Рабство в Римской Испании
с.36 От автора. К этой теме когда-то я приступил по настоятельной рекомендации моего покойного учителя Сергея Львовича Утченко и теперь хочу почтить его память словом благодарности.
Свидетельства источников (в основном эпиграфических) о рабах и отпущенниках римской Испании достаточно обильны (хоть и не идут в сравнение с италийским материалом). Основная их часть сведена в книге Х. Мангаса1. Его свод, требуя коррективов и дополнений2, должен тем не менее служить отправным пунктом для каждого обращающегося к теме.
Проблемы, связанные с этим материалом, в основном не специфичны для Испании. Назовем из них две. Первая — отбор материала3. Для лиц, упомянутых в надписях, только прямое обозначение «servus/serva» или «ancilla» может служить неоспоримым признаком рабского статуса. Ни характер имени4, ни даже такие слова, как «verna» или «alumnus», взятые вне контекста, формального критерия не дают. Часто рабский (или отпущеннический) статус того или другого лица можно лишь предполагать с большей или меньшей вероятностью. Но отказываться от использования небесспорных данных, на наш взгляд, не стоит. Это обеднило бы картину, тем более что споры о с.37 статусе отдельных лиц были хорошо известны и самой жизни римского общества5.
Вместе с тем в кратком очерке не может найти применения немалая доля бесспорного материала, и это связано с другой проблемой — проблемой «невыразительной» надписи, содержащей минимум прямой информации. Пути к использованию таких надписей можно искать, но настоящий очерк (как и работа Мангаса) остается в пределах первого приближения к материалу. Поэтому нет здесь и попытки детализованной дифференциации наших данных — хронологической (основной материал относится к I—
Испания, видимо, уже в начале I тыс. до н. э. была знакома с выходцами из Финикии и Эгейского бассейна, а значит, и с более развитыми обществами. Позднее здесь действовали, основывая колонии, и греки, и карфагеняне. К появлению в Испании римлян рабство там было достаточно распространено. (Вспомним хотя бы о сагунтянах, распроданных Ганнибалом в рабство по всей Испании. — Liv., 28, 29.)
Интересны свидетельства о каких-то формах коллективного «рабства» в доримской Испании. Надпись, видимо,
с.38 Освоение Испании римлянами проходило в войнах (и не только завоевательных — гражданские войны Рима
Однако уже к этому времени часть Испании (Бетика, восточное побережье Тарраконской провинции) была глубоко романизованной: местные языки забывались, менялся весь жизненный уклад; внутренние районы Тарраконской провинции и в еще большей мере ее запад и север (Галлеция, Астурика, область кантабров), провинция Лузитания сохраняли (и в позднейшее время) гораздо больше местных особенностей и институтов10.
Наши источники позволяют судить и о составе и характере римской (точнее — италийской) иммиграции в Испанию II—
Вопрос о происхождении рабов римской Испании рассмотрен нами в другой работе14, здесь повторим лишь общие выводы. «География» происхождения испанских рабов весьма широка, и этнический состав очень пестр. Это указывает на большую мобильность (в прямом смысле слова) рабского населения империи. Рабы — выходцы с греческого Востока, видимо, были не менее многочисленны, чем выходцы из более близких областей Европы или Африки. Рабы местного происхождения составляли заметную, но далеко не основную долю рабов римской Испании.
Переходя к вопросу о занятиях и некоторых аспектах положения рабов, хотелось бы начать с юридического текста
Наиболее разительны известные примеры богатых и влиятельных рабов принцепса, и прежде всего — занятых в имперском аппарате управления. Но ведь организация этого аппарата развивалась из форм управления, сложившихся в первичной ячейке рабовладельческого общества — фамилии. Пренебрежение исследователя дифференциацией в среде самих рабов, разностью положений, в каких раб может выступать, подчас искажает восприятие источника. Так, А. Бланке и Х. Лусон (а за ними Х. Бласкес и Мангас) видят в CIL, II, 957 (из медных рудников Риотинто: Theodorus Diogenis vicarius Firmiae Epiphaniae dominae sanctissimae d. d.) свидетельство улучшения положения рабов в рудниках18. Но подобное посвящение (выполненное хорошими буквами), конечно, не принадлежало рядовому рабу из рудников, а место находки надписи и прямое обращение «викария» Теодора к госпоже заставляют предположить, что именно ею он был выделен в помощь и в пекулий другому рабу (Диогену, чье место в фамилии было, надо думать, еще более высоким) и был занят в сфере управления хозяйством19. Другой пример: RIT, 54 = BRAH, 43, p. 454 sq. (Тарракона,
Надписи с указанием на род занятий раба или отпущенника составляют сравнительно небольшую долю (исключая надписи императорских рабов и гладиаторов). Поэтому не приходится пренебрегать и небесспорным материалом.
О занятиях сельских рабов надписи не сообщают почти ничего, хотя широкое распространение рабства в сельском хозяйстве Испании не подлежит сомнению. Как отмечает Мангас, уже наличие колоний, выведенных сюда римлянами21, сельских вилл, известных по раскопкам22, свидетельствует о заимствовании из Италии тамошних форм рабовладельческого сельского хозяйства. Упоминавшаяся уже «формула из Бетики» позволяет думать, что передача земельного владения из рук в руки была естественным образом сопряжена с передачей рабов (is fundus eaque mancipia — fundus Baianus и homo Mida)23. Марциал (X, 37, 12), рассказывая, сколь обильны устрицы на берегах «Каллаикского океана», говорит, что и рабы поедают их с дозволения господина (в чьих владениях, значит, были не только устрицы, но и рабы)24.
Позволяет ли материал хоть сколько-нибудь конкретизировать эти общие представления? Марциал, на которого обычно ссылаются в этой связи, пишет о собственном имении под Бильбилой и об имении своего земляка в Лалетании (оба в Тарраконской провинции в округе Нового Карфагена) одними и теми же словами (ср. XII, 18 и I, 49). Мы встречаем здесь вилика, распоряжающегося рабами (dispensat pueris rogatque — XII, 18, 24; ср. I, 49, 26), хозяйственную вилику (XII, 18, 21), пригожего охотника (XIII, 18, 21, сл.), разделяющего господскую трапезу (I, 49, 29 сл.), да каких-то «чумазых детишек» (infans с.42 sordidus — I, 49, 28). Что до самой виллы Марциала, то она и ему напоминает италийские (XII, 31). Все эти описания сельской идиллии (именьице, очаг, простая еда, деревенские рабы), как будто и не выходят за пределы общих мест римской поэзии25 (ср., например: Hor., Epod., 2), но тем не менее находят параллели в испанских надписях.
Вот будто живая иллюстрация к Марциалу — надгробие со стихотворной надписью (CIL, II,
Один из упоминавшихся выше виликов вместе с неким отпущенником сооружает от имени фамилии часовенку с изображениями Ларов и Гения господина (CIL, II, 1980:
Отметим, что отпущенник из CIL, II, 1980 называет себя просто Suavis (без nomen gentilicium), т. е. просто прежним рабским именем. Это обычно для отпущенников, не покидавших фамилии (ср. цитированную CIL, II, 4332, а также ниже, стр. 50).
Кроме памятников «официальной» жизни фамилии (не к ним ли отнести и фрагментированную IRB, 18 = CIL, II, 4502: …ob libertatem Fuscae
Уже несколько из цитированных надписей содержат указания на рабскую семью. Остановимся коротко и на этом институте (не ограничиваясь в данной связи только сельским материалом). Как известно, римский закон не знал брака рабов, но в жизни такие браки были общераспространены (во всяком случае в интересующее нас время), пользовались фактическим признанием и вели к образованию семьи. В быту рабы употребляли те же термины родства, что и свободные, — в надписях, наряду со специфически рабскими обозначениями партнера по браку: contubernalis35 и даже просто conservus/conserva (особенно выразительно в IRB, 154 = CIL, II, 4569: conservae bene merenti), встречаются и такие, как maritus (ср. IRB, 132 = CIL, II, 6163: conservo et marito), uxor, coniux36. Рабская семья (там, где она существовала), видимо, составляла обычно ячейку в составе фамилии37. CIL, II, 2269 (из Кордубы): «Corinthius Sex. Marii
Трудно сказать, насколько цитированные надписи о смешанных рабско-отпущеннических семьях могут свидетельствовать о более патриархальном (чем, скажем, в Италии41) укладе жизни; показательнее в этом отношении надписи с указанием отчества рабов (юридически раб, как и отпущенник, считался не имеющим родителей) — CIL, II, 5629 (conv. Lucensis, Iria Flavia): Cambavius Corali
Не лишне отметить, что большинство приведенных в этой связи надписей происходит из областей, где роль местного элемента оставалась заметной, тем более что четыре цитированных последними принадлежат к надписям с неримской структурой имен. Такие надписи многочисленны в Лузитании, северо-западных, да и внутренних областях Тарраконской провинции. Думается, что среда, из которой эти памятники происходят, была негражданской (перегринской). Для нее характерно, что наиболее распространенные местные имена —
Характерной для отпущеннической семьи чертой, которую стоит отметить, было взаимопроникновение отношений родства и рабства-отпущенничества43. Жена-отпущенница — явление, обычное в этой среде и общеизвестное. Нельзя, однако, обойти упоминанием чрезвычайно яркую надпись из Кордубы (CIL, II, 2265): раб, отпущенный по завещанию с пекулием, в состав которого была включена и его сожительница (оказавшаяся теперь его рабыней), воспользовался завещанным лишь для освобождения жены44. На положении отцовых (CIL, II, 4564 = IRB, 14545) или материных (Almeida, Egitania,
Напомним, наконец, что и сами отношения рабства и отпущенничества осмысливались как некое продолжение (конечно, на ином — более низком — уровне) семейных. Это находило выражение не только в уже упоминавшейся юридической формуле «сын или раб», не только в наследственном праве50, но и в формулах некоторых надписей. Так, в RIT, 385 = CIL, II, 4306 (видимо,
Возвратимся к вопросу о занятиях рабов.
О применении рабского труда в мастерских говорят клейма на керамических изделиях, найденных в Испании51 (надо думать, хотя бы частью — местного происхождения). Правда, как отмечает
Все известные нам рабы из мастерских — частновладельческие. Отсюда не следует, что мастерские принадлежали их господам — и мастерские арендовались, и рабов сдавали внаем54. Мы не можем с уверенностью говорить даже о принадлежности тех немногих мастерских, о которых мы знаем из надписей. Некто Амплиат, стоявший во главе (praefuit) какой-то мастерской — fabricae alas et signorum55, вместе с Каллироей и отпущенниками посвятил надпись некоей Вирии Акте56 (CIL, II, 3771, Valentia). Уже цитировалась выше (стр. 40) надпись Бабы, раба, исполнившего обет Тутеле за благополучное возведение зданий двух мастерских (officinae) и храма. На рудниках существовали какие-то flaturae officinae (Vip. I, 7; II, 957). О рабах, которые были заняты на рудниках в «сфере обслуживания», см. ниже.
Из частновладельческих рабов, которые могли бы работать вне дома господина (в мастерских, на пекулии, по найму), нам знакомы по надписям: мраморщик (marmorarius) Гермес, раб Аврелии Вибии Сабины (CIL, II, 133 — окрестности Эборы, Лузитания, по мнению Д’Орса, работал в каменоломнях58); позолотчик (inaurator) Agathocules, раб Корнелии Крусеиды, уроженец Вьенны, живший в Тарраконе (RIT, 394 = CIL, II, 6107, раннеимператорское время); красильщик (infector) Либерал из Бетики (CIL, II, 5519, Obulco, conv. Cordubensis — о статусе Либерала надпись умалчивает, но ее краткость и само имя59 позволяют предполагать в нем раба). Рабы (как полагает Д’Орс) сукновал (fullo) Элен и гвоздарь (clavarius) Пелагий (CIL, II, 5812, из Сегисамоны, Тарраконская провинция) принадлежали, возможно, коллективу gentilitatis60.
В этой же связи вспомним и раба-врача Януария (CIL, II, 5389, Hispalis), хотя он мог быть и «домашним» врачом. Однако, поскольку, если судить по именам, врачи в римской Испании (как и в Италии61) часто бывали отпущенниками, можно с.49 думать, что профессией врача вообще нередко овладевали в рабстве. Раб-помощник врача наследовал знания и дело господина. Так, возможно, врачом был Тиб. Клавдий Онит62, чей отпущенник и наследник Тиб. Клавдий Аполлинар охарактеризован как artis
Для ремесленников тоже, по-видимому, была характерна подготовка преемников и наследников дела из числа рабов, овладевших профессией. Так, патрон ставит надгробие резчику печатей, оплакивая successorem suum libertum et alumnum; да и сам патрон тоже похож по его имени (Г. Валерий Зефир) на отпущенника (CIL, II, 2243, Corduba). Не наследовал ли занятие господина и
Вообще отпущенники, как отмечает
«Испанцем» по происхождению (natione Hispanus) был Гай Юлий Гигин, вольноотпущенник Августа (Suet., de ill. gramm., 20). Вообще (судя хотя бы по сочинению Светония) грамматики (как и врачи) часто были отпущенниками. Возможно, так было с.50 и с учителем грамматики (magister artis grammaticae) Л. Элием Цериалом, чье надгробие поставлено его отпущенником Л. Элием Элианом (CIL, II, 3872), и с его коллегой (magister gramm. Graecus) из Кордубы, умершим ста одного года (CIL, II, 2236). К образованным отпущенникам, по всей видимости, принадлежал и составитель завещаний66 (testamentarius) Q. Valerius Littera (CIL, II, 1734), чье cognomen, возможно, было раньше прозвищем образованного раба (ср. cognomen врача Sciscola — CIL, II, 2348).
Конечно, не всякое занятие отпущенника восходило к рабскому: так, L. Valerius L. l. Auctus из Астурики Августы был птицегадателем (avium inspex) (CIL, II, 5078).
Провести грань между рабами (и отпущенниками), работавшими вне дома господина или в самой фамилии, подчас трудно. Как можно видеть по Vip. I, 4—
Из знакомых нам по надписям рабов многих можно отнести к тем, что несли службу внутри фамилии.
Начнем с занимавших в фамилии высокое положение. Диспенсатор Феликс из Кордубы за свой счет делает какое-то посвящение господину (CIL, II, 2234: L. Acilio L. [f.] Modesto Felix
Из домашней челяди известны по надгробиям следующие. Трое кормилиц: 25-летняя Секундилла, кормилица Анния из Гадеса (HAEp, 2005) и двое уже отпущенных на волю, чей возраст не указан: Кловатия Ирена, отпущенница Гая из Эмериты (CIL, II, 545), и
Наконец, чтобы покончить с «домашними» рабами, упомянем еще наложниц. Наложницей могла быть, например, 15-летняя рабыня, похороненная вместе с 70-летним господином в области кантабров и вардулов (CIL, II, 2955)71. Такая рабыня могла при благоприятном течении обстоятельств стать не только отпущенницей, но и женой господина — вспомним Трималхиона: «Как?! Эта потаскушка-флейтщица позабыла, кто она есть?! Да я ее с подмостков работорговца (de machina) взял! Человеком среди людей сделал!» (Sat., 74, 13). В надписях из Испании мы встречаем таких же жен-отпущенниц, в чьих мужьях можно подчас узнать тоже богатых отпущенников. Так, RIT, 385 = CIL, с.52 II, 4306 поставлена (примерно во
В специальный раздел следует выделить данные о рабском труде в рудниках. Metalla — рудники и россыпи — были славой Испании. Здесь добывали золото, серебро, свинец, медь, железо, олово, ртуть, а также сопутствующие им киноварь, мрамор и т. п.74 Испанские рудники стали разрабатываться задолго до римлян, и особенно деятельно занялись этим карфагеняне, чьими преемниками и явились сюда римляне (Diod., V, 38, 2—
Из древних авторов об испанских рудниках рассказывают Страбон, Диодор, Плиний. Страбон ссылается (III, 2, 9—
Наиболее ранние сведения о разработке испанских рудников принадлежат Полибию (ap. Strab., III, 2, 10), который писал о 40 тыс. человек, трудившихся в серебряных рудниках под Новым Карфагеном и приносивших римскому народу 25 тыс. драхм ежедневно. Исследователи считают, что эти рудники эксплуатировались государством через публиканов77. У Диодора (V, 36, 3—
Интересу Посидония к «рабскому вопросу»80 и склонности его к патетической риторике мы обязаны знаменитыми строками Диодора о труде рабов в рудниках. В подземных работах денно и нощно изнуряют они свои телесные силы, многие умирают от чрезмерных тягот. Они не имеют никакого отдыха, но, подгоняемые ударами надсмотрщиков, в страданиях кончают жизнь. Для тех же, кому сила тела и духа позволяет долго сносить мучения, сама смерть предпочтительней жизни (Diod., V, 38. 1). В духе той же традиции пишет и Плиний, хотя он и не определяет социального статуса «работников» (operarii). С особым пафосом81 говорит он об усилиях и лишениях, ценою которых с.54 слабый человек одерживает верх над могучей природой: «Горы прокапывают при свете лампад, которые служат и для измерения рабочего времени смен, по многу месяцев приходится не видеть дня» (
В
Для этого периода истории испанских рудников мы располагаем исключительным источником — двумя большими фрагментами уставов медных и серебряных рудников Випаски (совр. Алжуштрел в Португалии)83.
Документы из Випаски — две доски из местной бронзы. Vip. I — часть какого-то устава, определенного Д’Орсом как lex locationis и фиксирующего права арендаторов различных служб и сборов в Випаске. Vip. II — начало документа, регулирующего общий порядок заимки и эксплуатации шахт и оформленного в виде письма императорскому отпущеннику (вероятно, прокуратору рудников Випаски) от вышестоящего лица. Vip. II датируется упоминанием правящего императора Адриана, внесшего некоторые послабления в финансово-административный режим рудников. Vip. I датируют
Уставы Випаски и археологические данные позволяют составить представление о рудничном поселке, где снабженное сторожевой вышкой укрепление84 было как бы знаком особого с.55 военно-фискального режима85. Стоявшие здесь солдаты охраняли то ли приговоренных ad metalla, то ли просто извлеченный металл, то ли тех и другое86. Сюда стекались разного рода искатели удачи и заработка — одни, вкладывая средства в аренду шахт, другие, предлагая свой квалифицированный труд рудокопа87.
Императорская администрация, возглавлявшаяся прокуратором, должна была обеспечивать бесперебойное поступление денег в фиск и правильную — в соответствии с распорядком — разработку рудников. На подведомственной ей территории безраздельно господствовал режим аренды, откупов и монополий. Сдавалось в аренду или облагалось побором не только право на разработку руды, но и на вторичное использование рудничных отходов88, разработку камня и т. п. Сдавались на откуп и монополии, так сказать, «в сфере обслуживания» (аукцион, бани, починка обуви, цирюльни, сукновальни), а также сбор податей, которыми облагались различные сделки, работы, заявки и т. п.
Арендаторы таких монополий, хотя они и образуют товарищества, действуют через акторов89, рассылают бродячих мастеров90, все-таки представляются не крупными, а средними или даже мелкими дельцами91. Среди лиц (occupatores, coloni), занимающих, «покупающих»92 и разрабатывающих шахты, мы находим и таких, которые занимают по нескольку шахт (Vip. II, 3), и таких, что имеют лишь долю в шахте (pars putei — Vip. II, 6). Но в целом это арендаторы средние и мелкие — их много, злоупотребления, каких от них можно ждать, тоже мелкие: переносить руду в плавильни ночью (чтобы утаить часть добычи — Vip. II, 9), подбирать рудничные отбросы (egbolas) на участке соседа (Vip. II, 18) и т. п.
Какое же место в этом мире кооперируемого фиском среднего и мелкого производства занимали рабы?
с.56 Нужда в рабах была велика. Посредничество при продаже рабов упоминается на первом месте среди обязанностей арендатора аукциона (praeconium) и лишь на втором — посредничество в операциях от имени фиска. Рабы (mancipia) могли продаваться мелкими и более крупными (от 5 человек) партиями (Vip. I, 2).
О рабах, занятых непосредственно в производственных операциях, прямо говорится лишь в Vip. I, 7, где речь идет об использовании шлаков, отбросов, камня и т. п. Рабочие, отряжавшиеся для этого, могли быть рабами или наемниками (servi mercennariique). В том же параграфе упоминаются также рабы или отпущенники плавильщиков серебра и меди (servi et liberti flatorum argentariorum aerariorum), которые выполняют работы для своих господ или патронов (видимо, владельцев плавилен). Эти рабы и отпущенники (в отличие от лиц, работавших на свой страх и риск) не подлежали обложению, — должно быть, просто потому, что фиск имел дело с их хозяевами.
Однако просто «рабов» — без уточнения их функций — мы встречаем в различных статьях устава. То их стригут и бреют сотоварищи по фамилии (Vip. I, 5), то они чинят башмаки господам (I, 4), а то — наравне со свободными (а может, и по их наущению) — воруют чужую руду (II, 10) или что-нибудь портят на руднике (II, 13, 17).
Труд раба на господской службе, как уже говорилось, не регулировался уставом, и на него не распространялся режим монополий. Однако «экстерриториальность» фамилии не была неограниченной: за преступления, нарушавшие нормальную работу рудника (кража руды, повреждение крепежных сооружений, нарушение правил безопасности при устройстве штолен и т. п.), кара налагалась на раба непосредственно императорской администрацией рудника в лице прокуратора (см. ниже, стр. 65) — за господином оставалось лишь право на цену раба.
Цитированные статьи Vip. II косвенно свидетельствуют о том, что раб мог трудиться в шахте, штольне, забое. Здесь же, вероятно, работали приговоренные ad metalla — известны многочисленные находки оков94. Бланко и Лусон приводят довольно большой материал надгробий свободных рудокопов, главным образом лузитанцев и галлеков, стекавшихся в рудники Юго-Запада (и даже говорят о «миграционном движении»)95. Ничего не известно, однако, о соотношении их труда и труда рабов96.
с.57 В роли рудничной администрации выступали императорские рабы и отпущенники, получавшие от прокуратора жалованье и разделявшие с солдатами охраны право бесплатно мыться в бане.
Рабских надписей из рудников дошло до нас мало. Кроме цитировавшейся уже надписи викария Теодора можно назвать, кажется, только надгробие 15-летнего раба Германа (Germanus Marini ser. — HAEp, 2171) и, разве, надпись «мраморщика» (marmorarius) Гермеса, раба Аврелии Вибии Сабины (CIL, II, 133 — из окрестностей Эборы), который, по мнению Д’Орса97, мог работать в каменоломнях.
Несколько памятников считаются изображениями испанских рудокопов римского времени98. Наиболее известен рельеф из Линарес (Бетика)99, изображающий рудокопов, направляющихся в забой. Их девять человек: пятеро изображены на переднем плане в рост, четверо — на втором плане. Глава группы (изображен более крупно) идет замыкающим, неся клещи и колокол (?), перед ним человек с молотком-киркой, еще один со светильником, у двоих руки свободны. Различие снаряжения указывает на разделение труда. Костюм изображенных Бланко и Лусон определяют, как род коротких штанов и кожаный передник (для защиты тела от давления тяжелой корзины с рудой). Датируют рельеф обычно временем Антонинов, хотя, строго говоря, указаний на дату нет. Нет указаний и на социальный статус изображенных, но думается, что рабочая одежда, инструмент100, характер кооперации в труде были одинаковы для всех рудокопов (а следовательно, и для рабов).
Об императорских рабах и отпущенниках за последнее время писали много и обстоятельно101, хотя общей просопографической сводки материала пока нет. Для Испании мы располагаем более с.58 чем полусотней надписей и единичными упоминаниями у авторов.
Наиболее известное из них (Plin.,
Конечно, пост диспенсатора провинции был вершиной рабской карьеры105, и от пресловутого Ротунда до уже знакомых нам императорских рабов из рудничной администрации, скромно пользовавшихся (наравне с солдатами) своей бесплатной баней, — «дистанция огромного размера». Но ведь и тот и другие представляли в провинции не просто власть (как упомянутые солдаты), но властителя римлян — ведь по римским понятиям не имевший собственной юридической личности раб был естественным представителем личности господина106. Получая вольную, раб императора переставал быть лицом in potestate, но как отпущенник оставался (по самому своему положению, в силу с.59 obsequium и т. п.107) для императора (каждого императора108) «его человеком» на любом посту. И вот племянник Старшего Плиния, будучи уже не только сенатором, но и консуляром, в должности императорского легата в сенатской провинции (Вифинии) ведет дела бок о бок с таким отпущенником и сообщает императору похвальный отзыв о поведении его отпущенника «на протяжении всего времени, что мы были вместе» (Ep., X, 85).
Вернемся на испанскую почву. Надписи императорских рабов и отпущенников представлены здесь для времени от Клавдиев и до Северов. Отложим пока вопрос о хронологическом распределении материала и обратимся к самим надписям.
Большинство императорских рабов и отпущенников, эти надписи оставивших, принадлежало к аппарату управления: административному, финансовому, канцелярскому. Прежде чем перейти к краткому обзору их должностей (в порядке cursus’а109), сделаем два замечания: 1) в наших надписях совсем нет упоминаний о младших (не казначейских) рабских должностях (как custodes, tabellarii110 и т. п.) и мало — о младших отпущеннических111 — возможно, эти рабы и отпущенники предпочитали глухие обозначения (Caes. s., Aug. lib.), как бы уравнивавшие их со старшими в должности; 2) за теми же глухими обозначениями могут скрываться и частные рабы императорского дома (тем более что Ульпии и Элии происходили из Испании — из Италики в Бетике)112.
Начнем с рабов, состоявших при ведомствах двадцатин (XX hereditatium и XX libertatis — 5-процентные налоги на наследства и на отпускаемых на волю рабов), хотя само включение их в с.60 этот раздел113 нуждается в существенной оговорке: за единственным, кажется, исключением (RIT, 236 — рубеж II и III вв.:
Во главе отдельных ведомственных учреждений стояли вилики117. Нам известны Gelasinus vilicus XX lib. (CIL, II, 1742, Gades) и стоявший, видимо, выше по служебному положению
В наших надписях представлены несколько рабов на высоких казначейских постах. Это аркарии, ведавшие казною одной из двадцатин (vicesimae libertatis) в масштабе целой провинции123, и несколько диспенсаторов. Из последних — двое без указаний на ведомство (места находок позволяют предположить связь с рудниками): Lupianus Aug. dispensator (CIL, II, 2644, 2645, Asturica) и Pius Aug. n. verna dispensator (1197, Hospalis). Первый поставил два надгробия: одно — жене, а другое (2644) — собственному рабу (servi fidelissimi — это личный раб, а не «викарий», каких мы увидим ниже). Диспенсатор Илипского порта — Irenaeus Aug. n.
Термин «vicarius» имел (по крайней мере в той же среде, о которой сейчас речь) ярко выраженную служебную окраску — Вивер приводит в этой связи характерную формулу (из Fr. de iure fisci, 7): dispensatori vicariove eius124. Должность викария (хотя и выделенного в пекулий вышестоящему рабу) отнюдь не свидетельствовала о приниженном положении: впоследствии с.62 такие рабы переходили в непосредственное владение императоров и продвигались по службе125.
«Caesaris ser. vic.» появляются в наших надписях еще раз (RIT, 245 = CIL, II, 6091,
Где-то на грани между рабскими и отпущенническими должностями стоят «адъюторские»127. В нашем материале они засвидетельствованы в одной-двух или двух-трех надписях. В RIT, 62 = CIL, II, 6111 (III в., из святилища Тутелы: «Ulpius Marcianus adiutor principis128 posuit») указание на статус опущено;
Далее следуют канцелярские должности регистраторского и бухгалтерского характера — a commentariis (commentarienses) и табулярии130, которые Вивер относит частично к средним, частично к старшим, причем знаком для различения старших с.63 служащих становится слово «provincia», вводимое в название должности131.
Таких — старших — среди известных нам служащих большинство. Определенно не имеет слова «провинция» в наименовании должности, кажется, только некий Дион, табулярий гладиаторской школы — Augg. n.
Далее следуют a commentariis и табулярии провинции по отдельным ведомствам. К ним Г. Альфельди склонен отнести самую раннюю (середина
Здесь же (за отсутствием более подходящего места) упомянем RIT, 239 = HAEp, 863 —
Следующую ступень представляют: a commentariis и tabularii provinciae. Их надписи достаточно многочисленны (семь и восьмая — неясная134). Нам известны:
Интересны два
Из старших отпущеннических постов по отдельным ведомствам нам известны два субпрокуратора двадцатин. Это Hypaticus Augustor. lib. sub proc. XX (которой из двух, не указано — CIL, II, 487, из Эмериты, не раньше середины
Отпущенники — прокураторы провинций нам для Испании неизвестны (возможно, их здесь и не было?). Зато мы знаем прокуратора рудного района Астурии и Галлеции (ἐπίτροπον Ἀστυρίας καὶ Καλληκίας) около 192—
Полномочия такого прокуратора (как мы уже упоминали в связи с рудниками) были весьма широки141.
Удивительно ли, что облеченный такой властью императорский управляющий на императорском руднике был там предметом всеобщего внимания. Он ставил посвящения147 Юпитеру (CIL, II, 2598; IOM Anderon) и императору (956: Нерве), а люди, занятые на руднике, ставили почетные надписи ему самому. Так, confectores aeris (хозяева медеплавилен?) ставят надпись с.66 T. Flavio Aug. lib. Polychryso (многозначительное прозвище. —
Есть еще целая серия надписей, где упоминаются Aug. liberti procuratores, связываемые исследователями с рудниками150. Речь идет о посвящениях Юпитеру (IOM) за здоровье императоров от имени воинских частей ob natales signorum. Все они (CIL, II, 2552—
В завершение раздела об административной деятельности императорских отпущенников в Испании приведем пример отпущеннического прокураторского
Итак, эпиграфический материал демонстрирует нам две сферы деятельности императорских рабов и отпущенников: канцелярско-бюрократическую и административную156. Надписи, естественным образом, не отражают такую — тоже существенную (по крайней мере до времени Антонинов) — сторону их деятельности, как участие во всякого рода интригах и борьбе вокруг власти. Мы знаем о рабах, которых со злым умыслом подарил Гальбе (тогда наместнику Ближней Испании) отпущенник Нерона и которые едва не закололи Гальбу по дороге в баню (Suet., Galb., 10, 5), а также о доносе, поданном императорским отпущенником Гиларом на Клувия Руфа — тоже наместника Ближней Испании (Tac., Hist., II, 65). Связанные с императором личными связями, его отпущенники (не говоря о рабах) были для него наиболее удобным орудием во всякого рода скользких делах: наиболее драматичные эпизоды такого характера мы находим, конечно, у писателей
Эпиграфические данные об императорских отпущенниках
Остановимся коротко также на семейном положении императорских рабов и отпущенников по надписям, из которых большинство (все включенные в RIT) датируются (одни с большей, другие с меньшей определенностью) II—
Двадцатой из учтенных нами жен была некая Коскония Леда (RIT, 239 = HAEp, 863), свободная с неимператорским nomen, для которой трудно с уверенностью говорить об отпущенническом или рабском статусе ее мужа.
Итак, рабыни (императорские?) составляют значительное меньшинство среди жен императорских рабов и отпущенников и встречаются лишь на низшем уровне их служебной иерархии. У обеих возможных рабынь мужья — без указания на должность. У прочих — жены с nomina (вне зависимости от статуса мужа), причем несколько более половины носит императорские nomina, т. е. происходит, скорее всего, из того же круга (императорские отпущенницы, дочери или внучки императорских отпущенников), а другая половина берется «со стороны»163.
В 6 надписях мы встречаемся с детьми императорских отпущенников. Четверо из них имеют nomina, а в двух надписях указаны и praenomina. Iulius Pamphilis (CIL, II, 4185 = RIT, 247) наследует nomen от отца, Юлия Секунда164. Так же, видимо, обстояло дело с П. Элием Элианом (CIL, II, 4181 = RIT, 242), чей отец известен нам только по cognomen. C. Iulius Aquilinus и Iulia Favorina (HAEp, 860 = RIT, 243) — дети императорского отпущенника Фавора, если поздняя датировка этой надписи (у Вивера и Альфельди) верна, должны были, скорее всего, наследовать nomen от матери. Сложнее обстоит дело с Аврелием Македоном (CIL, II, 4182 = RIT, 246), его родители обозначены как Marcianus Aug. lib. и
с.70 В двух надписях — дети без nomina. В RIT, 236 сын свободной (с императорским nomen, более ранним, чем надпись) назван просто Martialis. Должны ли мы видеть в нем раба? Еще сложнее ситуация в RIT, 248 — некто Iuvencus Aug. lib. хоронит свою мать Ювенцию Павлу. Cognomen сына явно образовано от nomen матери. Была ли она отпущенницей неких Ювенциев (ср. RIT, 416, 417, 610), статус которой был урезан до рабского (по Силанианскому сенатусконсульту) вследствие брака с императорским рабом166?
Не думается, что на всякий вопрос подобного рода когда-нибудь сможет быть получен точный ответ. Не думается также, что обилие свободных (включая, конечно, отпущенниц) жен можно считать показателем высокой «социальной мобильности» императорских рабов, как того хочет Вивер167. Скорее, напротив, рабско-отпущенническая бюрократия конституируется в замкнутую сословную социальную группу, принадлежность к которой значит больше (в ее отношениях с внешней средой), чем разность в статусе лиц, к ней принадлежащих. Но внутренняя структура этой группы выражалась в категориях рабовладельческого общества и определялась его законами.
Здесь же, видимо, лежит и ответ на вопрос: есть ли смысл уделять в общем обзоре данных о рабстве столько места императорским рабам и отпущенникам — группе, обособившейся, утерявшей связь и с производительным трудом, и со сферой обслуживания, организовавшейся в регулярный административно-бюрократический аппарат? Вспомним, однако, риторический вопрос Плиния о Ротунде, тот самый вопрос, которым мы открывали этот раздел: «Сколь же много его сотоварищей по рабству должны были эти блюда вносить?» Как бы ни была велика разница между обличьями, в каких предстает перед нами римское рабство, римлянин здесь никакого разрыва не видел. И это должно говорить не столько об ограниченности восприятия современников, сколько о цельности и широте изучаемого явления.
Надписи общественных рабов, принадлежавших городам и т. п. (и соответствующих категорий отпущенников), из Испании тоже достаточно многочисленны — около двух с половиной десятков168, но эти надписи скупее на информацию и в целом с.71 материал небогат169. Мангас даже предполагает поэтому, что отпущенники городов, «как и общественные рабы», выполняли различные поручения временного характера — в соответствии с текущими нуждами — и не составляли специализированной группы, подобно императорским отпущенникам, занятым в администрации170. Такое предположение нуждается в уточнениях. Немногочисленные примеры из Испании (как и более обильный италийский материал171) показывают, по крайней мере, рабов города на вполне определенных должностях. И если в их надписях соответствующее указание часто отсутствует, то, видимо, в связи с меньшим (чем у императорских рабов) диапазоном дифференциации в их среде. (Вспомним, что указание на должность тем чаще, чем она выше.) Возможно, указание на статус городского раба было само достаточно ясным, чтобы сопровождаться дополнительным, повышающим престиж уточнением.
Можно обратить внимание и на то, что почти все надписи с указанием на должность принадлежат рабам (а не отпущенникам) города, и вообще указаний на статус раба города больше, чем на статус отпущенника города. Это, видимо, связано с тем, что сами городские службы оставались «рабскими» (т. е. вспомогательными под контролем магистратов), не превращаясь в самодовлеющую бюрократию, как императорские ведомства.
Из конкретных должностей, упоминаемых в надписях, прежде всего назовем опять-таки казначейские или финансово-канцелярские — диспенсатора и табулярия — CIL, II, 5164172: Speratus
Рабы городов объединялись в familia publica, организованную как коллегия. Отпущенники городов также входили в нее, занимая самые высокие посты. Нам известен «постоянный жрец и магистр во второй раз» такой фамилии из Кордубы — CIL, II, 2229: A. Publicio
Кроме рабов города были и другие общественные рабы. Так, о каких-то рабах провинции (видимо, немногочисленных) мы можем судить лишь по двум-трем надписям отпущенников провинции: CIL, II, 2230, Corduba: C.
В CIL, II, 2011 (из Нескании в Бетике) говорится о неких servi stationarii, получавших — при одной из раздач — денежные подарки вместе с «декурионами, сыновьями декурионов — гражданами и поселенцами» (наравне с двумя последними категориями). Речь идет, как отмечает в комментарии Хюбнер, об общественных рабах «не низкого положения», но при какой statio они состояли, сказать нельзя182.
Наконец, в поздней (239 г.) надписи из Сегисамоны CIL, II 5812 (о ней см. также ниже) упоминаются раб и несколько отпущенников, видимо, какого-то родового коллектива. Они обозначены как ser. gen. и lib. gen. (gentilis, по Хюбнеру; gentilitatis, по Д’Орсу183); отпущенники имеют nomen
Из италийских надписей известно, что рабы и отпущенники городов стремились подчеркнуть свою связь с городом или свою роль в жизни коллегий, делая пожертвования, порой весьма значительные187. Испанские данные на этот счет скромнее. с.74 Отпущенник города Нескании Г. Публиций Фортунат поставил на свои деньги на общественной земле алтарь «Божественности обожествленных Августов» (CIL, II, 2009)188. Обломок алтаря из Бальсы (CIL, II, 5164, по Хюбнеру,
Надписей, свидетельствующих о семейном положении общественных рабов и отпущенников, тоже немного. Три надгробия поставлены отпущенниками женам (CIL, II, 353: uxori
Фрагментированная HAEp, 1017, весьма возможно, была поставлена рабом или отпущенником reip.
Особой группой рабов, не принадлежавших городам, но игравших немаловажную, хоть и своеобразную роль в городской с.75 жизни, были гладиаторы. Заметим, что именно из Испании дошел до нас яркий документ эпохи — так называемая речь М. Аврелия и Коммода193 о снижении цен на гладиаторов. Данные римско-испанской эпиграфики о гладиаторах изучены А. Д’Орсом194 и А. Гарсией-и-Бельидо195. Здесь мы ограничимся самым кратким обзором.
В городах Испании гладиаторские игры, как мы знаем из надписей196, устраивались фламинами провинций (CIL, II, 5523:
В Испании были гладиаторские школы (CIL, II, 4519 = IRB, 44 = G15199 — см. выше, стр. 63; HAEp, 323 = G5: (ludus gladiatorius)
Рядом с гладиатором-рабом в упомянутой речи назван «свободный» (стк. 46), несколько ниже — «damnatus ad gladium» (стк. 57) и «auctoratus» (стк. 60). Как поясняет в подробном с.76 комментарии Д’Орс200, для раба продажа в гладиаторы была наказанием (согласно SHA, Hadr., 18, 8, Адриан запретил господам делать это, не представляя соответствующего объяснения); свободный мог «завербоваться» в гладиаторы, позволив (специальным обязательством) себя «жечь, вязать, бичевать, убивать мечом» — он и есть «auctoratus». Д’Орс считает его фактически рабом, но в строго юридическом смысле слова свободным (правда, он лишался гражданской чести201). Наконец, на арену выводились и осужденные ad gladium202, которые, видимо, считались (как и присужденные к рудникам) «рабами кары» (servi poenae) и покупались устроителями игр у прокуратора, ведавшего осужденными («Речь», стк. 58).
В 1960 г. все известные к тому времени гладиаторские надгробия из Испании были сведены «на манер corpus’а» А. Гарсией-и-Бельидо (см. прим. 195). Его сводка насчитывает 16 номеров (17 надписей)203, из которых одна, правда, не надгробная, а посвятительная (G16) и две принадлежат не гладиаторам в собственном смысле слова204; в сводку включены также (с литерной нумерацией от A до D205) надписи гладиаторов испанского происхождения — их всего четыре (за пределами Испании всего три). Сводка A. Гарсии может быть пополнена еще двумя гладиаторскими надгробиями, изданными в 1971 г. П. Пьернавьехой206. Гарсия объясняет малую (как ему представляется) численность гладиаторских надписей общей немногочисленностью гладиаторов в Испании207—
Надгробия следуют одному стандарту: полная формула (какие-то ее части всегда опущены или утрачены) выглядела бы так: имя (иногда с указанием «l.» — liberatus) и гладиаторская профессия, гладиаторская школа, число боев, число наград, происхождение, возраст, кем похоронен. Однородный (можно сказать, анкетный) характер сообщаемых сведений позволяет свести их для наглядности в таблицу (см. стр. 78—
Большинство гладиаторов, как можно видеть, поименованы только по cognomen; nomina мы находим лишь у двоих (G 6; 14) — скорее это auctorati, чем осужденные209. Стоит отметить, что из общего числа гладиаторов (21) шестеро (т. е. более четверти) были из императорских школ в Капуе210. Лишь для одного (G 5) указана школа, которую Гарсия локализует в Испании211; впрочем, думается, что и остальные, для которых школа не указана, принадлежали к местным фамилиям. Число сражений отдельного гладиатора от двух до 20 (G 12) — 25 (P 1); возраст — от 20 до 35 лет. Хоронит гладиатора чаще всего (семь или восемь раз) жена212, одна или с сыном (P 2) либо с сотоварищем (G 4) погибшего, или сотоварищ один (G 11?); три раза — фамилия или, возможно, иногда ее часть (G 5; 7; 10).
Из троих гладиаторов испанского происхождения, известных Гарсии за пределами страны, лишь один (G B, из Италии — Brixia) носит «рабское» имя: Smaragido murmilloni
К надписям гладиаторов можно присоединить и три эпитафии цирковых возниц (aurigae)214. В отличие от скупых на слова с.78 гладиаторских, их надгробия украшены стихами215.
Надписьа | Имя | Гладиаторская профессия | Школа (ludus) | Число боев | Награды | Происхождение | Возраст | Кем похоронен |
G1 | Satur | 13 | — |
— |
— |
— |
||
G1 | Bassus l.б | — |
— |
(p.)I, (c.)I | — |
— |
Cornelia Severa uxor |
|
G2 | Cerinthus | mur(millo) | 2 | — |
natione Graecus | 25 | Rome coniunx… de suo posit | |
G3 | Amandus | tr(aex) | 16 | — |
22 | — |
||
G3 | Pudens | mur(millo) | — |
— |
— |
— |
— |
— |
G4 | Faustus | mur(millo) | Ner(onianus) | 12 | — |
35 | Apollonia uxor et Hermes |
|
G5 | Ingenuus | — |
pal. XII | natione Germanus | 25 | familia universa de suo |
||
G6 | L. Annius Valens | mur(millo) | — |
— |
— |
— |
20 | — |
G7 | (утрачено) | — |
Ner(onianus) | — |
— |
— |
— |
Conservi de suo |
G7 | Sagitta?г | tr(aex) | ? | — |
— |
natione Hispanus | — |
|
G8 | Actius | mur(millo) | — |
6 побед | — |
— |
21 | uxor viro de suo |
G10 | […] l. | — |
— |
— |
p.[I], c. II | — |
— |
familia |
G11 | Alipus | — |
— |
— |
— |
— |
30 | posuit Amabilisд de suo |
G11 | Amabilisд | — |
— |
— |
— |
30 | — |
|
G11 bis | (утрачено) | — |
— |
— |
— |
Graec. | — |
— |
G12 | ? (liberatus?) | — |
— |
natione Bessus | 35 | ucsor viro | ||
G13 | Germanus | samnis | 14 | — |
30 | — |
||
G14 | Cassius Victorinus | retiarius | — |
— |
— |
— |
35 | Antonia Severa |
G16 | (утрачено) | ess(edarius) | — |
— |
— |
— |
— |
не надгробная. Посвящение |
P1 | (утрачено) | — |
— |
25 | — |
— |
— |
|
P2 | Probus | — |
— |
?е | natione |
?е | Volumnia Sperata coniugi pio merenti, P. Volumnius Vitalis patri pio |
б «literatus», т. е. освобожденный от обязательств и выступающий по собственной воле.
в Гарсия развертывает
г Гарсия полагает, что это не имя, а сокращение
е Стк. 3, читающаяся по прориси как
Возница Евтихет (CIL, II, 4314 = RIT, 444), проживший всего 22 года, был рабом, видимо, супружеской четы:
Ряд вопросов, связанных с темой, не может быть подробно рассмотрен здесь, требуя специальных исследований. Назовем некоторые.
1. О торговле рабами и о рабах, вывозившихся из Испании. Краткая сводка данных, составленная в свое время Уэстом, выполнена некорректно218, и пользоваться ею нельзя. Она показывает лишь видимую скудость источников — эпиграфических, да и литературных (относящихся едва ли не в большинстве к гадитанским танцовщицам);
2. О рабах и отпущенниках в муниципальных законах. Материал легко обозрим, но связан с более общими юридическими вопросами. Рабы и отпущенники упоминаются в законах Урсоны219 и Сальпенсы220 (в Бетике): в L. Urs., 62 сообщается о servi cum cincto limo (см. выше, стр. 72); в L. Urs., 122 — о деле по обвинению раба в краже (…cum servi furti
3. О роли отпущенников в муниципальной жизни. Сжатый обзор относящегося сюда обширного материала был выполнен в свое время
4. О религиозной жизни рабов и отпущенников. Немало относящихся сюда надписей собрано Мангасом223, но выводы его представляются нам поверхностными, а порой и натянутыми224. Видимо, нельзя рассматривать этот вопрос, отправляясь лишь от с.81 характера отдельных божеств и отвлекаясь от общего социологического (жизнь фамилии, муниципальные институты и т. п.) и историко-религиозного контекста.
В заключение коснемся еще одного вопроса — о коллегиях (и иных объединениях, включавших рабов) — и только в одном аспекте.
Надписи разного рода коллегий и объединений из Испании в основном сведены Д’Орсом225. Здесь и ремесленные объединения fabrum, centonariorum, sutorum, лодочников (lynthrarii, scapharii, navicularii) и «землячества» (το κοινόν… [ἐν Μαλάκῃ] Σύρων…
Два списка магистров какой-то коллегии (или каких-то коллегий) сохранены в двух надписях из Нового Карфагена, датируемых еще республиканским временем229. Первый список (CIL, II, 3433), предваряемый словами: «Heisce magistris
Список членов (15 мужчин и 6 женщин) и патронов (5, в том числе одна женщина) какой-то небольшой коллегии мы находим в уже упоминавшейся надписи 239 г. из Сегисамоны (CIL, II, 5812)231.
Надпись известная и цитируется нередко, но обычно в ней не замечают одной странности. В первых пяти строках говорится, что обет за патронов приняли cives pientissimi et amicissimi
В остальном список многим напоминает нам гораздо более древние из Нового Карфагена: он составлен опять-таки в порядке (нисходящем) статусной иерархии. Впереди стоят пятеро Публициев, четверо из которых имеют обозначение lib. gen.; при каждом из пятерых указано также имя жены. Открывающий список Публиций Парат не имеет указания на статус, — может быть, он (подобно Поплицию из 3433) уже потомок отпущенников (но отчество на этот раз не указано). Дальше идут несколько лиц с nomina (но без praenomina, которые для патронов указаны). Поскольку в их числе двое Валериев (да еще три Валерии в числе жен Публициев), а двое Валериев есть и среди патронов, естественно предположить, что мы имеем дело с отпущенниками232 (тем более что в списке они идут после lib. gen.). Из них с женой только один, а рабы без жен. При некоторых именах (без обозначения принадлежности родовому коллективу) указана профессия ремесленника (см. также выше).
Что же это была за коллегия? «Хотя документ весьма далек от того, чтобы быть ясным, похоже, что здесь угадывается некая организация фамильного коллективного производства», — пишет Д’Орс233. Действительно, какие-то фамильные связи несомненны и между патронами коллегии, и между ее членами, и между с.83 теми и другими. Более того, большинство Публициев через жен связано с той же фигурирующей и в списке патронов фамилией Валериев. Но если коллегия в целом имеет фамильный характер, то почему же ее члены обозначены прежде всего как cives
Не наталкивает ли нас на догадку о смысле надписи гораздо более ранняя, краткая и простая CIL, II, 4989 из Бальсы. Приведем ее целиком: T. Rutilio Gal. Tusciliano Q.
Список посвятителей состоит всего из девяти человек, но Мангас, конечно, прав, сближая эту надпись с надписями коллегий235. Как и в сегисамонской надписи, заметны фамильные связи между семьей патрона и посвятителями, из которых один носит nomen самого патрона и его отца, а двое — nomen деда патрона, cognomina ряда посвятителей согласуются с предположением об их отпущенническом статусе, и, более того, cognomina двоих Манлиев: Eutyches и Eutychio — заставляют предполагать в них отца и сына рабского происхождения (cognomina же двоих Пакциев позволяют подозревать в них патрона и отпущенника). Заключают список отпущенник города и раб города, что опять-таки наводит на мысль о сближении между общественными фамилиями и верхушкой фамилий влиятельных лиц. Посвятители именуют себя просто «amici», но и это находит какое-то соответствие в «cives pientissimi et amicissimi» сегисамонской надписи236. Думается, что в обоих случаях речь идет о «клиентских», если можно так выразиться, коллегиях, основной (если не единственной) целью которых и было объединение группы лиц невысокого, но различного статуса вокруг одного или нескольких влиятельных людей.
Легко заметить, что это по существу та же цель (почитание господина и патрона), какую преследовала уже знакомая нам коллегия-фамилия, также объединявшая рабов и отпущенников. Думается, что в наблюдаемом стремлении воспроизвести на более высоком уровне некое подобие фамильной коллегии находит выражение один из существенных принципов римского общества.
Конечно, в раннеимператорском Риме различие между с.84 свободным и рабом было основополагающим и для юридической мысли237, и для «вульгарного» мировосприятия на уровне быта238. Тем выразительнее видимое нами стремление не давать рабам, что называется, замыкаться в своей среде; стремление уже в фамилии (первичной ячейке рабовладельческого общества) объединять их с отпущенниками (юридически уже свободными, в вульгарном сознании — еще рабами). Уже в фамилии такое объединение было иерархическим239 (т. е. основывалось на принципе неравенства) и организовывалось вокруг лица (или группы лиц) более высокого социального «этажа». Этим достигалось не только рассредоточение рабов по «вертикальным» (хоть и в пределах нижнего «этажа») объединениям, но и нечто большее. Еще оставаясь «вещью»240—
Разумеется, все это не препятствовало рабам осознавать общность своего положения (как и свободным — свое превосходство). В рабских надгробиях посвятители нередко именуют погребаемых или себя «сотоварищами по рабству» —
В этой связи особый интерес приобретали бы сведения о чисто рабских объединениях. Естественно поэтому внимание исследователей к часто цитируемой в качестве такого свидетельства CIL, II, 6004
Попытаемся сформулировать несколько более общих соображений.
В римско-испанском материале, как в капле воды, отразилась вся система римского рабства интересующей нас эпохи — достаточно сильная, чтобы утвердиться на любой почве, и достаточно гибкая, чтобы без ущерба для себя включать те или иные элементы местных структур. Наряду с военной системой империи система рабства оказывается одним из основных орудий романизации осваиваемых территорий.
Римское рабство, достигшее полного развития, сопровождаемое отпущенничеством как необходимым дополнением и продолжением, предстает перед нами как явление сложно организованное и всепроникающее. Недооценка исторического значения римского (как и вообще античного) рабства всегда была связана с непониманием его универсальности, с готовностью считаться с ним лишь в самом прямом и очевидном его проявлении — непосредственном присвоении чужого производительного труда250. Но этого недостаточно для понимания ни собственно экономического аспекта изучаемого явления (так как на отношениях рабства и отпущенничества основывались и организация труда, и управление производством), ни более широкого социально-исторического аспекта. Не будет преувеличением сказать, что отношения раб-господин, отпущенник-патрон с предусматривавшейся ими ограниченной и «упорядоченной» социальной мобильностью определяли собой важнейший принцип организации римско-имперского общества, пронизывавший все стороны его жизни, вплоть до государственной.
ПРИМЕЧАНИЯ
207—
240—