XII таблиц и календарь архаического Рима: к вопросу об обществе и эпохе записи древнейших римских законов.

Статья опубликована в сборнике докладов Российской ассоциации антиковедов: Власть, личность, общество в античном мире. Москва, 1997. С. 372—379.

Боль­шин­ство совре­мен­ных уче­ных при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния о досто­вер­но­сти тра­ди­ции о зако­нах 12 таб­лиц. Они рас­смат­ри­ва­ют­ся как важ­ный этап в сослов­ной борь­бе пат­ри­ци­ев и пле­бе­ев: запись зако­нов — боль­шая победа плеб­са. Все иссле­до­ва­те­ли обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что в 12 таб­ли­цах отра­зи­лось очень арха­ич­ное пра­во, тес­но свя­зан­ное с сакраль­ны­ми и ген­тиль­ны­ми нор­ма­ми. Как раз такое пра­во, как пред­по­ла­га­ет­ся, долж­но было суще­ст­во­вать в цар­скую эпо­ху, быв­шую дого­судар­ст­вен­ным пери­о­дом в исто­рии Рима. В децем­ви­рах в таком слу­чае, веро­ят­но, сле­ду­ет видеть кури­о­нов — сакраль­ных пред­ста­ви­те­лей 10 курий, вхо­див­ших в три­бу, ведав­ших пра­во­вым регу­ли­ро­ва­ни­ем обще­ст­вен­ной жиз­ни. Ведь в эпо­ху арха­и­ки имен­но курия была основ­ной обще­ст­вен­ной еди­ни­цей рим­ско­го обще­ства. Циф­ра десять наво­дит на мысль о том, что пер­во­на­чаль­ное чис­ло таб­лиц было не 12, а имен­но 10, как об этом и сооб­ща­ет тра­ди­ция. В этом отно­ше­нии умест­но вспом­нить, что Мак­ро­бий сооб­щал, что «децем­ви­ры, кото­рые при­ба­ви­ли две таб­ли­цы, пред­ла­га­ли наро­ду утвер­дить исправ­ле­ние кален­да­ря»1.

В чем состо­я­ло это исправ­ле­ние кален­да­ря? Как извест­но, пер­во­на­чаль­ный рим­ский кален­дарь насчи­ты­вал 10 меся­цев. Затем рим­ляне пере­шли на кален­дарь из 12 меся­цев2. Логич­но свя­зать сооб­ще­ние Мак­ро­бия о децем­ви­рах, кото­рые доба­ви­ли 2 таб­ли­цы к пер­во­на­чаль­ным 10-ти, с допол­не­ни­ем ими 10 меся­цев пер­во­на­чаль­но­го кален­да­ря еще дву­мя. Отсюда сле­ду­ют два важ­ных выво­да. Во-пер­вых, при этих децем­ви­рах име­ла место рефор­ма, состо­яв­шая в пере­хо­де с 10-тирич­ной систе­мы счис­ле­ния на 12-тирич­ную. Во-вто­рых, пер­во­на­чаль­ные рим­ские зако­ны 10-ти, а затем 12-ти таб­лиц были тес­но свя­за­ны с кален­да­рем и кален­дар­ным годо­вым цик­лом. Кален­дарь в этом отно­ше­нии высту­па­ет в роли сво­его рода зако­нов, уста­нав­ли­вав­ших опре­де­лен­ный порядок в кос­ми­че­ских силах. Кос­мос был сфе­рой боже­ст­вен­но­го поряд­ка. Поэто­му как в кален­да­ре, так и в свя­зан­ных с ним зако­нах 10-ти и 12-ти таб­лиц мы име­ем дело с сакраль­ным пра­вом. Кален­дарь фик­си­ро­вал это пра­во в небес­ной кос­ми­че­ской сфе­ре, зако­ны — в сфе­ре зем­ной обще­ст­вен­ной жиз­ни. В пер­во­на­чаль­ной рим­ской общине и та, и дру­гая сфе­ра нахо­ди­лась под кон­тро­лем пон­ти­фи­ков3. Пон­ти­фи­ки были носи­те­ля­ми и хра­ни­те­ля­ми сакра­ли­зо­ван­но­го зна­ния, поз­во­ляв­ше­го им высту­пать в роли зна­то­ков как при­род­ных, так и обще­ст­вен­ных зако­но­мер­но­стей. Отсюда их тес­ная связь с зако­на­ми и кален­да­рем. Соглас­но тра­ди­ции, кол­ле­гия пон­ти­фи­ков появи­лась в Риме при Нуме Пом­пи­лии. Одна­ко вне орга­ни­за­ции в кол­ле­гию пон­ти­фи­ки долж­ны были суще­ст­во­вать и рань­ше. Как пред­ста­ви­те­ли общи­ны перед бога­ми они игра­ли важ­ную соци­аль­но-сакраль­ную роль в пер­во­на­чаль­ной орга­ни­за­ции Рима. Их роль и функ­ции срав­ни­мы с ролью кури­о­нов. В «эпо­ху Рому­ла» 10 кури­о­нов высту­па­ли сакраль­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми пер­во­на­чаль­ных 10 курий перед внеш­ним миром. По-види­мо­му, и роль «стро­и­те­лей моста» меж­ду миром людей и миром богов при­над­ле­жа­ла им. Их децем­ви­рат был как бы есте­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния и не нес на себе отпе­чат­ка узур­па­ции вла­сти. Объ­еди­не­ние этих кури­о­нов-пон­ти­фи­ков в осо­бую кол­ле­гию при Нуме Пом­пи­лии при­да­ло их орга­ни­за­ции харак­тер искус­ст­вен­но­сти, соот­вет­ст­во­вав­ший пере­хо­ду от дого­род­ско­го к город­ско­му строю. Этот момент, види­мо, и был вос­при­нят антич­ной тра­ди­ци­ей как узур­па­ция вла­сти «вто­ры­ми» децем­ви­ра­ми, запи­сав­ши­ми послед­ние две таб­ли­цы зако­нов4.

Соглас­но тра­ди­ции, 10-месяч­ный кален­дарь исполь­зо­вал­ся рим­ля­на­ми при Рому­ле5. При Нуме Пом­пи­лии были про­веде­ны рели­ги­оз­ные рефор­мы, в чис­ле кото­рых был и пере­ход на 12-месяч­ный кален­дарь. Нума обыч­но вос­при­ни­ма­ет­ся как царь сабин­ско­го про­ис­хож­де­ния и его рели­ги­оз­ные рефор­мы трак­ту­ют­ся как след­ст­вие сли­я­ния латин­ской и сабин­ской общин, потре­бо­вав­ше­го коррек­ти­ров­ки пер­во­на­чаль­ных чисто латин­ских sac­ra. Одна­ко дело обсто­я­ло, по-види­мо­му, слож­нее. Нума явно состо­ял в род­стве с каки­ми-то этрус­ски­ми кла­на­ми. На это ука­зы­ва­ет вер­сия о его женить­бе на Лукре­ции и его любов­ной свя­зи с ним­фой Эге­ри­ей. Имя Лукре­ции застав­ля­ет вспом­нить о леген­дар­ной Лукре­ции, доче­ри Спу­рия Лукре­ция Три­ци­пи­ти­на и жене Тарк­ви­ния Кол­ла­ти­на, жив­шей в сосед­ней с Римом Кол­ла­ции. Имен­но в Кол­ла­цию во вре­ме­на Анка Мар­ция, вну­ка Нумы, пере­се­лил­ся брат Тарк­ви­ния При­с­ка Аррунт. Там он женил­ся на мест­ной царевне и полу­чил имя Эге­рий, кото­рое не толь­ко свя­зы­ва­ет его с Нумой, но и ука­зы­ва­ет, что Эге­рии были цар­ским родом Кол­ла­ции. На то, что связь Нумы с Эге­ри­я­ми-Лукре­ци­я­ми-Тарк­ви­ни­я­ми была отнюдь не мимо­лет­ной, ука­зы­ва­ют два сле­дую­щих обсто­я­тель­ства. Во-пер­вых, сам Нума был похо­ро­нен у под­но­жия Яни­ку­ла, затибр­ской и пер­во­на­чаль­но этрус­ской обла­сти, откуда в Рим пере­се­лил­ся Тарк­ви­ний Приск. А во-вто­рых, Тарк­ви­ний был пере­се­лен в Рим после заво­е­ва­ния Яни­ку­ла вну­ком Нумы Анком Мар­ци­ем и полу­чил от послед­не­го как бы «ман­дат» на цар­ство в Риме. В свою оче­редь Тарк­ви­ний при­со­еди­нил к Риму Кол­ла­цию, но не пере­се­лил в Рим тамош­нюю «дина­стию» сво­его бра­та, а оста­вил мест­ных Эге­ри­ев-Лукре­ци­ев в каче­стве сво­его рода «вас­са­лов» Рима.

Таким обра­зом, име­ют­ся неко­то­рые осно­ва­ния гово­рить о том, что пере­ход на 12-тирич­ную систе­мы счис­ле­ния в сакраль­но-кален­дар­ной и сакраль­но-пра­во­вой сфе­рах был след­ст­ви­ем этрус­ско­го куль­тур­но­го вли­я­ния, рас­про­стра­няв­ше­го­ся на Рим уже в прав­ле­ние Нумы Пом­пи­лия и Анка Мар­ция. Не к этой ли эпо­хе сле­ду­ет отно­сить и запись двух послед­них таб­лиц? По дан­ным Цице­ро­на, имен­но в этих таб­ли­цах появил­ся запрет бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми6. В обла­сти семей­но­го пра­ва 12 таб­лиц осво­бож­да­ли от опе­ки жриц Весты7. Сама кол­ле­гия веста­лок, соглас­но тра­ди­ции, была созда­на при Нуме Пом­пи­лии. Плу­тарх сооб­ща­ет, что сна­ча­ла веста­лок было две, затем после пере­се­ле­ния в Рим аль­бан­цев — четы­ре, а при Сер­вии — шесть: по две пред­ста­ви­тель­ни­цы от каж­дой три­бы8. Судя по леген­де о Рее Силь­вии, Аму­лии и Мар­се, вестал­ка рас­смат­ри­ва­лась как риту­аль­ная жена бога общи­ны. Осво­бож­де­ние ее от опе­ки агна­тов озна­ча­ло, что она нахо­ди­лась под опе­кой боже­ства, зани­мая поло­же­ние его «агнат­ки». Это еще один аргу­мент в поль­зу отне­се­ния зако­нов 12 таб­лиц ко вре­ме­ни Нумы Пом­пи­лия.

Началь­ную же их запись — пер­вые 10 таб­лиц — по-види­мо­му, вооб­ще сле­ду­ет свя­зы­вать с пери­о­дом оформ­ле­ния пер­во­на­чаль­но­го горо­да, то есть со «вре­ме­нем Рому­ла». Услов­но гово­ря, вре­мя Рому­ла — это эпо­ха соби­ра­ния сосед­ских общин Пала­ти­на, Капи­то­лия и отча­сти Целия в еди­ный город. Преж­ние сель­ские тра­ди­ции заме­ня­лись новы­ми, город­ски­ми поряд­ка­ми. Преж­ние места погре­бе­ний окрест посе­ле­ний ста­ли мешать город­ско­му стро­и­тель­ству. Обы­чаи пер­во­быт­ных пре­стиж­ных пиров и риту­аль­ных трат накоп­лен­но­го иму­ще­ства не впи­сы­ва­лись в более регу­ляр­ный, рацио­наль­ный быт ново­го сооб­ще­ства. Это столк­но­ве­ние новых город­ских и ста­рых дого­род­ских тра­ди­ций про­яв­ля­ет­ся в сохра­нив­ших­ся нор­мах деся­той таб­ли­цы зако­нов.

Таб­ли­ца 10, 1: Пусть мерт­ве­ца не хоро­нят и не сжи­га­ют в горо­де. Cic. de leg. 2, 24, 61: Закон запре­ща­ет без согла­сия соб­ст­вен­ни­ка устра­и­вать погре­баль­ный костер или моги­лу на рас­сто­я­нии бли­же чем 60 футов от при­над­ле­жа­ще­го ему зда­ния.

Таб­ли­ца 10, 8: А так­же золота с покой­ни­ком пусть не кла­дут, но если у умер­ше­го зубы скреп­ле­ны золо­том, то не воз­бра­ня­ет­ся похо­ро­нить или сжечь его с этим золо­том. Fest. P. 154: В 12 таб­ли­цах поста­нов­ле­но не ста­вить перед умер­шим напит­ков с миррою. Cic. de leg. 2, 23, 59: Огра­ни­чив рас­хо­ды тре­мя сава­на­ми, одной пур­пур­ной туни­кой и деся­тью флей­ти­ста­ми, закон 12 таб­лиц вос­пре­тил так­же и при­чи­та­ния по умер­шим. Кро­ме того, в зако­нах уста­нав­ли­ва­ют­ся еще сле­дую­щее: отме­ня­ет­ся ума­щи­ва­ние рабов и питье кру­го­вой чаши. «Без пыш­но­го окроп­ле­ния, без длин­ных гир­лянд, без куриль­ниц».

Изу­че­ние древ­ней­ше­го Рому­ло­ва кален­да­ря ста­вит перед иссле­до­ва­те­ля­ми нема­ло вопро­сов. Одним из них явля­ет­ся вопрос о том, как рас­пре­де­ля­лись дни года в этом кален­да­ре. Цикл из деся­ти меся­цев по 30—31 дню — с мар­та по декабрь — вклю­чал в себя толь­ко 305 дней года. Судь­ба и роль остав­ших­ся 60 дней таин­ст­вен­на. Во-пер­вых, куда они выпа­да­ли в кален­да­ре Рому­ла? А во-вто­рых, на каких осно­ва­ни­ях они были вклю­че­ны в кален­дарь Нумы, если совре­мен­ный кален­дарь из 365/6 дней был введен толь­ко Юли­ем Цеза­рем?

Не пре­тен­дуя на реше­ние этих про­блем, по пово­ду кото­рых суще­ст­ву­ет обшир­ная лите­ра­ту­ра, попы­та­юсь выска­зать лишь несколь­ко заме­ча­ний. К ним под­во­дит ана­лиз тек­ста третьей таб­ли­цы о дол­го­вом пра­ве зако­нов 12 таб­лиц. Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния про­бле­мы ne­xum man­ci­pium­que пока­зы­ва­ют, что пер­во­на­чаль­ное дол­го­вое пра­во в рим­ской арха­и­ке было тес­но свя­за­но с кален­дар­ным цик­лом9. Дол­го­вое обя­за­тель­ство воз­ни­ка­ло обыч­но в пер­вый месяц года, то есть в мар­те, когда перед нача­лом сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го цик­ла кре­стьяне обза­во­ди­лись тем инвен­та­рем или рабо­чим скотом, кото­ро­го им не хва­та­ло в хозяй­стве. Его при­об­ре­те­ние осу­ществля­лось путем ман­ци­па­ции, во вре­мя кото­рой вме­сто реаль­ной цены за полу­чен­ный инвен­тарь дава­лась клят­ва вер­нуть опре­де­лен­ную сум­му после ути­ли­за­ции уро­жая, то есть осе­нью по окон­ча­нии сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го цик­ла. Дав­ший клят­ву кре­стья­нин ока­зы­вал­ся «свя­зан­ным дан­ным обя­за­тель­ст­вом» — ne­xum в фор­ме man­ci­pium. Воз­вра­ще­ние дол­га обыч­но осу­ществля­лось до кон­ца года, то есть до декабрь­ских Сатур­на­лий. За месяц до их нача­ла начи­нал­ся отсчет вре­ме­ни отда­чи дол­га. Зако­ны 12 таб­лиц упо­ми­на­ют эти 30 дней, кото­рые дава­лись долж­ни­ку, чтобы он рас­счи­тал­ся с креди­то­ром. Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что долг не пере­хо­дил на сле­дую­щий год. Види­мо, сле­дую­щий годо­вой цикл рас­смат­ри­вал­ся как совер­шен­но новый этап жиз­ни при­ро­ды и, соот­вет­ст­вен­но, обще­ства. Поэто­му в кон­це ста­ро­го и в нача­ле ново­го года про­во­ди­лись обряды очи­ще­ния — люст­ра­ция. Осво­бож­де­ние от дол­гов — раз­вя­зы­ва­ние ne­xus — было одним из про­яв­ле­ний это­го очи­ще­ния обще­ства перед ликом богов. Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что неоплат­ные долж­ни­ки, не могу­щие осво­бо­дить­ся от ne­xum, посколь­ку они отя­го­ща­ли обще­ство «гре­хом» перед боже­ст­вом в виде нару­ше­ния дан­ной ему клят­вы, долж­ны были при­но­сить­ся в жерт­ву это­му боже­ству. Этим боже­ст­вом был древ­ней­ший зем­ледель­че­ский Сатурн, в честь кото­ро­го празд­но­ва­лись дни зим­не­го солн­це­сто­я­ния и кото­ро­му была посвя­ще­на рим­ская каз­на — эра­рий. Поэто­му пер­во­на­чаль­но неоплат­ные долж­ни­ки реаль­но или риту­аль­но при­но­си­лись в жерт­ву Сатур­ну в кон­це декаб­ря.

Но с отме­ной Нумой Пом­пи­ли­ем чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний уста­но­вил­ся иной обы­чай. Воз­мож­но, он осно­вы­вал­ся на риту­аль­ной прак­ти­ке, воз­ник­шей еще во вре­ме­на Рому­ла. Авл Гел­лий рас­ска­зы­вал, что если долж­ник не мирил­ся c креди­то­ром, то его остав­ля­ли в зато­че­нии 60 дней. В тече­ние это­го сро­ка он три раза под­ряд выво­дил­ся на коми­ций к пре­то­ру и объ­яв­ля­лась при­суж­ден­ная с него сум­ма. В тре­тий базар­ный день они пре­да­ва­лись смерт­ной каз­ни или посту­па­ли в про­да­жу за гра­ни­цу за Тибр10. Эти 60 дней пре­бы­ва­ния долж­ни­ка в домаш­ней под­зем­ной тюрь­ме — эрга­сту­ле — явно пере­кли­ка­ют­ся с теми 60 дня­ми, кото­рые в деся­ти­ме­сяч­ном кален­да­ре выпа­да­ли неиз­вест­но куда, остав­ляя лаку­ну меж­ду декабрем и мар­том (с 23 декаб­ря — Ларен­та­лии, закан­чи­вав­шие Сатур­на­лии, по 23 фев­ра­ля — Тер­ми­на­лии). Долж­ни­ку как бы дава­лась еще одна воз­мож­ность рас­пла­тить­ся и это был срок меж­ду декабрь­ской и фев­раль­ской люст­ра­ци­я­ми. Во вре­мя этих 60 дней долж­ник рас­смат­ри­вал­ся как риту­аль­но мерт­вый, посколь­ку он дол­жен был быть каз­нен еще в декаб­ре. Поэто­му он содер­жал­ся в под­зем­ном поме­ще­нии и рас­смат­ри­вал­ся таким обра­зом как посвя­щен­ный под­зем­ным богам. Такой под­ход явно пере­кли­ка­ет­ся с арха­и­че­ской сакраль­ной санк­ци­ей в отно­ше­нии патро­на, нару­шив­ше­го клят­ву вер­но­сти в отно­ше­нии сво­его кли­ен­та11. По всей веро­ят­но­сти, те два зим­них меся­ца, что неоплат­ный долж­ник про­во­дил в зато­че­нии, были посвя­ще­ны гроз­ным под­зем­ным богам. В силу их вла­сти в ином, под­зем­ном мире суще­ст­во­вал запрет — табу — на их имя. Поэто­му два зим­них меся­ца в пер­во­на­чаль­ном кален­да­ре были без назва­ния и их как бы не было. Это было вре­мя зим­не­го зами­ра­ния жиз­нен­ных сил при­ро­ды, ее риту­аль­но­го уми­ра­ния или пере­хо­да под власть под­зем­ных богов. Перед нача­лом ново­го годо­во­го цик­ла в кон­це фев­ра­ля про­во­ди­лась новая люст­ра­ция рим­ской общи­ны, свя­зан­ная с выхо­дом обще­ства и при­ро­ды из состо­я­ния зим­ней «смер­ти». Во вре­мя нее долж­ник, если не сумел исполь­зо­вать послед­ние 60 дней, при­но­сил­ся в жерт­ву12.

В сво­их рефор­мах Нума Пом­пи­лий не толь­ко отме­нил чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния, но и дал назва­ния зим­ним меся­цам. Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет ему введе­ние янва­ря и фев­ра­ля13. Это не озна­ча­ло, что Нума доба­вил к 305 дням еще 60. Плу­тарх ука­зы­ва­ет, что и во вре­ме­на Рому­ла кален­дарь состо­ял из 360 дней14. Тер­ми­на­лии, при­хо­див­ши­е­ся на 23 фев­ра­ля, отме­ча­ли 360 дней, начи­ная с календ мар­та. А соглас­но Варро­ну, Тер­ми­на­лии были послед­ни­ми дня­ми в году15. Этот древ­ний исполь­зо­вав­ший­ся при Рому­ле цикл, види­мо, ори­ен­ти­ро­вал­ся на лунар­ный кален­дарь, хотя с пер­во­го взгляда это и не замет­но. Лун­ный год пред­по­ла­га­ет два вари­ан­та деле­ния на меся­ца: 1-й — на 13 меся­цев по 27, 3 дня, и 2-й — 12 меся­цев по 29, 5 дней. В обо­их слу­ча­ях лун­ный год насчи­ты­вал круг­лым сче­том 355 дней. По-види­мо­му, в Рому­ло­вом кален­да­ре пять дней при­хо­ди­лись на декабрь­ские Сатур­на­лии и, таким обра­зом, выпа­да­ли из цик­ла. Точ­но так же, веро­ят­но, ана­ло­гич­ные Сатур­на­ли­ям фев­раль­ские Тер­ми­на­лии про­дол­жа­лись пять дней, фор­маль­но не вхо­дя в цикл. Нума так­же ори­ен­ти­ро­вал свой кален­дарь на лун­ный год из 355 дней. Но вме­сто скры­то­го зим­не­го пери­о­да, огра­ни­чен­но­го сакраль­ны­ми пяти­днев­ны­ми празд­ни­ка­ми, он ввел интер­ка­ля­ции — доба­воч­ный месяц в 22 или 23 дня, встав­ляв­ший­ся непо­сред­ст­вен­но после Тер­ми­на­лий16. Воз­мож­но, кален­дарь Нумы был не рефор­мой Рому­ло­ва кален­да­ря, а был этрус­ским кален­да­рем и отра­жал куль­тур­ные раз­ли­чия меж­ду дву­мя наро­да­ми. Иоанн Лид отме­чал, что год у рим­лян начи­нал­ся как в янва­ре, так и в мар­те17. Иссле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют это ука­за­ние как свиде­тель­ство того, что рим­ляне поль­зо­ва­лись дву­мя кален­дар­ны­ми систе­ма­ми18.

Новый кален­дар­ный порядок в мире богов — кос­мо­се — тре­бо­вал вос­ста­нов­ле­ния рав­но­ве­сия и в мире людей, запи­си еще двух таб­лиц зако­нов, свя­зан­ных с новы­ми меся­ца­ми. Одно­вре­мен­но долж­ни­ки пере­ста­ли при­но­сить­ся в жерт­ву под­зем­ным богам, а ста­ли про­да­вать­ся за пре­де­лы рим­ской терри­то­рии, trans Ti­be­rim, то есть туда, где власт­во­ва­ли чужие боги, не свя­зан­ные с поряд­ком в рим­ской общине.

Если наши пред­по­ло­же­ния вер­ны, то запись зако­нов 12 таб­лиц сле­ду­ет свя­зы­вать не с фигу­ри­ру­ю­щи­ми в лите­ра­тур­ной тра­ди­ции кол­ле­ги­я­ми демо­кра­ти­че­ски избран­ных децем­ви­ров, а с совер­шен­но опре­де­лен­ны­ми лица­ми, обла­дав­ши­ми сакраль­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми. Как отме­ча­лось выше, пер­во­на­чаль­ные децем­ви­ры — это 10 кури­о­нов одной рим­ской три­бы. В эпо­ху Рому­ла, как извест­но из тра­ди­ции, рим­ская общи­на состо­я­ла из одной пер­во­на­чаль­ной три­бы, насчи­ты­вав­шей 10 курий. При Тул­ле Гости­лии она была попол­не­на пере­се­лен­ны­ми аль­бан­ца­ми, кото­рые не обра­зо­ва­ли само­сто­я­тель­ной три­бы. Появ­ле­ние на рим­ских хол­мах насе­ле­ния, соста­вив­ше­го осно­ву для воз­ник­но­ве­ния вто­рой три­бы, было свя­за­но с воен­ной дея­тель­но­стью Анка Мар­ция. Напом­ним, что он был вну­ком Нумы Пом­пи­лия, при нем рас­про­стра­ня­ет­ся этрус­ское вли­я­ние на Рим. Обыч­но имен­но с его заво­е­ва­ни­я­ми свя­зы­ва­ют нача­ло обра­зо­ва­ния рим­ско­го плеб­са. Его осно­ву видят в пере­се­лен­ных в Рим жите­лях латин­ских горо­дов Поли­то­рия, Фика­ны, Тел­лен. В то же вре­мя из тра­ди­ции как бы выпал кажу­щий­ся оче­вид­ным факт пере­се­ле­ния в Рим древ­них жите­лей Яни­ку­ла вме­сте с их царем Тарк­ви­ни­ем При­ском. Не это ли насе­ле­ние яви­лось про­вод­ни­ком этрус­ско­го вли­я­ния на латин­ско-сабин­ский Рим? Не они ли обра­зо­ва­ли ту мас­су граж­дан Рима, кото­рая в свя­зи с ины­ми куль­тур­ны­ми кор­ня­ми пер­во­на­чаль­но не мог­ла слить­ся с пер­во­на­чаль­ным граж­дан­ст­вом и рас­смат­ри­ва­лась как плебс? Раз­ли­чие соци­аль­ных и куль­тур­ных тра­ди­ций, види­мо, и было свя­за­но с отсут­ст­ви­ем ius co­nu­bii меж­ду мест­ны­ми пат­ри­ци­я­ми и новы­ми посе­лен­ца­ми, полу­чив­ши­ми назва­ние пле­бе­ев. Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют у этрус­ков не столь явно выра­жен­ные чер­ты пат­ри­ли­ней­но­сти, как у рим­лян19. Это, види­мо, дол­гое вре­мя и пре­пят­ст­во­ва­ло уста­нов­ле­нию ius co­nu­bii меж­ду мест­ны­ми латин­ско-сабин­ски­ми посе­лен­ца­ми и пере­се­лен­ца­ми из-за Тиб­ра. В то же вре­мя их при­ход в Рим ока­зал­ся свя­зан с пере­хо­дом на новый 12-месяч­ный кален­дарь и добав­ле­ни­ем двух таб­лиц зако­нов к пер­во­на­чаль­ным деся­ти. Имен­но в этих новых таб­ли­цах и был зафик­си­ро­ван запрет бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми20. В обмен на инкор­по­ра­цию затибр­ско­го насе­ле­ния в рим­скую общи­ну рим­ляне ста­ли посы­лать в куль­тур­но чуж­дый им мир — как преж­де в под­зем­ное цар­ство — сво­их неоплат­ных долж­ни­ков.

Оформ­ле­ние рим­ских триб, види­мо, при­шлось на эпо­ху Тарк­ви­ния При­с­ка и Сер­вия Тул­лия, когда в состав рим­ско­го граж­дан­ства были вклю­че­ны саби­ны Кви­ри­на­ла. Реаль­но в рим­ском обще­стве ока­за­лось четы­ре груп­пы имев­ших раз­лич­ное про­ис­хож­де­ние граж­дан: 1) пер­во­на­чаль­ные рим­ляне Рому­ла и Нумы Пом­пи­лия, жив­шие на Пала­тине и Капи­то­лии, 2) пере­се­лен­ные Тул­лом Гости­ли­ем из Аль­бы-Лон­ги жите­ли Целия, 3) пере­се­лен­ные Анком Мар­ци­ем из латин­ских и затибр­ских город­ков жите­ли Авен­ти­на, 4) вклю­чен­ные в состав рим­ско­го граж­дан­ства Тарк­ви­ни­ем При­ском жите­ли сабин­ско­го Кви­ри­на­ла и сосед­них сабин­ских обла­стей. Одна­ко арха­и­че­ская соци­аль­но-сакраль­ная тра­ди­ция была ори­ен­ти­ро­ва­на толь­ко на трой­ст­вен­ное соци­аль­ное деле­ние, отго­лос­ком чего, види­мо, был леген­дар­ный спор царя Тарк­ви­ния При­с­ка с авгу­ром Аттом Нави­ем. Чет­вер­тая соци­аль­ная груп­па в соот­вет­ст­вии с сакраль­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми была «обре­че­на» на непол­но­пра­вие. Она-то, по-види­мо­му, и ока­за­лась в кон­це кон­цов свя­за­на в тра­ди­ции с поня­ти­ем «плебс». Поэто­му в тра­ди­ци­он­ной вер­сии ран­ней рим­ской исто­рии пер­во­на­чаль­ное граж­дан­ство состо­я­ло из трех триб пол­но­прав­ных граж­дан и непол­но­прав­но­го плеб­са. Нечто схо­жее мож­но увидеть в трех древ­не­ин­дий­ских вар­нах «два­жды­рож­ден­ных», воз­во­див­ших себя к пер­во­на­чаль­ным ари­ям, и чет­вер­той вар­ной «еди­нож­ды­рож­ден­ных» шудр.

Реаль­ное же исто­ри­че­ское соот­но­ше­ние граж­дан­ства и пле­бе­ев было слож­нее. Спор Тарк­ви­ния и Атта Навия закон­чил­ся тем, что оста­но­ви­лись на трех три­бах. Тра­ди­ция не сохра­ни­ла сведе­ний о том как вышел из поло­же­ния царь Тарк­ви­ний. У него было два вари­ан­та. Либо пер­во­на­чаль­ные рим­ляне, аль­бан­цы и саби­ны соста­ви­ли три три­бы, а пере­се­лен­цы из-за Тиб­ра ста­ли пле­бе­я­ми. Либо аль­бан­цы были объ­еди­не­ны со сво­и­ми соро­ди­ча­ми с Пала­ти­на в одну три­бу, а две дру­гие соста­ви­ли саби­ны Кви­ри­на­ла и посе­лен­цы Авен­ти­на. По-види­мо­му, Тарк­ви­нию при­шлось пой­ти по послед­не­му пути и объ­еди­нить в одну три­бу род­ст­вен­ных рим­лян Рому­ла и аль­бан­цев. Так офор­ми­лись три­бы ста­ро­рим­лян, саби­нян и жите­лей Авен­ти­на, счи­тав­ших­ся до того вслед­ст­вие осо­бен­но­стей сво­его соци­аль­но­го быта пле­бе­я­ми. При Сер­вии Тул­лии един­ство рим­ско­го граж­дан­ства было укреп­ле­но посред­ст­вом цен­ту­ри­ат­ной систе­мы клас­сов. В то же вре­мя тра­ди­ция ука­зы­ва­ет на разде­ле­ние Сер­ви­ем город­ской терри­то­рии на четы­ре город­ские три­бы, кото­рые, види­мо, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как рай­о­ны посе­ле­ния раз­но­го по про­ис­хож­де­нию насе­ле­ния Горо­да. Таким обра­зом, закон Кану­лея, отме­няв­ший запрет бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми, сле­ду­ет отно­сить ко вре­ме­ни либо Тарк­ви­ния При­с­ка, либо Сер­вия Тул­лия и рас­смат­ри­вать его в кон­тек­сте широ­ких соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, при­вед­ших к оформ­ле­нию еди­но­го рим­ско­го граж­дан­ства. Пер­во­на­чаль­ное соот­но­ше­ние меж­ду четырь­мя фак­ти­че­ски­ми частя­ми рим­ско­го наро­да и его же тре­мя сакраль­ны­ми три­ба­ми оста­лось зако­ди­ро­ван­ным в чис­ле таб­лиц пер­во­на­чаль­ных зако­нов — 12 (= 4 × 3). Не в этом ли исто­ки тра­ди­ции о пифа­го­ре­из­ме одно­го из рим­ских царей?

* * *

Откуда воз­ник­ла тра­ди­ция о запи­си зако­нов 12 таб­лиц в 451—450 гг.? В этом отно­ше­нии умест­но вспом­нить тра­ди­ци­он­ную вер­сию о посоль­стве рим­лян в Афи­ны, где они позна­ко­ми­лись с мест­ным атти­че­ским зако­но­да­тель­ст­вом. Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли под­дер­жи­ва­ют антич­ную тра­ди­цию о вли­я­нии на рим­ские зако­ны 12 таб­лиц, ока­зан­ном зако­на­ми Соло­на. Одна­ко попы­та­ем­ся пред­ста­вить Афи­ны середи­ны V в. до н. э. В 454 г., когда рим­ское посоль­ство отпра­ви­лось в Гре­цию, Перикл пере­нес в Афи­ны каз­ну Делос­ской сим­ма­хии, что поло­жи­ло нача­ло эко­но­ми­че­ско­му могу­ще­ству афи­нян. В Афи­ны потя­ну­лись пред­ста­ви­те­ли куль­тур­ной эли­ты со все­го гре­че­ско­го мира. Часто они еха­ли туда на зара­бот­ки. Осо­бен­но велик был при­ток софи­стов из Вели­кой Гре­ции. В этом кон­тек­сте мож­но было бы понять посоль­ство имен­но в Афи­ны, если бы оно было отправ­ле­но из како­го-либо горо­да Южной Ита­лии или Сици­лии. Рим­ляне же в середине V в. до н. э. еще не были вклю­че­ны в орби­ту гре­че­ско­го вли­я­ния, хотя о их свя­зях с кам­пан­ски­ми Кума­ми име­ют­ся сведе­ния. Это про­изо­шло толь­ко в ходе сам­нит­ских войн полу­то­ра сто­ле­ти­я­ми поз­же. Сами Афи­ны в 450-х гг. боро­лись за вли­я­ние в восточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье. Их пер­вые попыт­ки про­ник­но­ве­ния в запад­ное Сре­ди­зем­но­мо­рье отно­сят­ся толь­ко к сле­дую­ще­му деся­ти­ле­тию. По всей оче­вид­но­сти, в эпо­ху тра­ди­ци­он­но­го посоль­ства рим­лян в Атти­ку ни рим­ляне не слы­ша­ли об Афи­нах, ни афи­няне о Риме. Тра­ди­ция о посоль­стве это­го вре­ме­ни мог­ла воз­ник­нуть толь­ко в запад­но­гре­че­ском мире, имен­но тогда начав­шем про­яв­лять инте­рес к Афи­нам.

Пред­ше­ст­ву­ю­щие вре­ме­ни посоль­ства рефор­мы Кли­сфе­на, Феми­сток­ла, Эфи­аль­та и само­го Перик­ла дале­ко про­дви­ну­ли афин­ское обще­ство по срав­не­нию с нача­лом VI в., когда были запи­са­ны зако­ны Соло­на. Прак­ти­че­ски они уже вышли из употреб­ле­ния и неяс­но, поче­му рим­ляне вывез­ли из все­го блес­ка куль­ту­ры Афин толь­ко этот, став­ший там уже ненуж­ным рари­тет. Демо­кра­ти­че­ская кон­сти­ту­ция Афин эпо­хи Перик­ла никак не повли­я­ла на рим­ское поли­ти­че­ское устрой­ство. Поэто­му кажет­ся более веро­ят­ным, что сход­ство отдель­ных поло­же­ний атти­че­ских и рим­ских пра­во­вых норм опре­де­ля­лось не заим­ст­во­ва­ни­ем и вли­я­ни­ем, а общи­ми этно­куль­тур­ны­ми кор­ня­ми их арха­и­че­ской пра­во­вой нор­ма­ти­ки, то есть род­ст­вом древ­них ита­ли­ков и элли­нов.

Эти сооб­ра­же­ния застав­ля­ют искать исто­ки антич­ной тра­ди­ции о дати­ров­ке зако­нов 12 таб­лиц в исто­ри­че­ских сочи­не­ни­ях гре­че­ских авто­ров запад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. Рим­ские анна­ли­сты вре­мен вто­рой Пуни­че­ской вой­ны при­ня­ли эту тра­ди­ци­он­ную вер­сию о посоль­стве 454 г. и запи­си зако­нов в 451—450 г. по пат­рио­ти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям, посколь­ку она уста­нав­ли­ва­ла связь арха­и­че­ско­го Рима с Афи­на­ми в эпо­ху их наи­выс­ше­го могу­ще­ства и рас­цве­та. Их ори­ен­та­ция на афин­скую исто­рию в изло­же­нии гре­че­ских авто­ров осо­бен­но замет­на при срав­не­нии при­ня­то­го в 451 г. по пред­ло­же­нию Перик­ла зако­на об афин­ском граж­дан­стве и зафик­си­ро­ван­ной зако­на­ми 12 таб­лиц про­бле­мы бра­ков меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми. В обо­их слу­ча­ях в цен­тре вни­ма­ния нахо­ди­лось непол­но­пра­вие неко­рен­ных жите­лей и судь­ба граж­дан от сме­шан­ных бра­ков. Это сов­па­де­ние сле­до­ва­ло бы про­сто обой­ти вни­ма­ни­ем, как это и дела­ет­ся совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, если бы не то про­дол­же­ние, кото­рое полу­чи­ла в Афи­нах и в Риме эта про­бле­ма уди­ви­тель­но одно­вре­мен­но в 445 г. Я имею в виду обост­ре­ние про­бле­мы граж­дан­ства в Афи­нах, вспых­нув­шее после при­сыл­ки Псам­ме­ти­хом еги­пет­ско­го хле­ба в дар афин­ским граж­да­нам. В рим­ской тра­ди­ции тем же годом дати­ру­ет­ся закон Кану­лея, раз­ре­шив­ший бра­ки меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми. Если в кон­тек­сте исто­рии Афин собы­тия 445 г. выглядят вполне логич­но, то иное поло­же­ние с зако­ном Кану­лея. Все­го за пять лет до него зако­ны 12 таб­лиц запре­ти­ли бра­ки пат­ри­ци­ев с пле­бе­я­ми и вот они вновь раз­ре­ше­ны. Столь «лег­кое» отно­ше­ние к при­ня­тию и отмене зако­нов более при­су­ще эпо­хе кри­зи­са рес­пуб­ли­кан­ско­го строя. Жив­шие имен­но тогда рим­ские исто­ри­ки, труды кото­рых сохра­ни­ли тра­ди­цию о ран­не­рим­ской исто­рии, явно пере­нес­ли на послед­нюю отно­ше­ние к зако­нотвор­че­ству, при­су­щее их эпо­хе. В эпо­ху арха­и­ки зако­на­ми ста­но­ви­лись нор­мы, освя­щен­ные авто­ри­те­том пред­ков. Обыч­но они ухо­ди­ли исто­ка­ми в сакраль­ное пра­во и зако­нотвор­че­ство было лишь пере­во­дом норм сакраль­но­го пра­во в граж­дан­ское. При этом фак­ти­че­ски меня­лась лишь санк­ция. Введе­ние даже назрев­ше­го в реаль­ной жиз­ни нов­ше­ства вызы­ва­ло серь­ез­ное сопро­тив­ле­ние. Извест­ное из тра­ди­ции обсуж­де­ние рога­ции Кану­лея дает в под­твер­жде­ние это­му доста­точ­ный мате­ри­ал. Поэто­му труд­но пред­ста­вить, что некие децем­ви­ры мог­ли сво­ей вла­стью при­нять закон, запре­щаю­щий бра­ки пат­ри­ци­ев и пле­бе­ев, не имев­ший иных кор­ней кро­ме поли­ти­че­ско­го сопер­ни­че­ства этих сосло­вий. Став­шим на этот путь созда­те­лям рим­ской тра­ди­ции при­шлось изо­бра­жать «вто­рых децем­ви­ров» узур­па­то­ра­ми вла­сти. Поэто­му при­ня­тые ими зако­ны выглядят резуль­та­том их эго­из­ма, несу­щим на себе отпе­ча­ток слу­чай­но­сти.

Вряд ли такое объ­яс­не­ние пло­до­твор­но. Нет сомне­ния, что запрет бра­ков зафик­си­ро­вал некие серь­ез­ные соци­аль­ные, а не поли­ти­че­ские, раз­ли­чия меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми. Они вряд ли мог­ли быть устра­не­ны в тече­ние пяти лет. Поэто­му если свя­зы­вать отме­ну это­го запре­та с тра­ди­ци­он­ной дати­ров­кой 445 г. до н. э., то уста­нов­ле­ние это­го запре­та отно­си­лось, оче­вид­но, к гораздо более ран­не­му вре­ме­ни. А посколь­ку он был свя­зан с запи­сью двух послед­них таб­лиц зако­нов, то и этот акт сле­ду­ет суще­ст­вен­но удрев­нить по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ной дати­ров­кой.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Mac­rob. Sat. 1, 13, 20: quan­do autem pri­mum in­ter­ca­la­tum sit, va­rie re­fer­tur. Et Ma­cer qui­dem Li­ci­nius eius rei ori­gi­nem Ro­mu­lo ad­sig­nat. An­tias lib­ro se­cun­do Nu­mam Pom­pi­lium sac­ro­rum cau­sa id in­va­nis­se con­ten­dit. Iuni­us Ser­vium Tul­lium re­gem in­ter­ca­las­se com­me­mo­rat. Tu­di­ta­nus re­fert lib­ro ter­tio ma­gistra­tuum de­cem­vi­ros qui de­cem ta­bu­lis duas ad­di­de­runt, de in­ter­ca­lan­do po­pu­lum ro­gas­se; Cas­sius eos­dem scri­bit auc­to­res Ful­vius autem id egis­se M. Aci­lium con­su­lem di­cit.
  • 2Cen­so­ri­nus d. d. n. 20: an­num ver­ten­tem Ro­mae Li­ci­nius qui­dem Ma­cer et pos­tea Fe­nes­tel­la sta­tim ab ini­tio duo­de­cim men­sum fuis­se scrip­se­runt; sed ma­gis Iunio Grac­cha­no et Ful­vio et Var­ro­ni sed et Sue­to­nio aliis­que cre­den­dum, qui de­cem pu­ta­runt fuis­se, ut tunc Al­ba­nis erat, un­de or­ti Ro­ma­ni. Hi de­cem men­ses dies CCCIIII — ha­be­bant. Pos­tea si­ve a Nu­ma, ut ait Ful­vius, si­ve, ut Iuni­us a Tar­qui­nio XII fac­tae sunt men­ses et dies CCCLV.
  • 3Cic. de dom. 1, 1: Cum mul­ta di­vi­ni­tas, pon­ti­fi­ce s, a maio­ri­bus nostris in­ven­ta at­que insti­tu­ta sunt, tum ni­hil praec­la­rius, quam quod eos­dem et re­li­gio­ni­bus deo­rum im­mor­ta­lium et sum­mae rei pub­li­cae praees­se vo­lue­runt. Сам тер­мин pon­ti­fi­cus счи­та­ет­ся про­из­вод­ным от выра­же­ния pons fa­ce­re = стро­ить мост. Поэто­му в тра­ди­ции пон­ти­фи­ки рас­смат­ри­ва­ют­ся как жре­цы-«мосто­стро­и­те­ли». Такое «стран­ное» назва­ние полу­чи­ло наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное объ­яс­не­ние в том, что место сбо­ра кол­ле­гии пон­ти­фи­ков пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лось в непо­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти от моста через Тибр, за кото­рый они буд­то бы нес­ли ответ­ст­вен­ность перед рим­ской общи­ной. На самом деле, мост, фигу­ри­ру­ю­щий в назва­нии этих жре­цов, — это мост меж­ду миром богов (кос­мо­сом) и миром людей (общи­ной). Веро­ят­но, с этим мостом, а не с мостом через Тибр или мости­ком, по кото­ро­му про­хо­ди­ли голо­со­вав­шие в коми­ци­ях, была свя­за­на рим­ская пого­вор­ка: se­xa­ge­na­rios a pon­te. Шести­де­ся­ти­лет­ний воз­раст завер­шал соци­аль­но зна­чи­мый пери­од в жиз­ни рим­ско­го граж­да­ни­на после кото­ро­го начи­нал­ся пери­од пре­бы­ва­ния в мире пред­ков (это, види­мо, и опре­де­ля­ло осо­бый авто­ри­тет ста­рей­шин как зем­ных вест­ни­ков из мира пред­ков).
  • 4Эти децем­ви­ры-кури­о­ны-пон­ти­фи­ки, види­мо, высту­па­ли в роли пред­ше­ст­вен­ни­ков рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тов, ведав­ших судо­про­из­вод­ст­вом (пре­то­ров). Арха­и­че­ское судо­про­из­вод­ство (заро­дыш леги­сак­ци­он­но­го про­цес­са), судя по пер­вым двум таб­ли­цам, осу­ществля­лось в тече­ние све­то­во­го дня. В пер­вой поло­вине дня истец и ответ­чик состя­за­лись за выиг­рыш зало­га перед судом богов, кото­рых пред­став­ля­ли децем­ви­ры-пон­ти­фи­ки. Момент li­tis­con­tes­ta­tio в этом про­цес­се сов­па­дал с при­не­се­ни­ем богам жерт­вы в виде про­иг­ран­но­го зало­га и, воз­мож­но, сов­мест­ном потреб­ле­нии ее мяса. Жер­во­при­но­ше­ние поз­во­ля­ло пере­не­сти про­цесс из юрис­дик­ции богов (ius) в юрис­дик­цию людей (iudi­cium). Пере­не­се­ние про­цес­са из юрис­дик­ции богов в пра­во людей поз­во­ля­ло осво­бо­дить его от риту­а­ли­зо­ван­ной фор­мы, необ­хо­ди­мой для обще­ния с бога­ми. На этой ста­дии пон­ти­фи­ки были не нуж­ны. Вто­рая часть про­цес­са про­ис­хо­ди­ла после жерт­во­при­но­ше­ния и до захо­да солн­ца перед пред­став­ляв­ши­ми общи­ну рим­лян ген­тиль­ны­ми отца­ми-сена­то­ра­ми (сна­ча­ла 100 — цен­тум­ви­ры, ср.: La Ro­sa F. De­cem­vi­ri e cen­tum­vi­ri // La­beo. nr 4. 1958. P. 14—34).
  • 5Cen­so­ri­nus de dies na­ta­lis 20, 22; 20, 3; 22, 9—10; Mac­rob. Sat. 1, 12, 3; So­li­nus (ed. Mom­msen) 1, 35—36; Ovid. Fas­ti. I, 27 f.; Gell. 3, 16, 16; Ioan. Ly­dus de men­si­bus 1, 16. Cfr. Sa­muel A. Greek and Ro­man Chro­no­lo­gy. Mün­chen, 1972. P. 167; York M. The Ro­man Fes­ti­val Ca­len­dar of Nu­ma Pom­pi­lius. N. Y., Bern, Fr. a. M., 1986. P. 16, 271 not. 6.
  • 6Cic. de rep. 2, 36, 36: при­ба­вив две таб­ли­цы лице­при­ят­ных зако­нов, санк­ци­о­ни­ро­ва­ли самым бес­че­ло­веч­ным зако­ном запре­ще­ние бра­ков меж­ду пле­бе­я­ми и пат­ри­ци­я­ми.
  • 7Gai 1, 144: ve­te­res enim vo­lue­runt fe­mi­nas, etiam­si per­fec­tae aeta­tis sint, prop­ter ani­mi le­vi­ta­tem in tu­te­la es­se. (145)…lo­qui­mur autem ex­cep­tis vir­gi­ni­bus Ves­ta­li­bus, quas etiam ve­te­res in ho­no­rem sa­cer­do­tii li­be­ras es­se vo­lue­runt, ita­que etiam le­ge 12 ta­bu­la­rum cau­tum est.
  • 8Plut. Nu­ma 10; Fest. s. v. Sex Ves­tae. F. 344.
  • 9Кофа­нов Л. Л. Обя­за­тель­ст­вен­ное пра­во в арха­и­че­ском Риме (VI—IV вв. до н. э.). М., 1994. С. 78.
  • 10Gell. XX, 1, 46.
  • 11Таб­ли­ца 8, 21: Pat­ro­nus si clien­ti frau­dem fe­ce­rit, sa­cer es­to.
  • 12Таб­ли­ца 3, 6: В тре­тий базар­ный день пусть раз­ру­бят долж­ни­ка на части. Если отсе­кут боль­ше или мень­ше, то пусть не будет вме­не­но в вину.
  • 13Cen­so­ri­nus de dies nat. 1, 13, 1—3; Ovid. Fas­ti 1, 43 f. Ср.: York M. The Ro­man Fes­ti­val Ca­len­dar… P. 16.
  • 14Plut. Nu­ma 18, 1.
  • 15Var­ro l. l. 6, 13.
  • 16Var­ro l. l. 6, 13; Liv. 1, 19, 16; 43, 11, 13; 45, 44, 3; Cen­so­rin. 20, 6; Mac­rob. Sat. 1, 13, 14 f.; 14, 6; Plut. Nu­ma 18, 1; Cic. de leg. 2, 29.
  • 17Ioan. Lyd. de ment. 3, 22.
  • 18York M. The Ro­man Fes­ti­val Ca­len­dar of Nu­ma Pom­pi­lius. P. 20.
  • 19Неми­ров­ский А. И. Этрус­ки: от мифа к исто­рии. М., 1983. С. 99 сл.
  • 20Cic. de rep. 2, 36, 36: при­ба­вив две таб­ли­цы лице­при­ят­ных зако­нов, санк­ци­о­ни­ро­ва­ли самым бес­че­ло­веч­ным зако­ном запре­ще­ние бра­ков меж­ду пле­бе­я­ми и пат­ри­ци­я­ми.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1263488756 1262418983 1262418847 1265539577 1265683769 1265688832