Рабы в документах из Дура-Европос
Международная конференция, посвященная изучению проблем античности. Ленинград, 9—14 апреля 1964 г.
с.81 Важным источником, освещающим правовое положение рабов в Сирии I—
Документы из Дура-Европос позволяют выявить два типа рабства в Северной Сирии I—
Постоянные рабы упоминаются в документах из Дура-Европос пять раз (DEPP, 17 B, 18, 25, 28, 31): в документах, где речь идет о продаже или передаче имущества или, как в последнем случае, в акте о разводе, о возможности возникновения претензий на имущество. Рабы составляют обычно часть этого имущества. В особенности примечателен в этом отношении пергамен (DEPP, 25 = D. Pg. 23), датируемый 180 г. н. э., — акт о продаже Лисием, сыном Лисия, сына Гелиодора, сына Аристоника, раба по имени Ахаб (δοῦλον αὺτοῦ ᾧ ὄνομα Αχαβοῦς), около 20 лет от роду, а также половины виноградника. Факт продажи в данном случае раба одновременно с виноградником сам по себе, по-видимому, не может свидетельствовать ни о том, что раб был держателем виноградника, ни о том, что он был прикреплен к последнему и неотделим от него. Столь важное обстоятельство, несомненно, должно было бы быть специально оговорено. Другой пергамен (DEPP, 18 = D. Pg. 21), относящийся к 87 г. н. э., трактует о более сложной сделке. Согласно этому акту, Никанор, сын Ксенократа, возвращает своей теще Тимонассе, дочери Селевка, имущество (
О всех упомянутых здесь рабах мы узнаем в момент, когда над ними осуществляется право отчуждения — одно из важнейших прав собственника по отношению к объекту собственности. Документы не содержат сведений о том, как они стали рабами, или косвенных указаний на этот счет. Правда, обращает на себя внимание то обстоятельство, что все рабы, имена которых нам известны, носят семитские имена, тогда как у их владельцев имена греческие. Отрывочность и случайность материала не позволяют сделать из этого факта сколько-нибудь далеко идущие выводы. Высказывалось предположение, согласно которому эти рабы принадлежали к местному сельскому арамейскоязычному населению. Причину их порабощения гипотетически видят в практике займов-антихрез5, о которых речь пойдет ниже. Однако подобные построения кажутся слабо обоснованными. Антихрезы, которые имеются в данном случае в виду, не связаны были с утратой формальной личной самостоятельности, хотя и сопровождались частичным ограничением свободы должника в пользу заимодавца. Трудно представить себе, чтобы эти лица, которых мы условно называем временными рабами, не утратив права на собственную личность, могли быть проданы третьим лицам. Очевидно, происхождение рабского состояния следует искать в другом: рабы могли быть, как показывают все без исключения системы права, действовавшие на Ближнем Востоке в с.83 интересующий нас период, либо прирожденными, либо благоприобретенными, в том числе и вследствие самопродажи6. Только в этом последнем случае гипотеза о местном происхождении этих рабов могла бы быть принята. Что же касается собственных имен, то они сами по себе вряд ли могут свидетельствовать о происхождении этих рабов непосредственно с территории Дура-Европос, поскольку арамейскоязычное население с аналогичными собственными именами было широко распространено на всей территории Северной Сирии и Месопотамии.
Заметим в этой связи, что известный пальмирский пошлинный тариф предусматривает следующие случаи продажи рабов (CIS, II, 3913): импорт, продажа рабов «изнутри», без предварительного ввоза, и экспорт. Показательно, что пошлина за ввоз рабов значительно выше пошлины, взимаемой в двух последних случаях, что имело своей целью, очевидно, затруднить импорт рабов. Существовало ли аналогичное положение в Дура-Европос, не ясно. Несомненно, все же, что и ввоз рабов, и их продажа «внутри» общества были в Дуре широко распространены. Последний случай встречается в рассматриваемых нами документах.
Все сказанное показывает, что определенные выводы о происхождении этих рабов и происхождении их рабского состояния сделать невозможно. Единственно, что вполне очевидно, — это то, что к моменту совершения сделок данные лица уже были рабами.
Характерно, что ни один из документов не содержит никаких сведений о цене рабов. В пергамене DEPP, 25 указана только цена половины виноградника — 500 тирских драхм, тогда как цена раба Ахаба, продаваемого вместе с ним, отсутствует. Вероятно, есть основания полагать, что цена раба включена в указанную сумму. Умолчание о рабе в данном случае можно было бы объяснить тем, что половина виноградника представляла собой основной объект продажи, вокруг которого концентрировалось основное внимание участников сделки. Обращает на себя внимание при этом и то обстоятельство, что, подробно описывая все те предметы, которые составляют неотъемлемую часть продаваемой доли виноградника, документ ни словом не упоминает о рабе.
Переходя к анализу документа, происходящего из Эдессы, должно отметить, прежде всего, что, как показывает описание наводнения в Эдессе в ноябре 201 г. н. э., дошедшее до нас в «Эдесской хронике» (I, 8)7, здесь наряду с частновладельческими существовали и государственные, в данном случае царские рабы (ʿbdʾ dylh dmlkwtʾ). Правда, текст хроники не содержит сколько-нибудь детализированных данных об их положении. Интересующий нас документ8, хронологически близкий к событиям, описываемым в хронике (DEPP, 28 = D. Pg. 20, 243 г. н. э.), характеризует положение частновладельческих рабов в Эдессе и их происхождение. Это составленный на сирийском языке акт о продаже рабыни (ʾmtʾ; ср. библейское и мишнаитское: ʾmh) Аматсин из числа военнопленных, проданных в рабство. Продавец рабыни — Марция Аврелия, дочь Шеменбараза, внучка Абгара. Покупатель — Луций Аврелий Тирон, сын Барбелшамена, из Харрана. Цена рабыни — семьсот денариев, возраст — двадцать девять лет. Покупатель приобретает право владеть рабыней, распоряжаться ею и пользоваться по своему усмотрению. Интересно, что данный документ близок к нормам греческого эллинистического с.84 права и в то же время сохраняет обычный ближневосточный формуляр, сходный с формулярами арамейских деловых документов из Египта и арамейских и еврейских — из Вади
Документы (DEPP, 17B, 20, 21) позволяют более подробно охарактеризовать то явление, которое мы условно называем временным рабством. Наиболее полно из них сохранился пергамен DEPP 20
Уже не раз с полным основанием высказывали предположение о доэллинистическом ближневосточном происхождении актов этого типа10. Помимо прецедентов нововавилонского времени, которые были отмечены
Положение закабаленного нельзя в данном случае считать аналогичным положению вечного раба. Его отношения с господином регулируются договором, который, по крайней мере теоретически, предусматривает с.85 возможность его аннулирования после уплаты долга. В связи с этим должник не теряет права на собственную личность в целом, равно как и гражданскую правоспособность: не случайно в документе он не назван рабом, речь идет лишь о выполнении им δουλικὰς χρείας. В этом смысле, очевидно, правы те, кто видели в контрактах, аналогичных нашему, своеобразный договор о найме свободного работника12. Нельзя не увидеть весьма близкой аналогии этих временных рабов с рабами — «евреями» мишнаитского права. Эти рабы не рассматриваются как собственность их владельца (Мишна, Киддушин, I, 2; ср.: Бава Мециа, I, 5); срок их эксплуатации ограничен шестью годами. Раб-«еврей» практически отрабатывает для своего господина ту сумму, которую последний уплатил за него, а также проценты на эту сумму. Разница заключается в двух обстоятельствах: рабы-«евреи» не обязаны производить какие-либо выплаты в пользу своего владельца; соответственно сроки зависимости не обуславливаются этими выплатами, но фиксируются раз и навсегда для всех случаев.
Все же нельзя считать, что перед нами только наем работника. При наличии всех отмеченных выше черт должник все же попадал в зависимость от кредитора и терял право распоряжаться собой, что практически существенно ограничивало его право на собственную личность, теоретически за ним сохранявшееся. К тому же трудно представить себе, чтобы, взяв в долг столь значительную сумму денег (400 драхм) и не имея источников дохода, кроме собственного труда, должник мог избавиться от этой зависимости. Зависимость эта могла быть ликвидирована либо после нового займа, что маловероятно, да и не изменило бы положения по существу, либо с помощью труда остальных членов семьи. В противном случае она становилась практически бессрочной, что, вероятно, достаточно часто и происходило.
В данном случае форма зависимости весьма близка к крепостному состоянию13 и характеризуется частичным порабощением производителя. Очевидно, этот способ эксплуатации представлялся в I—
ПРИМЕЧАНИЯ