрытого зимнего периода, ограниченного сакральными пятидневными праздниками, он ввел интеркаляции — добавочный месяц в 22 или 23 дня, вставлявшийся непосредственно после Терминалий16. Возможно, календарь Нумы был не реформой Ромулова календаря, а был этрусским календарем и отражал культурные различия между двумя народами. Иоанн Лид отмечал, что год у римлян начинался как в январе, так и в марте17. Исследователи рассматривают это указание как свидетельство того, что римляне пользовались двумя календарными системами18.
Новый календарный порядок в мире богов — космосе — требовал восстановления равновесия и в мире людей, записи еще двух таблиц законов, связанных с новыми месяцами. Одновременно должники перестали приноситься в жертву подземным богам, а стали продаваться за пределы римской территории, trans Tiberim, то есть туда, где властвовали чужие боги, не связанные с порядком в римской общине.
Если наши предположения верны, то запись законов 12 таблиц следует связывать не с фигурирующими в литературной традиции коллегиями демократически избранных децемвиров, а с совершенно определенными лицами, обладавшими сакральными полномочиями. Как отмечалось выше, первоначальные децемвиры — это 10 курионов одной римской трибы. В эпоху Ромула, как известно из традиции, римская община состояла из одной первоначальной трибы, насчитывавшей 10 курий. При Тулле Гостилии она была пополнена переселенными альбанцами, которые не образовали самостоятельной трибы. Появление на римских холмах населения, составившего основу для возникновения второй трибы, было связано с военной деятельностью Анка Марция. Напомним, что он был внуком Нумы Помпилия, при нем распространяется этрусское влияние на Рим. Обычно именно с его завоеваниями связывают начало образования римского плебса. Его основу видят в переселенных в Рим жителях латинских городов Политория, Фиканы, Теллен. В то же время из традиции как бы выпал кажущийся очевидным факт переселения в Рим древних жителей Яникула вместе с их царем Тарквинием Приском. Не это ли население явилось проводником этрусского влияния на латинско-сабинский Рим? Не они ли образовали ту массу граждан Рима, которая в связи с иными культурными корнями первоначально не могла слиться с первоначальным гражданством и рассматривалась как плебс? Различие социальных и культурных традиций, видимо, и было связано с отсутствием ius conubii между местными патрициями и новыми поселенцами, получившими название плебеев. Исследователи отмечают у этрусков не столь явно выраженные черты патрилинейности, как у римлян19. Это, видимо, долгое время и препятствовало установлению ius conubii между местными латинско-сабинскими поселенцами и переселенцами из-за Тибра. В то же время их приход в Рим оказался связан с переходом на новый 12-месячный календарь и добавлением двух таблиц законов к первоначальным десяти. Именно в этих новых таблицах и был зафиксирован запрет браков между патрициями и плебеями20. В обмен на инкорпорацию затибрского населения в римскую общину римляне стали посылать в культурно чуждый им мир — как прежде в подземное царство — своих неоплатных должников.
Оформление римских триб, видимо, пришлось на эпоху Тарквиния Приска и Сервия Туллия, когда в состав римского гражданства были включены сабины Квиринала. Реально в римском обществе оказалось четыре группы имевших различное происхождение граждан: 1) первоначальные римляне Ромула и Нумы Помпилия, жившие на Палатине и Капитолии, 2) переселенные Туллом Гостилием из Альбы-Лонги жители Целия, 3) переселенные Анком Марцием из латинских и затибрских городков жители Авентина, 4) включенные в состав римского гражданства Тарквинием Приском жители сабинского Квиринала и соседних сабинских областей. Однако архаическая социально-сакральная традиция была ориентирована только на тройственное социальное деление, отголоском чего, видимо, был легендарный спор царя Тарквиния Приска с авгуром Аттом Навием. Четвертая социальная группа в соответствии с сакральными представлениями была «обречена» на неполноправие. Она-то, по-видимому, и оказалась в конце концов связана в традиции с понятием «плебс». Поэтому в традиционной версии ранней римской истории первоначальное гражданство состояло из трех триб полноправных граждан и неполноправного плебса. Нечто схожее можно увидеть в трех древнеиндийских варнах «дваждырожденных», возводивших себя к первоначальным ариям, и четвертой варной «единождырожденных» шудр.
Реальное же историческое соотношение гражданства и плебеев было сложнее. Спор Тарквиния и Атта Навия закончился тем, что остановились на трех трибах. Традиция не сохранила сведений о том как вышел из положения царь Тарквиний. У него было два варианта. Либо первоначальные римляне, альбанцы и сабины составили три трибы, а переселенцы из-за Тибра стали плебеями. Либо альбанцы были объединены со своими сородичами с Палатина в одну трибу, а две другие составили сабины Квиринала и поселенцы Авентина. По-видимому, Тарквинию пришлось пойти по последнему пути и объединить в одну трибу родственных римлян Ромула и альбанцев. Так оформились трибы староримлян, сабинян и жителей Авентина, считавшихся до того вследствие особенностей своего социального быта плебеями. При Сервии Туллии единство римского гражданства было укреплено посредством центуриатной системы классов. В то же время традиция указывает на разделение Сервием городской территории на четыре городские трибы, которые, видимо, следует рассматривать как районы поселения разного по происхождению населения Города. Таким образом, закон Канулея, отменявший запрет браков между патрициями и плебеями, следует относить ко времени либо Тарквиния Приска, либо Сервия Туллия и рассматривать его в контексте широких социальных преобразований, приведших к оформлению единого римского гражданства. Первоначальное соотношение между четырьмя фактическими частями римского народа и его же тремя сакральными трибами осталось закодированным в числе таблиц первоначальных законов — 12
* * *
Откуда возникла традиция о записи законов 12 таблиц в 451—
Предшествующие времени посольства реформы Клисфена, Фемистокла, Эфиальта и самого Перикла далеко продвинули афинское общество по сравнению с началом
Эти соображения заставляют искать истоки античной традиции о датировке законов 12 таблиц в исторических сочинениях греческих авторов западного Средиземноморья. Римские анналисты времен второй Пунической войны приняли эту традиционную версию о посольстве 454 г. и записи законов в 451—
Вряд ли такое объяснение плодотворно. Нет сомнения, что запрет браков зафиксировал некие серьезные социальные, а не политические, различия между патрициями и плебеями. Они вряд ли могли быть устранены в течение пяти лет. Поэтому если связывать отмену этого запрета с традиционной датировкой 445 г. до н. э., то установление этого запрета относилось, очевидно, к гораздо более раннему времени. А поскольку он был связан с записью двух последних таблиц законов, то и этот акт следует существенно удревнить по сравнению с традиционной датировкой.
ПРИМЕЧАНИЯ