Политический театр Писистрата
Пермский ун-т, 1994. С. 31—36.
с.31 В биографии афинского тирана Писистрата есть факты, которые, пожалуй, не могут не вызывать удивления. Возникало оно, кстати, и у древних. Достаточно вспомнить изумление Геродота по поводу ловкости Писистрата, с какой он одурачил афинян, въехав в Афины в обществе «богини Афины» (Her., I. 60). Удивлен был историк и доверчивостью афинян. Впрочем, об этом еще пойдет речь ниже. Приведенный пример, не единственный в практике тирана, обнаруживает склонность последнего к театральности, к подражанию кому-либо или чему-либо.
Впервые, думается, внимание на это обратил
Другой исследователь — английский археолог Дж. Бордмэн — на основании анализа афинской вазописи эпохи Писистрата предположил, что объектом подражания для Писистрата был скорее всего Геракл4. Именно он чаще всего изображался на афинских вазах, причем нередко в обществе вооруженных дубинами людей.
Но самым любопытным, на наш взгляд, было поведение Писистрата в момент ожесточенной борьбы за власть, которая развернулась в Афинах после реформ Солона. Напомним, что речь идет о борьбе трех группировок: педиэев, паралиев и диакриев (или гиперакриев) (Her., I. 59—
На эту ремарку чаще всего не обращают внимания, считая сам эпизод либо легендой, либо позднейшей вставкой7. Между тем нельзя не заметить, что действия Писистрата прямо-таки пронизаны театральностью. Кроме того, в них, по словам Солона, заключена определенная аллюзия, даже если данный эпизод и не имел места в действительности, а явился вымыслом самого Плутарха, любопытно, что и он квалифицирует действия Писистрата как представление, преследующее вполне конкретные цели.
Народ, как уже было сказано, все-таки удовлетворил просьбу Писистрата, выделив ему телохранителей-дубинщиков8. Дж. Бордмэн вновь усматривает в этом связь с мифом о Геракле, непременными участниками которого являлись дубинщики. Кроме того, на афинских вазах Геракл постоянно изображался в сопровождении свиты — друзей или охраны9.
Есть смысл присмотреться к этому событию. Зачем вообще Писистрату потребовались телохранители, если, как сообщают источники, он был лидером одной из группировок — диакриев?
с.33 И все же численность сторонников едва ли имела решающее значение в данном случае. Судя по политической практике греческих полисов, выделение охраны кому бы то ни было означало нечто большее, чем предоставление защиты. Аристотель в «Политике», рассуждая о царской власти и необходимости царям иметь вооруженную охрану, замечает: «Такую именно охрану давали древние, когда они назначали править государством какого-либо эсимнета или тирана» (Arist. Pol., III. 10, 1286b 36—
На основании сказанного мы можем поставить следующий вопрос: что же означало выделение охраны Писистрату? Не получил ли и он полномочия выборного тирана — именно так характеризует функции эсимнетов Аристотель (Arist. Pol., III, 9, 1285a, 31—
Итак, получив охрану, Писистрат захватывает власть в Афинах и становится тираном. Однако менее чем через шесть лет он изгоняется из Афин объединенными усилиями педиэев и паралиев (Her., I. 60; Arist. Ath. Pol., 14. 3). Затем, пробыв в изгнании приблизительно столько же времени, в 552/551 гг. до н. э. — по датировке П. Родса — Писистрат был возвращен в Афины16. Предыстория этого события такова. Лидер паралиев Мегакл, поставленный в безвыходное положение, начинает с.34 переговоры с Писистратом о его возвращении на родину (Her., I. 60; Arist. Ath. Pol., 14. 4). Возможно, именно тогда и возникла идея превратить возвращение в эффектное театральное представление. Вот как описывают его источники. Писистрат въехал в город на колеснице в обществе самой «богини Афины» — продавщицы венков Фии из Пеанийского дема, одетой наподобие богини17. А перед тем в город были посланы глашатаи, которые должны были обратиться к гражданам со словами: «Афиняне! Примите благосклонно Писистрата, которого сама Афина почитает превыше всех людей и возвращает теперь из изгнания в свой акрополь!» (Her., I. 60; пер. Г. Стратановского). Жители города, сообщает Аристотель, выходили навстречу процессии и в восторге преклоняли колени (Arist. Ath. Pol., 14. 4).
Сразу же заметим, что это событие по-разному оценено в историографии. Ю. Белох и поддержавший его
Различные суждения высказывались и относительно разыгранного Писистратом действа. Дж. Бордмэн и здесь усматривает намек на Геракла, который в обществе Афины был препровожден на Олимп20. Дж. Эльзе полагал, что Писистрат имитирует скорее всего Одиссея, так же, как и Писистрат, возвращаемого из ссылки Афиной21. Ему убедительно, на наш взгляд, возражает Р. Коннор, резонно указывая на V песнь «Илиады», где Афина оказывается в одной колеснице с Диомедом22. Не согласен он и c Дж. Бордмэном, считая, что идентификации c конкретным персонажем не проясняют существа дела. Коннор склонен рассматривать данный факт как попытку психологического воздействия на афинян — стремление вызвать у них положительные эмоции23. И это, как свидетельствуют источники, Писистрату в полной мере удается.
Сами древние весьма скупо прокомментировали описанное событие. Геродот высказал откровенное удивление наивностью афинян. Действия Писистрата, по его мнению, были не чем иным, как ловкой выходкой, призванной одурачить граждан Афин. Их доверчивость даже несколько покоробила «отца истории», считавшего, что горожане должны были бы отличаться от варваров большей сообразительностью.
Столь же немногословен и Аристотель. Однако в его описании имеется любопытная, на наш взгляд, деталь. Он пишет, что Писистрат с.35 вернулся в Афины archaios kai lian haplos — «на старинный лад и слишком простым способом» (Arist. Ath. Pol., 14. 4; пер.
Любопытным представляется прежде всего указание на старину избранного тираном способа. В том, если вдуматься, и состоит смысл упрека Геродота. Сравнение с варваром для цивилизованного грека означало, пожалуй, только одно — указание на отсталость, приверженность отжившему. В чем же в таком случае эта отсталость могла проявляться? По мнению Геродота, скорее всего в том, что афиняне не разглядели в «Афине» переодетой торговки, что встречали процессию, будто бы и в самом деле рядом с Писистратом была богиня Афина. Но так ли это? Едва ли жители Афин были столь наивны, на что справедливо указывает
Продолжая мысль, можно добавить, что Афина для афинян — не просто одно из божеств греческого пантеона, но хранительница города и заступница горожан. Именно к ней апеллировал в свое время Солон, высказывая надежду, что она не даст городу погибнуть из-за безумия впавших во взаимную вражду афинян (Sol. fr. 3. 3—
Наконец, нельзя не сказать и о том, что Писистрат вероятно еще оставался простатом демоса. А значит, демос вполне мог сохранить свое расположение к тирану. Это-то расположение Писистрат и задумал укрепить, затевая театрализованное представление.
Таковы имеющиеся в нашем распоряжении факты. Резонно задать вопрос: кто же в таком случае Писистрат? Афинский Нерон или прагматик, точно просчитывающий ходы и не гнушающийся внешними эффектами для достижения своих целей? Едва ли мы можем сейчас дать окончательный ответ на этот вопрос. Открытым также остается вопрос о том, кому же с.36 все-таки подражал Писистрат — Тезею, Гераклу или Одиссею.
И все же, несмотря на неясность некоторых ключевых вопросов, обращает на себя внимание то, что внешние эффекты более характерны для начальных этапов политической биографии Писистрата. В то время он опирается преимущественно на афинский демос, являясь, как свидетельствуют источники, его простатом. В этом случае, как нам представляется, театральное действо было для тирана способом манипуляции общественным сознанием, по крайней мере, сознанием афинского демоса. Впервые Писистрат прибегает к указанному способу в целях оказания давления на народное собрание, с тем чтобы оно выделило ему телохранителей и, тем самым, наделило полномочиями выборного тирана. В дальнейшем внешние эффекты были средством увеличения популярности и способом расположения в свою пользу возможно большего числа граждан.
В конце концов, перестав быть народным вожаком, Писистрат кардинально меняет тактику. Теперь он опирается преимущественно на иностранную помощь и наемников. Ненужными становятся и театральные трюки.
ПРИМЕЧАНИЯ